Штраф в 10 тыс. рублей получил вчера задержанный активист движения вкладчиков ТФБ Марсель Шамсутдинов. Его коллега — Александра Юманова — предстанет перед судом на следующей неделе. Однако санкции не помешали им вовремя прибыть на встречу с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым, который сумел заслужить у них некоторое уважение тем, что не дает невыполнимых обещаний.
В отношении Юмановой и Шамсутдинова были составлены акты об административном правонарушении — организация массового передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка
ЛИДЕРЫ ВКЛАДЧИКОВ ТФБ В СУДЕ: ПОКА БЕЗ АРЕСТОВ, НО СО ШТРАФАМИ
Первое предупреждение получили накануне протестно настроенные вкладчики ТФБ из уст судьи Вахитовского районного суда. Ровно в 9:15 в фойе Вахитовского райсуда Казани — проездом через отдел полиции «Вишневский» — прибыли лидеры инициативной группы Александра Юманова и Марсель Шамсутдинов. В минувшую субботу оба они побывали в вышеупомянутом ОП. Шамсутдинова доставили туда перед пикетом в парке имени Петрова, куда он хотел направиться из-под капельницы в больнице пос. Васильево. Юманову, видимо, для зрелищного эффекта, задержали сразу после мероприятия — видео, как ее уводят под негодующие крики толпы, мгновенно облетело соцсети.
В отношении обоих были составлены акты об административном правонарушении — по ч.1 ст. 20.2.2 («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). Речь о знаменитом шествии от ТПП РТ к кабмину республики 4 марта, на следующий день после того, как ЦБ лишил ТФБ лицензии.
Предъявленная статья правонарушения предусматривает наказание лишь в том случае, если несанкционированная акция повлекла нарушение общественного порядка, в том числе создала помехи доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Нарушение дает простор для выбора наказания: от 10 тыс. рублей штрафа до 15 суток ареста.
Оба заседания проходили под председательством Дамира Гадыршина, которому даже пришлось попросить судебных приставов принести в уютный, но совсем крошечный зал заседаний дополнительные лавки — поддержать Юманову и Шамсутдинова пришли 10 - 20 вкладчиков ТФБ.
Защитник Юмановой Тимур Соснин попросил суд перенести рассмотрение процесса по месту жительства подзащитной — в Пестречинский райсуд. Якобы Юмановой, матери двоих детей, неудобно приезжать на рассмотрение в Казань. После паузы Гадыршин в просьбе отказал, однако удовлетворил другое ходатайство, предоставив Соснину время на ознакомление с материалами дела. Суд объявил перерыв до 23 марта.
Сразу после этого Гадыршин приступил к рассмотрению дела в отношении Шамсутдинова. Его защитник Эльза Нисанбекова отметила, что дело было составлено лишь спустя неделю после инцидента, хотя по закону на это дается не более двух суток (пояснений на этот счет на суде так и не прозвучало). Кроме того, по ее словам, рапорты сотрудников полиции составлены с нарушениями, например, в них не проставлены даты.
Сам Шамсутдинов заявил, что вину не признает. В своем выступлении он подробно вспомнил события тех дней: каким образом узнал о решении ЦБ, как на следующий день возмущенная толпа вкладчиков собралась в ТПП, а затем приняла решение идти к кабмину.
С обвинением, что протестующие блокировали работу кабмина, Шамсутдинов не согласен
«Мы подошли к кабинету министров, постучали, показали обращение — мол, хотим передать. На что там не отреагировали, закрыли дверь. Стоим ждем. В это время несколько сотрудников кабинета министров вошли в здание: дверь открылась, люди стали держать дверь за ручку, чтобы не закрылась. А я — объяснять сотрудникам кабинета министров, что мы хотим передать обращение к Халикову, просим его позвать», — вспоминает Шамсутдинов.
Премьер-министр довольно быстро отреагировал и пригласил, по словам Шамсутдинова, его одного, но в итоге на встречу попали четверо. К слову, еще двоих парламентеров Ивана Климова и некую Майю к ответственности привлекать не стали.
С обвинением, что протестующие блокировали работу кабмина, оппозиционер не согласен — вход в здание, как он утверждает, никто не блокировал. Некоторая дискуссия разгорелась и вокруг вопроса, можно ли признать здание правительства «объектом социальной инфраструктуры».
