Студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей Студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей Фото: kpfu.ru

КАК В РИГЕ С МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ СОГЛАСИЕМ?

Надо сказать, студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей. Первокурсники (а их было больше всех) юрфака, истфака, журфака, политологии и международных отношений старались занять места на задних рядах, желая максимально дистанцироваться от происходящего. Делегацию латвийских гостей в сопровождении проректора по внешним связям Линара Латыпова встретили стоя и аплодисментами, хотя и не сразу сообразили, что это вообще надо сделать. Латыпов сразу постарался перевести разговор в неформальное русло и, воспользовавшись правом первого вопроса, поинтересовался судьбой Домского собора, пластинки с записями из которого имел честь слушать в далекой молодости. Рижский мэр с гордостью сообщил, что собор жив и недавно прошел через капитальный ремонт.

Далее Ушаков начал свое явно неподготовленное выступление: «Мне 40 лет. С 2009 года я мэр Риги. По образованию экономист, оканчивал сначала Латвийский университет по специальности „экономика“, потом, в начале 90-х, мне повезло получить стипендию и уехать в Данию, где я завершил магистратуру по той же специальности. Изначально планировал делать научную карьеру и преподавать в университете». Вернувшись на родину, Нил Валерьевич сначала подрабатывал в университете, потом — журналистом. «Когда работаешь журналистом, у тебя часто появляется впечатление, что ты не согласен с какими-то процессами, и в 2005 году я ушел в политику, вступил в социал-демократическую партию „Согласие“, — вспоминал политик. — Три года был депутатом сейма, а потом были выборы в Думу, с 2009 года — мэр Риги. Следующие выборы у меня через 37 дней. Так что сразу после Казани возвращаюсь к предвыборной кампании».

Далее мэр решил похвастаться экономическими достижениями своего города. Сейчас в Риге проживают 700 тыс. человек, бюджет в расходной части — 945 млн. евро, уровень ВВП по сравнению со средним показателем по Европе — 106%. Большая часть населения — русские (около 55%), остальные — коренные латыши. Проблем с межнациональным согласием в Риге никогда не было, благо сильна традиция смешанных браков: вторая половинка каждого пятого латыша или латышки — другой национальности. Сильны русскоязычные традиции. «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС, — Ушаков единственный раз за лекцию обратился к чисто политической теме. — Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части. Ситуация во Франции демонстрирует очень большие проблемы ЕС: очевидный рост ксенофобии и национализма, который никогда ни к чему хорошему не приводил. Как будет развиваться ЕС — самый важный для Латвии вопрос, наверное, на ближайшие лет 5».

Нил Ушаков: «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС. Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части» Нил Ушаков: «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС. Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части» Фото: kpfu.ru

ЧТО ЛАТВИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ЗНАЕТ О РОССИИ

Дальше должны были последовать вопросы, но у аудитории, которая была собрана в добровольно-принудительном порядке, их не оказалось. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, Латыпов сам начал бросаться вопросами. Один из них касался мигрантов. «Сейчас говорят, что без мигрантов развивать ту экономику, которая имеется сегодня, было бы невозможно», — отметил Ушаков. По его словам, раньше контингент мигрантов был другой, более желательный. Сегодня же из стран Азии все бегут в Европу в поисках лучшей жизни стихийно, без каких-либо планов. Но, несмотря на все это, проблемы с мигрантами в Латвии нет — все они транзитом отправляются в Швецию или Германию. «Латвия — это исторически очень однородное общество, где 99 процентов — христиане, у нас почти никогда не было мусульманского меньшинства», — пояснил мэр Риги, упомянув наличие азербайджанской и чеченской диаспор, осевших в стране еще в советское время. Не стал отнекиваться Ушаков и от тех, кто поехал на заработки в Сирию, — все они русскоязычные мусульмане.

Тут зал несколько оживился, и в бой пошли преподаватели. У мэра Риги спросили о промышленном потенциале города, которым некогда славилась столица Латвии. «В процессе экономических реформ, когда уходили от плановой экономики, потеряли часть промышленности», — констатировал Ушаков. При этом он отметил положительную динамику в финансовом секторе, фармацевтике, сельском хозяйстве и туризме.

— Давайте же, спрашивайте — потом будете вспоминать, что мэру Риги задали вопрос, — пытался хоть как-то приободрить студентов проректор.

— Какие способы взаимодействия молодежи Латвии и России вы видите на данный момент? — донеслось со средних рядов.

