... Впервые в истории клуба игроки «Ак Барса» выйдут на лед в матчах плей-офф в альтернативной форме (в предыдущие годы были лишь два ретрокомплекта). В честь 23 февраля игровые свитеры будут изготовлены в стиле милитари
Фото предоставлено пресс-службой ХК «Ак Барс»

ПОЛЕВАЯ КУХНЯ И ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА В ДЕНЬ МАТЧЕЙ

Сегодня началась продажа на первые домашние матчи «Ак Барса» четвертьфинала Кубка Гагарина на Востоке, которые пройдут в Казани 22 и 24 февраля. В казанском клубе не стали строить рекламную кампанию по принципу «от соперника» и, как стало известно «БИЗНЕС Online», приготовили для болельщиков необычную акцию. Впервые в истории клуба игроки «Ак Барса» выйдут на лед в матчах плей-офф в альтернативной форме (в предыдущие годы были лишь два ретрокомплекта). В честь 23 февраля игровые свитеры будут изготовлены в стиле милитари. Помимо этого, перед ледовой ареной будет развернута полевая кухня, представлена военная техника — сейчас в клубе ждут разрешения от минобороны. А внутри дворца запланирована выставка оружия и развлечения для публики военной тематики. Гимны России и Татарстана (а может быть, и Китая, если соперником станет пекинский «Куньлунь») исполнит вживую специально приглашенный военный оркестр.

«Ак Барс» станет третьей командой в КХЛ, которая сыграет в праздничном свитере милитари. Два года назад «Авангард» выходил на лед в стилизованных под военные свитерах, также приурочив это событие к 23 февраля. А в конце прошлого года СКА изготовил армейский комплект ко дню 70-летия клуба (собственно, армейской команде сам бог велел). Правда, у питерцев вышла скорее форма ОМОНа, нежели военных. Известный дизайнер, автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала» и «Локомотива» Михаил Антипин рассказывал, что в прошлом сезоне еще два клуба КХЛ должны были сыграть в подобной форме, но столкнулись с проблемами и сошли с дистанции.

Основная сложность в том, что на носу плей-офф — самый важный для команд отрезок в сезоне. Во-первых, времени на создание подобного концепта по ходу сезона крайне мало, сроки сжатые. Во-вторых, многие игроки и тренеры суеверны, большинство не бреют усы и бороды, другие вообще не стирают свои игровые свитера или гамаши по ходу плей-офф. А выйти на важные игры в альтернативной форме — вообще фантастика: можно навсегда отогнать от себя фарт.

Однако в «Ак Барсе» абсолютно адекватно восприняли подобную идею. Игроки отнеслись с пониманием и уважением. Даже консервативный Зинэтула Билялетдинов, всегда с осторожностью относящийся к подобным акциям, без всяких проблем дал добро. Возможно, сказалось, что Билл — полковник пограничных войск в запасе. Адекватно восприняла идею клуба и сама Лига, которая буквально за один день согласовала форму и дала положительный ответ. Говорят, обычно на это уходит намного больше времени.

Зинэтула Билялетдинов Даже консервативный Зинэтула Билялетдинов, всегда с осторожностью относящийся к подобным акциям, без всяких проблем дал добро. Возможно, сказалось, что Билл — полковник пограничных войск в запасе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы думали, что с согласованием формы с Лигой будет много проблем, все-таки организация крупная, но все прошло адекватно и быстро. Никаких вопросов к нам не было. Потом мы не могли не показать макеты формы игрокам и тренерам, все-таки это плей-офф, у многих игроков свои предрассудки. Но могу сказать, никаких нареканий не было, ни на секунду никто не сомневался, все отнеслись с уважением к подобной идее», — рассказал «БИЗНЕС Online» начальник арт-отдела «Ак Барса» Станислав Прудников.

