Сегодня республика отмечает 131-ю годовщину со дня рождения Габдуллы Тукая. 26 апреля принято размышлять о высоком и вспоминать тех людей, которые определяют ее культурную повестку. Вот и наша газета вот уже во второй раз предлагает читателям свой рейтинг людей, определяющих лицо нашей культуры и искусства в Татарстане. Читателей «БИЗНЕС Online» мы призываем в комментариях соглашаться или нет с оценками экспертов и наших обозревателей.
Есть ли «ветер перемен» в культуре Татарстана?
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА НОВИЧКОВ
«БИЗНЕС Online» уже во второй раз предлагает своим читателям рейтинг деятелей культуры Татарстана: думается, что день рождения великого Тукая — это прекрасный повод обозреть случившееся на культурной ниве за минувший год, успехи и неудачи администраторов и творцов, а также новые тенденции и веяния, наметившиеся в республике и ее столице.
Напоминаем, как и всегда в подобных случаях, что, во-первых, наш список не истина в последней инстанции, он отражает лишь точку зрения редакции, наших экспертов и культурных обозревателей. Во-вторых, это рейтинг влиятельности, то есть возможность через художественный талант, менеджерские качества, лоббизм и т. д. воздействовать на культурную среду. Это влияние может быть как положительным, так и (на чей-то взгляд) отрицательным, поэтому в нашем рейтинге легко уживаются герои и антигерои. Тем более что в отношении отдельных персонажей даже среди экспертов «БИЗНЕС Online» высказывались диаметрально противоположные мнения.
За минувший год лонг-лист газеты серьезно обновился — более чем на 25%, в нем появилось сразу 13 новых имен. И основная тенденция, которую можно зафиксировать в связи с этим, — в культурной жизни республики, в различных ее сферах, постепенно происходит смена поколений. Пусть это пока незаметно по первым строчкам рейтинга, но Элвин Грей, Лейла Фазлеева, Ильгиз Зайниев, Эльмир Низамов, Инна Яркова — все это новые люди, проявляющие себя в творчестве и администрировании культурных процессов.
Что касается выбывших из нашего Топ-50, то наверняка кто-то еще вернется в него, скажем, кинорежиссер Ильдар Ягафаров после премьеры своей новой полнометражной картины или драматург Ркаиль Зайдулла. Кто-то, в свою очередь, несколько выпал из контекста культурной жизни Татарстана, например Гузель Яхина или Дина Гарипова. Более того, в случае с победительницей первого сезона «Голоса» закат отчасти рукотворный: певица окружила себя непрофессиональным менеджментом, который блокирует нормальное общение певицы с казанскими журналистами. А это, как ни крути, лакмусовая бумажка.
В любом случае наш рейтинг — это еще один повод поговорить и поспорить о высокой и массовой культуре, ее состоянии и развитии в республике, а также людях, ее создающих.
1. РАУФАЛЬ МУХАМЕТЗЯНОВ
Директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов вырвался на заслуженное 1-е место
Главная перемена в сравнении с прошлогодним рейтингом — это смена лидера. Директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов вырвался на заслуженное 1-е место. «Золото» ему обеспечил прежде всего президент Татарстана, ставший инициатором нашумевшего фестиваля «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов в прошлом году заговорил о необходимости реформ на татарской эстраде, погрязшей в фанере, примитивном музыкальном материале и плохих концертных костюмах. Поправить дело он доверил человеку, вроде бы не имеющему прямого отношения к эстраде, но взявшемуся показать грандам, застрявшим в эпохе японских синтезаторов, что такое настоящее искусство.
К миссии прилагался и соответствующий бюджет примерно в миллион евро — раньше республиканские песенные фестивали и мечтать о таком не могли. За эти деньги генеральный продюсер «Үзгәреш җиле» провел три больших концерта в Казани и Москве, а также записал все прозвучавшие в новой обработке классические татарские композиции в студии. Где они теперь звучат, неизвестно, но, по крайней мере, теперь есть что показать высоким гостям. Неудивительно, что полным ходом идет подготовка к «Үзгәреш җиле – 2», есть основания полагать, что бюджет нового сезона фестиваля только увеличится.
