... Судебный процесс по делу «Адмирала» начался в ДК «Юность», в том самом, который в свое время стал площадкой для другого суда – о трагедии теплохода «Булгария»

«НИКТО НАС НА ЭТОМ РЫНКЕ НЕ УЩЕМЛЯЛ. МЫ ПРИХОДИЛИ ТУДА КАК НА ПРАЗДНИК»

Сегодня в Казани стартовал судебный процесс года в Татарстане. 12 человек теперь уже в качестве подсудимых разместились в здании дворца культуры «Юность» в Авиастроительном районе. Именно сцена ДК в свое время стала площадкой для судебных прений по другому резонансному делу — о трагедии теплохода «Булгария», унесшей жизни 122 человек летом 2011 года. Впрочем, по данным источников «БИЗНЕС Online», процесс после допроса большей части из 900 свидетелей может переместиться в более привычное место — в залы Кировского районного суда. Решение об этом может принять судья Феликс Сабитов, который единолично будет вести процесс и разбираться во всех 340 томах дела.

Процесс стартовал с заметным опозданием: судья 40 минут дожидался прихода потерпевших, которые пожелали в нем участвовать.

«Сын у меня погиб, не надо меня снимать», — просила журналистов женщина в мусульманском платке, пытаясь укрыться от камер. Сотрудники ФССП проверили ее документы и запустили в концертный зал, который на несколько месяцев превратится в кабинет Фемиды.

«Я потеряла где-то 4 миллиона, у меня головные уборы были», — рассказывает одна из 678 пострадавших по делу «Адмирала» Диляра Федорович. Кроме нее в ДК «Юность» на первое заседание пришли не более 30 потерпевших, то есть менее 5% от общего числа. «Никто нас на этом рынке не ущемлял. Мы приходили туда как на праздник», — говорит она.

Предпринимательница по-прежнему убеждена, что виноваты в трагедии завистливые конкуренты. «Рынок находится на отшибе, и никто не верил, что там будет мощная торговля», — объясняла она журналистам. Другие торговцы «Адмирала» также убеждают окружающих, что торговля велась на законных основаниях.

Подсудимые прибывали, напротив, с запасом по времени. В частности, в 9:30 в сопровождении пристава в зал зашел находящийся под домашним арестом экс-гендиректор «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин.

Само предварительное заседание по делу проходит в закрытом режиме, так что журналистам разрешили лишь провести протокольную съемку. Судьи Сабитова в зале еще не было. Справа от его места раскладывал бумаги старший помощник прокурора Казани Ильдар Нуруллин. Любопытно, что длительное время он находился в подчинении экс-прокурора Казани Рафката Уразбаева, который поплатился должностью за то, что в свое время распорядился отозвать судебное требование о закрытии «Адмирала» за нарушение пожарной безопасности. При этом, как выяснилось по результатам служебной проверки, с одним из фигурантов дела, Гульгюсейном Наджафовым, его связывали личные отношения. Самый известный судебный процесс, в котором Нуруллин выступал в роли прокурора, — рассмотрение уголовного дела о бюджетных хищениях в КНИТУ-КХТИ. Отметим, вынесенный Московским районным судом в декабре 2015 года приговор точь-в-точь совпал с ходатайством прокуратуры — обвиняемого в воровстве бюджета экс-проректора вуза Ильдара Абдуллина отправили в колонию на 6 лет.

Старшим гособвинителем по делу «Адмирала» назначена Ольга Зарипова, олицетворяющая обвинение по другому громкому уголовному делу — о многолетних хищениях на «Казаньоргсинтезе». По предварительной информации, судебный процесс, вопреки ожиданиям, пока обойдется без личных выступлений прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, державшего дело под личным контролем.

Интригу также представляют адвокаты подсудимых. По данным источников «БИЗНЕС Online», 11 из 12 подсудимых перед стартом процесса поменяли своих защитников. Единственный неизменный представитель подсудимого на протяжении всего процесса — Рамиль Ахметгалиев, известный в Казани правозащитник центра «Агора». Он продолжит защищать интересы Хайруллина.

Тем временем в зал доставили подозреваемых из СИЗО. В их числе одни из главных фигурантов дела Наджафов вместе со своим сыном Гусейном Гахрамановым. По информации «БИЗНЕС Online», сегодня им, как и другим подсудимым, могут продлить срок ареста еще на полгода.

