Азат Нигматзянов провел в ЖК «Молодежный» в доме № 3 штаб, в котором приняли участие представители подрядчика, привлеченные для достройки дома Азат Нигматзянов провел в ЖК «Молодежный» в доме №3 штаб, в котором приняли участие представители подрядчика, привлеченные для достройки дома Фото: Лилиана Набиуллина

ДОЛЬЩИКИ ДОМА №3 СОГЛАСИЛИСЬ НА ДОПЛАТЫ

Для обманутых дольщиков «Фона» и «Свея» вчера был день больших новостей. Началось с того, что как-то незаметно для «широкой общественности» в ЖК «Молодежный» на доме №3 после пары лет простоя начались строительные работы. Вчера рано утром первый замруководителя исполкома Казани по вопросам градостроительной политики Азат Нигматзянов провел там штаб, в котором приняли участие представители подрядчика, привлеченные для достройки дома. Раскрывать детали и условия своего участия в проекте подрядчики пока не стали, а сами дольщики, которые, обжегшись на молоке, дуют на воду, тем не менее заметили, что исполком этому подрядчику доверяет, а значит, дело может выгореть.

У дома №3 — наиболее высокая степень готовности по сравнению с другими домами ЖК «Молодежный». Внешне дом практически возведен, но есть множество внутренних невыполненных работ: надо закончить штукатурить, до конца установить окна, входные и противопожарные двери. Напомним, власти неоднократно говорили, что именно дома с высокой степенью готовности будут достраиваться в первую очередь.

«Азат Робертович поставил задачу — в ближайшее время нужен пуск тепла. Для этого необходимо к следующей неделе выполнить наружные сети-теплотрассы, без обвязки, положить трубу, сварить отводы, завести в дом», — рассказал представитель организации подрядчика Ленар Сафиуллин. По его словам, в целом работы по запуску тепла могут завершиться примерно через месяц. Важно, что большая часть сетей в доме уже проведена — если, к примеру, на ЖК «МЧС» Нигматзянову изначально пришлось активизировать работу по прокладке коммуникаций (что, как известно, требует значительного финансирования и немалых усилий), то в ЖК «Молодежный» большую часть сетей «Фон» в свое время провел сам. Сейчас предстоит проверить, в каком они состоянии, и довести до ума. «Не выполнены только ввод воды и ввод теплотрассы в дом. Ну и канализация — до следующей недели уже нужно поставить промежуточный колодец», — уточнил мужчина.

Источник финансирования, хоть его и не озвучили подрядчики, судя по всему, найден. Во-первых, по информации источников «БИЗНЕС Online», дольщики дома №3 все-таки согласились на доплаты в размере 4 тыс. за квадратный метр, что стало еще одной по-своему громкой новостью. В целом же, по словам дольщиков, на достройку дома требуется около 60 млн. рублей. Достаточно ли будет этих доплат или городу придется изыскивать дополнительные источники финансирования — вопрос пока открытый. Тем более что этих источников не так много. Один из них — участок земли в 1,5 га на улице Серова, выделенный мэрией для решения проблем дольщиков. Напомним, благодаря указу, подписанному президентом РТ Рустамом Миннихановым, у города появился новый механизм — без продажи земли с аукциона привлекать инвесторов и 10% [от стоимости проекта] привлекать на достройку домов. Ориентировочно благодаря участку на Серова «в деле» могут появиться 100 млн. рублей. Возможно, часть средств пойдет на ЖК «Молодежный», и это уже второй источник финансирования.

Кстати, после разморозки ЖК «Молодежный» единственный фоновский комплекс, где не идут работы, — ЖК «Царицынский бугор».

