Татарская музыка со своим «моң» может быть интересна во всех точках земного шара, уверен артист с мировым именем Айдар Гайнуллин, проживающий ныне в Германии. Лауреат многочисленных премий, баяну которого рукоплещут в Берлине, Лондоне и Париже, в материале для «БИЗНЕС Online», рассказывает о том, что надеется создать свое национальное музыкальное шоу, чтобы «люди в других странах наконец, узнали кто такие татары».
Айдар Гайнуллин: «Есть у меня одна задумка, мечта — это создание национального татарского шоу в мировом масштабе!»
«ЕСТЬ ПРЕКРАСНАЯ КЛАССИКА, НАРОДНАЯ МУЗЫКА, А ВОТ СОВРЕМЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАТАРСКОГО ШОУ НЕТ»
Есть у меня одна задумка и, я бы сказал, некая мечта, которую очень хотел бы воплотить в жизнь. Это создание национального татарского шоу в мировом масштабе! Его предварительное название могло бы звучать, к примеру, как World Tatar music или World Show Tatarstan, с которым можно было бы покорить весь мир, и люди в других странах наконец узнали, кто такие татары. Это проект глобального характера, где требуется, безусловно, заинтересованность и большая поддержка со стороны правительства Татарстана, так как одному человеку, как бы он сильно ни хотел, воплотить такую идею в жизнь просто нереально. Поэтому нужно объединить все усилия для того, чтобы можно было создать первое мировое татарское шоу. Это требует создания правильной профессиональной команды и привлечения лучших творческих сил.
Конечно, очень странно, что у нас до сих пор ничего подобного нет. Есть прекрасная классика замечательных композиторов, народная музыка, а вот современного национального татарского шоу, которое было бы нестыдно показать всему миру, к большому сожалению, нет. Почему, например, ирландцы со своим уже легендарным шоу Riverdánce смогли покорить весь мир, а татары до сих пор нет? Хотя татарская музыка очень мелодична и имеет так называемый особый «моң», неподражаемую мелизматику, которая способна трогать сердца не только татар, но и достойна войти в мировое культурное наследие. В свою очередь, помимо творческих задач, я готов также предложить этот проект ведущим немецким менеджерам и прокатчикам, чтобы проект был успешно реализован и представлен европейской публике. Но, естественно, всех секретов я раскрывать пока не буду.
Пока ни к кому из руководства республики с этой инициативой я не обращался. По большому счету этот материал и есть мое обращение. Очень надеюсь, что нужные люди откликнутся, что им не безразлична судьба татарской культуры и вместе мы сможем реализовать этот глобальный проект достойный мирового признания. Хотя некоторые татарские бизнесмены уже заинтересовались. Не буду раскрывать их имен...
«Я очень рад, что в Казани появился дирижер, который сделал столько для культуры Татарстана»
«НЕОБХОДИМО ГЛОБАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Меня часто спрашивают, как в Европе встречают татарскую музыку. Татарская классика и народная музыка всегда звучит очень ярко и самобытно. А благодаря таким людям, как, например, Александр Сладковский, она поднимается на самый высокий уровень. Я очень рад, что в Казани появился дирижер, который сделал столько для культуры Татарстана: гастролируя по разным странам и представляя культуру РТ, он поднял уровень симфонического оркестра так, что он по праву может считаться одним из лучших оркестров России. Так что президент — молодец, что привлекает таких людей в нашу республику.
А вот с татарской эстрадой, конечно, имеются большие проблемы. Хотя, безусловно, есть попытки молодыми исполнителями как-то изменить уровень татарской эстрады, но справиться с такой задачей в одиночку, я считаю, просто нереально, ведь им противостоит уже укоренившаяся система, которая диктует, какой должна быть на сегодняшний день татарская эстрада. Впрочем, я считаю, что на российской эстраде эта же система не дает развиваться и менять все на новый формат. Поэтому, безусловно, необходимо глобальное вмешательство со стороны правительства, если мы действительно хотим, чтобы нам не было стыдно за татарскую эстраду. Конечно, Салават и другие известные исполнители — это уже своего рода наши татарские легенды, и такая музыка также должна существовать. Мне, кстати, самому иногда очень приятно послушать того же Салавата, я считаю, что у него уникальный тембр голоса и великолепные песни, я сразу же вспоминаю мою родную деревню Кызыл Чишма, где каждое лето проводил у бабушки, а сейчас там живут мои любимые родители.
Конечно, существует много вариантов того, как поднять татарскую эстраду. Во-первых, нужно, безусловно, поддерживать молодых талантливых исполнителей, давая им все необходимые условия для развития их таланта. Можно также привлекать из разных стран известных людей, музыкантов, композиторов, продюсеров, певцов, которые уже добились больших успехов и имеют за плечами большой опыт, которым они могли бы поделиться, чтобы создать интересный качественный продукт. Еще один вариант — организовать какие-то мастер-классы или TV-проекты, фестивали и конкурсы, даже пусть подвид шоу «Голос» или той же «Фабрики звезд». Вообще, издревле считалось, что обмен опытом всегда дает прекрасный результат.
«ЗАДАЧА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОМЕНЯТЬ СТАРЫЕ ТАТАРСКИЕ МЕЛОДИИ»
В прошлом году меня пригласили принять участие в фестивале «Үзгәреш җиле», вокруг которого ходило много споров. Самый главный — способен ли он что-то изменить в татарской эстраде? Во-первых, я рад, что главным инициатором этого проекта стал сам президент Татарстана Рустам Минниханов. Это действительно заслуживает большого уважения и доверия — то, что задача изменить татарскую эстраду вышла на столь высокий президентский уровень.
Директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов, который руководил процессом, удивил меня своим глубоким отношением к этому проекту — мы репетировали в течение месяца по 6 часов каждый день, прошли более 60 песен, и он присутствовал на всех репетициях, активно советовался со всеми, вникая в каждую композицию. Фестиваль собрал потрясающих людей, и мне было очень приятно работать в этом коллективе с профессионалами своего дела, благодаря чему я смог окунуться в красивейший мир татарской музыки. Абсолютно правильным решением было то, что для участия в проекте были отобраны именно молодые талантливые вокалисты Татарстана.
Может, что-то и не получилось с первого раза, но, безусловно, такие попытки нужны, так как глобальная задача была сделать что-то новое и интересное. Я думаю, что на втором фестивале с учетом всех критичных пожеланий будет гораздо интереснее. Мне кажется, нужно просто попробовать также сделать не только народные и классические темы под современную аранжировку, но и какие-то, допустим, яркие татарские композиции современных авторов, тогда они и прозвучат более современно. Задача же заключается не в том, чтобы поменять именно старые татарские мелодии, к которым уже давно все привыкли, а в том, чтобы сделать качественную современную татарскую эстраду. И по большому счету я доволен, как прошел фестиваль. Я получил интересный опыт и большое удовольствие от участия в таком масштабном татарском проекте.
В ближайшее время у меня не запланировано участие в каких-то проектах в Татарстане, и на второй фестиваль «Үзгәреш җиле» официально пока не приглашали. Но вы знаете, у меня очень много самых разных проектов в Европе и в России. И, помимо насыщенной концертной деятельности, я еще и сочиняю музыку — и в данный момент пишу музыку к одному сериалу для центрального российского телевидения, но по контракту пока не имею права озвучивать название проекта. В апреле, к примеру, состоится мой первый музыкальный фестиваль «Весна-Фест» в Московском международном доме музыки, где пройдут два концерта с камерным оркестром Московской областной филармонии «Инструментальная капелла» с программой «Ритмы страсти» и «Гала-хит» с моим ансамблем «Эйфория», где мы исполним мировые хиты таких легендарных исполнителей, как Майкл Джексон, Nirvana, Стинг, Queen, Led zeppelin, The Prodigy и т. д. А вот в Казани в ближайшее время быть пока не планирую, но очень хочу придумать что-нибудь интересное. А то получается в Берлинской филармонии и в Московском доме музыки есть свои фестивали, есть даже предложения сделать в Сен-Тропе и в Паланге, а в родном Татарстане пока, к сожалению, нет. Но я обещаю, что придет время и мы обязательно сделаем и в РТ интересные новые проекты!
А пока ждите авторскую книгу о моей жизни и встречах с такими легендарными личностями, как Мстислав Ростропович, Денис Мацуев, Анна Нетребко, Мирей Матье, Иван Вырыпаев и другие.
Айдар Гайнуллин
Айдар Гайнуллин — баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств, заслуженный артист РТ, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Обладатель кинопремии на XX Открытом Всероссийском кинофестивале «Кинотавр» (г.Сочи-2009) в номинации «Лучшая музыка к фильму» (за фильм Ивана Вырыпаева «Кислород»). Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, в том числе «Кубок мира» (Лондон-2001). Музыка в исполнении Айдара Гайнуллина звучит в лучших концертных залах мира: в Большом зале Берлинской филармонии, зале Gaveau (Париж), зале Wigmor (Лондон), Concertgebouw (Амстердам), Кенеди центре (Вашингтон), Московском международном доме музыки, Государственном Кремлевском Двореце и т.д.
За выдающиеся достижения в искусстве игры на баяне Айдар Гайнуллин вписан в «Золотую книгу талантов России» имени президента РФ. Также музыкант стал стипендиатом фондов Мстислава Ростроповича, Фридриха Липса, «Русское исполнительское искусство», лауреатом российского фонда культуры и международной ассоциации фондов мира «Новые имена». Айдар награжден орденом почетного члена Каунасской консерватории (Литва), правительственной наградой, орденом «Молодое дарование России» и премией «Лучшие из лучших». Неоднократно принимал участие в составе жюри на престижных российских и зарубежных фестивалях исполнителей -инструменталистов. Айдар Гайнуллин с отличием закончил российскую академию музыки имени Гнесиных (профессор Фридрих Липс) и берлинскую высшую школу музыки имени Hanns Eisler (профессор Gudrun Wall). С 2011 года является доцентом Carl-Philipp-Emanuel-Bach-Schule (Берлин), а также преподает в российской академии музыки имени Гнесиных.
Концертно-исполнительская деятельность Айдара Гайнуллина очень многообразна. Айдар с успехом гастролировал во Франции, Таиланде, Японии, Малайзии, Кувейте, Англии, США, Польше, Венгрии, Греции, Индии, Югославии, Италии, Германии, Китае, Испании, Нидерландах, Финляндии, Литве, Австрии, Северной Корее, Люксембурге, Португалии, Швеции, Швейцарии, Чехии, Израили.
Искусство российского музыканта высоко оценили не только музыковеды, но и целый ряд высокопоставленных лиц: Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Ислам Каримов, Жак Ширак, Ким Чен Ир, королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, принцесса Греции Ирена, принц Иордании Хасан, принц Датский Генрих, шейх Кувейта Джабер аль-Сабах, мэры европейских городов.
Выступал и сотрудничал с Мстиславом Ростроповичем, Анной Нетребко, Эрвином Шроттом, Сейджи Озава, Мартиной Гедек, Денисом Мацуевым, Юрием Башметом, Максимом Венгеровым, Мирей Матье, Чулпан Хаматовой, Сергеем Шакуровым, Маратом Башаровым, Ренатой Литвиновой, Немецким симфоническим оркестром, Люксембургским Филармоническим, Белградским Филармоническим и т. д
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.