. В этом году цифра 17 стала определяющей: 17 декабря, в 17 часов,17-й «Татар җыры», 17 номинаций

МАГИЯ ЦИФРЫ 17

«Мы начинали его совершенно по-другому, не планируя, чтобы стать каким-то популярным явлением, — ностальгически вспоминал накануне об истории создания фестиваля „Татар җыры“ президент „Барс Медиа“ Камиль Гараев. — Если вы помните, в 90-е годы большое внимание начал привлекать татарский язык, язык нашего народа, хотя к концу 80-х закрывалось очень много татароязычных школ и дети учились в русских. И мы решили для развития нашего языка, нашей культуры организовать фестиваль. В молодые годы мечтаешь о чем-то большом, о хорошем доме на Лазурном берегу, о белоснежной яхте... Но мои мысли были о том, что можно сделать для народа, для сохранения культуры. Я — не поэт и не художник, к сожалению, и не композитор, но именно песню я считаю душой народа. И именно те люди, которые это пропагандируют, этим занимаются, сохраняют язык. С такими мыслями мы организовывали фестиваль».

Вообще, на пресс-конференции в «Ривьере», посвященной XVII международному фестивалю татарской эстрады «Татар җыры», который состоится 17 декабря в «Пирамиде», было аж 13 участников, что затянуло общение с журналистами на добрых пару часов. Были любимцы публики Хания Фархи, Гузель Уразова, Фирдус Тямаев, редактор телеканала TMTV и руководитель PR-службы фестиваля Лилия Кадырова, бессменная ведущая шоу Гульназ Сафарова, руководитель сети радиостанций Tatar Radiosi Дина Гараева и другие.

В этом году темой гала-концерта станет магия, а публику, ждет путешествие по просторам космоса. Об этом сообщила режиссер фестиваля Ирина Алешина: «В этом году мы решили прибегнуть к магии. А цифра 17 стала определяющей: 17 декабря, в 17 часов,17-й „Татар җыры“. Эта цифра — лейтмотив всей церемонии награждения премии „Алтын Барс“ в области татарской эстрадной музыки. В 17 номинациях самых успешных и ярких будут награждать лучшие деятели политики, культуры и искусства Татарстана. К каждому номеру мы делаем совершенно эксклюзивную графику, которая есть только у компании „Барс Медиа“. В этом году мы постараемся погрузить наших зрителей в волшебство, они станут гостями зазеркалья. Они в прямом смысле слова будут путешествовать по космическим просторам вместе с нашими исполнителями». При этом режиссер пообещала, что организаторы не пройдут мимо национального татарского колорита. А финал шоу, заверила Гараева, «будет грандиозным и очень интересным».

Коротко о внешнем виде 26 участников «Татар җыры» высказалась молодой дизайнер фестиваля Алина Батрутдинова: «Покорить, удивить зрителя и подарить эстетическое удовольствие от костюмов. Каждый из них помогает вжиться в образ, поэтому пожелание режиссера, а главное, пожелание артиста — чтобы было комфортно и удобно, а костюм не отвлекал от исполнителя. При этом при помощи него мы раскрываем и номер, и песню». Кстати, стоимость самого дорого наряда в этом году составит — 400 тыс. рублей (!). Правда, кто примерит на себя столь дорогостоящий туалет, дизайнер не сообщила, сказав лишь, что это будет женский образ.

. Неизменным остался и бюджет фестиваля — 12 млн. рублей

УКРАДЕННЫЙ «БАРС» ХАНИИ ФАРХИ

Нынешний фестиваль вновь будет показан в прямом эфире на телеканале TMTV и его интернет-сайте. «Так как очень много желающих посмотреть „Татар җыры“, а зал „Пирамиды“ вмещает всего лишь тысячу зрителей, мы уже четвертый год показываем его в прямом эфире, — сообщила редактор TMTV Кадырова. — Для себя мы поставили рекорд по количеству просмотров — это 1,5 миллиона человек, и мы им гордимся. В этом году надеемся, что повторим его. Наш фестиваль смотрят не только в Татарстане, но в Башкортостане, в Москве, также татарская диаспора очень ждет фестиваль и в Сан-Франциско, и в Финляндии».

