Сразу несколько подрядных организаций обратились в «БИЗНЕС Online» с жалобами: квалификационный отбор подрядчиков для проведения капремонта состоялся в октябре, но результаты не объявлены до сих пор. Сейчас они работают под честное слово, но боятся, что из-за постановления правительства РФ их погонят на электронный аукцион, куда уже метят чужаки аж из Севастополя. Как выяснил «БИЗНЕС Online», что делать, пока до конца не знают и сами чиновники.
О том, что в Татарстане программа капитального ремонта стартовала, по сути, «неофициально», сообщили представители двух компаний, подавших заявку на участие в квалификационном отборе подрядчиков
КАПРЕМОНТ — ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ АУКЦИОН
О том, что в Татарстане программа капитального ремонта стартовала, по сути, «неофициально», газете «БИЗНЕС Online» сообщили представители двух компаний, подавших заявку на участие в квалификационном отборе подрядчиков. По их словам, итоги отбора не подведены, хотя конкурс впервые на этот раз состоялся в октябре прошлого года, а не в январе-феврале.
Все началось с того, что в июле прошлого года правительство России изменило порядок определения компаний для выполнения капремонта. Согласно постановлению №615 за подписью премьера Дмитрия Медведева, теперь все пойдет через механизм госзакупок, то есть открытый тендер. Ранее же в республике всех подрядчиков на свое усмотрение выбирала НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства РТ», учредителем которой выступает кабмин РТ, а директором — руководитель ГИСУ Марат Айзатуллин. Будучи, как и ГЖФ Талгата Абдуллина, некоммерческой организацией, структура имела право не проводить торгов, ограничившись предварительной стадией — квалификационным отбором. Москва эту возможность перекрыла.
Теперь, согласно постановлению, система будет двухступенчатая: сначала предварительный отбор с включением компании в реестр квалифицированных подрядных организаций. Здесь предусмотрен исчерпывающий список требований: от наличия всех необходимых допусков и лицензий до наличия в штате минимального количества квалифицированного персонала. Кроме того, у подрядчика должно быть за плечами не менее трех успешно выполненных контрактов за последние годы и за это же время — ни одного расторгнутого по инициативе заказчика. Он не должен состоять в федеральном списке недобросовестных подрядчиков и находиться в процедуре несостоятельности, против руководителей и учредителей не должно быть возбуждено уголовных дел и т. д. Сверх этого перечня комиссия с потенциального подрядчика ничего требовать не вправе. Ну а среди тех, кто прошел сито, победителя определяет ее величество цена — электронный аукцион на понижение.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «БИЗНЕС Online», что власти республики всерьез обеспокоены изменениями. Дело в том, что даже с предварительным отбором госзакупки уже показали себя во всей красе в других отраслях. Тендеры, мол, часто выигрывает компания, перебивающая самой низкой ценой, но по факту не отвечающая ни за качество, ни за срыв сроков. Более того, по сведениям нашего собеседника, новые претенденты на средства капремонта, зная об изменениях в законодательстве, уже стали обращаться в исполкомы Казани и Набережных Челнов для уточнения сроков, процедуры проведения и пр. Однако настораживает география таких компаний: были обращения из Москвы, Уфы, даже Севастополя.
Ранее в республике всех подрядчиков на свое усмотрение выбирала НО «Фонд жилищно-коммунального хозяйства РТ», учредителем которой выступает кабмин РТ, а директором — руководитель ГИСУ Марат Айзатуллин (слева)
«Иногородние компании, конечно, не смогут сделать капитальный ремонт на том же уровне, что и местные, хотя бы потому, что им придется где-то разместить своих рабочих, снять жилье, дополнительно кормить. А если не селить, а нанимать местных, но мы все представляем, что нанимать будут шабашников, поскольку нормальные рабочие трудоустроены», — говорит источник.
По его словам, местные компании хороши тем, что с них спрос за некачественные работы будет даже после проведения капремонта, фокусы с перерегистрацией юрлица не помогут. К тому же действовала система двух ключей: подрядчика назначала республиканская структура, но рекомендации давали муниципалитеты — соответственно, за результат можно было в случае чего спросить и с главы. На муниципальном же уровне работы часто поручают подрядчикам, которые близки к УК, то есть тем, кто потом и будет эксплуатировать эти дома.
В итоге за последние годы ситуацию с капремонтом власти на местах не мытьем, так катаньем смогли в общем-то наладить. Сформировался костяк проверенных подрядных организаций, которые накопили опыт. Жалобы жителей на качество работ приходят, но они в большинстве своем уже не столь серьезны, как это было несколько лет назад. Например, не помыли после себя пол, который в побелке или краске, но в целом работы проведены на должном уровне. Что будет, когда к конкурсу будут допущены иногородние компании, никто сказать не берется. Будет ли вообще выполнена программа — большой вопрос.
