Фатих Сибагатуллин: «Организаторы говорят, что приглашали депутатов Госдумы, а они не пришли. Меня никто не приглашал!» Фатих Сибагатуллин: «Организаторы говорят, что приглашали депутатов Госдумы, а они не пришли. Меня никто не приглашал!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПУСТЬ ТОЛЬКО СВИСТНЕТ МНЕ: «ФАТИХ, СРОЧНО ПРИДИ»

После прочтения на сайте «БИЗНЕС Online» статьи, посвященной дискуссии о стратегии развития татарского народа, хочу озвучить свои мысли. Организаторы говорят, что приглашали депутатов Госдумы, а они не пришли. Меня никто не приглашал! По этому поводу ко мне не обращалось ни телевидение, ни газеты, хотя я тоже себя считаю татарским патриотом! И сам, и дети, и родственники...

Всемирный конгресс татар, надо сказать, ничего не делает. Хотя там и есть такие активные деятели, как Табрис Яруллин. Два раза в год съездят с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым на сельский Сабантуй, другой какой-нибудь Сабантуй — и все. У Ходжи Насреддина спросили как-то: что самое легкое на свете? Он ответил: давать советы. Потом спросили: а что самое трудное? Он ответил: этот совет осуществить на практике. У нас на ТНВ есть передача «Ком сәгате» («Песочные часы»), ее ведет Данил Гиниятов. Сейчас она превратилась лишь в средство удовлетворения любопытства самого ведущего. Все его гости дают советы, как в анекдоте про Насреддина. Никто не говорит: я сказал и вот так сделал! Единственный, кто что-то толковое говорил, — это писатель Талгат Галиуллин. Он призывал всех объединяться.

То же самое могу сказать и о тех, кто собрался в среду в университете. Собрались по инициативе Минтимера Шариповича, но самого Шаймиева не было, главной скрипкой стала Фаузия Байрамова. Тот же Фандас абый (Фандас Сафиуллин прим. ред.), которого я очень сильно уважаю. Но ведь пора и к делу приступать! Вот говорим — суверенитет, а никто не проанализировал, что он нам дал. Где наше татарское воспитание? Хоть бы один сказал, что может исправить ситуацию... Нет. Фандас абый ведь может кружок организовать, он же наш аксакал. Пусть только свистнет мне: «Фатих, срочно приди, мы организуем мероприятие!» Я ведь сразу побегу.

«Большое спасибо муфтию Татарстана Камилю Самигуллину за то, что ввел в мечетях татарский язык. Это очень правильно. «Большое спасибо муфтию Татарстана Камилю Самигуллину за то, что ввел в мечетях татарский язык. Это очень правильно!» Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ РЕЛИГИЯ СПАСЛА ТАТАР, А ТАТАРЫ — РЕЛИГИЮ

Пишут, что татар спасла религия... Дурость это все. Кстати, кто пишет? Бывшие партийные и комсомольские работники или люди, сформировавшиеся при советской власти. Наоборот, татары спасли религию! Рассвет нации пришелся как раз на послереволюционные годы, эпоху атеизма. Образование было на татарском языке. Да и я сдавал экзамены в институт на татарском. А тут говорят, что религия сохранила нас. Неправда это. У религии нет будущего, потому что у нее нет науки. Раньше наука была в исламе, потом ее уничтожили. Если мы продолжим доставшуюся нам от предков традиционную религию, будет отлично.

Я даже в чем-то согласен с мыслями Рустама Батрова, которые он в «БИЗНЕС Online» высказывает. Говоря по правде, наш профессор Рафик Мухаметшин мудр, но не прав, когда говорит, чтобы намазы совершали на арабском языке. С чего это он так решил? Мухаметшин ведь не богослов. А Батров все-таки специалист по религии. У нас ханафитский мазхаб, его основатель был персом по национальности и говорил, что на родном языке можно молиться. Если такое сейчас внедрить в нашу жизнь, то это способствовало бы сохранению и развитию языка. В никчемных переводах Корана на татарский язык (я два-три варианта прочитал) все запутано. Почему не могут написать на нормальном доступном языке? Вот если главное слово «Бисмилляхиррахманиррахим» будет произнесено на родном языке («С именем Аллаха, милостивого, милосердного»), то какой от этого вред? Аллах ведь не для одних лишь арабов — для всех. Молодежь, которая интересуется исламом, татарским бы тоже интересовалась. Батров это и объясняет. Это один из путей сохранения нации. Большое спасибо хочу сказать муфтию Татарстана Камилю Самигуллину за то, что ввел в мечетях татарский язык. Это очень правильно. Азербайджанец ты или представитель другой нации, если приехал к нам, будь любезен разговаривать в мечети на нашем языке, учи татарский.

