В борьбе с «несунами» всех рангов и мастей КАМАЗ и Генерирующая компания оснастили машины маячками с GPS, а сотрудников отделов закупок обложили бывшими офицерами МВД и ФСБ. Вникая в антикоррупционные ухищрения, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, как на автогиганте за руку поймали начальника цеха с тоннами сварочных электродов, и выяснила судьбу дела с украденными чертежами даймлеровских коробок передач.
Анатолий Краснов, Николай Липатов, Алексей Панкратов
«ЕСЛИ ВДРУГ КАКОЕ-ТО ИЗ ЭТИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОПАДЕТ ПОД БАНКРОТСТВО, А ТАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОСТОЯННО СУЩЕСТВУЕТ...»
«Чистота рук» работников 84 крупнейших предприятий РТ, от которых напрямую зависит благосостояние РТ, как оказалось, сильно волнует антикоррупционное управление при президенте РТ. Грубо говоря, если «бабахнет» там, то мало не покажется всей республике.
«Если вдруг какое-то из этих предприятий попадет под банкротство (а такая опасность постоянно существует), то неконтролируемое снижение финансово-экономических показателей может негативно сказаться на экономике всей республики», — заявил сегодня на пресс-конференции заведующий орготделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов. Кроме того, крупнейшие предприятия РТ — это, как правило, одновременно еще и крупнейшие получатели разных государственных благ, как то прямые дотации, а также налоговые льготы и вычеты, так что и спрос повышенный. «Государство вправе рассчитывать на поддержку своих инициатив», — рассудил Панкратов.
Он отметил, что практически на всех предприятиях РТ были приняты стандарты антикоррупционного поведения. Нужно ли говорить, что пионером тут выступила «Татнефть», но и другие компании подтянулись. На заводах и фабриках РТ работают собственные службы безопасности, которые постоянно «пробивают» как работников предприятий, так и контрагентов. «Однако пока вопросы есть, — признал Панкратов существующие белые пятна. — Есть определенная неразвитость внутреннего контроля, отсутствие качественного аудита». Он отметил, что в качестве задачи стоит искоренение практики выплаты серых зарплат, работы с контрагентами, которые имеют статус фирм-однодневок и др.
Слабым местом, по мнению Панкратова, является изменчивая человеческая психика. Вот он — выпускник с дипломом, пришедший на предприятие трудиться с самыми благими намерениями. Но проходит 6 - 7 лет, и в голове рождаются разные любопытные схемы, как бы приделать ноги тому, что плохо лежит на родном предприятии.
Панкратов вспомнил, что еще экс-глава МВД России Рашид Нургалиев обращался к опытным врачам за рецептом, как выявить коррупционные наклонности претендентов на службу, но потерпел фиаско. «Психологи и психотерапевты сказали: нет такой возможности, чтобы определить действия человека в будущем. Человек приходит, растет, занимает какую-то должность, на него начинают выходить, подкупать...» — с сожалением констатирует Панкратов.
Кроме проверки на детекторе лжи, дополнительным ситом для руководителей стало анонимное анкетирование работников на предмет оценки их деятельности
«ЕСТЬ СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ТЕ, ЧТО СТОЯТ НА ДОРОЖКЕ КОРРУПЦИИ»
В общем, «чудо-таблетки» от коррупции, которую изобрели актеры Камаловского театра в своем спектакле, по-прежнему не существует. В арсенале средств предприятий остается старый-добрый друг-полиграф да оперативные расследования — с помощью коллег из МВД.
«Сколько было возбуждено уголовных дел в России и какого ранга — губернаторы, МВД, ФСО, прокуратура. И мы с вами хорошо понимаем, что чем выше должность, тем больше возможность для хищения и коррупции», — сокрушался директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ» Николай Липатов. Поэтому выдвижение на должность руководителя на челнинском предприятии проходит только под контролем службы безопасности.
Детектор лжи используют на КАМАЗе с 2015 года. Сначала определяют наиболее подверженных коррупционным рискам сотрудников — руководителей и сотрудников, занимающиеся проведением тендеров, закупками, продажами. Так, в 2015 году было заявлено 316 кандидатов на детектор лжи. Из них 77 направили в объятия полиграфа. Тут же, как выяснилось, происходит отсев — некоторые руководители сразу пишут заявления об уходе. В 2016 году поступило 216 заявок на проверку на детекторе лжи, 66 из них действительно проверили. «К сожалению, полиграф показал: есть среди руководителей и те, что стоят на дорожке коррупции», — рассказал Липатов. Но ни имен, ни должностей прессе раскрывать не стал. Оно и понятно — ни к чему в столь тонкой сфере столь крупной компании лишняя публичность!
