.//. Сегодня в 4:35 дежурная часть ГУ МЧС по РТ приняла вызов с сообщением об охватившем площадь в 200 кв. м пожаре в Храме всех религий

«МОГУТ ВСКРЫТЬСЯ И КАКИЕ-ТО КРИМИНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ...»

Сегодня в 4:35 дежурная часть ГУ МЧС по РТ приняла вызов с сообщением о пожаре в Храме всех религий на улице Старо-Аракчинской, 6а. Информагенства тут же облетели фотографии храма в утренних сумерках, окутанного густыми клубами дыма. Прибывший на место корреспондент «БИЗНЕС Online» с большим трудом пробился к месту пожара. Дорогу по улице Старо-Аракчинской к храму в сторону Юдино перекрыли за несколько километров от сооружения — был выставлен пост ГИБДД, сотрудники инспекции не пропускали ни одной машины, за исключением спецтехники МЧС. Уже на подходе к зданию образовалась внушительных размеров пробка из машин, владельцы которых то и дело с любопытством выглядывали из окон, не понимая причин утренней задержки.

К моменту прибытия корреспондента «БИЗНЕС Online» к месту происшествия пожарные расчеты уже практически закончили тушение крупного пожара, охватившего площадь в 200 кв. метров. Спустя час после ликвидации открытого горения спасатели вели проливку здания и демонтировали кровлю, из-под которой все еще валил дым.

«Сложная планировка, многоуровневое здание, соединяется между собой галереями. Пришлось на большой площади вскрывать кровлю. Сейчас уже идет завершающий этап — это уже не тушение, а заливка и разбор конструкций. Еще чуть-чуть коптить, конечно, будет, но в 6:51 — ликвидация открытого горения, — рассказал на месте руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин. — Сейчас рассматривается весь комплекс причин: и неосторожное обращение с огнем, и поджог, могут вскрыться и какие-то криминальные проявления, электротехнические причины. Газ вроде не подведен. Объект в эксплуатацию же не сдан, он в перманентной стадии строительства всегда».

По словам Родыгина, когда прибыли пожарные, двери в храм были закрыты на замок. Позже сотрудники полиции рассказали, что замки были закрыты изнутри. Это могло означать одно — в здании во время пожара находился человек. Опасения вскоре подтвердились. Прибывшие на место спасатели в каморке на втором этаже храма обнаружили тело погибшего. Предположительно, это Мансур Зиннатов, близкий соратник строителя вселенского храма Ильдара Ханова, прораб, много лет проработавший над строительством здания и живший прямо там. Его тело сразу после обнаружения увезли на обследование.

Внешне здание, к счастью, никак не повреждено. Как только дым рассеялся, купола храма по-прежнему засверкали на солнце. Однако главные повреждения, предположительно, скрыты от взгляда наблюдателя и находятся внутри здания. Об этом же говорит архитектор, член экспертной комиссии по определению статуса объекта «Вселенский храм» Ольга Рыжко. «Что касается самого храма, я не могу судить о степени ущерба, поскольку пока неизвестно, что повреждено, но ценность этого объекта в первую очередь в том, что находится именно внутри, а не снаружи... Там было подлинное наследие Ильдара Ханова, в том числе его студенческие и ранние картины, эскизы скульптурных работ, — рассказала Рыжко. — Ценность представляют также подлинные рукотворные элементы интерьера, которые он сам сделал, внутри были остатки деревянного дома семьи Хановых, личные вещи, коллекции. Если это утрачено, то это очень серьезная потеря. Тем более что основная часть картин Ханова была утрачена, они сгорели в 90-е. Произошедшее ужасно — прежде всего потому, что погиб человек».


Вероятно, что обиженный Зиннатов мог наложить на себя руки и сам совершить поджог. Об этом может говорить и то обстоятельство, что, по предварительной версии экспертов, очаг пожара пришелся как раз на каморку, где было обнаружено телоФото: скрин видео

«МАНСУР ОГОРЧЕН, КОНЕЧНО, БЫЛ, ЧТО ЕГО ПОПРОСИЛИ...»

Пока пожарные были заняты ликвидацией возгорания, вокруг храма то и дело в полном негодовании от происходящего сновал народ. Многие с трудом верили в случившееся, возмущаясь, что сегодня ночью погибла одна из туристических Мекк города. Большинство зевак оказались друзьями погибшего Зиннатова, а также знакомыми Ханова, которые, только прознав о трагедии, незамедлительно выехали на место.

