Традиционно форум начался с профессиональной выставки. Помимо президента республики и министра образования РТ к делегации присоединился статс-секретарь, замминистра образования РФ Павел Зенькович Традиционно форум начался с профессиональной выставки. Помимо президента республики и министра образования РТ к делегации присоединился статс-секретарь, замминистра образования РФ Павел Зенькович

«В ШКОЛЕ БОЯТСЯ ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ»

Сегодня в Казани официально открылся международный форум «Образование России» Edu Russia. На официальном сайте организаторы называют мероприятие первой международной дискуссионной площадкой для профессионалов. Тем не менее на память сразу приходят еще несколько подобных, например, международный форум «Евразийский образовательный диалог», который проходил в Ярославе в апреле прошлого года и собрал гостей из Китая и Сербии. Тем не менее, забегая вперед, можем сказать, что президент РТ Рустам Минниханов высказал надежду, что Edu Russia теперь будет проводиться ежегодно.

Традиционно форум начался с профессиональной выставки. В этот раз помимо президента республики и министра образования РТ Энгеля Фаттахова к делегации присоединился статс-секретарь, замминистра образования РФ Павел Зенькович. На выставке гостей ожидали новые изобретения от участников WorldSkills, новые образовательные проекты для детей в интернете, а также десятки книжных стендов, которых, однако, делегация своим вниманием так и не удостоила: прошлый век... На форуме поднимались в основном вопросы передового обучения, тесно связанного с интернетом и компьютером. Кто-то из членов делегации, осматривая выставку, даже обронил: «В школе боятся интернетом пользоваться».

Видимо, в знак опровержения такой фразы генералы отечественного образования отправились к высокотехнологичным стендам. «Мы представляли сегодня IT-класс, который включает в себя набор робототехнического оборудования, специального программного обеспечения для программирования роботов для разных возрастов, для разных наборов конструкторов», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «АйСиЭл Техно» Евгений Степанов. Новинка компании — это новое программное обеспечение, которое позволяет создавать модель или визуализировать процесс перед тем, как отправить роботов на полевые испытания. «Мы видим, что же будет делать робот, и можем внести правки, если что-то не так», — пояснил Степанов. Кроме этого компания продемонстрировала свое оборудование, которое производит в Казани. В частности ноутбуки, интерактивные системы и программные обеспечения для тестирования знаний учеников, которые также используются в школах Татарстана.

Оборудования для школьников среди стендов оказалось немало. Так, делегация уделила время компании «Эдком», которая занимается комплексным оснащением образовательных учреждений от интерактивных досок до 3D-принтеров. Одна из таких необычных разработок компании совмещает в себе электронную доску и телевизор, которым можно управлять через компьютер. «У него нет проектора, его гораздо лучше видно, не нужно бороться с солнцем, и оно выгоднее в стоимости владения», — подчеркнул руководитель направления Newline компании Василий Кулешов. Замдиректора по развитию ПО «Зарница» (разработка и производство учебного оборудования) Рашид Вафин приехал в Казань с Игорем — роботом тренажером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации. Но делегация смотреть на чудо-тренажер и электронную таблицу Менделеева не стала, свернув в большой зал.

На выставке гостей ожидали новые изобретения от участников World Skills, новые образовательные проекты для детей в Интернете На выставке гостей ожидали новые изобретения от участников WorldSkills, новые образовательные проекты для детей в интернете

УПОР НА ТО, КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Пленарную дискуссию форума вел главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Он сразу обозначил, что мероприятие будет посвящено функционированию и развитию всех уровней системы образования. На секционных заседаниях, а их проходит более 30, основной акцент делается на обсуждение различных аспектов российской системы образования и на том, как лучший международный управленческий опыт может быть применен в российских условиях для повышения эффективности образовательной деятельности. «Наша задача — сделать этот процесс максимально удобным и эффективным. Образование должно отвечать вызовам современности», — вторила модератору министр образования РФ Ольга Васильева по видеообращению к участникам дискуссии.

Минниханов кратко ввел собравшихся в курс образовательных дел в республике. С 2011 по 2015 годы в республике была реализована стратегия развития образования. В систему образования было влито около 13 млрд. рублей, реализованы важнейшие проекты. В их числе строительство 35 новых школ, 196 детских садов и капремонт 780 образовательных организаций. Проведена информатизация образования (одни только ноутбуки для учителей чего стоят!), внедрение новых технологий, грантовая поддержка и развитие кадрового потенциала отрасли. В 2017 году планируется отремонтировать 145 образовательных организаций и открыть два новых детских технопарка по типу «Кванториума» в Нижнекамске и Альметьевске. «Для нас важно, чтобы молодежь смогла реализовать себя на родине, внося свой вклад в развитие республики», — заметил глава республики, тем самым сразу обозначив главные задачи республики в области образования.

