. С иском о сносе 639 рекламных конструкций (всех щитов автограда) татарстанские антимонопольщики обратились в суд еще 30 декабря прошлого года / Фото: «БИЗНЕС Online»

«АНТИМОНОПОЛЬНОМУ ОРГАНУ БЫЛО НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ...»

Новую остроту приобрела сегодня тема наружной рекламы в Набережных Челнах — судьба билбордов, которые город не может легализовать уже более трех лет, повисла на волоске. Этой проблеме сегодня в Казани посвятили сразу два мероприятия: во-первых, премьер-министр РТ Ильдар Халиков провел закрытое совещание по видеосвязи с участием бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова и мэра автограда Наиля Магдеева. Во-вторых, УФАС, годами требовавшее отторговать щиты, вышло с заявлением на журналистов: предупреждения кончились, вопрос размещения билбордов передан в Арбитражный суд РТ.

Как выяснилось, с иском о сносе 639 рекламных конструкций (всех щитов автограда) татарстанские антимонопольщики обратились в суд еще 30 декабря прошлого года, но первое заседание по существу состоится 17 марта. На пресс-конференции замруководителя УФАС РФ по РТ Рузалин Хабибуллин пояснил жесткую позицию ведомства по Челнам.

«Суды подтвердили нашу правоту, мы уже выиграли все инстанции, исполком Набережных Челнов во исполнение нашего предписания начал проводить аукционы по 10 рекламным конструкциям, — напомнил Хабибуллин. — Но вы представьте себе: 639 поделить на 10 (примерное количество лотов, разыгрываемых на одном аукционеприм. ред.) — сколько лет они будут проводить аукционы? Соответственно, антимонопольному органу было некуда деваться, как только подать иск о сносе всех рекламных конструкций. Я думаю, у нас есть все шансы выиграть данный процесс. Конкуренция не соблюдается, и ничего для этого не делается. Скорее всего, будут опять три инстанции. Но мы считаем, что здесь есть бездействие со стороны органов местного самоуправления».

Поясним, 10 щитов, приведенные Хабибуллиным в пример, — это ориентировочное количество лотов, разыгрываемых на одном аукционе. Аукционы на право размещения рекламных конструкций стартовали в Челнах 20 декабря 2016 года после паузы длиной почти в три года. Все это время наружка в автограде работала на полулегальных условиях. С одной стороны напирало УФАС с требованиями снести все неотторгованные билборды, а ни одни торги действительными признаны не были. С другой стороны, жалоба на действия УФАС в Арбитражный суд РТ на период процесса приостанавливала сносы щитов, и, пользуясь случаем, никаких движений ни агентства, ни исполком не предпринимали. Рекламистов, разумеется, такое положение дел устраивало — начало торгов грозит им не только новыми тарифами за размещение и инвестициями в бизнес, но и появлением на городском рынке богатых федеральных агентств с перспективой полного замещения местных игроков.

ТРИ ГОДА ПОДГОТОВКИ ПОГОДЫ НЕ СДЕЛАЛИ

Прежняя администрация города во главе с Василем Шайхразиевым оставила попытки разыграть щиты еще в апреле 2014 года, когда первый же аукцион был отменен службой Александра Груничева из-за того, что исполком торговал несвободными точками — щиты на них уже стояли, и новые хозяева не имели права сносить их самостоятельно. После этого прецедента торги от раза к разу систематически переносились, пока ими не озаботилась уже команда нового мэра Наиля Магдеева. И снова коса нашла на камень — в декабре прошлого года исполком разыграл 9 лотов, но следующие 10 в январе продать уже не смог, выставив рекламистам цены за гранью рентабельности бизнеса. Минимальная аренда начинались от 410 рублей за 1 кв. м, а за право установки владельцы должны были заплатить исходя из формата — 130 тыс. рублей за двусторонний щит и 216,4 тыс. за трехсторонний. Все заинтересованные компании на аукцион пришли, но лоты проигнорировали, однако снижать тарифы администрация не намерена. Магдеев на этот счет высказался однозначно: раз никому не надо, вообще уберем рекламу с проспекта Чулман, где размещались торгуемые точки. Рекламисты назвали цены «превышающими все разумные пределы». Отметим, что на декабрьском аукционе арендная плата составляла еще 130 рублей за метр. Участники подсчитывали, что при новом тарифе в 410 рублей с учетом стартовой цены за размещение каждый щит стоил бы им по 19 тыс. рублей в месяц, не считая обслуживания, освещения, налогов, зарплаты и, конечно, собственно установки билборда, которая сама по себе обойдется в 200 - 250 тыс. рублей. Цена продажи при этом составляет 12 - 15 тыс. рублей, и ни один клиент в городе не готов платить за наружную рекламу больше.