«Вся эта красота теперь пропала. Многие приезжали, туристы тут постоянно были, — рассказала местная жительница Нурзия Мухамедсафина, дом которой находится в нескольких метрах от Вселенского собора. — Приходили до этого из следственного комитета, дали ему [Зиннатову] срок съехать до 12 апреля. Он должен был сдать скульптуры, которые ему сюда на выставку привозили. Вот он их в субботу сдал, и два дня ему оставалось. Он здесь жил с 1997 года. Нормальный человек, не пил и не курил. Адекватный был всегда. После смерти Ханова продолжал заниматься стройкой. Огорчен, конечно, был, что его попросили...» Тут внезапно в разговор вмешались мужчины, которые завели собеседницу в дом. «Достаточно вопросов. Вы и сами прекрасно знаете, что тут произошло! Загнали его тут просто!» — прокричали вслед корреспонденту нашего издания неизвестные, заходя в дом.

Флюра Галеева: «Мансур организовал банду тут. Вам и не снилось, что он тут творил! Ильдара [Ханова] постоянно обворовывал, на порог никого не пускал»

Одной из свидетельниц произошедшего стала сестра Ильдара Ханова, Флюра Галеева, которая во всем винит погибшего. «Мансур организовал банду тут. Вам и не снилось, что он тут творил! Ильдара [Ханова] постоянно обворовывал, на порог никого не впускал», — заявила она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Как сказал один из друзей погибшего, Олег Данилов, следствие разберется, но криминал стоит рассматривать в качестве приоритетной версии. Более того, вполне вероятно, что обиженный Зиннатов мог наложить на себя руки и сам совершить поджог. Об этом может говорить и то обстоятельство, что, по предварительной версии экспертов, очаг пожара пришелся как раз на каморку, где было обнаружено тело.

«Были планы, а сейчас их нет. Надо время, чтобы все выстроить по-новой. Раньше была ясность, что делать, зачем делать. Сейчас все пропало, но все можно восстановить точно», — отметил соучредитель НКО «Общественный фонд „Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова“» Эдуард Четвериков. По его словам, пока рано говорить о причинах пожара, но ничего нельзя исключать. Такой же точки зрения придерживаются и прибывшие на место криминалисты, которые спешно приступили к работе, не ожидая выхода из храма сотрудников МЧС. Здание сразу же оцепили полицейские, которые преградили все подходы к собору.

По словам руководителя некоммерческой организации «Общественный фонд „Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова“» Рустема Сагдеева, прораб Мансур Зиннатов находился в храме последние сутки. «На прошлой неделе он публично передал ключи от храма Ильгизу Ханову, Флюре Галеевой и мне в присутствии следователя с обещанием выехать оттуда во вторник, то есть завтра, — рассказал Сагдеев. — Ему дали неделю на то, чтобы собрать все вещи, а потом он туда проник незаконно и совершил этот поджог».

«Еще с Нового года я предупреждал правоохранительные органы, что в здании храма без прав и разрешений находится безумный, неадекватный человек, который может взорвать и поджечь здание, — рассказал Сагдеев. — Он убеждал СМИ несколько раз в том, что подожжет или взорвет его. Однако в ответ на наши заявления в правоохранительные органы были только отказы. Хотя его должны были вывезти оттуда, закрыть для выяснения обстоятельств. Вот вам результат».

«МАНСУР ВСЕМ ПУБЛИЧНО ГОВОРИЛ, ЧТО ПОДОЖЖЕТ ДОМ, НО НИКТО НЕ ПРЕДПРИНИМАЛ МЕР»

Следственный комитет РТ начал проверку по факту обнаружения тела Зиннатова в Храме всех религий. «Был осмотр места происшествия. По факту обнаружения тела начата доследственная проверка. Будет выясняться, есть ли основания для возбуждения уголовного дела», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя СКР по Татарстану Андрей Шептицкий. Вместе с тем источники газеты в МВД утверждают, что приоритет в настоящий момент отдается версии поджога. В МЧС РТ также склонны считать, что пожару кто-то помог. «Предварительно — поджог. Найдено несколько очагов пожара, есть следы горючей жидкости», — сообщили в пресс-службе МЧС.