Что же касается основного рода занятий, то и здесь Мухаметзянов показывает мастер-класс по умению осваивать средства без особой оглядки на общественное мнение. Например, в феврале в театре им. Джалиля случилась громкая премьера — опера «Пиковая дама». Ее показали на Шаляпинском фестивале. Так вот больше в нынешнем сезоне «Пиковую даму» казанский зритель не увидел и не увидит ни разу. То есть спектакль, только декорации которого, судя по сайту госзакупок, стоили 10 млн. рублей, а гонорар питерского режиссера Юрия Александрова составил больше 2 млн. рублей, за полгода показали лишь дважды. Вряд ли так поступил бы репертуарный театр, заинтересованный в привлечении зрителей.
Еще одна многолетняя фишка нашего героя — выдавать текущие спектакли казанской оперы под громкой фестивальной вывеской, выбивая под это дело дополнительные ассигнования. К примеру, этим летом во время Кубка конфедераций в столице Татарстана пройдет международный музыкальный фестиваль Kazan Classic Fest, в рамках которого театр им. Джалиля просто покажет свои текущие постановки, причем даже без привлечения каких-то знаменитых солистов.
Критиковать Мухаметзянова можно до бесконечности, но его положение как главного «олигарха от культуры» в республике практически непоколебимо. И что бы о нем ни судачили, место босса казанской оперы на вершине нашего рейтинга не оспаривал практически никто из экспертов.
2. САЛАВАТ ФАТХЕТДИНОВ
За последние месяцы Салават Фатхетдинов как никогда часто становился ярким ньюсмейкером
Главный человек на татарской эстраде покинул вершину рейтинга «БИЗНЕС Online», однако это не означает, что Салават Фатхетдинов не провел минувший год ярко. Скорее наоборот, за последние месяцы Салават как никогда часто становился ньюсмейкером. Вот только эта медийная активность лишний раз демонстрировала, что позиции певца и большого друга едва ли не всей татарстанской элиты уже не столь непоколебимы, как прежде.
Тем не менее вызывает уважение та правда-матка, которую артист произнес по нескольким поводам. Сначала Салават обрушился на «Үзгәреш җиле», заявив на одной из пресс-конференций: «Этим конкурсом президента подставили!» — и усомнившись, что варяги из Москвы и Санкт-Петербурга способны изменить татарскую песню. Говорят, что после этого спича певец получил серьезный нагоняй от людей на самом верху и больше на эту тему публично не высказывался. Зато он вступил в заочную полемику с восходящей татаро-башкирской звездой, героем девичьих грез Элвином Греем (Радиком Юльякшиным): «По-татарски так петь, как это делает Радик Юльякшин, нельзя». В результате эта история вылилась в беспрецедентный и до сих пор не завершившийся PR-скандал, разнообразивший не очень-то разнообразную жизнь татарской эстрады.
Не добавила вистов Салавату и судебная история с Банком Казани, который хотел обанкротить певца, выступившего поручителем по кредиту. Впрочем, по информации «БИЗНЕС Online», итоговое мировое соглашение стало следствием того, что за артиста вступились в казанском Кремле. Что же до творческой составляющей, то 28-й концертный сезон Салавата привычно прошел с аншлагами.
3. ФАРИД БИКЧАНТАЕВ
В этом сезоне Фарид Бикчантаев и его команда порадовали и татарскую публику сразу двумя важными премьерами
А вот в главном национальном театре республики все спокойно. В январе камаловцы гастролировали на сцене столичного Малого театра, на фестивали и образовательные форумы «Ремесло» и «Науруз» приезжают многочисленные коллеги из провинциальных театров и столичные критики.
Кроме того, в этом сезоне Фарид Бикчантаев и его команда порадовали и татарскую публику сразу двумя важными премьерами. Сначала приглашенный из Омска бывший главреж казанского ТЮЗа Григорий Цхвирава поставил здесь национальную классику «Без ветрил» Карима Тинчурина — размышления о судьбах татарской интеллигенции на сломе эпох 100 лет назад. А затем уже сам Бикчантаев представил на суд публики спектакль «Мой белый калфак» по пьесе Ильдара Юзеева, в разгар перестройки пофантазировавшего о телемосте между татарами, живущими в СССР и на «презренном» Западе. В руках главного режиссера театра им. Камала этот текст превратился в притчу о судьбе народа и его языка. «Мой белый калфак» — пожалуй, главный, если не единственный пока претендент на звание главного театрального события сезона в республике.
4. АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ
Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского фактически стал главным постпредом Татарстана в сфере высокого искусства, причем не только внутри страны
Среди фаворитов нашего рейтинга именно художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский совершил самый впечатляющий рывок. Отчетный период стал для Сладковского поистине триумфальным, «татарстанские симфоники» записали для «Мелодии» все симфонии Шостаковича, презентовали для казанской публики сложнейшие произведения Малера, регулярно выступают в престижнейшем столичном концертном зале им. Чайковского, а также стали резидентами Мариинки-3, концертного зала главного театра Северной столицы, с благословения самого Валерия Гергиева.
