Антон Куховаренко Антон Куховаренко

61 МЛН. НАРУШЕНИЙ ЗА 2016 ГОД

По данным министерства транспорта США — National Safety Automation Administration, каждый год в Штатах примерно 41 млн. американцев получает штрафное постановление на основе данных с систем фотофиксации — это примерно один из пяти водителей. А сумма этих штрафов составляет около $6,2 миллиардов.

Я не располагаю данными об общей сумме выставленных штрафов в России, однако, на мой взгляд, в нашей стране этот показатель значительно ниже. Согласно ресурсу stat.gibdd.ru, за 2016 год в Татарстане 1,2 млн. водителей совершили административные правонарушения, зафиксированные с помощью средств автоматической фото- и видеофиксации. То есть на каждого третьего жителя республики приходится один штраф, а это в 4,5 раза меньше заявленного в исследовании shtrafy-gibdd.ru. При этом к этим 1,2 млн. относятся не только автомобилисты региона, но и транзитный трафик, гости республики. Через Татарстан проходит множество важных дорожных артерий, поэтому здесь высокая концентрация транспортных средств из других регионов. И в случае выявления с помощью камер несоблюдения правил дорожного движения такими автомобилями ГИБДД также привлекает их владельцев к административной ответственности.

Вообще, если углубиться в статистку, в России за 2016 год с помощью 8,9 тыс. стационарных камер фотофиксации и 4,9 тыс. мобильных камер выявлен 61 млн. нарушений ПДД, из которых 90% — за превышение установленной скорости. Это значит, что в среднем каждый автомобилист получил штраф один раз. К регионам, лидирующим по использованию такой меры, можно отнести Москву, Московскую область, Республику Дагестан, Свердловскую, Саратовскую и Нижегородскую области, Республику Татарстан. Общая тенденция ежегодного снижения аварийности в России на 3 - 8%, полагаю, связана в том числе с эффективностью работы систем автоматической фотофиксации. Хотя, конечно, это не единственная причина.

«КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ ПОСТЕПЕННО СНИЖАЕТСЯ НА 30 - 70 ПРОЦЕНТОВ»

Занимаясь разработкой интеллектуальной транспортной системы, мы знаем, что с помощью камер контроля средней скорости количество скоростных нарушителей постепенно снижается на 30 - 70% в зависимости от места установки. Это значит, что дорожное движение на таком участке дороги становится более предсказуемым, то есть безопасным.

Удивительно, но некоторые водители прекращают соблюдение ПДД, как только выезжают за пределы зоны контроля. Полагаю, это особенность культуры вождения в нашей стране. Подобное явление мы наблюдаем при внедрении в работу зон, смежных с текущими, но на которых ранее не фиксировалось соблюдение скорости. Ярким примером может служить первая «криволинейная» зона контроля «Автодории» на мосту «Миллениум»: водитель, который вел автомобиль с разрешенной скоростью, на подъезде к мосту вдруг забывает ПДД и сознательно нарушает скоростной режим. Но после ввода второго поколения системы и обеспечения контроля скорости на самом мосту ситуация значительно улучшилась, нарушителей стало меньше. Иногда желание водителей обхитрить систему и ехать быстрее положенного после выезда из зоны контроля приводит к смещению аварийно-опасных участков на несколько метров после установки камер.

.

«ИНОГДА ОСНАСТИТЬ АВАРИЙНЫЙ УЧАСТОК КАМЕРАМИ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО»

Перед ГИБДД стоит задача ликвидации очагов аварийности. Это можно обеспечить в том числе с помощью камер. Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения», аварийно-опасный участок дороги — это участок, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог и улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествий одного вида или пять и более независимо от вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Обычно такие участки оснащены камерами, правда, не всегда. Например, это необязательно, если причиной появления аварийно-опасного участка является рельеф местности и из-за холма на второстепенной дороге нельзя оценить движение по главной дороге — автоматический контроль здесь не поможет.

Иногда оснастить аварийный участок камерами просто невозможно из-за отсутствия минимальной инфраструктуры. Это особенно актуальная проблема для дорог вне населенных пунктов, где происходит 60% всех ДТП со смертельным исходом, а основная причина аварий — несоблюдение скорости.
По нашим данным, только 10% всех систем фотофиксации в России установлены именно на таких дорогах. Для обеспечения контроля на них мы разработали специальное решение — автономный прибор. Он оснащен программным модулем, позволяющим работать независимо от качества каналов связи, а также укомплектован аппаратным модулем для бесперебойной работы при отсутствии подключения к электроэнергии и с минимальными требованиями к опорам. Это расширяет границы применения систем фотофиксации на аварийно-опасных участках за городом, на федеральных и региональных трассах.

Антон Куховаренко