Однозначный ответ на то, что послужило поводом для возгорания, есть у брата Ильдара Ханова, Ильгиза. «Это 100-процентно поджог, — заявил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Мансур всем говорил, что он подожжет храм, все это знали, он публично заявлял, но никто не предпринимал мер. Я сколько в полицию ходил — все бесполезно, мы только „отказные“ получали. Сейчас я записался на прием к Колокольцеву (министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву прим. ред.). Мансуру Царствие небесное, слава богу, что я уехал оттуда, если бы я был в Казани, меня бы уже затаскали с обвинениями в том, что это я поджег и убил его (Мансураприм. ред.)... А он мне за деньги не нужен. Сейчас я подожду, пока все не утихнет, открою там школу йоги и иконописи».

По словам Ханова, приступить к реконструкции Вселенского храма ему помешали некоторые республиканские чиновники. «Они не давали мне работать в городе, потакали Мансуру, чтобы он оставался в храме и никого больше туда не пускал, это власти Кировского района. За четыре года я ни разу не смог попасть на прием к Рустаму Нургалиевичу Минниханову и Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, как ни пытался, — говорит Ильгиз Ханов. — Я йог, буддист, независимый художник, не православный и не мусульманин, такие люди не нужны в Татарстане. Но я в любом случае хозяин храма, я приеду, буду воевать с государственной машиной и буду вести там занятия и семинары».

«Как только я в 6:30 узнал о пожаре, первая мысль была о том, что Мансур воплотил свою угрозу... Но неужто он такой дурак? — удивился в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ член союза художников России и близкий друг Ильдара Ханова Анатолий Борисов. — Однако нельзя забывать и о состоянии здания. Там же Мансур сам делал и электропроводку, и отопление. Где-то что-то замкнуло, что-то протекло... Не стоит наговаривать на человека, пока не завершено расследование. Все что угодно могло быть».

«У НАСЛЕДНИКОВ БЫЛ МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ЭТОГО ОБЪЕКТА»

Под совершенно другим углом смотрит на происходящее адвокат Мансура Зиннатова Роман Старов.

«Сегодня однозначно произошла трагедия, она заключается в том, что погиб человек, который занимался сохранением этого храма, да и культурный объект тоже пострадал, — рассказал Старов. — Объект начиная с Нового года находился без электричества по инициативе родственников Ханова. Могло разное произойти. Сейчас надо дождаться результатов следствия и уже от этого отталкиваться».

Адвокат признает, что у Зиннатова были натянутые отношения с родственниками Ханова. «Они отключили объект от электричества, оставили его один на один с „Энергосбытом“, — отметил адвокат. — У наследников был меркантильный интерес в получении денежных средств от этого объекта, судя по публикациям в СМИ. Они понимали, что с общественной организацией его не заберешь, но могли получить от города, республики. Там шла процедура по экспертной оценке этого объекта. Разрабатывались какие-то планы о том, как передать его городу. Де-юре сам храм — это незаконная постройка. И в воздухе висел вопрос собственности. У наследников — право собственности по наследству на земельный участок. Но на вновь возведенное здание у них никакого права не возникло. В данном случае все ждали разрешения данного вопроса, но наследники хотели туда быстрее заехать. Были попытки изжить оттуда Мансура. Он стоял на принципиальной позиции сохранения культурного объекта. Он проводил там постоянные концерты, выступали детские коллективы, он занимался сохранением и старался выстроить какую-то команду вокруг этого».

Старов не верит обвинениям в адрес Мансура в намерениях сжечь и взорвать храм. «Как там было на самом деле, установит экспертиза. Но человек (Мансур Зиннатов — прим. ред.) всю свою жизнь посвятил служению этому храму, этой идее. В СМИ и версия о самоубийстве проскальзывает...» — отметил он.

Ильгиз Ханов Ильгиз Ханов: «Слава богу, что я уехал оттуда, если бы я был в Казани, меня бы уже затаскали с обвинениями в том, что это я поджег и убил Мансура... А он мне за деньги не нужен» Фото: «БИЗНЕС Online»

БИТВЫ НАСЛЕДНИКОВ

Со времени смерти создателя храма всех религий Ильдара Ханова в феврале 2013 года вопрос о судьбе комплекса повис в воздухе, поскольку у него было пять собственников. Вокруг наследия художника разгорелся конфликт: часть наследников оказалась за то, чтобы комплекс оказался под контролем государства, часть была против.