«Сказать конкретно, сколько человек не прошло... Есть люди, были риски. Была женщина чуть ниже рангом руководителя, ей 55 лет, полгода до пенсии оставалось. Руководство дало возможность доработать. Мы все люди. Женщина доработала до пенсии ушла, но перешла на другую должность», — поведал ответственный за сохранность ресурсов КАМАЗа. На другого руководителя милости не хватило, он был уволен. Но сейчас переехал в Ставрополье, где и работает...
Журналисты после этого заявления лишь переглянулись — мол, ну все понятно! И Липатов объяснил, что нельзя уволить или осудить по одним показаниями детектора лжи. Эти сведения носят рекомендательный характер.
Однако воровством не гнушаются и те, кто по карьерной лестнице стоит ниже, в том числе и на КАМАЗе. «Рабочий что может сделать? Есть примеры, когда рабочий выносит 15 килограммов цветмета, спрятав под одеждой. И мужчины, и женщины... Но большую опасность представляет руководящий состав», — сообщил директор департамента. После таких откровений становится ясно, почему работникам не разрешают выносить даже робу за пределы завода, даже просто постирать. Из таких же мелких примеров хищений — слив и продажа бензина водителями. «Есть GPS на машинах, мы отслеживаем маршрут движения. Потом выясняется, что водитель бензин сливал в одном месте, потом продавал», — продолжил спикер.
«ЛАДНО, ОДНО ДЕЛО — МАШИНА СЛОМАЛАСЬ, ВСТАЛА НА ЗЕМЛЕ, А ЕСЛИ ЭТО САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, НЕ ДАЙ БОГ?»
В одиночку бороться с ворами и коррупционерами, как считает Липатов, невозможно. Поэтому завод вплотную взаимодействует с правоохранительными органами. «Есть совместный план работы, подписанный нашим гендиректором, прокурором города, начальниками УВД, ФСБ, СУСКа», — заверил руководитель департамента.
Есть и конкретные примеры совместной работы с силовиками. Так, Липатов рассказал об участии в госзакупках, которое обернулось уголовным делом и даже приговором. «Военный округ закупал запчасти, мы участвовали в конкурсе. Но вдруг выигрывает ООО с ценой на 40 процентов ниже. Сначала первый тендер, затем второй и третий. Нас это заинтересовало. Мы стали писать письма в воинские части. Оказалось, фирма не дилер, никто», — сообщил спикер. После этого КАМАЗ обратился в УФСБ.
«Наша история по госзакупкам — первое уголовное дело, возбужденное в Челнах. 2 ноября состоялся суд, предприниматель Торопин был осужден за производство деталей. Под брендом КАМАЗа он поставлял детали, произведенные в Китае или в гаражах», — рассказал Липатов. Причем исследование показало непригодность контрафакта. Предприниматель получил четыре года колонии строгого режима, а предприятие — ущерб на сумму свыше 100 млн. рублей.
«Ладно, одно дело — машина сломалась, встала на земле, а если это самолет, вертолет, не дай бог? Когда контрафакт продают под видом нормальных деталей — это тем более страшно», — сокрушался директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ».
Но объяснить, как на их заводе и на КВЗ, о котором не далее как сегодня писал «БИЗНЕС Online», сотрудникам удается стать «несунами», не смог. «Да, я читал про вертолетный завод», — подтвердил Липатов. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» по поводу украденных год назад чертежей коробок передач, Липатов заметил, что случай произошел на совместном предприятии КАМАЗа с «Даймлером». «Сначала наши немецкие коллеги дали заключение, что стоимость чертежей — миллионы евро. Но наши специалисты оценили в 360 тысяч рублей. Эти чертежи были доступны в интернете, поэтому их ценность не так велика. Сейчас материалы дела находятся в суде», — рассказал он.