В клубе решили не заказывать дополнительные чехлы для шорт, а изготовить военные свитера под родной темно-зеленый цвет трусов. Таким образом, не будет различий в цветовой гамме между джемперами и шортамиФото предоставлено пресс-службой ХК «Ак Барс» (чтобы увеличить, нажмите)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА — ОБЩИЙ ТРЕНД В КХЛ

Вообще, в последнее время клубы КХЛ стали все больше внимания уделять своему имиджу, стараясь привлечь болельщиков на трибуны. В «Ак Барсе» с этим до недавнего времени были определенные сложности. В клубе не все понимали, что за своего болельщика нужно бороться. Считалось достаточным и того, что команда дважды брала Кубок Гагарина и регулярно подписывает дорогих игроков. Лишь недавно негативную тенденцию удалось переломить: в клубе на постоянной основе начали проводить встречи с болельщиками. Позавчера, например, в одном из торговых центров города команда в полном составе участвовала в автограф-сессии. «Татнефть Арена» больше не напоминает музей из прошлого, где за приобретенный билет тебе ничего не предложат — любуйся только на команду. Теперь довольно много активностей в фойе. А чтобы в коридорах не было толкотни, в перерыве матчей организуют разнообразные шоу на льду. Питание в «Татнефть Арене» объективно лучшее среди всех спортивных объектов Казани — как по цене, так и по качеству. Билеты можно купить десятком способов — как в интернете, так и в кассах в городе.

Нынешний сезон, к слову, показательный. Несмотря на отсутствие в команде ярких звезд, регулярный чемпионат — один из самых посещаемых за всю историю клуба. В среднем на «Ак Барс» ходит 6471 зритель при вместимости 8890 — заполняемость больше 72%. Еще есть куда расти.

Что же касается альтернативных комплектов форм, то эта тенденция становится весьма модной в КХЛ. Все чаще клубы стараются порадовать своих болельщиков, поздравить или напомнить о той или иной дате. СКА, например, уже не первый год 21 января выходит на лед в форме «Ленинград», которая приурочена к освобождению города от фашистской блокады. 

«Авангард» и «Автомобилист» в канун Нового года играют в праздничной форме с изображениями снежинок и прочих атрибутов праздника. С десяток других таких клубов, как ЦСКА, «Спартак» или московское «Динамо», радовали своих болельщиков ретрокомплектами. «Ак Барс» ранее всего дважды прибегал к альтернативным комплектам формы. В 2011 году, когда в составе еще были Алексей Морозов и Данис Зарипов, игроки появились на льду в оранжевых свитерах — событие было приурочено к 55-летию клуба, а за образец взяли дизайн СК им. Урицкого.

В 2011 году, когда в составе еще были Алексей Морозов (на фото) и Данис Зарипов, игроки появились на льду в оранжевых свитерах — событие было приурочено к 55-летию клуба, а за образец взяли дизайн СК им. УрицкогоФото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Но из-за проблем с поставщиком формы — компанией «Луч» — хоккеистам пришлось выходить на лед в шортах зеленого цвета. Сочетание оранжевого и зеленого выглядело странно. Специальные накладки то ли не успели изготовить, то ли сделали не по формату — в любом случае неудача на совести клуба. В январе прошлого года игроки «Ак Барса» появились на публике в ретроформе образца чемпионского 1998 года. Однако вау-эффекта не вышло, форма не сильно отличалась о того, в чем играла команда в 2016 году. Но все равно атмосфера ностальгии смогла собрать полные трибуны: это говорит о том, что публика любит такие акции.

Идея альтернативной формы и стиля милитари пришла в КХЛ из НХЛ. В Северной Америке клубы хлебом не корми — дай сыграть в альтернативном комплекте. В ноябре военную форму используют практически все команды, но выходят в ней только на раскатку в честь Дня ветеранов (11 ноября), одного из национальных праздников в США. После матча форму продают и деньги от продажи перечисляют ветеранским организациям. Некоторые команды НХЛ раскатываются в розовой или фиолетовой форме, поддерживая традиционную акцию «Хоккей в борьбе с раком». В КХЛ в розовой форме, например, играли «Медведшчак» и «Лада» в рамках акций против рака груди.

Игровые свитера впервые будут в монохроме. Использованы только два цвета — темно-зеленый и белый. В «Ак Барсе» решили прибегнуть к классической для российской армии расцветке, которая носит неофициальное название «флора». 
Фото предоставлено пресс-службой ХК «Ак Барс» (чтобы увеличить, нажмите)

«ВОПРОС ХАКИ ОБСУЖДАЛСЯ ОЧЕНЬ ДОЛГО, ВАРИАНТОВ ПОЛНО»

Главный недочет в ретроформе «Барсов» и как раз тонкое место в альтернативном комплекте — это непосредственное изготовление. На эскизах все красиво, а на выходе — разброд в цветах и оттенках. Так в 2014 году команде пришло играть в форме явно не своих цветов, «барсы» слишком побледнели. «Ак Барс» играет в форме компании «Луч» — номер один в России по объемам производства хоккейных форм. Монополист на российском рынке не имеет конкурентов, поэтому зачастую некачественно и неаккуратно выполняет свои обязательства перед клубами КХЛ. Производство поставлено на конвейер, на различные мелочи там просто не обращают внимания.

