АВТОГРАД СЛОЖИЛ ОРУЖИЕ, НО НЕ ПОКОРИЛСЯ

В ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» накануне в горячей полемике прошел внеочередной VI съезд, на котором был утвержден новый устав организации. За устав члены палаты проголосовали почти единогласно, но при крайнем внутреннем сопротивлении и с принципиальными оговорками: правлению поручено найти механизмы, как вернуться к прежнему формату работы. По сути, документ стал яблоком раздора между челнинской ТПП и республиканской, глава которой Шамиль Агеев не появился в автограде, отправив сюда заместителя Артура Николаева. Видимо, таким образом Агеев дал понять, что вопрос с уставом исчерпан, и поэтому достаточно будет дипломата, который доступно транслирует предпринимателям позицию республики, но вступать в полемику с которым председателю правления челнинского ТПП Юрию Петрушину будет бессмысленно. Впрочем, у Агеева есть и уважительная причина: сегодня в Казани встречают представительную турецкую делегацию, и к этому нужно подготовиться.

В президиуме съезда Николаев оказался один против пятерых — собственно Петрушина, гендиректора ТПП Ивана Шигина, замруководителя исполкома Наталии Кропотовой, а также членов правления Файрузы Мустафиной и Гульзады Руденко, плюс около 70 участников в зале.

Повестка включала в себя три вопроса, но фактически члены палаты встретились ради устава, заранее настроенные на бой, к которому готовились полгода. Напомним, устав ТПП РФ был изменен в соответствии с новой редакцией закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», которая вступила в силу в конце прошлого года. Так, закон ввел вертикаль власти ТПП РФ — ТПП субъектов — муниципальные ТПП и фактически призван положить конец независимости палат на местах, причем как правовой, так и финансовой.

Для челнинской палаты, под руководством Петрушина наработавшей влияние не только в автограде, но и в 9 районах РТ, такой поворот стал особенно болезненным. Петрушин в новых условиях даже решил пойти ва-банк и удержать детище в своих руках: весной он письменно попросил президента РТ Рустама Минниханова поддержать идею создания ТПП особой зоны «Иннокам» на базе челнинской палаты. Руководство республики не стало влезать в конфликт некоммерческих организаций, палатам было предложено договориться.

Необходимо отметить, что челнинская ТПП объединяет около 600 предпринимательских структур — больше, чем палаты многих регионов России, и по масштабам более чем тянет на самостоятельность. Однако сегодня ни к каким особым зонам в России палаты не прикреплены, так что идея была в штыки встречена руководством региональной ТПП. Зампредседателя ТПП РТ Наиль Исламов даже обвинил Петрушина в лоббизме личных интересов за спинами коллег и в обход федерального закона. Тогда на майском заседании в Казани письмо президенту разделило правление челнинской ТПП на два лагеря, в частности, гендиректор ООО «ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг голосовал за официальный курс, вертикаль власти и сокращение закамских полномочий. Вчера же челнинцы выступили уже единым фронтом. Впрочем, Штейнберга на съезде не было.

Первым докладчиком стал Шигин, который привел несколько отчетных цифр, среди которых стоит выделить число выданных палатой за три года сертификатов и актов — 3,8 тыс. штук. Рассказал о планах: в 2017 году ТПП рассчитывает создать несколько новых ассоциаций: бухгалтеров, служб такси и стоматологических клиник. Собирается внедрять опробованную в автограде программу «Город устойчивого развития» у соседей: в Елабуге, Нижнекамске и других городах. С проектом «Алга Татарстан», который завязан на продвижение местной продукции в других регионах, идеологи из ТПП собираются везти закамские товары в Пермь, Самару и другие города. В марте запустят портал «Работа рядом» — рекрутинговую площадку регионального уровня. Все это планы, которым в закамском масштабе, быть может, уже не суждено сбыться, поскольку в соответствии с новым уставом полномочия челнинской палаты теперь ограничены территорией своего города.

Юрий Петрушин (слева), Иван Шигин, Артур Николаев Юрий Петрушин (слева), Иван Шигин, Артур Николаев

«Я 20 ЛЕТ ПОСВЯТИЛ ЭТОЙ РАБОТЕ И ОБЯЗАН БЫТЬ ЧЕСТЕН...»