А несколько месяцев назад сотрудники ФСБ задержали одну группу с поличным при вывозе с завода. «Начальник цеха, его заместитель, сотрудник охраны вывозили сварочную проволоку — 12,5 тонн. Возбуждено уголовное дело. В 2015 году из-за санкций у нас упало производство «КАМАЗов» в три раза. В 2013 году мы выпускали 3600 «КАМАЗов» в месяц, в 2015 году из-за спада рынка было 1200. Естественно, количество деталей, в том числе сварочной проволоки, тратится в три раза меньше. Но начальник цеха и его заместитель выписывали ее со складов как обычно. Треть шла на производство, остальные две трети они тихонько вывозили и продавали. Это происходило в первом полугодии 2016 года. Когда их взяли, сумма ущерба оценивалась примерно в 1 миллион рублей. А если бы они год „поработали“? Сейчас возбуждено уголовное дело, о результате сообщим», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Липатов.
«А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ! ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМСЯ: БОИМСЯ НЕ БОИМСЯ?»
Заместитель гендиректора ОАО «Генерирующая компания» по общим вопросам Анатолий Краснов рассказал, что за чистотой помыслов 5,5 тыс. работников ГК следят всего 12 сотрудников управления экономической защиты и режима компании. Но заверил, что там нет случайных людей — все сплошь опытные бойцы, прошедшие службу в ФСБ, МВД или в налоговой полиции.
«Где коррупционные риски в компании? — задал сам себе вопрос Краснов, — Первое — это как раз 5,5 тысяч наших работников, которые трудятся не в одном месте, естественно, а по всей республике. И второй коррупционный риск — то, что все наши объекты особо опасные, являются объектами жизнеобеспечения. Нет ни одного человека, наверное, кто хотя бы раз в жизни не остался без света или тепла. Сразу почувствуете важность и нужность нашей компании!» — говорит Краснов.
В Генкомпании также не гнушаются полиграфом и используют его еще активнее, чем на КАМАЗе. Проверку на полиграфе проходят соискатели, а также работники, перемещающиеся по «горизонтали». «За год 864 человека мы проверили [на детекторе лжи], из них 34 человека получили отказ. Причем эти люди уже прошли кадровую службу, но управление экономической защиты и режима отказало в приеме на работу данных людей», — говорит Краснов.
«В начале 2016 году все топ-менеджеры прошли проверку на полиграфе. Мы посоветовались с генеральным директором (Раузилом Хазиевым — на фото), он сказал: «А почему бы и нет, давайте проверим. Прошли»
Посадили на полиграф даже топ-менеджеров. «В начале 2016 года все топ-менеджеры прошли проверку на полиграфе. По собственной инициативе. Управление нам рекомендовало, мы посоветовались с генеральным директором (Раузилом Хазиевым — прим. ред.), он сказал: «А почему бы и нет, давайте проверим: боимся не боимся? Прошли», — говорит Краснов. Дополнительным ситом для руководителей стало анонимное анкетирование работников на предмет оценки их деятельности. «Коллектив сам оценивал каждого заместителя гендиректора и гендиректора по большому числу показателей. Оценка не всегда нелицеприятная, есть плюсы и минусы, это хорошо, есть над чем работать», — считает Краснов.
ЗАКУПКИ — ПОД ЛУПОЙ
Главное внимание в компании сосредоточено на работниках отдела закупок. «Закупки — это самое серьезное направление, за которым мы все следим и где возможны коррупционные проявления», — говорит Краснов. Шутка ли, до 80% себестоимости продукции ГК приходится на топливные ресурсы (газ, уголь и мазут).
«С 2015 года ни одна закупка не проходит всех площадок, только на электронных торгах», — похвастал он. Каждую закупку буквально под лупой рассматривают те самые бравые офицеры из управления экономической защиты. «Любое предприятие, которое участвует в наших тендерах, мы проверяем, и потенциальный победитель, прежде чем он будет признан победителем, будет проверен службой безопасности», — утверждает Краснов и заявляет, за 4,5 года не было ни одного случая, чтобы тендер выиграла фирма-однодневка или неплатежеспособная компания.
Секрет, во-первых, в том, что ГК практически не дает предоплаты за работы, кроме ремонта труб. «На ремонте труб у нас побеждают свои, татарстанские, фирмы, но мы их насквозь знаем, и риска нет», — заверил Краснов и сказал, что эта работа приносит «дивиденды» в виде экономии расходов на закупочной деятельности: 585 млн. — в 2014 году, 423 млн. — в 2015 году, 328 млн. — в 2016 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.