С учетом всего этого защита предложила закрыть делопроизводство за отсутствием состава преступления. Суд решил иначе: после перерыва Гадыршин назначил Шамсутдинову 10 тыс. рублей штрафа. И хотя наказание проходит по самой нижней границе, сам оштрафованный и его представитель намерены решение опротестовать.
«А МЫ К ШАЙМИЕВУ ПРИШЛИ. У НАС БЫЛА НАЗНАЧЕНА ВСТРЕЧА В 11 ЧАСОВ»
Еще одно запланированное мероприятие с участием вкладчиков ТФБ накануне прошло возле Спасской башни Казанского кремля — около 10 человек повторно пришли на встречу к госсоветнику президента РТ Минтимеру Шаймиеву. Правда, без Дмитрия Бердникова, который в это время как раз поддерживал соратников на упомянутом суде.
Вкладчики прождали почти час в надежде, что к ним кто-нибудь да выйдет. Однако никто так и не появился, и покой собравшихся изредка беспокоили лишь местные экскурсоводы, подходившие к «погорельцам», предлагая туры по Казани. Спустя некоторое время небольшую горстку людей заприметили сотрудники полиции.
— А мы к Шаймиеву пришли. У нас была назначена встреча в 11 часов, — обратилась за помощью одна из клиенток ТФБ.
— Его нет, он в 11 часов улетел в Болгар, — отвечал спокойно младший лейтенант полиции.
Около 10 человек повторно пришли на встречу к госсоветнику президента РТ Минтимеру Шаймиеву
— Свяжите нас с кем-нибудь тогда. Понимаете, у нас уже крик души. Мы пришли не орать, просто поговорить. Сейчас бросаться начнем тогда на колени и умолять отдать наши деньги, — посыпалось от вкладчиков.
— С вами же Ильдар Шафкатович сегодня в 14 часов встречается... — проявил осведомленность еще один полицейский, подошедший к людям.
— А нам сюда надо, к Бабаю, — стояли на своем женщины.
В этот момент одна из активисток развернула стяг бердниковского движения «Против преступности и беззакония», однако блюстители правопорядка настойчиво попросили убрать знамя — не положено. Женщины повиновались.
После непродолжительного звонка наверх сотрудники полиции предложили пройти в приемную граждан и оставить там свои просьбы и пожелания в письменном виде. Однако вкладчики предпочли дождаться вожака. И, действительно, прибывший Бердников быстро все разрулил.
«Договорились с начальником отдела по приему граждан при президенте РТ, что завтра Шаймиеву доложат о нашем намерении с ним увидеться, после чего он примет решение о приеме. Нам зачем к нему нужно? Мы хотим, чтобы ТАИФ принимал участие в санации. Первый президент Татарстана сам человек уважаемый, его знают и уважают в республике, его знают и уважают в России, так как он помощник Кириенко. Он может повлиять на ситуацию, ведь он же еще и отец одного из владельцев ТАИФа», — передал итоги встречи корреспонденту «БИЗНЕС Online» общественный активист. По словам Бердникова, челобитная, которую ранее передавали через секретаря госсоветника Олега Глебова, до рук Шаймиева так и не дошла.
«ПРЕДПОЛОЖИМ, РЕШЕНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ ОТМЕНЕНО. ЧТО ДАЛЬШЕ?..»
Встреча с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым прошла гораздо более удачно. Правда, за несколько часов до начала место проведения и формат мероприятия кардинально изменились — вместо Торгово-промышленной палаты в доступном для всех режиме премьер-министр встретил вкладчиков в кабмине за закрытыми для прессы дверями.
Общаясь с вкладчиками, Халиков рассказал о текущей ситуации с банком. По словам премьер-министра республики, на сегодня более 142 тыс. вкладчиков получили свои деньги на общую сумму 43 млрд. рублей, что составляет 90% от общего объема вкладов. Идентичная ситуация происходит с ИнтехБанком, где 26 500 вкладчикам выплачено 12,5 млрд. рублей.
«К сожалению, это не вся сумма, и по-прежнему проблемные суммы физических лиц требуют решения. В большинстве своем вкладчики с вкладом более 1,4 миллиона рублей смогут получить часть средств после того, как станет понятно, какая сумма имеется», — выразил надежду премьер. Кроме того, он напомнил, что в среду в Верховном суде Татарстана будет рассмотрен иск прокуратуры республики по незащищенным категориям участников доверительного управления «ТФБ Финанс».