На этом открытая часть заседания для журналистов закрылась и судебный процесс оказался переведен за закрытые двери. В таком режиме пройдут первые два, а возможно, и три дня. Суд будет решать ряд формальных вопросов: от утверждения порядка слушания показаний свидетелей до рассмотрения ходатайств подсудимых. Предполагается, что все решения по формальным вопросам суд вынесет во второй половине вторника или в крайнем случае в среду. Открытые заседания суда стартуют несколько позже, через две-три недели, и, по предварительной информации, будут проходить три-четыре раза в неделю. По тому же графику, например, проходило рассмотрение дела хищений на «Казаньоргсинтезе», а процесс над предполагаемыми участниками террористической организации «Чистопольский джамаат» проходит практически ежедневно. Правда, после первых заседаний, на которых свидетели начали массово отказываться от своих показаний, процесс был закрыт от СМИ.

Судебный процесс переведен за закрытые двери. В таком режиме пройдут первые два, а возможно, и три дня

«СЕЙЧАС АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ОБВИНЯЮТ ВО ВСЕМ ХАЙРУЛЛИНА, ЯКОБЫ ОН ИХ ВВЕЛ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

Пожалуй, главная интрига процесса — удастся ли обвинению доказать причастность к трагедии Хайруллина, единственного представителя империи Алексея Семина, оставшегося в деле после того, как сам миллиардер счастливо избежал уголовного преследования.

По словам заместителя руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РТ Алексея Андрушкевича, реконструкция четырех недействующих цехов завода «Серп и Молот» в торговый комплекс «Адмирал» проходила именно под контролем Хайруллина.

«Хайруллин сам все договоры заключал, выезжал [на территорию будущего ТК]. Ему ежедневно докладывали, как идет строительство, все вопросы с ним согласовывали, — описал Андрушкевич в разговоре с „БИЗНЕС Online“ фабулу обвинения. — Он [Хайруллин] смошенничал, объединил по документам эти четыре заводских цеха в один комплекс, подготовил проект письма о том, что это торговый центр, направил его в Регпалату, и его там зарегистрировали как торговый центр. Хотя права на это он не имел. Бывшие заводские цеха не могут как ТЦ эксплуатироваться. К каждому объекту недвижимости предъявляются свои требования по пожарной безопасности: одни — к заводу, другие — к торговому комплексу. Сам объект вообще нельзя было вводить в эксплуатацию в силу большого числа нарушений».

Строительство пристроя по периметру цехов «Серпа и Молота» также проводилось с ведома Хайруллина, уверены следователи. «Он договор подписывал о выделении земельного участка под эти цели в аренду арендаторам», — указал Андрушкевич.

В феврале 2013 года здание было сдано в аренду ООО «Заря», директором которого был Гахраманов, а по факту распоряжался Наджафов. Представители азербайджанской диаспоры уже через четыре месяца привели его в «рабочее» состояние.

«Азербайджанцы параллельно торговали и осуществляли работы по ремонту. О пожарной безопасности там никто не думал, главным для них были деньги, бизнес, — подчеркнул Андрушкевич. — Они фиктивно все делали — система пожарной безопасности там не работала, системы подачи воды были с нарушениями. Давление было, но пожарные перегородки были уничтожены, в противном случае огонь не прошел бы в основное здание. Сейчас азербайджанцы обвиняют во всем Хайруллина, якобы он их ввел в заблуждение, что это торговый комплекс, иначе они бы его в аренду не взяли. Но они изначально знали, что это были заводские цеха». Сторона Хайруллина, напротив, во всем винит арендаторов: согласно договору, обеспечить безопасность должны были именно они. Кто прав, кто виноват, предстоит разобраться суду.

По подсчетам следователей, опирающихся в том числе и на официальные данные о доходах, ежемесячно арендаторы «Адмирала» в лице ООО «Заря» получали выручку в размере 30 млн. рублей, 10 млн. от этой суммы уходило в ASG в виде арендных платежей. Всего почти за 2 года работы рынка владельцы участка получили более 200 млн., а сама «Заря» — более 400 млн. рублей. Ясно, что даже части этих денег вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить безопасность здания на все 100%.

