Джаудат Файзрахманов Джаудат Файзрахманов

«НА КАКОЙ ФАКУЛЬТЕТ ХОТИТЕ ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ?» «ГДЕ УЧАТ НА ПРЕЗИДЕНТА!»

— Джаудат Ибрагимович, аграрный университет порой недооценивают. Но ведь без аграриев, без хлеба, который они выращивают, не проживешь. С этой точки зрения ваш университет вообще самый главный!

— Тому подтверждение — что три наших выпускника стали руководителями республики. Гумер Исмагилович Усманов долгие годы был председателем совмина, а затем первым секретарем обкома. Первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и президент Рустам Нургалиевич Минниханов — тоже наши выпускники. Значит, достойные кадры готовит вуз. В Татарстане не только промышленность развивается, но и сельское хозяйство, потому что его рулевые понимают, что хлеб — всему голова. Знаете, многие абитуриенты в нашей приемной комиссии на обычный вопрос «На какой факультет хотите подать документы?» отвечают: «Где учат на президента!»

— Вы стали ректором 20 лет назад, в августе 1996-го...

— Думаю, руководство республики, когда предложило мне этот пост, учло мою биографию. То, что простой деревенский парнишка из Арского района, который когда-то в валенках пришел в ректорский кабинет, чтобы поступить в аспирантуру, стал доктором наук, профессором. Именно с сельским хозяйством были связаны и кандидатская, и докторская, и вообще вся моя научная работа. Избрал коллектив меня единогласно.

Занятия в УДЦ Занятия в УДЦ

— Честно говоря, 90-е годы — время тяжелое. Каким вы приняли вуз?

— С финансами тогда положение было аховое. Только одну цифру назову: долг за коммунальные услуги за 1996 год у вуза был по ценам того времени больше 2 миллиардов рублей! Стыдно сказать, но в здании был единственный туалет на первом этаже, и тот закрыт. Все, от студентов до профессоров, бегали на улицу, в деревенский туалет. Ну а наше красивейшее здание дореволюционной постройки вообще было в плачевном состоянии — везде все ободрано, течет, для студентов не то что стульев, скамеек не хватало. Студенческое общежитие оказалось в аварийном состоянии... Но я же деревенский паренек, с пяти лет начал работать, не привык жаловаться, руки опускать. Стали искать выход, учились сами зарабатывать для своего вуза. И он вскоре в финансовом плане крепко встал на ноги. Так, уже в 2002 году наши преподаватели и сотрудники за счет внебюджетных средств получили надбавки к зарплате — по 6,5 должностных окладов. Мы на долевой основе достроили начатый в 1993-м и почти тут же заброшенный дом для преподавателей. Не представляете, чего мне стоили одни только бесконечные согласования документов! Отремонтировали общежитие для студентов.Отремонтировали наше старинное здание. А на следующий год, к 95-летию вуза, фасад приведем в порядок, спасибо президенту, нам выделили деньги. Могу привести еще одну весьма показательную цифру: в 2015 году из федерального бюджета нам выделили 268,9 миллиона рублей, а мы сами заработали еще 111,5 миллионов. Неплохо?

— То есть самым трудным для вас в первые ректорские годы были финансовые трудности?

— Нет. Самой трудной была межгрупповая борьба в родном вузе. Я, к слову, из-за нее и ушел в 1989-м в ветинститут. А когда вернулся уже ректором, опять столкнулся с этим. Каждый день разборки, каждый день жалобы друг на друга... Разве тут преподавателям было до учебы, до науки? Я требовал: прекратите, хватит! Пришлось даже кого-то попросить уйти, а кого-то повысил в должности. И года за три с этим раздраем мы справились, разборки прекратились. Вот это был сложнейший вопрос — создать хорошую, единую команду.

Учебный Центр ландшафтного дизайна КГАУ Учебный центр ландшафтного дизайна КГАУ

«ПОКА, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ УМЕЕМ ДОВЕСТИ ПРОДУКТЫ ДО ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ»

— Что представляет собой аграрный университет сегодня?