«ЕГЭ нас всех убивает! ЕГЭ — это вредное явление не только для татар, это вещь детей делает неучами!». «ЕГЭ нас всех убивает! ЕГЭ — вредное явление не только для татар, эта вещь детей делает неучами!» Фото: mon.tatarstan.ru

«ЕГЭ — ЭТО ВРЕДНОЕ ЯВЛЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТАТАР»

Кроме того, я считаю, что татарские парни должны заниматься национальной борьбой, ведь это тоже пропаганда татарского. А мы, как дураки, пропагандируем футбол. Зачем? Не наш вид спорта. Когда это было, чтобы татары в футбол играли? Все мои сыновья занимаются борьбой корэш, в совершенстве знают родной язык. Хотя у одного, Рустама, мать — русская женщина, ее зовут Евгения. Надо воспитывать в детях гордость за свою нацию. У нас говорят, что если твоя жена русская, то и дети станут русскими. Евгения без слов восприняла наши обычаи — сыну сделали обрезание, другие обряды. Она уважает татарскую нацию. Почему? Потому что к отцу уважение большое. Ребенок в смешанной семье станет русским из-за того, что муж — тряпка, а не из-за того, что мать русская.

Говорят, что русские нас уничтожают, федеральный центр ЕГЭ придумали. Так ЕГЭ нас всех убивает! ЕГЭ — вредное явление не только для татар, эта вещь детей делает неучами! Мы в Думе боремся за его отмену, вроде обещают, но пока все остается по-старому. Мой сын Рашит учится в 10-м классе, дочь — в 11-м. У них все обучение сводится к тому, чтобы сдать единый государственный экзамен. Никто не читает ни Галимжана Ибрагимова, ни других авторов.... Мой сын в 6 лет наизусть знал «Шурале» Тукая, часами рассказывал, а в школе ни с Тукаем, ни с Джалилем толком не знакомят. Да что там татарские писатели, дети даже произведений Пушкина и Толстого не знают. Все сводится в игру «Угадайка».

Моя любимая учительница, наша классная руководительница Сайфутдинова Разия Ситдиковна смогла пробудить у меня любовь к литературе. Очень интеллигентная женщина, из знатного рода, она нам рассказывала о произведениях запрещенного тогда Гаяза Исхаки. Их же в учебниках не было. А все запретное ученики любят больше. Запретный плод слаще. Другой педагог — директор школы, который меня поставил секретарем комсомольской организации, — обучал нас истории и обществоведению. Вот так прививали любовь к предметам. Сейчас нет уважения к литературе. В Госсовете РТ 100 депутатов, а председатель союза писателей не является депутатом! Как это так? На это надо обращать внимание.

ПУТИН УЧИТЬ ТАТАРСКОМУ ДОЛЖЕН?

Если родители дома не разговаривают с детьми по-татарски, то что, Путин придет, что ли? Вряд ли! А мы сидим и ждем, что кто-то с ребенком будет заниматься на родном языке. В школе же преподавать математику на татарском не надо. Не надо русских обвинять, татары сами виноваты. Я ведь историю изучал — сколько там предательства. Вот ругают Ивана Грозного, а у него ведь идеологом был Алексей Адашев — крещеный татарин, у самого Грозного в жилах течет татарская кровь... Мы всегда кого-то обвиняем.

За нравственность нужно бороться. Моя бабушка говорила, что дочь из нормальной семьи не выдавали замуж за того, кто в деревне пьет и курит. Сам я осознал это поздно, с трудом бросил курить несколько лет тому назад. Сейчас вон некоторые деятели поднимают вопрос об «Үзгәреш җиле», им кажется, что Минниханов слишком много дал — 70 миллионов рублей. Салават — он недалекий, везде кричит, мол, деньги на ветер. Почему он не возмущается тем, что футболисты в день 1 миллион рублей получают? Вместо того чтобы возмутиться вложением денег в чуждый татарам вид спорта, цепляются за фестиваль. Ведь если в этом году другие исполнители не получили денег, в следующем точно получат! Когда бы еще татарские песни звучали с оркестром? Мы ведь привыкли на баяне только исполнять. Вчера разговаривал с одним человеком, который критикует фестиваль «Үзгәреш җиле». Я спрашиваю: а концерт-то ты сам смотрел? Оказывается, нет. Это как те, которые выступают против моего мусоросжигающего завода. Не знают, а говорят. Это тоже татарская ментальность.

Фатих Сибагатуллин