Показательно, что не стал покупать щиты на Чулмане по новым ценам и инвестор — темная лошадка, за которым конкуренты сразу увидели тень федералов. Собственник ООО «Деск Медиа» Вячеслав Гусев действительно на первом аукционе разбрасывался деньгами, но явно не своими: за 9 щитов он заплатил более 4 млн. рублей, легко поднимая стартовую цену в разы, а после заявил о намерении прибрать к рукам весь рынок автограда. Весьма вероятно, что Гусев представляет интересы сетевой компании BestWay — он работает в одноименном федеральном жилищном кооперативе, который входит в структуру холдинга Life Is Good финансиста Романа Василенко, идеолога сетевого маркетинга.

Участники подсчитывали, что каждый щит стоил бы им по 19 тыс. рублей в месяц, не считая обслуживания, освещения, налогов, зарплаты и, конечно, собственно установки билборда / Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ, ЧТО МЫ МЕДЛЕННО ПРОВОДИМ ТОРГИ»

Как следует из слов Хабибуллина, не только сомнительные успехи челнинского исполкома в продажах билбордов беспокоят УФАС, но и рвение: 9 щитов ушли в декабре, 10 — не удалось реализовать в январе, а следующий аукцион назначен только на 9 марта. Основные игроки изначально, еще в 2014 году, просили укрупнить лоты до 50 - 100 щитов в одном пакете, однако такой подход ставил вопросы о справедливом отношении к держателям 1 - 2 конструкций для собственных нужд. В то же время, если уж торговать по 10 щитов, то почему бы не каждый день? Тогда требования антимонопольного законодательства можно было бы удовлетворить за два-три месяца. Впрочем, подвижки в этом направлении есть: послезавтра на торги выставлено уже 40 лотов, а 23 и 24 числа планируется разыграть еще 69 конструкций. Если на третьем по счету аукционе стартовые цены составят еще 110 - 129,8 тыс. рублей с арендой в 300 - 400 рублей за «квадрат», то на четвертом, в конце марта, аренда уже снизится до 255 - 300 рублей. Начальная цена лота останется на уровне 115 тыс. рублей.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о темпах реализации билбордов представитель администрации сообщил, что в исполкоме не считают процесс аукционирования медленным. Руководитель занятого торгами МКП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства» Искандер Ахметов заявил, что, согласно законодательству, извещение о проведении любого аукциона должно быть опубликовано за месяц до мероприятия. Начальник правового управления исполкома Ленар Ахметзянов в комментарии «БИЗНЕС Online» указал, что объемы реализации растут: за март в общей сложности планируется реализовать 109 билбордов, а все щиты города должны быть разыграны до 12 мая 2017 года, согласно утвержденному плану. Он пролил свет и на закрытое совещание с Халиковым.

«Стоимость 1 квадратного метра информационного поля рекламной конструкции определяется независимым оценщиком, — пояснил Ахметзянов. — Заметим, что вопрос стоимости 1 метра обсуждался на совещании с Ильдаром Халиковым. Претензий к исполнительному комитету города по формированию цены не возникло. Все торги проводятся с обременениями в виде установленных рекламных конструкций. Такое решение было принято на основании протокола совместного заседания рабочей группы у бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова с собственниками рекламных конструкций. Данная позиция может позволить в дальнейшем ликвидировать финансовые нагрузки на собственников рекламных конструкций по демонтажу».

Ахметзянов отметил, что 17 марта в Арбитражном суде РТ исполком будет ходатайствовать о привлечении в качестве третьих лиц собственников рекламных конструкций для того, чтобы каждый из предпринимателей мог самостоятельно отстоять свою позицию.

17 марта в Арбитражном суде РТ исполком будет ходатайствовать о привлечении в качестве третьих лиц собственников рекламных конструкций, чтобы каждый предприниматель мог отстоять свою позицию / Фото: prav.tatarstan.ru

«ЕСЛИ БЫ ИСПОЛКОМ НЕ СТАЛ ЗАДИРАТЬ ЦЕНЫ, НИКТО ПРЕТЕНЗИЙ БЫ НЕ ПРЕДЪЯВЛЯЛ...»