Примеру дома №3 готовятся последовать и дольщики других домов: по словам активиста дома №1 этого же комплекса, в их доме набран необходимый кворум: 87% жильцов согласны на доплаты. Условие аналогичное с условием соседей — размер доплат не должен превышать 4 тыс. за квадратный метр. Предложение обратить внимание на дом №1 дольщик Константин планировал адресовать депутату Госдумы РФ Александру Сидякину, который накануне в общественной приемной лидера единороссов Дмитрия Медведева принимал дольщиков «Фона» и «Свея». По словам мужчины, готовность дома №1 в ЖК «Молодежный» примерно на том же и уровне, что и у дома №3, а на достройку, по приблизительным подсчетам «Фона», требуется около 100 млн. рублей. «Поэтому мы хотели предложить общими усилиями и доплатами достроить третий дом, а эти средства (с реализации участка на Серова прим. авт.) пустить на достройку нашего дома», — рассказал Константин. После участия в штабе многие из дольщиков отправились к Сидякину, посвятившему проблеме отдельный прием граждан.

Александр Сидякин После участия в штабе многие из дольщиков отправились к Александру Сидякину, посвятившему проблеме отдельный прием граждан Фото: Оксана Черкасова

«ИЗНАЧАЛЬНО «ТИМЕР БАНК» ХОТЕЛ БЫТЬ САНАТОРОМ ВСЕХ ОБЪЕКТОВ, НО ПОСЛЕ ТАТФОНДБАНКА ОТКАЗАЛСЯ»

Но первыми в списке у Сидякина оказались дольщики «Свея». Они напоминали о своих проблемах и вновь просили управление капитального строительства исполкома ускорить сроки, а депутата — «заставить „Тимер Банк“ финансировать стройку». К слову, о банке. На встрече стало ясно, что помимо дома ЖК «Миллениум сити» в 68-м квартале и дома №5 в ЖК «Акварель», который в скором времени сдадут, банк финансировать другие дома не будет. Если раньше оставалась надежда, что «Тимер Банк» поможет с достройкой и дома №4 в 71-м квартале, и дома №57 по улице Достоевского, то сегодня она рассеялась.

«У нас все квартиры проданы, все договоры зарегистрированы в Регпалате, дом на 85 - 90 процентов готовности... Проект у нас уже пять месяцев в экспертизе, сейчас мы по-прежнему ждем инвестора», — рассказала одна из дольщиц дома №4. Изначально дольщикам говорили, что дом будет достраивать «Тимер Банк», теперь же это уже неизвестно, подытожила она. «Он хотел быть санатором всех объектов, но после Татфондбанка отказался...» — подтвердил в ответ замминистра строительства РТ Ильшат Гимаев.

Председатель правления банка Айрат Камалов позднее пояснил газете «БИЗНЕС Online», что изначально АКБ «БТА-Казань» (ныне — «Тимер Банк») кредитовал «Маг-Cтрой» и еще ряд компаний, которые являлись застройщиками и подрядчиками двух домов: дома №5 в 71-м квартале (ЖК «Акварель») и дома в 68-м квартале (ЖК «Миллениум сити»). Поскольку в обоих домах у банка есть большое количество заложенных активов, так что в завершении строительства домов есть и логика, и экономическая целесообразность.

ЖК «Акварель» практически готов, и в настоящее время идет приемка дома. Что касается ЖК «Миллениум сити», то, как пояснил Камалов, банком предложена следующая схема: конкурсный управляющий выявляет конкурсную массу, в которую включаются все коммерческие площади и свободные квартиры в доме, после чего они выставляются на торги, в которых банк намерен участвовать. «Купит банк — значит, купит банк. Купит кто-то другой — значит, кто-то другой», — отметил председатель правления «Тимер Банка».

Будут ли все помещения выставлены единым лотом — это решение конкурсных кредиторов, и на данный вопрос сейчас точно ответить невозможно, поскольку нет экспертизы на объект. Как только она будет готова, возможно, дом будет разделен на несколько объектов, как это ранее бывало с объектами «Маг-Строя». От этого будет зависеть и количество лотов. «Мы думаем, что продажи коммерческих площадей будет достаточно для завершения строительства данного дома», — сообщил Камалов, пояснив, что у «Маг-Строя» нет больше домов.