Именно Государственный симфонический оркестр РТ фактически стал главным постпредом Татарстана в сфере высокого искусства, причем не только внутри страны. На фоне традиционного концертного чеса казанской оперы, умудряющейся давать за 30 дней в 30 голландских городах и городках 30 оперных или балетных представлений, зарубежный гастрольный график оркестра Сладковского — это победа качества над количеством, вершиной которого на сегодняшний день стал легендарный венский зал «Музикферайн».
5. АЙРАТ СИБАГАТУЛЛИН
Айрат Сибагатуллин продолжает опровергать расхожий тезис о том, что хороший человек — это не профессия
Ведомство Айрата Сибагатуллина в последнее время обходилось без громких проколов, если не считать историю о том, как при попустительстве замминистра культуры РТ Светланы Персовой чуть не было парализовано строительство по всей Казани. При этом минкультуры по-прежнему не хватает ярких инициатив, которые бы исходили из недр самого министерства. При этом многие отмечают, что такой решительной государственной поддержки, которую имеют различные молодежные проекты в сфере культуры (творческой лаборатории «Угол», фонда развития исполнительского искусства Sforzando, центра современной культуры «Смена»), в других регионах получить невозможно.
Что же до самого министра, то общему рейтингу влияния Сибагатуллина, безусловно, мешают разговоры о его отставке, которые не утихают уже больше года. Причем якобы покинуть пост не прочь сам руководитель минкультуры РТ, «правящий» с 2011 года. По этой версии Сибагатуллин давно мечтает о своем «свечном заводике» в виде руководства одним из районов республики, правда, опыта администрирования «на земле» у него нет. Среди вероятных сменщиков нынешнего министра чаще всего называют имена одного из его нынешних замов Гузель Шариповой и даже гендиректора ТНВ Ильшата Аминова. Впрочем, это не более чем голая теория. Пока же Сибагатуллин, умудрившийся не поссориться, кажется, ни с одним творцом, продолжает опровергать расхожий тезис о том, что хороший человек — это не профессия.
6. МАРАТ ГАРАЕВ
Марат Гараев смог впервые за долгие годы убедить Минниханова прийти на церемонию главного музыкального фестиваля республики «Татар җыры»
Марат Гараев, возглавляющий «Барс-Медиа» — главного игрока на рынке татарской эстрады, стойко перенес удары судьбы в виде критических стрел от президента по адресу национальной поп-индустрии, а также появления мощного конкурента в лице «Үзгәреш җиле». Более того, Гараев даже смог впервые за долгие годы убедить Минниханова прийти на церемонию главного музыкального фестиваля республики «Татар җыры». Также «Барс-Медиа» не без успеха развивает свой бренд TMTV, теперь у телеканала есть и своя церемония вручения наград.
Стратегически значимую для него победу Гараев одержал на нетворческой ниве: по результатам аукциона в ближайшие 10 лет все афишные конструкции Казани контролирует он. А это, как ни крути, ценный ресурс.
На него играет даже тот самый скандал между Салаватом и Греем, оба артиста сотрудничают с «Барс-Медиа», а вся эта ситуация только повышает интерес к очередным церемониям и сборным концертам. Теперь перед каждым подобным мероприятием зрители будут ждать, что публичное примирение легенды татарской эстрады и самого яркого представителя музыкальной «молодой шпаны» произойдет именно здесь и сейчас.
7. РИНАТ ЗАКИРОВ
Ринат Закиров по-прежнему возглавляет НКЦ «Казань», в структуру которого входит множество значимых организаций и коллективов
Громкое закрытие кафедры татароведения и тюркологии в КФУ и в целом разговоры о том, как постепенно умирает национальное образование и национальная наука, не могли не ударить по позициям председателя исполкома всемирного конгресса татар (ВКТ) Рината Закирова. И это при том, что во всей этой истории, а также, к примеру, в «платочном скандале» вокруг села Белозерье в Мордовии голос ВКТ был слышен. В остальном Закиров по-прежнему возглавляет НКЦ «Казань», в структуру которого входит множество значимых организаций и коллективов. Кроме того, под эгидой ВКТ проводятся многие татарские концерты, причем не только в России, но и за ее пределами. Так что хорошие отношения с нашим героем могут обеспечить артистам расширение географии собственных выступлений и туристических поездок.