— Это очень сильный и очень востребованный вуз. В рейтинге министерства сельского хозяйства РФ, которое по 24 критериям определяет среди 58 аграрных вузов России лидирующие, мы на 16-м месте. Все показатели эффективности выполняем, думаю, через год-два войдем в первую десятку. Сегодня у нас учатся 5000 студентов, работают 35 докторов наук и 101 кандидат наук, проходит подготовку их будущая смена — 93 аспиранта. У нас 16 направлений в бакалавриате и 7 — в магистратуре. Магистров наш вуз первым в Казани начал выпускать, даже Минтимер Шарипович, он тогда был президентом, удивился: разве ты готовишь магистров? Поступают к нам охотно, причем не только из Татарстана, из разных регионов страны, даже с Камчатки. Хотя требования к абитуриентам строгие: средний балл ЕГЭ — 60,14. В России только 6 аграрных вузов, включая нас, держат планку в 60 баллов на 1 абитуриента. Традиционно среди поступивших 80 процентов из сельской местности. Мы большое внимание уделяем профориентации. Только закончили приемную кампанию в сентябре и сразу начали подготовку и новому приему. Выезжаем во все районы, во все техникумы и колледжи республики, у которых сельхознаправление...

— Интересно, а ваши выпускники возвращаются на село?

— Есть такая проблема. Если парень или девушка уехали из деревни, конечно, они хотят остаться в городе, этого нельзя отрицать. Их родители, наверное, того же хотят. Когда я оканчивал вуз, мы и не думали, чтобы остаться в городе, ехали в деревню работать. Я 7 лет проработал на селе экономистом. Но тогда у молодых сельских специалистов была достойная зарплата — я, например, получал 180 рублей, в то время очень хорошие деньги. Сегодня, к сожалению, средняя зарплата по селу в два раза меньше, чем по республике. Куда пойдет работать молодой специалист — на 15 тысяч или на 30? Вот эту проблему надо решить. Будет хорошая зарплата, будут рабочие места, будут клубы, а их сейчас строят, будут школы и детсады — молодежь, уверен, охотно останется на селе. Тут можно использовать опыт Китая. Там на селе развивается местная, перерабатывающая, легкая промышленность, есть хорошая инфраструктура начиная с магазинов, кафе... Надо перенять такой опыт. Последние 2 года примерно 80 процентов наших выпускников устраиваются на работу по специальности, хотя не только на селе.

— По каким специальностям готовит аграрный университет?

— Кроме традиционных, таких как агрономия, агрохимия и агропочвоведение, агроинженерия, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, у нас появились новые специальности, востребованные в сельском хозяйстве. Это, например, землеустройство и кадастры. Кроме того, ландшафтная архитектура, техносферная безопасность, садоводство, лесное дело, менеджмент... Считаю, что на селе обязательно должны быть специалисты-переработчики и мастера маркетинговой службы. У нас в республике всегда на первом плане были производители сырья и производство сырья. Зерно, картофель, молоко, мясо — основные продукты мы производим даже в избытке. Но пока, к сожалению, не умеем их довести до глубокой переработки.

— Как нефть...

— Вся добавочная стоимость в переработке. Если будет хорошая переработка, наше сельское хозяйство сможет и на экспорт работать.

Студенты на практике Студенты на практике

«КАКАЯ БЫ СЕЛЬХОЗТЕХНИКА НИ ПОСТУПАЛА В ТАТАРСТАН, ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ПЕРЕДАЮТ НАМ»

— Скажите, Джаудат Ибрагимович, а как в аграрном вузе обстоят дела с сельхозтехникой?

— Знаете, в 1996 году, когда я стал ректором, Минтимер Шарипович посмотрел нашу технику и удивился: у вас трактора, на которых еще я учился! Сейчас все по-другому. Мы изучили опыт Германии, Голландии, Америки. Там изготовитель техники, прежде чем поставить ее сельхозпроизводству, первый экземпляр передает на учебную площадку. Этот опыт мы переняли: теперь, какая бы сельхозтехника ни поступала в Татарстан, первый экземпляр передают нам. Мы создали первыми среди аграрных вузов России площадку, учебно-демонстрационный центр, который специально приезжают посмотреть из разных регионов. Так что сегодня учим студентов на современной технике, а еще проводим стажировку для специалистов. Это очень полезно, тем более что они видят, какая техника лучше, какую стоит покупать, а какую, может быть, и нет.