Участники рынка наружной рекламы разделились во мнениях: в комментариях «БИЗНЕС Online» одни признали действия УФАС вынужденными и корректными, несмотря на угрозу демонтажа их конструкций, другие считают, что торги должны продолжаться в текущем режиме.

Фанис Харисов — генеральный директор ООО «Реклама Центр»:

— Полагаю, что УФАС, предъявляя иск о сносе рекламных конструкций к исполкому, на самом деле требует, чтобы аукционы на право размещения рекламных конструкций исполкомом все-таки были проведены в соответствии с законом. Но у нашей администрации почему-то не получается это сделать. Хотя первый аукцион был вполне нормально отторгован, даже какие-то большие деньги поступили за конструкции. Но потом, видимо, в исполкоме решили, что теряют что-то в цене, и последующие аукционы уже были объявлены с поднятой в четыре раза ежемесячной арендной платой. Было 100 рублей за квадратный метр, стало 400. Получалось, что рекламные компании Набережных Челнов должны были за аренду щитов платить в два раза больше, чем в Казани! Но ведь востребованность рекламных щитов в Челнах и в Казани несоизмерима. Челны с Казанью даже близко не стоят! Поэтому на втором аукционе, который прошел в начале января, никто из рекламщиков ни одной конструкции и не купил.

Думаю, что если бы исполком не стал задирать цены и последовательно провел аукционы по оставшимся 632 щитам, то никто никаких претензий к нему не предъявлял бы. Почему это было сделано, мне совершенно непонятно. Это ведь даже нельзя объяснить тем, что исполком побольше денег заработать захотел, потому что и так конструкции продавались за очень хорошие деньги — до 855 тысяч доходила на аукционе стоимость одной конструкции! Полагаю, что в нашей стране могут принять любое решение, поэтому не удивлюсь, если решение о демонтаже рекламных конструкций будет принято. И тогда мы будем вынуждены на всех проспектах города переворачивать вверх дном газоны, выкапывая фундамент под конструкцией. Но это, конечно же, было бы некрасиво как минимум. Я уж не говорю про потери для бизнеса.

Виктор Мороз — гендиректор ООО «Грэм»:

— Мне странно слышать разговоры о сносе. Сейчас в городе запущена процедура торгов, и все рекламщики принимают в них участие. Мы полтора года вели переговоры с администрацией города и через службу Тимура Нагуманова, определились с количеством щитов, которые будут разыгрываться, определили оптимальное их число, которое можно на всех в нашем городе раскидать и так, чтобы бизнес наш не погиб. И разумнее было бы и с экономической точки зрения, и с логической ничего не сносить. Тем более Нагуманов при встрече с предпринимателями сам сказал: «Мы ничего сносить не будем, схему согласуем и все щиты разыграем». А тут получается, он заднюю врубил?

Мне кажется, тут даже споров никаких быть не должно. Есть определенное количество щитов, и надо их выставлять раз в неделю в разумном количестве — по 10 штук. Не так, как сейчас: 69 конструкций на один аукцион. Кому-то удобнее, может, и по 69, но там миллионный залог надо будет вносить — мелкий бизнес автоматом вылетает.

Причем, по моей информации, со слов других участников рынка, один из победителей первого аукциона, Гусев, за выигранные лоты до сих пор не заплатил, хотя договор уже должен быть заключен. Все дело в том, что в договоре с исполкомом указано, что он может в любое время повысить стоимость аренды щитов. И даже не указано ограничение. То есть исполком может разыграть конструкции по 130 рублей за квадратный метр, а через месяц после заключения договора сказать: «Теперь по 400 рублей за квадрат будешь платить». Это все равно что проезд в маршрутках поднять. Сейчас за 20 рублей люди ездят, а будут за 80. Кто-нибудь будет ездить на них? Наверное, никто.

У нас порядка 48 конструкций, и если требования УФАС будут выполнены, мы потеряем все. Ущерб колоссальный, сейчас просто поставить щит и подвести электричество — порядка 200 тысяч. Это себестоимость без учета согласований, которые расчетам не поддаются. Вот и считайте — почти 10 миллионов.