8. РАЗИЛЬ ВАЛЕЕВ
Разиль Валеев — все тот же апологет национальной культуры в верхних эшелонах татарстанской власти
Проблемы национального образования и культуры также способствовали и некоторому падению в нашем рейтинге председателя комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиля Валеева, отметившего в этом году свое 70-летие. Яркой иллюстрацией сложившейся ситуации было недавнее шумное выездное заседание комитета в Арске, по итогам которого заочно поссорились министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов и ректор КФУ Ильшат Гафуров, который дал понять, что плевать хотел на критику — караван идет.
Впрочем, все это не умаляет авторитета Валеева в татарском мире, он все тот же апологет национальной культуры в верхних эшелонах татарстанской власти, пожалуй, единственный среди республиканского истеблишмента человек, произносящий публичные речи исключительно по-татарски (по этой деликатной причине он даже воздержался задавать вопрос на сессии новому премьеру РТ Алексею Песошину), демонстрируя тем самым на практике наличие двух государственных языков в регионе.
9. ИЛЬГАМ ШАКИРОВ
Фигура Ильгама Шакирова так и стоит особняком среди всей современной татарской культуры
Легенде татарской эстрады уже 82 года, он практически не появляется на публике, традиционный концерт в честь его дня рождения в филармонии им. Тукая второй год проходит без самого виновника торжества, но, несмотря на это, фигура Ильгама Шакирова так и стоит особняком среди всей современной татарской культуры. Мы все — современники Шакирова, артиста, создававшего само явление, которое мы знаем как «татарская песня». Остается только надеяться, что мы будем современниками Шакирова как можно дольше.
10. ДАШИ НАМДАКОВ
В июне у чаши казанского загса, спроектированного Даши Намдаковым, открылась долгожданная скульптурная композиция «Он и Она», вокруг которой было сломано немало копий еще задолго до этого
Знаменитый бурятский скульптор Даши Намдаков, сейчас постоянно живущий и работающий в Лондоне, безусловно, стал одним из культурных героев Татарстана за год, минувший с опубликования первого рейтинга влиятельности «БИЗНЕС Online». В июне у чаши казанского загса, спроектированного Намдаковым, открылась долгожданная скульптурная композиция «Он и Она», вокруг которой было сломано немало копий еще задолго до этого. Впрочем, барсы и зиланты, оберегающие семейные союзы, заключаемые неподалеку, с момента своего появления превратились в настоящий туристический магнит как для горожан, так и для гостей столицы Татарстана. Так что 290 млн. рублей, потраченных республикой на новое культурное творение, уже не кажутся выброшенными на ветер деньгами.
По нашей информации, сотрудничество республики и Намдакова продолжится, в скором времени стоит ожидать появления творения художника в одном из городов Татарстана, сам мастер уверен, что и его нашумевшая «Хранительница» рано или поздно найдет пристанище именно в нашей республике. В подтверждение влиятельности Намдакова можно вспомнить и о том, что его многолетний соратник и менеджер Мункожап Бадмаев некоторое время проработал замминистра строительства РТ, но затем все же предпочел уехать в родную Бурятию в расчете на высокий пост.
Сделавший гласной историю исчезновения из казанского FM-диапазона татароязычного радио «Тартиб» Марат Ибляминов оказался в нашем рейтинге
ПОТЕРИ НА НИВЕ ТАТАРСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ И КОМУ ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ «ВЕСТИ» КУЛЬТУРУ
Обзор последующих мест нашего рейтинга начнем с администраторов, их в нашем рейтинге оказалось больше, чем годом ранее. Безусловно, на Топ-50 повлияло исчезновение из казанского FM-диапазона татароязычного радио «Тартиб». Оказавшийся в центре этой истории экс-гендиректор «Тартиба» Марат Ибляминов оказался в нашем рейтинге, а вот гендиректор ТНВ Ильшат Аминов, так и не выполнивший поручение президента РТ о спасении станции, потерял позиции.
Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов, сначала не поставивший в известность республиканские власти по поводу ситуации, а затем так и не выполнивший поручение президента РТ о спасении станции, потерял позиции
Отметим и высокие позиции еще одного новичка: Лейла Фазлеева, которая не так медийно активна, как два других помощника Минниханова — Наталия Фишман и Олеся Балтусова, по информации «БИЗНЕС Online», фактически сейчас взяла на себя функции куратора всех президентских проектов в сфере культуры. Еще один чиновник в нашем списке — первый замминистра культуры РТ Эльвира Камалова, она пришла на место очень популярной среди сотрудников Ирады Аюповой, но, по нашим данным, за год с лишним работы набрала серьезный аппаратный вес.