«Нужно не просто давать образование, но и постоянно самосовершенствоваться», — сразу вступил в консонанс с Миннихановым Зеньков. Ему особо понравилось то, что каждый учитель в Татарстане имеет свой ноутбук. По его словам, мир, в котором мы сейчас живем, «меняется с космической скоростью». В пример он привел распространение известных технических новинок человечества. Если телефон набирал свою аудиторию в течение 75 лет, телевизор — в течение 30 лет, то смартфон стал популярным за 2,5 года.

«Мы понимаем, что мы живем в совершенно другой реальности. И, соответственно, тот подход, который был раньше, когда проходил учебный процесс и мы давали объем знаний, он прекрасно работал в XX веке и помог нашей стране добиться больших прорывов. Сейчас мы все с вами понимаем, что помимо этого объема, который мы даем, мы больше должны делать упор на то, чтобы ребенок мог учиться учиться, — употребил до боли понятную современным учителям тавтологию статс-секретарь минобра РФ. — Для того чтобы у ребенка вырабатывались компетенции, которые позволяли бы ему приспосабливаться к новому миру. Самому какие-то знания получать, чтобы это было сочетание школьного и нешкольного образования, дополнительного образования».

По словам Зенькова, российские школьники начинают потихоньку достигать международного уровня. Так, он привел данные международной организации по оценке учебных достижений в математике и естественных науках ТИМС, согласно которым ученики начальной школы показывают хорошие результаты по тестированию по математике. Еще больше результатов среди учеников 11-х классов, которые периодически появляются на первых местах среди стран мира. «Это говорит о том, что мы возвращаем позиции, которые раньше у нас всегда были», — позитивно подвел итог федеральный гость.

КАК НАЗНАЧИТЬ ШКОЛЬНЫХ ДИРЕКТОРОВ, ДЛЯ ЧЕГО ЕГЭ УЧИТЕЛЯМ И БАРДАК В ОРГАНИЗАЦИИ ФОРУМА

Неожиданно Положевец задал вопрос о роли школы в стабильности межнациональных отношений Татарстана. «Школы в нашей национальной республике очень бережно и внимательно обращают внимание на эти [национальные] вопросы», — взял слово председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Такие моменты, по его словам, должны проходить сквозь все предметы в школе, включая физкультуру, математику и русский язык.

Фарид Мухаметшин: «Школы в нашей национальной республике очень бережно и внимательно обращаются внимание на национальные вопросы» Фарид Мухаметшин: «Школы в нашей национальной республике очень бережно и внимательно обращают внимание на национальные вопросы»

Фаттахов в первую очередь заметил, что весь этот процесс образования должен быть управляемым. «С одной стороны, за качество образования отвечает министерство образования. Но, с другой стороны, наша образовательная организация относится к муниципалитетам. Кроме этого, мы, может быть, единственный регион, где нам переданы полномочия по кадровым вопросам. То есть мы сами с главами муниципальных районов назначаем начальников образования, директоров базовых школ», — объяснил управляемость процесса министр образования РТ.

Интересно, что сразу после слов Фаттахова к нему обратилась начальник управления общего образования минобрнауки Республики Дагестан Лариса Абрамова с вопросом об известном татарстанском ЕГЭ для учителей. «Действительно, мы второй год подряд проводим тестирование наших учителей. С каждым годом это совершенствуем. В прошлом году все учителя базовых школ сдавали, в этом году — учителя начальных классов. Какую задачу мы ставим? Ну эта информация не для меня, не для министра... Мы полностью передаем эту информацию начальникам отделов образования, директорам образовательных организаций. И в связи с этим мы планируем программу повышения квалификации учителей», — пояснил свою позицию Фаттахов. Напомним, что в конце января замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов уже пытался оправдать тестирование учителей в республике. «Мы не ставили цель после тестирования увольнять определенный процент учителей. Цель не это, цель — совершенствование», — говорил он тогда.

К слову, организация форума оказалась непродуманной. На круглом столе, который проходил в одном из самых маленьких залов «Корстона» «Чехов», учителя явно не вмещались. И поэтому четверть из них стояла в коридоре, пытаясь одним ухом услышать, о чем идет речь. Также получилось и с пресс-подходом. Простояли в ожидании обещанного организаторами статс-секретаря министерства образования РФ журналисты около часу, но никто отвечать на вопросы журналистов так и не вышел.