На пути к основной теме казанскому гостю предстояло оценить еще несколько демонстраций. Сначала Кропотова отчиталась о показателях работы муниципалитета с бизнесом, подчеркивая роль палаты в этом процессе, затем челнинцы устроили рабочую пятиминутку, емко сформулировав повестку декабря. Петрушин обозначил самые популярные темы обращений в ТПП, бизнес донес вести о новых системных сбоях: в автограде усложнилась регистрация ИП, все устали от сложностей с пролонгацией арендных участков, госбанки работают из рук вон плохо.

Когда пришло время откровенного разговора, слово снова взял Петрушин. Он сразу оговорился, что можно «просто поставить устав на голосование», но ему необходимо высказаться с занесением особого мнения в протокол.

«8 лет назад наша палата была переименована в региональную, а сегодня нам по непонятным причинам отказали в регистрации и хотят сделать нашу палату городской, — с болью в голосе начал председатель правления. — Я в корне не согласен. Я прошел все инстанции, был у председателя ТПП России, мы сидели три часа и проговорили абсолютно все. Закон позволяет существование таких палат, как у нас, и мне ясно сказали на всех уровнях: договоритесь с республикой, и вопросов не будет. В Краснодарском крае, в Армавире, тоже действует ТПП на несколько районов, и их зарегистрировали в минюсте, потому что будущее за такими палатами, как у нас. Сегодня есть районы в Татарстане, где мы вообще до бизнеса не доходим, а между тем декларируем кластерную политику — нам сам Бог велел объединяться, а нас пытаются раздробить. Посмотрите, как работает республиканская ТПП — Агеев из командировок не вылазит, плюс два заместителя, которые никак не смогут везде успеть. Они очень хорошо работают, но это неправильная структура. Головные палаты, такие как казанская, должны заниматься законодательством, работать с президентом, заниматься международными вопросами. Как они будут, например, Елабугу курировать за 200 километров? Теперь и третейский суд у нас отбирают, хотят в Казань перетащить. Что это за работа: чтобы наши предприниматели туда бегали? Кому это нужно? Я 20 лет посвятил этой работе и обязан сегодня быть честен перед вами и перед собой».

Петрушин подчеркнул, что как руководитель не может пойти против системы и проголосует вместе со всеми, однако сообщил, что регистрацию палаты приостановил собственным письменным обращением, надеясь, что нынешняя встреча что-то изменит в позиции республики. Впрочем, говоря об этом, надежды он уже не выражал, возможно, из-за отсутствия Агеева.

«Мы требуем разумного подхода, а нам говорят: договоритесь между собой. Детский сад какой-то, как будто мы здесь бизнес делим. Мы не станем работать на соглашениях, без законодательной базы, и я вам обещаю, что к вопросу устава мы еще вернемся. Там есть и другие вопросы, я не буду их сегодня озвучивать. После моих походов по кабинетам меня и так теперь многие ненавидят».

«ЕСЛИ ПАЛАТА ИМЕЕТ ГОРОДСКОЙ СТАТУС, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО К ВАМ НЕЛЬЗЯ ОБРАЩАТЬСЯ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ»

«Другие вопросы», вскользь упомянутые Петрушиным, — это, надо полагать, финансовые полномочия. Вместе с наработанными территориями из Челнов в Казань улетают не только обязанности, но и право предоставления платных услуг. Суммы, прямо скажем, не астрономические, однако для некоммерческой организации весомые. В частности, одной из основных доходных статей для палаты является сертификация происхождения товара, и с правом выдачи такого сертификата челнинская ТПП до сих обслуживала и крупный бизнес соседей — к примеру, «Нижнекамскнефтехим». По инсайдерской информации, в год только эти сертификаты давали на мероприятия ТПП около 8,4 млн. рублей. Лишившись скромного, но стабильного источника, палата вынуждена будет серьезно пересмотреть план деятельности и наверняка уже не сможет охватить соседей, хотя на работу с ними Казань как раз и не претендует. Николаев неоднократно отмечал в своих ответах челнинцам, что никто не мешает им и дальше работать, допустим, с елабужанами, нужно только соблюсти федеральный закон.

«Представьте: одна палата закрепляет за собой регион, покрывает несколько городов, — приводил доводы Казани Николаев. — Потом вдруг ребята из одного такого города говорят: хотим создать свою палату, а им — нет, территория уже в работе. Разве это хорошо?»