Вспомнила о своей первой из 14 статуэток «Алтын Барс» Уразова: «Первого „Барса“ я получила в 2002 году за песню „Нигэ болай ошкынасын, йорэк“, до сих пор помню этот день, он пришелся на мой день рождения». В этом году Уразова помимо сольного номера выступит еще и с молодым певцом Радиком Юльякшиным (Элвин Грэй), недавно попавшим в трагикомичную историю в Кукморе.

Конечно, слово дали и легенде татарской эстрады, рекордсмену «Татар җыры» Фархи. Она, в свою очередь, вспомнила, как у нее... украли «Золотого Барса»: «С 1999 года проходит «Татар җыры», уже 17 лет. Эх, где мои 17 лет. Если вы помните, участвовала в самом первом фестивале из присутствующих только я. Красивого золотого барса с бриллиантовыми глазами я носила как брошку на концертном костюме. И вот однажды на концерте моего золотого барса украли. Мне хочется заказать того барса с первого фестиваля, у вас же, наверное, есть образец? Это большая память, — обратилась артистка к директору «Барс Медиа».

— Хания ханум, оставьте этот вопрос нам, — вступил Гараев.

— Я на это надеялась, — рассмеялась Фархи.

Что касается стоимости билетов, то организаторы подчеркнули, что они вновь обойдутся меломанам в 4 - 8,9 тыс. рублей. «Отмечу тот факт, что последние три года мы не меняем свои цены на билеты. Хотя за три года поменялось многое в экономике, как мы знаем. И курс, и инфляция, и увеличение цен на продукты, — подчеркнула Гараева. — Но мы любим зрителей и, зная наши основные задачи и цели, делаем все для популяризации нашего татарского языка... Кто не может прийти на этот фестиваль, по разным причинам, мы транслируем это в онлайн-режиме. На данный момент времени в Казани, к сожалению, нет площадки, которая бы больше устраивала нас и устраивала зрителей. Нет площадки, чтобы вместить большее количество людей, ведь тем самым можно было бы уменьшить цены на билеты».

Неизменным остался и бюджет фестиваля — 12 млн. рублей.

«ТАТАР ҖЫРЫ» VS «ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» вспомнил о появлении конкурента «Татар җыры» — фестиваля «Yзгәреш җиле». «На данный момент я конкуренции вообще не вижу, совершенно. С другой стороны, любой фестиваль — это, конечно, конкуренция. Потому что это сравнение уровня, подхода, того, каким образом делается мероприятие, участников, их голосов. И это скорее конкуренция приятная, и пусть она будет», — считает Гараев. «Если уж про „Yзгәреш җиле“ вопрос задаете, честно говоря, я не согласен с тем, каким образом татарскую песню решили менять, — уверен директор „Барс Медиа“. — Татарская песня, культура имеет свои особенности и очень давнюю историю. И можно гораздо лучше, мягче, сохраняя их, достичь большего результата... Мировая эстрадная культура, конечно, развивается, но совершенно по другим лекалам. Надо смотреть в эту сторону. Но я думаю, татарскую песню надо менять иначе».

Тему подхватил Тямаев: «Хоть в филармонии, хоть в „УНИКСе“, в любом зале концерты проходят каждый день. Если вы хотите послушать артистов, поющих моң, идите на Ришата Тухватуллина, Филюса Кагирова. Хотите шоу — идите на Данира Сабирова. Стало появляться больше стилей, и нам надо расширяться. Зачем власть должна лезть в наше творчество? Не должна. Мир творчества — это отдельный мир. Его может судить только народ. Власть должна поддержать деревни, там нет клубов, нет людей, которые бы работали в клубах. Один директор сам полы моет, сам организовывает концерты на 8 Марта».

Вспомнили на пресс-конференции и про недавние слова Салавата Фатхетдинова, заявившего, что на «Татар җыры» своих «девушек раздели». «Это вопрос к нашим дизайнерам, — шутливо заметил Гараев. — Все 17 лет фестиваля у нас были дизайнеры. Дело действительно в них, их можно любить, злиться или поддержать. С другой стороны, ни один дизайнер не разденет артиста без его желания».