... Общая сумма материальных претензий пострадавших от пожара достигла 1,4 млрд. рублей, а требований компенсации морального вреда — 11,2 млрд. рублей

СЛЕД «ТУКАЕВСКИХ» В ДЕЛЕ «АДМИРАЛА»

Через месяц после трагедии в интервью «БИЗНЕС Online» прокурор Татарстана Нафиков заявил о возможной связи фигурантов дела «Адмирала» с ОПГ «Тукаевские». По данным издания, как минимум два участника уголовного дела сегодня повторно предстали перед судом. Это кажется невероятным, но примечательны в этом плане рабочие, которые чинили крышу пристроя. Именно из-за них, по версии следствия, и начался пожар. Орудуя горелкой и гудроном, они не позаботились даже о том, чтобы поблизости была вода для того, чтобы загасить пламя в случае опасности.

Бригадиром рабочих оказался Альберт Халиков — известный в преступной среде человек. Впервые он был осужден за вымогательство еще в 80-х, когда входил в состав ОПГ «Тукаевские». «Они по всей России гастролировали, машины вымогали у людей, которые их продавали», — припомнил Андрушкевич.

Во время отбывания повторного наказания в ИК-2 Халиков набрал довольно серьезный авторитет, рассказал «БИЗНЕС Online» источник в криминальной среде. «Именно там он принял ислам и стал очень религиозным. Пошел по направлению суфизма, а после освобождения от всех дел отошел, от группировок. Хотя при его положении мог быть одним из самых обеспеченных людей. Но он решил испытание себе устроить, пошел грузчиком работать», — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online». По данным Андрушкевича, из тюрьмы Халиков вышел по УДО после помилования, которое ему даровал теперь уже экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев, что тогда было большой редкостью.

Криминальным компаньоном Халикова был Анатолий Агрба, которого Наджафов вместе с Гахрамановым назвал идеологом создания «Адмирала». Напомним, в составе учредителей ООО «Заря» числятся три человека. Один из них — Гахраманов, которому принадлежит лишь 25% доли. Столько же принадлежит некой Альмире Гибадуллиной, а 50% владеет приемная дочь Анатолия Агрбы, Алла Залялова. Немаловажная деталь: женщина также является супругой Ильнара Залялова, руководителя отдела по борьбе с оргпреступностью общеуголовной направленности центрального аппарата МВД РФ по РТ. По данным «БИЗНЕС Online», тесть Залялова вместе с приемной дочерью был допрошен, но впоследствии отпущен.

«Да, Агрба и Халиков в составе „Тукаевских“ были в свое время оба осуждены, оба по всей России катались и вымогательством занимались. Но к этому делу они отношения не имеют, — расставил точки над i Андрушкевич. — Агрба взял кредиты и деньги давал на это [развитие „Адмирала“] из расчета на то, что азербайджанцы будут с ним потом делиться прибылью. Он дивиденды получал, эксплуатацией не занимался».

Еще один фигурант «адмиральского» дела, Наджафов, был в свое время осужден за самоуправство, которое первоначально было квалифицировано как вымогательство. «Он запер своего должника зимой в контейнере на Центральном колхозном рынке», — рассказал Андрушкевич.

Рафис Хабибуллин (слева) и Игорь Паньшин (в центре) Ход спасательной операции на «Адмирале» наверняка будет рассмотрен под лупой общественности в ходе судебного процесса (на фото: Рафис Хабибуллин (слева) и Игорь Паньшин (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ИХ НЕ МОГЛИ СДЕРЖАТЬ. И ОХРАНА НЕ СМОГЛА»

Символично, что перед самым началом судебного процесса было объявлено об увольнении главы Приволжского центра МЧС, Игоря Паньшина. Приказ об отставке генерал-полковника Владимир Путин подписал 2 февраля. Официальная причина — масштабная реорганизация в министерстве, вместе с Паньшиным в отставку уходит еще целый ряд высокопоставленных спасателей.

При этом, по словам самого генерал-полковника, он не просто освобождает пост, но и вообще покидает ряды МЧС — по данным «БИЗНЕС Online», произойдет это 20 марта.

«В связи с проводимыми мероприятиями по ликвидации Приволжского регионального центра МЧС России мною принято серьезное и ответственное решение об уходе в отставку и смене сферы деятельности», — написал он в официальной группе Приволжского центра МЧС в соцсети «ВКонтакте».