— Самый нужный и результативный вариант — это прямой рейс в Ригу. Лучше вариантов нет, — ответил Ушаков. Но позже он добавил, что латвийская молодежь знает о России очень мало, только по сериалам и песням. Проблема в том, что молодежь между двух зол — Берлином и Москвой — выбирает самое дешевое — Германию, билеты куда дешевле. В Россию ездят редко, о российской культуре подрастающее поколение знает мало. Этого же касается и русского языка, который не развивают на должном уровне.

.
Фото: kpfu.ru

«ПЯТИДНЕВНЫХ КОНЦЕРТОВ С РОССИЙСКИМИ ЗВЕЗДАМИ У НАС НЕТ»

Тут из зала донесся вопрос: раз СССР нет, что мешает развиваться Латвии сейчас? «Мешают проблемы со здравоохранением и образованием», — хладнокровно ответил мэр Риги. По его мнению, реформы 90-х привели к тяжелым результатам: если человеческий капитал нормально не обслуживается здравоохранением и образованием, это создает проблемы для экономики в целом.

— А что у нас произошло с Юрмалой? Мы этого так и не поняли, — спросил Латыпов, имея в виду знаменитый некогда музыкальный конкурс.

— Мы были очень рады этому конкурсу, переживали за его судьбу. Но он теперь, к сожалению, в Сочи. Это результат ухудшения отношений между Россией и Европой. Да, количество российских туристов и россиян, которым принадлежит собственность в Латвии, не уменьшилось, но пятидневных концертов с российскими звездами у нас нет. Кому-то нравится, кому-то — нет.

— У вас есть уникальная возможность задать вопросы, — снова недоброжелательно посмотрел в молчаливый зал проректор.

— Причем отвечать буду честно — вы же не мои избиратели, — попытался оживить аудиторию Ушаков.

Набравшийся смелости первокурсник-юрист полюбопытствовал, что будет с Европой, если на выборах во Франции победит Марин Ле Пен. Ушаков заявил, что не верит в ее победу, однако все же высказал опасения, что с приходом правых сил велик риск выхода Франции из состава Евросоюза. А его только и удерживает сотрудничество Франции и Германии. Если не будет одного винтика, система рухнет, чего совсем не хотелось бы Латвии.

«ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС БУДЕМ ВЫЯСНЯТЬ, КТО С КЕМ ВОЕВАЛ...»

Перед лекцией в КФУ Ушаков встречался со своим казанским коллегой Ильсуром Метшиным. В этой связи первокурсники поинтересовались, как столица Латвии выбирает города, с которыми она хотела бы сотрудничать. «Очень важно иметь с ними прямое авиасообщение — совсем другой уровень возможностей, — напомнил о ночном событии Нил Валерьевич и попытался ответить на вопрос более обстоятельно. — Это два города, которые в 90-х начинали с абсолютно равных стартовых позиций с точки зрения коммунального хозяйства. Плюс это города сопоставимого размера. В Риге — 700 тысяч, в Казани — 1,2 миллиона человек. То есть ты можешь изучать опыт того, как в разных городах решались одинаковые вопросы. Для меня опыт коллег из Вильнюса и Таллина намного важнее опыта любых других мэров, потому что города одного размера, с общим коммунальным прошлым». По его словам, во время встречи с Метшиным удалось обсудить животрепещущие темы, но без конкретики: «Не удалось проговорить на темы, которые могли бы быть дальше интересны для Риги, но я уверен, что у Казани есть свои решения, которые бы со своей стороны Рига могла предложить».

Не могли обойти стороной на встрече вопрос отношения латышей к россиянам. Ушаков рассказал, что у Латвии достаточно сложная и противоречивая история, которая наполнена различными взглядами и точками зрения. «Если мы сейчас будем выяснять, кто с кем воевал, то ничего не найдем, — заверил он. — Но мы с нашей трагичной историей научились справляться. Хотя это иногда и сказывается на внутренней политике, но просто нужно время». Ушаков привел в пример то, как в Риге отмечают 9 Мая. По его словам, на улицы города, чтобы отпраздновать этот великий день, выходят порядка 150–200 тыс. человек, что существенно для 700-тысячного города. С концертами выступают российские группы вроде «ДДТ» и «Машины времени». Жители Латвии, как отметил мэр Риги, стараются чутко относиться к объединяющему народы празднику.

После еще нескольких вопросов встреча завершилась, студенты спешно и молча покинули зал, а гости отправились к руководству вуза.