На этот посыл ему отвечали, предлагая оставить за Челнами все права, но отдельно прописать, что, если кто захочет создать муниципальную структуру, чтобы никаких вопросов на этот счет не возникало. Руденко вдогонку дослала вопрос Николаеву: есть ли прогноз, хоть какие-либо предпосылки, что в одном из городов Закамья своя ТПП действительно будет создана?

«Это не так просто, — покачал головой казанский делегат. — Но я же не говорю, что, если ваша палата имеет городской статус, то к вам нельзя обращаться из других городов. Я предлагаю двигаться так, как того требует ТПП России, но прописать в соглашении между Челнами и республикой принципы взаимодействия по районам».

Однако сам формат соглашения не устроил не только Петрушина, но и всю аудиторию. Соглашение-то написать несложно, но для уверенности в завтрашнем дне нужна законная база.

Николаев неоднократно отмечал в своих ответах челнинцам, что никто не мешает им и дальше работать, допустим, с елабужанами, нужно только соблюсти федеральный закон Николаев неоднократно отмечал в своих ответах челнинцам, что никто не мешает им и дальше работать, допустим, с елабужанами, нужно только соблюсти федеральный закон

«ТОГДА ОСТАНЕМСЯ ВНЕ ЗАКОНА! ВООБЩЕ ЗАКРОЮТ ПАЛАТУ»

«Мельчание к добру не приведет, — выступил с места гендиректор ПО „Начало“ Александр Иванов. — У нас города маленькие и взаимозависимые. Закон я понимаю, но надо же делом заниматься. Пройдет время — вы опять начнете укрупнять структуры, это уже закон экономики». Реплика вызвала одобрительные ремарки: кто-то добавил, что в Закамье идет обмен ресурсами, как между деревнями, а сверху хотят все деревни разделить. Мустафина отметила другой очевидный момент: чем больше структур, тем больше расходов на их содержание, а содержит палаты бизнес на свои членские взносы. Также экс-депутат Госсовета РТ повернула беседу из тупика в новое русло: раз Казань упирает на федеральный закон, придется менять его. В этом предложении ее сразу поддержала Венера Иванова, председатель комитета по финансам при челнинском ТПП. Правда, идея ходатайствовать о внесении изменений в прошлогодний закон вызвала закономерный вопрос предпринимателей: почему тогда Челны не поучаствовали в формулировках актуальной редакции?

— И еще: к нам претензии были когда-нибудь? — обратились к Николаеву скорее с риторикой, чем ради ответа. — Если не было, то какой смысл разрушать отлаженную систему?

— Вот мы все, здесь сидящие, не согласны с новым уставом. И что нам с этим делать? — последовала еще одна реплика с прозрачным намеком: что теперь, все бросать и выходить из палаты?

Исполком в лице Кропотовой поддержал своих предпринимателей: она напомнила, что город все бизнес- и социальные проекты готовит в контексте камской агломерации, включая «Стратегию-2030», а тут запускается обратный процесс.

Поскольку от Николаева не требовали ответа по существу на каждую реплику, он в целом придерживался генеральной линии — никто никого не выдавливает, работайте, как прежде, но в городском статусе, Казань не против. Почувствовав дальнейшую бесперспективность прений, Петрушин вынес на голосование такое предложение: устав принять из законопослушания, но правлению поручить разработку нового проекта устава и подготовку писем от имени съезда с требованием сохранить палату в ее актуальном формате. Проект в дальнейшем будет вынесен в Госдуму через депутатов от Татарстана.

— Юрий Иванович, нельзя принимать этот устав! Не сможем потом переиграть, — предприняла последнюю попытку директор ООО «Центр маркетинговых исследований» Елена Машкова.

— Ну тогда что, воздержимся? — словно растерялся Петрушин.

— Тогда останемся вне закона! — напомнил кто-то с места. — Вообще закроют палату.

— Тогда примем, — резюмировал Петрушин. — Но мы вернемся к своей системе, что бы ни было.

Устав утвердили при двух голосах против и четверых воздержавшихся. В резолюцию съезда включили поручение о доработке закона и доведении корректив до Госдумы. Письма с позицией делегатов съезда уйдут в ТПП республики и страны. Петрушин, закрывая заседание, извинился перед зампредседателя из Казани за эмоции и выразил надежду, что в республике их поймут правильно — каждый должен отстаивать свою позицию.