Есть, конечно, и обратная сторона медали: при новой схеме будет сложнее протаскивать своих подрядчиков, то есть близких к конкретным чиновникам и отстегивающих во всевозможные благотворительные муниципальные фонды...
Словом, баланс рисков и выгод точно такой же, как и в любой системе, работающей по принципу ручного управления, а не «слепых» процедур.
Местные компании хороши тем, что с них спрос за некачественные работы будет даже после проведения капремонта, фокусы с перерегистрацией юрлица не помогут
ТАТАРСТАН ИГРАЕТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Чтобы успеть провести хотя бы капремонт-2017 по старой схеме, правительство Татарстана решило поторопиться. Краткосрочный план реализации программы капремонта на нынешний год был принят в октябре 2016 года, в том же месяце как минимум в Казани и Набережных Челнах был проведен квалификационный отбор подрядчиков по старому сценарию (о проведении отбора сообщили городские газеты «Казанские ведомости» (11 октября) и «Шахри Чаллы» (7 октября). Обычно отбор проходил на три-четыре месяца позднее, в январе-феврале, говорят предприниматели, еще месяц уходил на решение «бумажных» вопросов.
Согласно краткосрочному плану, в этом году по всему Татарстану планировалось провести капремонт на 1129 многоквартирных домах общей площадью 6,9 млн. кв. метров. Финансирование программы составляло 5 млрд. 57 млн. рублей, формируется он наполовину из бюджета Татарстана и местных бюджетов, а также за счет взносов в фонд капремонта (2,43 и 2,62 млрд. соответственно). Самая большая доля средств пришлась на Казань, где за 1,5 млрд. рублей планировалось отремонтировать 378 домов, где проживают 88 тыс. жителей. В Набережных Челнах за 1,2 млрд. рублей хотели обновить 147 домов для 78 тыс. жителей. В Нижнекамске за 559 млн. рублей — 128 дома на 39 тыс. жителей.
Однако, как рассказали представители компании, несмотря на то что отбор состоялся в октябре, его результаты фондом ЖКХ до сих пор не оглашены. Сами компании, обратившиеся в газету «БИЗНЕС Online», теперь спрашивают, к чему им готовиться. Тем более что некоторым придется завозить материалы, оборудование, а с 15 апреля в Татарстане происходит сезонное закрытие дорог. Раньше компании уже знали, кто будет участвовать, и заранее забивали на месяц свои склады всем необходимым.
Есть и момент цены. «Когда объявили отбор в октябре, мы подумали: как хорошо! Мы не были сильно загружены, могли предложить хорошую стоимость. А прошло уже почти полгода, март кончается. Получится так: выберут меня — ну придется делать, хотя мне это уже не совсем экономически выгодно. Потому что у меня уже процентов на 30 больше заказов будет», — говорит один из участников отбора.
По некоторым данным, победители определены, но последние подписи не ставятся. Так или нет, неясно, но то, что с тех пор ни слуху ни духу, — факт.
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКРЕПИТЬ НА «БУМАГЕ»
Пауза, возможно, связана и с тем, что теперь требуется внести изменение в республиканское законодательство. Для этого необходимо принять проект закона РТ №307-5 «О внесении изменений в закон Республики Татарстан «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан». Перед принятием законопроекта в первом чтении на заседании Госсовета 16 февраля министр строительства Ирек Файзуллин так комментировал изменение: «Вышло постановление №615 правительства Российской Федерации по выбору подрядных организаций в области капитального ремонта многоквартирных домов, которое предусматривает двухэтапный переход выбора подрядчиков и работу уже по федеральному закону №44. Вот такие изменения. Также меняется схема выбора подрядчика. Она определяет работу и по подбору, и по ответственности за данные процессы. Раньше этим у нас занимались Государственный жилищный надзор, представители администрации, муниципалитетов при выборе подрядчиков на многоквартирные дома».
В самом министерстве строительства говорят, что работа по подписанию договоров продолжается, а изменения в законодательстве никак не скажутся на сроках проведения программы капремонта
Отметим, что в перерывах между приведением местного законодательства в соответствие с федеральным, относительно недавно, 28 февраля, был опубликован уточненный краткосрочный план реализации капремонта в Татарстане. По сравнению с октябрьской версией программа на этот год несколько сократилась: вместо 1129 домов планируется обновить 996, уменьшилась площадь с 6,9 до 6,2 млн. кв. метров. Кроме того, к показателям 2017 года добавились планы на 2018 и 2019 годы. Впрочем, в минстрое газете «БИЗНЕС Online» пояснили, что трехлетнее планирование по программе капремонта — это требование федеральных властей, но дома, ранее включенные в программу, в ней остаются, никаких изменений на 2017 год нет. Отметим, что на все три года предельная стоимость работ по капремонту составляет 14 тыс. рублей на квадратный метр (в случае превышения доплата осуществляется из фонда капремонта).