Что касается остальных проблемных домов Рашида Аитова, то Айрат Айдарович пояснил, что банк никогда не кредитовал «Свей», поэтому не имеет отношение ко всем его домам — ни в ЖК «Золотая середина», ни на улице Достоевского. Поэтому нельзя говорить о том, что «Тимер Банк» будет выступать «санатором» этих проблемных объектов или как-то кредитовать: никаких взаимоотношений со «Свеем» на данный момент нет. «Но банк готов выкупать коммерческие площади по другим объектам „Свея“, например, в четвертом доме, который в высокой степени готовности, или в доме на улице Достоевского. Для этого необходимо сформировать конкурсную массу „Свея“, как это делается в отношении „Маг-Строя“», — пояснил Камалов.

Ильшат Гимаев Изначально дольщикам говорили, что дом будет достраивать «Тимер Банк», теперь же это уже неизвестно. «Он хотел быть санатором всех объектов, но после Татфондбанка отказался...» — подтвердил Ильшат Гимаев Фото: Оксана Черкасова

ДЕНЬГИ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ЗАВИСЛИ НА СЧЕТАХ ТФБ

Но вернемся к встрече дольщиков с Сидякиным. Начальник отдела по мониторингу строительных фирм и учета объектов долевого строительства УЖП Казани Айрат Ахметханов рассказал, что экспертизу по дому в 68-м квартале завершат в феврале.

В доме №57 по улице Достоевского экспертиза также заказана, продолжил отчитываться представитель УКСа. Когда она будет готова, будет понятна окончательная стоимость работ. Выяснилось, что на этом доме «Свей» также повысил этажность: согласно техусловиям, дом заявлялся как 9-этажный, однако по факту Аитов возвел многоквартирный дом переменной этажности (14 - 16 этажей). Опасности для жизни он не представляет, пояснил Гимаев на вопрос Сидякина, однако экспертизе сейчас предстоит определить, возможно ли его сохранить в той этажности, которая есть. В целом же картина схожа с ситуацией на 4-м доме — на объекте нет ни инвестора, ни застройщика. Снова вспомнили пресловутый участок на Серова — теперь уже дольщики «Свея» предложили властям направить средства с его реализации на достройку их домов. Правда, кто-то припомнил слова мэра Казани Ильсура Метшина о том, что в столице РТ стольких земель нет, чтобы решить всю проблему.

Наиболее проблемным, судя по всему, остается вопрос с домами №3 и №6 в ЖК «Золотая середина». Так, земля под домом №3 находится в федеральной собственности, срок ее аренды «Свеем» вышел еще в конце августа. Ахметханов отметил, что федералы готовы передать этот участок Татарстану, но вместе с существующими на нем долгами за аренду и запретами на реализацию квартир. Оказалось, что на часть квартир в доме наложен арест в рамках следствия, часть — самими дольщиками...

Сейчас под домом нужно провести геологические работы, чтобы понять, какую нагрузку выдержит фундамент, рассказал представитель УКСа. Для этого проект должен пройти экспертизу, а заказать и оплатить ее должен конкурсный управляющий «Свея» Сергей Лашкин. Однако средства, которые он направлял на счет «Свея», сейчас зависли в Татфондбанке, констатировал Ахметханов. Напомним, об этом «БИЗНЕC Online» сообщал в середине января — на продлении конкурсного производства Лашкин говорил, что на счетах в ТФБ у него зависло 4 млн. рублей, после чего он открыл новый счет в Сбербанке. И только после того, как будет проведена экспертиза, можно будет определить этажность и привлекать застройщика, отметил начальник отдела по мониторингу строительных фирм и учета объектов долевого строительства УЖП Казани. Сидякин, впрочем, резонно заметил, что параллельно с геологическими работами нужно вести поиск инвестора. «Без инвестора ни один наш потуг не будет реализован», — заключил он.