С другой стороны, стало известно о том, что в отношении Паньшина проводилась служебная проверка, которую курировал лично глава МЧС России Владимир Пучков. Она, что еще более интересно, закончилась аккурат перед приказом Путина и прошла для Паньшина удачно — никаких взысканий он не получил, в его действиях не было найдено нарушений.

Паньшин был едва ли не центральной фигурой многостраничного эпоса спасательной операции на «Адмирале». Со второго дня трагедии он лично руководил действиями спасателей, как говорится, «работал в поле», принимал непосредственное участие в поисках оставшихся под завалами, руководил подъемом останков погибшего под завалами коллеги — подполковника Сергея Костина. И между этим делом комментировал ход спасательной операции журналистам, никогда не уходя от ответа.

Впрочем, сама спасательная операция наверняка будет рассмотрена под лупой общественности в ходе судебного процесса. К ее проведению накопилось слишком много вопросов как по времени прибытия пожарных, так и по профессиональности действий самих ликвидаторов горения. Однако у пожарных твердый взгляд на трагедию и роль МЧС в ликвидации ее последствий. «Мы крупные пожары разбираем до мелочей, действие каждого человека, каждого звена, каждого отделения. Мы полностью разобрали [трагедию на „Адмирале“], наши действия также рассматривали и прокуратура, и следственный комитет. По нашим действиям к нам никаких вопросов не было», — парировал возможные подозрения в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава МЧС по РТ Рафис Хабибуллин.

В качестве свидетелей, что будут давать свои показания на суде, значатся сразу несколько подчиненных Хабибуллина. При этом к самим спасателям следствие действительно не предъявило никаких претензий. Погасить пламя на ранней стадии не удалось, помимо всего прочего, потому что пожарных вызвали отнюдь не сразу — возможно, боялись, что после этого последуют проверки. А человеческих жертв можно было бы избежать, если бы отсекли торговцев, ринувшихся за своим товаром.

«Если бы они вовремя сказали, у нас 4-я часть находится в 15 метрах оттуда — пешком можно дойти за 3 минуты, — сокрушается глава МЧС по РТ. — Изначально, когда я прибыл туда, в здании практически никого не было, кроме пожарных. На момент обрушения огня в здании не было, пожара в здании не было! И это могут констатировать все, кто там находился, тушил. А к противоположной стороне здания, где пожар был, люди побежали вытаскивать свое имущество. Мы их не могли сдержать, и охрана не смогла. Там же дошло до того, что избили участкового, избили частного охранника. Наши действия были на тот момент правомерны».

19 ПОГИБШИХ, МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ НА 1,4 МИЛЛИАРДА

Напомним, пожар и обрушение здания «Адмирала» унесли жизни 19 человек, еще 61 человек получил различные увечья, а в числе потерпевших — еще более 600 человек. Общая сумма материальных претензий достигла 1,4 млрд. рублей, а требований компенсации морального вреда — 11,2 млрд. рублей. Для обеспечения требований потерпевших следователи наложили арест на имущество фигурантов дела. Самым «богатым» уловом в их сетях предсказуемо оказались активы избежавшего уголовного преследования миллиардера Семина — земельные участки в составе закрытых паевых инвестиционных рентных фондов «Казанский земельный инвестиционный фонд» и «Казанский рентный инвестиционный фонд», находящихся в доверительном управлении ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент», на сумму 3,8 млрд. рублей. Однако после снятия претензий к самому Семину арест с земельных участков в Казани и Нижнекамске был снят, и теперь потерпевшие могут рассчитывать лишь на 500 млн. рублей.

Значительную часть арестованных активов представляет собой личное имущество 12 фигурантов уголовного дела. К примеру, следователями был наложен арест на имущество Гахраманова — два автомобиля, Mercedes-Benz S500 и Mercedes-Benz GL450. Наджафов до ареста предпочитал ездить на машине Mercedes-Benz S500. Однако автомобиль приставы так и не нашли, зато арестовали двухкомнатную квартиру площадью 41,2 кв. метра. Еще 500 тыс. рублей хранились в виде сбережений у Хайруллина на счете в Татфондбанке.

«Изначально арест был наложен на имущество стоимостью в несколько миллиардов рублей, но постепенно суды отменяли аресты имущества, — напомнил Андрушкевич. — Это вопрос спорный, но он находится на усмотрении суда. Что касается морального вреда, мы его вообще не считаем. Суд, кстати, может направить рассматривать требования потерпевших в рамках гражданского судопроизводства».