— А сейчас у нас в России делают сельхозтехнику? Или вся импортная?

— В основном, конечно, импортная, хотя сейчас начали уже выпускать в нашей стране — и комбайны, и трактора.

— Про компьютеры, наверное, и спрашивать не стоит?

— Компьютеров для обучения студентов у нас столько, сколько нужно.

Учебно-демонстрайионный центр оснащен современной техникой (УДЦ) Учебно-демонстрационный центр оснащен современной техникой (УДЦ)

«МЕЧТАЕМ, ЧТОБЫ НАШ АГРОБИЗНЕС ЗАКАЗЫВАЛ УЧЕНЫМ НУЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

— Вы сами известный ученый. Скажите, ваши ученые помогают татарстанскому селу?

— Конечно. Аграрная наука не делается только в кабинетах. Вот мы недавно выпустили книгу — «Ключевые факторы развития сельского хозяйства в мире», анализировали сельское хозяйство ряда западных стран, Америки. Там в основном развивается фермерское хозяйство, государство их поддерживает, они формируют кооперативы, ассоциации. Очень важно, что там на равных сотрудничают и фермеры, и переработчики, и те, кто реализует продукцию. И доходы имеют примерно равные. А мы и первичного производителя недостаточно поддерживаем, и все сливки достаются торговле и переработке. Вот что надо менять.

Разработали мы для Татарстана систему ведения сельского хозяйства — труд в трех томах. На семинарах об этом постоянно рассказываем. Например, о том, что потихоньку надо найти место в севообороте разным культурам, тем, которые мы забросили. Пшеница, рожь, ячмень — это у нас есть. Но надо и кукурузой заниматься, она в республике на семена не растет, но на зерно растет, дает большой урожай белка. Америка кукурузой кормит животных. У нас агрохолдинг «Красный Восток — Агро» начал заниматься этой культурой, причем неплохо. Подсолнечник надо выращивать, он у нас созревает на масло. Правда, истощает землю, ее дополнительно обрабатывать приходится. Но вот в Ульяновской области подсолнечник занимает до 10 процентов пашни, на 200 тысяч гектаров выращивают. А у нас только на 100 тысячах гектаров. Гороха надо побольше — он почву обогащает азотом. Рапсом заниматься надо, лен мы забросили... К слову, в Татарстане и виноград можно выращивать, я сам выращиваю его уже 10 лет, у меня дюжина кустов, «дамские пальчики». В целом ученые нашего университета успешно разрабатывают научно-технические и инновационные направления в области растениеводства, животноводства, перерабатывающей промышленности, предусматривающие переход к новым технологиям, современным техническим средствам, системе адаптивной интенсификации сельского хозяйства, прогрессивным формам социально-экономических отношений и другие.

Студенты КГАУ в УДЦ Студенты КГАУ в УДЦ

— Ваши научные разработки хорошо используются по Татарстану? Не приходится в стол работать?

— Иногда приходится. Не всегда воспринимают новое, иногда не хватает средств внедрять... Мы мечтаем, чтобы наши товаропроизводители, наш агробизнес, заказывал ученым, как это делается на Западе, нужные исследования. В 90-х годах, когда мы издавали несколько монографий по инновационному менеджменту, многие практики, в том числе отдельные ученые, термин «инновация» могли найти только в справочниках. А сегодня ... Сегодня для повышения отдачи от аграрной науки, широкого внедрения ее результатов и тиражирования передовых технологий мы разработали проект и считаем необходимым создать у нас в республике агробиотехнопарк, который должен стать экспериментальной, учебно-научно-производственной базой для исследований в сфере сельского хозяйства. Он должен выполнять функцию связующего моста между наукой и производством.

Проект агробиотехнопарка, предложенный Казанским ГАУ, был поддержан комитетом по аграрным вопроса Госдумы РФНажмите, чтобы увеличить

— Какие планы у аграрного университета на будущее?

— Мы разработали программу развития вуза до 2025 года. Среди планов, например, расширить перечень востребованных специальностей. Хотим готовить кадры для пищевой промышленности, для лесного хозяйства — теперь уже и переработчиков. Потому что есть проблема не только сохранения леса, но и его переработки — очень много деревьев стареют, их можно с толком использовать. Но чтобы готовить таких специалистов, нам нужна база, какой-то небольшой цех. Я был в Америке, там в кабинете у ректора мебель, которую сделали студенты, она даже лучше, чем в фирменных магазинах...