В июле 2013 года общественность Татарстана отправила президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву письмо за подписью 208 деятелей науки и культуры с просьбой сохранить уникальный комплекс в Старом Аракчино. Авторы письма просят рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ханова, взять под охрану весь культурный комплекс, произвести инвентаризацию культурного наследия Ханова, включить его центр в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Ильдар Ханов и Рауза Султанова. Гражданской жене художника пришлось выехать из Старого Аракчино после того, как на нее было совершено нападениеФото: Елена Сунгатова, art16.ru

В августе 2013 года наследники Ханова заявили, что в отношении их собственности совершен рейдерский захват. Якобы «верховную власть» в Храме всех религий захватил «человек по имени Мансур», который был у Ханова прорабом. Так что даже гражданская жена Ханова, искусствовед Рауза Султанова, вынуждена была уехать из Старого Аракчино после того, как на нее было совершено нападение.

В июне 2016 года казалось, что имущественный конфликт постепенно рассасывается. Группа активистов из 30 человек заявила, что хочет своими силами благоустроить набережную у Храма всех религий. Согласно проекту, планируется укрепление береговой линии, строительство пирса, куда смогут причаливать теплоходы. Саму площадку предложено заасфальтировать, установить фонтаны, скамейки. А перед Храмом всех религий, по задумке общественников, должны расположиться «башня молодоженов» и внушительных размеров стеклянный шар.

По задумке, внутри стеклянного шара (предположительно, радиус будет равен 5 м) расположится музей с землей со всех уголков мира

Внутри стеклянного шара (предположительно, радиус будет равен 5 м) планируется сделать музей с образцами почвы со всех уголков мира, причем приезжающие гости смогут привозить с собой свою землю, тем самым пополняя хранилище. Слева от шара спроектирована деревянная туристическая площадка, на которой разместятся макеты туристических объектов Казани — с баннерами, со всей нужной туристам информацией и обзором достопримечательных мест. Там же планируется высадить кедры, сделать клумбы. Вокруг шара могут появиться фонтаны, с правой стороны — автостоянка для машин. Стоимость проекта тогда называлась в 60 млн. рублей, причем активисты даже собрали сумму в размере 500 тыс. рублей на эти цели.

7 июля 2016 года храм даже посетил госсоветник РТ Минтимер Шаймиев В июле прошлого года храм посетил госсоветник РТ Минтимер Шаймиев Фото: shaimiev.tatarstan.ru

ПОПАДЕТ ЛИ ХРАМ ПОД КРЫЛО МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА?

7 июля 2016 года храм посетил даже госсоветник РТ Минтимер Шаймиев в компании министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина. Они осмотрели здание и провели небольшое совещание с участием собственников комплекса, подробностей которого не сообщалось, но на память остался снимок, на котором Шаймиев с интересом изучает предложенный проект.

В октябре 2016 года состоялось заседание комиссии, на которой был вынесен вопрос о признании Храма всех религий архитектурным памятником. Ожидалось, что в ноябре экспертная комиссия представит свое заключение. У специалистов возникли сложности с тем, что объект может быть признан памятником архитектуры только по истечении 40 лет с момента его создания, в случае же с храмом он мог тянуть пока лишь на категорию мемориальных домов... В общем, вопрос до конца так и не решен. Интересно другое — в один из эскизов на удивление гармонично вписалась скандальная статуя «Хранительницы» работы Даши Намдакова, которую так и не удалось установить в Болгаре из-за протестов общественности и религиозных деятелей. Все это давало надежды на то, что проект будет взят в надежные руки, в том числе и в финансовом плане.

В юридической плоскости вопрос наследования был решен лишь в ноябре 2016 года: Ильгиз Ханов стал собственником 4/5 здания и находящегося под ним земельного участка, причем права на собственность ему передала дочь Ильдара Юлия. 1/5 частью дома площадью 1034 кв. м владеет Флюра Галеева. Также была подписана доверенность на управление храмом на имя генерального директора центра реставрации «Арт-вид» Анатолия Борисова.