Лейла Фазлеева фактически сейчас взяла на себя функции куратора всех президентских проектов в сфере культуры
Стартующая буквально на днях в центре «Эрмитаж-Казань» выставка русской живописи XIX - XX веков из собрания Третьяковской галереи наверняка станет плюсом в копилке директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой. При этом основным партнером Третьяковки в ее долгосрочном сотрудничестве с Татарстаном должен стать ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой. Стабильны позиции в нашем рейтинге исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяны Ларионовой, ректора «кулька» Рифката Юсупова и директора филармонии им. Тукая Кадима Нуруллина. Не прошли наши эксперты и мимо известного бизнесмена Зуфара Гаязова, который всерьез озаботился развитием Старо-Татарской слободы Казани, создав соответствующий фонд. Также его позиции укрепляет роль одного из главных организаторов международного события — Сабантуя в Париже.
Премьеру «Сююмбике» Резеды Ахияровой (в центре) казанская опера обещала в новом сезоне, возможно, что это и вовсе станет событием будущего года в культурной жизни республики
В ОЖИДАНИИ ОПЕРЫ «СЮЮМБИКЕ»
Говоря о мире классической музыки, отметим со знаком минус серьезное падение в рейтинге выдающейся оперной певицы Альбины Шагимуратовой. К сожалению, в этом сезоне она лишь раз отметилась на сцене оперного театра, при этом дважды сорвав выступления на фестивалях татарской музыки, где ее имя стояло первым в афише, а на концерты продавались билеты.
Стабильны позиции в нашем рейтинге ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина, председателя союза композиторов РФ и РТ Рашида Калимуллина, главной звезды балетной труппы театра им. Джалиля Кристины Андреевой, худрука оркестра La Primavera Рустема Абязова.
Аида Гарифуллина хотя и работает за рубежом, но в ее дебютном альбоме нашлось место и для татарской песни «Аллюки»
А вот премьеру «Сююмбике» Резеды Ахияровой казанская опера обещала в новом сезоне, возможно, что это и вовсе станет событием будущего года в культурной жизни республики. Упрочила свои позиции в рейтинге и Аида Гарифуллина. Хоть оперная дива и работает за рубежом, но в ее дебютном альбоме нашлось место и для татарской песни «Аллюки». В эти же дни солистка Венской оперы в Париже поет заглавную партию в «Снегурочке» Римского-Корсакова в постановке самого Дмитрия Чернякова.
Ильгиз Зайниев превратился в самого востребованного в республике драматурга и постановщика, а Эльмир Низамов — самый успешный из молодых татарстанских композиторов
НОМИНАНТЫ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» ИЗ ТАТАРСТАНА
Подходящий потихоньку к концу театральный сезон можно назвать успешным для Татарстана — никогда такого количества спектаклей из республики не было в лонг-листе (длинном списке) национальной премии «Золотая маска». Здесь были театр им. Камала, театр им. Качалова, творческая лаборатория «Угол» и челнинские «Мастеровые». А две постановки и вовсе добрались до номинаций — это «Сак-сок» Набережночелнинского театра кукол и «Из глубины...(художник Винсент ван Гог)» казанского ТЮЗа. Премий они в итоге не получили, но всерьез отметились на столичных театральных подмостках. Прежде всего назовем режиссера «Сак-сока» Ильгиза Зайниева, получившего еще и «Тантану» за «Событие года» в республике. 29-летний Зайниев на глазах превратился в самого востребованного в республике драматурга и постановщика. Что касается успеха у критиков постановки «Из глубины...», то многие его объясняют оригинальной музыкой Эльмира Низамова — самого успешного из молодых татарстанских композиторов. К сожалению, фаворитом у зрителей премьера так и не стала.
Усилиями директора творческой лаборатории «Угол» Инны Ярковой эта площадка, где с трудом может уместиться всего лишь сотня зрителей, стала широко известна по всей театральной России
Нельзя отдельно не отметить еще одно молодое дарование — усилиями директора творческой лаборатории «Угол» Инны Ярковой эта площадка, где с трудом может уместиться всего лишь сотня зрителей, стала широко известна по всей театральной России. Сюда приезжают модные драматурги и режиссеры, о проектах «Угла» пишут «Коммерсант» и «Ведомости». Кажется, что это лишь начало. Нельзя здесь не вспомнить и летний фестиваль уличных искусств в Казани, который вместе с ЦСК «Смена» организовал фонд «Живой город» (Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин).