Выставка виноградарей Татарстана в КГАУ, 2016 Выставка виноградарей Татарстана в КГАУ (2016)

«ДОУЧИСЬ, МЫ КАК-НИБУДЬ ПОТЕРПИМ»

— Расскажите о себе, Джаудат Ибрагимович. Вы из Арского района. Кто ваши родители?

— Они были рядовые труженики. Отец вернулся с войны в 1943 году после ранения инвалидом, рука не действовала, висела плетью. В семье семеро детей, я второй ребенок, старше меня только сестра Рамза. А старший сын — это большая ответственность, он должен помогать семье. С пяти лет встал к станку для изготовления рогожи. Наша семья почти 10 лет делала мешки из рогожи — их наполняли песком и использовали при строительстве электростанций. Один мешок стоил 50 копеек, на заплатки хватало. Когда пошел в школу, даже стихи разучивал, плетя рогожу. Если меня разбудят ночью, я и сейчас смогу рассказать все тонкости изготовления рогожи... У сельских ребят работы много. Я в детстве заготавливал дрова на зиму, заготавливал сено, пас гусей, укладывал снег в погреб — холодильников тогда не было... После пятого класса работал помощником на комбайне, побыл плугарем, а по ночам мне уже доверяли пахать на тракторе. Конечно, мы, дети, не только работали — играли, спортом занимались. Коньки и лыжи мастерили сами. Я в первом классе провалился под лед на таких самодельных коньках, хорошо, что у берега, неглубоко было.

— Почему выбрали Лаишевский сельхозтехникум?

— По совету отца. Учиться было непросто, я же только на татарском говорил, а тут все предметы на русском. Но справился. В техникуме, к слову, тоже работал, стипендии-то не хватало. По ночам разгружал баржи. Мешок цемента в 50 килограммов, за каждый платили 10 копеек. Разгрузишь 50 мешков, получишь 5 рублей. Треть стипендии! Если считать по 25 копеек, целых 20 обедов. Еще каменный уголь разгружал, негашеную известь — пылища от нее страшная... С деньгами в нашей многодетной семье всегда было туго. Помню, на первом курсе еду домой, жду автобус на казанском вокзале. В желудке пусто, в кармане ветер гуляет. Наскреб копейки, купил полбуханки хлеба. Смотрю, на пачку сливок хватает, 6 копеек она стоила. С удовольствием умял хлеб со сливками, я и не знал тогда, что это, вообще-то, мороженое... Через год моей учебы в техникуме, летом 1964-го, умер отец. Ему было всего 46 лет. Я матери сказал: не поеду больше учиться, надо вам помогать. Но она ответила: «Доучись, мы как-нибудь потерпим». Никогда не забуду эти слова.

Кубок ректора по регби Кубок ректора по регби

— Благодаря им вы в итоге стали профессором, академиком...

— К этому дорога была нелегкой — работа экономистом после техникума, заочная учеба в Казанском сельхозинституте, опять же работа на стройке в каникулы. Потом поступление в аспирантуру, армия... Свою кандидатскую, а потом и докторскую защищал в Москве, в знаменитой Тимирязевке — Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Женитьба — благодарен своей Асие за то, что всегда была рядом. Мы дом своими руками построили в Салмачах, до сих пор перед глазами, как Асия таскает кирпичи... Супруга подарила мне сына и дочку, они уже взрослые, у меня трое внуков. Большое внимание, энергию и здоровье она вложила в воспитание детей и внуков, за что мы все ей очень благодарны!

— Наш традиционный вопрос: какие три секрета успеха руководителя?

— Первое — ты должен работать для своего коллектива, для людей. Им очень важно знать, что руководитель их поддерживает во всех отношениях. Второе — надо загружать людей работой и планку ставить высоко. Когда я стал ректором, на первом же собрании сказал: теперь начнем работать. И третье... Для многих руководителей бич, когда замы, подчиненные умнее тебя. Я этого не боялся никогда и не боюсь. Всегда ставлю достойных людей, которые могут решать те или иные проблемы. Вот три момента, которые ведут к успеху.

16+