На прошедшей неделе, во вторник, 21 марта, Госсовет принял данный законопроект окончательно, после чего направил его на подпись президенту Татарстана. И тогда наступит, наконец, момент истины для отобранных, но неутвержденных подрядчиков.
«Ситуация действительно такова, что если разыгрывать тендер после выделения средств и только потом начинать работу, то завершить ее будет физически невозможно — к тому времени начнутся морозы»
ПОД ЧЕСТНОЕ СЛОВО И АВАНС
Хотя «оформление бумаг» еще продолжается, несколько предпринимателей, подавших заявки на отбор, но не получивших данные о результатах, заявили «БИЗНЕС Online», что фактически власти попросили их начать работу под честное слово, поскольку ни один контракт в республике не заключен. Время проходит, все работы надо провести до начала отопительного сезона, поэтому компании согласились на обещание, что они и станут победителями. Так было и раньше, но не кинут ли их власти из-за новой схемы, задаются вопросом подрядчики.
«На тендер мы еще не заходили. Все идет как обычно — работы запускаются досрочно, без предоплаты, фирмы заходят со своими средствами, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из подрядчиков в Набережных Челнах. — Потом уже пройдут тендер и компенсация их затрат. Исполком просто раздает работы тем организациям, которым доверяет по качеству и по срокам. Ситуация действительно такова, что если разыгрывать тендер после выделения средств и только потом начинать работу, то завершить ее будет физически невозможно — к тому времени начнутся морозы».
В самом министерстве строительства говорят, что работа по подписанию договоров продолжается, а изменения в законодательстве никак не скажутся на сроках проведения программы капремонта — все работы планируется завершить до начала отопительного сезона. «По программе капитального ремонта многоквартирных жилых домов работы стартовали на 494 объектах из 996 в 41 муниципальном образовании. На тех домах, в которых не заключены договоры между подрядчиками и УК (ТСЖ), работы не проводятся. Работа по подписанию договоров продолжается. К выполнению работ по всем республиканским программам, в том числе и по программе капитального ремонта многоквартирных домов, привлекаются только те строительные организации, которые имеют соответствующий опыт работы, проводят в полном объеме отчисления по налогам, не имеют проблем с выплатой заработной платы», — сказано в сообщении пресс-службы минстроя. Четких пояснений, на какую схему все-таки ориентируется министерство, в ответе нет, но, поскольку об электронных аукционах ничего не сказано, вероятно, контракты заключаются по старому механизму.
Один из чиновников в разговоре с «БИЗНЕС Online» говорит, что, по его мнению, все-таки на этот год будет действовать отбор, проведенный в октябре, а со следующего года начнутся конкурсы. Другой отмечает, что ясности нет и не факт, что результаты проведенного в октябре отбора «вступят в законную силу».
«ВМЕСТО 15 ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ ДОМОВ КТО-ТО КУПИТ СЕБЕ ОСТРОВ»
Многое здесь будет зависеть от позиции контролирующих органов, которые своего слова пока что не сказали. На днях, 21 марта, депутат горсовета Набережных Челнов Сергей Яковлев, известный своими эпатирующими письмами против мэра Челнов Наиля Магдеева, направил в УФАС по РТ обращение, в котором просит провести проверку того, на каком основании власти автограда провели отбор, а не требуемый конкурс.
«Вместо открытых торгов на выполнение муниципальных заказов, предусмотренных законом №44-ФЗ, исполнительный комитет провел квалификационный отбор, тем самым нарушив интересы неустановленного круга предпринимателей, которые потенциально были бы готовы участвовать в выполнении подрядных работ и предложить наиболее конкурентную цену за выполняемые работы», — пишет Яковлев. Кроме того, депутат требует сделать представление Магдееву о расторжении трудового контракта с главой исполкома Ринатом Абдуллиным за «проведение торгов задним числом».
Яковлев в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что мэр города «по конкурсу заставляет все школы и садики покупать занавески и тетрадки, а когда речь заходит о действительно больших деньгах — на 2017 год это 1,2 миллиарда рублей, то ищет лазейки все провести без торгов». Резюме депутат делает в свойственной ему экспрессивной манере: «УФАС даст оценку, правильно ли команда Магдеева понимает закон, но если их решение одобрят, то у людей уведут из-под носа экономию и вместо 15 дополнительно отремонтированных домов кто-то купит себе остров подальше от родных просторов», — говорит автор обращения в УФАС.
Если все-таки придется проводить конкурс, то властям, во-первых, надо будет как-то решать вопрос с компаниями, которые уже начали работу, во-вторых, следить за качеством работ приезжих «севастопольцев». Впрочем, как-то приспосабливаться со следующего года в любом случае придется. Каким будет результат, покажет время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 170
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.