В январе прошлого года игроки «Ак Барса» появились на публике в ретроформе образца чемпионского 1998 года. Однако вау-эффекта не вышло, форма не сильно отличалась о того, в чем играла команда в 2016 году
Фото: «БИЗНЕС Online»

Наученными горьким опытом с формой СК им. Урицкого, в «Ак Барсе» в этот раз пошли по хитрому пути. В клубе решили не заказывать дополнительные чехлы для шорт, а изготовить военные свитера под родной темно-зеленый цвет трусов. Таким образом, не будет различий в цветовой гамме между джемперами и шортами.

«Чехлы на трусы будут родные цвета dark green. Под этот цвет мы и выбирали эскизы игровых свитеров», — объяснил Прудников.

К тому же «Луч» изготавливает чехлы для трусов одного стандартного размера, ни о какой индивидуальности речи нет. При этом такие рослые игроки, как Александр Свитов или Степан Захарчук, заказывают себе большие размеры, поэтому стандартные чехлы им не подходят — они будут короче.

Сами же игровые свитера впервые будут в монохроме. Использованы только два цвета — темно-зеленый и белый. В обычном комплекте «Ак Барса» присутствует еще красный. Это придаст форме общую целостность, другие детали выделяться не будут — только лишь реклама от КХЛ. Но тут ничего сделать невозможно: у Лиги жесткие требования к клубам по части соблюдения рекламных элементов в форме.

Любопытно, что вариантов цвета хаки, в который будет раскрашена форма команды, огромное количество. В «Ак Барсе» решили прибегнуть к классическому для российской армии, который носит неофициальное название «флора». В таких цветах ходят военнослужащие на гражданке в форме без погон.

«Вопрос с хаки обсуждали очень долго, ведь их великое множество. В Америке, в НХЛ — одно, у нас — другое. Вариантов масса, но решили, что правильнее всего будет использовать отечественные цвета, все-таки День защитника Отечества», — подытожил Прудников.

Гамаши игроков на этот раз тоже будут не родными, а сублимационными (не вязанными) в таком же цвете хаки. Шлемы — свои. Свитера, как и гамаши, будут полностью сублимационными, потому что в столь сжатые сроки изготовить форму с нашивками для номеров, капитанской литеры «C» просто не хватит времени. Дополнительных нашивок будет всего три: главного спонсора «Татнефти», на груди справа — официального партнера КХЛ MasterCard, слева — официальный логотип Кубка Гагарина-2017.

ИГРОКИ СВИТЕРА СЕБЕ ОСТАВИТЬ НЕ СМОГУТ

Клуб не мог обойти и маркетинговую составляющую подобной акции. У «Ак Барса» уже есть лимитированная линия одежды, головных уборов в военной тематике. Но надо понимать, что когда болельщик впервые увидит на льду игроков в особенных свитерах, то захочет приобрести себе такой же. В продажу поступит лишь небольшое количество игровых джерси — около 60. Больше изготовить за такое короткое количество времени опять же не получится, но зато есть эксклюзивность.

Не забыли в «Ак Барсе» и о благотворительной составляющей. Перед Новым годом у команды была «Неделя добра», во время которой игроки приглашали к себе на тренировочную базу детей из детских домов или навещали юных фанатов с серьезными заболеваниями. Последняя игра 2016 года знаменовалась «Матчем добра», все средства с продажи фирменных значков пошли на покупку кислородного концентратора для 16-летнего болельщика.

На этот раз все свитера, в которых игроки выйдут на первые два домашних матча Кубка Гагарина, уйдут на аукцион. В клубе рассказали, что каждый игрок распишется или оставит любую другую запись на своем джемпере, но себе этот свитер оставить не сможет. Все вырученные средства с аукциона уйдут на благотворительность.