Он также напомнил, что 300 клиентов «ТФБ Финанс», которые успели дать поручение о переводе денег в банк, смогут вернуть свои деньги через АСВ — по крайней мере, так пишут «Ведомости». Впрочем, этим людям тоже не позавидуешь, ведь деньги должны были вернуться в банк после продажи их ценных бумаг, то есть облигаций ТФБ по тогдашним «мусорным» ценам. Но это хоть что-то.
В ответ инициативная группа вкладчиков напомнила ранее предъявленные к правительству Татарстана требования, одно из которых — возврат лицензии банку. Халиков в ответ пояснил, что правительство республики эффективности в обжаловании решения Центробанка не видит. На его взгляд, подобные действия лишь оттянут процедуру банкротства на длительный срок, таким образом, потенциально люди получат свои деньги еще позже, чем это может быть. «Предположим, решение об отзыве лицензии отменено. Что дальше? В конечном итоге всем нужны деньги, а не юридическое решение. Мы внимательно изучили идею и не нашли в ней позитива для вкладчиков и владельцев счетов, — прокомментировал Халиков, предложив сосредоточиться на самой процедуре банкротства. — Правоохранительные органы должны сделать все, чтобы выявить больше активов, денежных средств для того, чтобы они вошли в общий пул».
Отметим, что накануне ЦБ отмел другую идею вкладчиков: передать обязательства Татфондбанка банку-распорядителю. Эта схема, в частности, была применена при банкротстве Нота-Банка. «Во-первых, уже после отзыва лицензии это невозможно, — заявил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. — Во-вторых, это едва ли было возможно, практически невозможно и до отзыва лицензии, потому что для этого нужно было найти достаточный объем стандартных прозрачных кредитов. Там таких кредитов было очень мало, не хватало их. Ну и кроме того, ничего такого принципиально полезного для кредиторов банка эта схема не несет по сравнению с обычной процедурой банкротства».
Премьер также сообщил о прогрессе в переговорах с ФНС: «Практически по всем случаям, где речь идет о добросовестных платежах, мы надеемся, что налоговая служба примет положительное решение», — заверил Халиков.
Он поддержал идею о создании фонда поддержки пострадавших вкладчиков — главе минюста РТ Ларисе Глуховой дано поручение этому посодействовать. По мнению Халикова, наверняка найдутся желающие помочь, к примеру, религиозным организациям — мечетям, церквям, а также отдельным пострадавшим, нуждающимся в экстренной помощи.
Напоследок глава правительства пообещал сделать расследование дела о крахе ТФБ максимально прозрачным.
НЕ ХОЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО? ОБЖАЛУЕМ САМИ
По завершении встречи лидеры борьбы за права вкладчиков и сами «погорельцы» встретились в ТПП по РТ обсудить итоги разговора. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Бердников, столкнувшись с отказом правительства обжаловать решение ЦБ об отзыве лицензии, вкладчики решили своими силами судиться с регулятором. Каким образом технически будет выглядеть обжалование отзыва лицензии ТФБ, пока остается неизвестным.
Дмитрий Бердников рассказал, что столкнувшись с отказом правительства обжаловать решение ЦБ об отзыве лицензии, вкладчики решили своими силами судиться с регулятором
Интересно, что в целом не самое приятное для них заявление правительства лидеры вкладчиков оценили скорее положительно: в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Бердников, к примеру, признался, что правительство как минимум «играет по правилам» — то есть говорит о своих намерениях по выходу из ситуации открыто, не тянет зря время и не дает невыполнимых обещаний. Кроме того, отказ правительства от идеи оспорить решение ЦБ скорее развязывает активистам вкладчиков руки: теперь они будут пытаться выполнить сложную процедуру своими силами. «Позитив», который они при этом для себя ищут, прежний: заставить ЦБ открыть карты, представить документы, обосновывающие решение. Вдруг что-то интересное проскочит?
Между тем уже завтра утром представители фонда поддержки предпринимательства РТ собираются идти в минэкономики Татарстана с подготовленным для Артема Здунова «планом поддержки пострадавших предпринимателей».
«Льготный лизинг уже заработал, сейчас прозвучал тезис про факторинг. Это новая программа поддержки в республике для того, чтобы у предпринимателей восполнились денежные средства, чтобы они продолжили свою деятельность», — рассказал вчера после встречи с вкладчиками в кабмине корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава фонда Андрей Афонин. При этом он не стал уточнять, о каких мерах идет речь. «Уже завтра с предпринимателями прорабатываем все предложения и в среду — встреча с участием министра. Будем докладывать, что наработали».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.