Достаточно стабильны позиции в нашем рейтинге «хозяина» театра им. Качалова Александра Славутского
Достаточно стабильны позиции в нашем рейтинге «хозяина» театра им. Качалова Александра Славутского, директора театра им. Камала Ильфира Якупова и директора театра кукол «Экият» Розы Яппаровой. Здесь же и главный театральный критик республики Нияз Игламов.
Драматург Данил Салихов, вопреки воле властей, был избран руководителем союза писателей РТ
ПИСАТЕЛИ ТАТАРСТАНА КАК ЛИДЕРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Если брать другие важнейшие из искусств, то сразу вспоминается громкое избрание, вопреки воле властей, драматурга Данила Салихова руководителем союза писателей РТ. Из литераторов остались в нашем рейтинге Фаузия Байрамова и Зульфат Хаким, пусть и на более скромных позициях.
Миляуша Айтуганова сначала возглавила в качестве исполнительного директора казанский фестиваль мусульманского кино, а теперь и вовсе стала директором «Татаркино»
Миляуша Айтуганова, покинувшая ТНВ, с момента нашего первого рейтинга сначала возглавила в качестве исполнительного директора казанский фестиваль мусульманского кино, а теперь и вовсе стала директором «Татаркино». Диана Сафарова со своим продюсерским проектом громко съездила на Каннский фестиваль, а режиссер Алексей Барыкин со своими «Семейными хлопотами» стал первым татарстанским автором, чья картина попала в прокат. Кстати, со своим новым проектом «Водяная» Барыкин и вовсе рассчитывает на широкий показ, но это дело ближайшего будущего.
Художник Ильгизар Хасанов не только наблюдал за развитием своего детища — ЦСК «Смена», но и стал участником престижной триеннале российского современного искусства в столичном «Гараже»
Художник Ильгизар Хасанов не только наблюдал за развитием своего детища — центра современной культуры «Смена», но и — единственный из татарстанцев — стал участником престижной триеннале российского современного искусства в столичном «Гараже». Сохранил место в нашем топе и главный художник Московской соборной мечети Фиринат Халиков, по случаю будущего 60-летия его ждут солидные персональные выставки.
В списке «эстрадников» выделяется мощная продюсерская фигура директора фестиваля «Созвездие», ищущего юные таланты по всей республике, Дмитрия Туманова
ВЗЛЕТ ЭЛВИНА ГРЕЯ И КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРИДУМАЛ «ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ»
В списке «эстрадников» выделяются две мощные продюсерские фигуры — директора фестиваля «Созвездие», ищущего юные таланты по всей республике, Дмитрия Туманова и руководителя фонда им. Вагапова, стоящего на страже татарской классики, Рифата Фаттахова. Оба упрочили свое положение в нашем рейтинге, а последний еще и успел с помпой отметить юбилей. Но еще выше них располагается Венера Ганеева — именно знаменитая певица и педагог надоумила президента Татарстана на проведение «Үзгәреш җиле», в котором участвуют практически сплошь ее ученики.
Стоящий на страже татарской классики Рифат Фаттахов упрочил свое положение в нашем рейтинге
Не могли мы пройти мимо и нарастающей популярности певца из Уфы Элвина Грея, в одной только Казани давшего в 2016 году 14 концертов. Недалеко от Грея расположилась и его партнерша по дуэту в убойном поп-хите «Красивая&Хороший», находящаяся на пике своей популярности, Гузель Уразова. Фирдус Тямаев, еще одна звезда татарской эстрады, отметился и на ниве гражданской позиции — на одной из пресс-конференций он смело заявил, что творения артистов может судить только народ: «Зачем власть должна лезть в наше творчество? Не должна».
Осталась в нашем рейтинге и постпред татарской музыки на Зеленом континенте Зуля Камалова, а также в нем появилась Эльмира Калимуллина. В отличие от подруги по «Голосу», Гариповой, Калимуллина все активнее проявляет себя в республиканских проектах, а ее участие в многообещающем сериале «Золотая Орда» наверняка только добавит артистке популярности.
P. S. В заключение еще раз повторим, что наш список, по сути, лишь приглашение к продолжению дискуссии. А кого вы, уважаемый читатель, считаете наиболее влиятельными в мире культуры Татарстана?
==table1562==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 163
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.