Открытие первого ТЦ «Унистроя» на Горках размером больше «Сувар Plaza» сегодня утром вызвало ажиотаж у местных жителей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично осмотрела круглосуточную «Ленту» и магазины других арендаторов. Помимо нынешнего открытия первый трехэтажный гипермаркет в Казани недавно запустил DNS, а в декабре к открытию готовится первый гипермаркет «Эссен». Тем не менее Казань по-прежнему на предпоследнем месте по развитию качественной торговли.
Сегодня в Казани состоялось техническое открытие нового торгового центра «ГоркиПарк» на ул. Зорге
ИЗЮМИНКИ НОВОГО ТЦ НА ФОНЕ СПАДА: КАФЕ «СЕЛО», ПАРКОВКА И СОНМ ЯКОРНЫХ АРЕНДАТОРОВ ОТ «ЛЕНТЫ» ДО АНАЛОГА IKEA
Сегодня в Казани состоялось техническое открытие нового торгового центра «ГоркиПарк» на ул. Зорге. Двухэтажный торговый центр с общей площадью 38 тыс. кв. м стал в этом году единственным подобным объектом, запущенным в Казани. В начале года, правда, открылся оптово-розничный ТЦ «Порт» на Оренбургском тракте. Но он все-таки выступает в категории «Оптовый рынок», а не полноценный торговый центр, к какому уже привыкло население Казани.
Объектом «ГоркиПарк» управляет «дочка» «Унистроя» UD Group — собственная управляющая компания, специализируется на управлении ТЦ. Здесь 950 парковочных мест, фуд-корт на 1650 кв. м и круглосуточный продуктовый гипермаркет «Лента» на 5,5 тыс. кв. метров. Отметим, что «ГоркиПарк» по площади будет больше, чем «Сувар Plaza» (33 тыс. кв. м), но меньше, чем XL (40 тыс. кв. метров). Из якорных арендаторов в ТЦ будут «Детский мир», «М.Видео», «Остров сокровищ», «Велоград». Будет также и единственный магазин сети товаров для дома «Уютерра» в столице РТ. Отметим, «Уютерра» уже уходила из Казани, закрыв летом этого года магазин в «Меге». Тогда причину такого решения в сети объяснили высокими ставками аренды и нежеланием арендодателя идти на компромисс.
Двухэтажный торговый центр с общей площадью 38 тыс. кв. м стал в этом году единственным подобным объектом, запущенным в Казани
Сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» прибыла к открытию торгового центра к 10 утра. Работать он будет, как и большинство ТЦ, до 22 часов, и только «Лента» будет круглосуточной. Люди, заходящие в здание, судя по выражению лиц, были в предвкушении скидок и чего-то нового. «Я уже тут, приходи скорее, говорят, тут на бижутерию распродажа — все по 100 рублей», — говорила женщина по телефону, видимо, своей подруге. Однако каких-то грандиозных скидок корреспондент газеты не обнаружила. При входе в «ГоркиПарк» справа перед покупателем — самый большой в России обувной Kari, прямо — салоны МТС и «Связной», а слева галерея начинается с ювелирных магазинов. В глаза пока еще бросается приличное количество пустых площадей — навскидку порядка 30%. Но это объясняется тем, что ряд арендаторов откроется лишь к официальной дате — 3 декабря. Вслед за ювелирными магазинами на первом этаже можно обнаружить ряд мебельных магазинов, оптику, магазин парикмахерских принадлежностей, салон красоты, пункты оплаты. Скоро откроется магазин органической косметики Miss Eco, представленный и в других торговых центрах. В «ГоркиПарке» представлен новый формат сети дрогери «Альпари» — Alpari Beauty, специализирующийся на косметике и парфюмерии. Помимо известных массовых и некоторых люксовых марок здесь представлены собственные торговые марки Weis, Weis Luxury, Sila Sibiri и т. д.
В «ГоркиПарке» представлен новый формат сети дрогери «Альпари»
Самой популярной точкой торгового центра сегодня был гипермаркет «Лента». Уже в 10:17 утра несколько десятков человек заполняли анкету для получения карты покупателя. Стоит карта 50 рублей и предоставляет скидку в 5%. Сейчас в магазине очень много акций и специальных предложений. Впрочем, несколько пенсионерок сориентировали журналиста газеты в ценах — отметили, что цены на курицу и индейку завышены. На вопрос, где дешевле, ответили: «В „Ашане“, конечно!» Повышенная активность в «Ленте» была зафиксирована возле стойки с дегустацией выпечки и отдела свежих овощей и фруктов — женщины вырывали друг у друга из-под носа помидоры и фрукты, хотя товара в 11 утра было еще предостаточно.
Посетила наш журналист и российский аналог IKEA — Hoff. Все ровно, аккуратно, но словно не хватает уюта, так необходимого в подобных магазинах. Здесь также очень много спецпредложений — комплекты постельного белья за 699 рублей, мультирезки за 799, искусственные елки — от 7790 рублей (180 см) и др.
В российском аналоге IKEA — Hoff — все ровно, аккуратно, но словно не хватает уюта, так необходимого в подобных магазинах
На втором этаже пустых площадей пока еще больше, чем на первом. Здесь главным магнитом наверняка станет площадка для детей «Остров сокровищ». Очень не хватает магазинов с одеждой. Наш корреспондент пока обнаружила только питерскую марку 1001 Dress. Владелица магазина с женственными платьями очень извинялась, что пока все делается в спешке и ценники еще не развешаны: что ж вы хотите, открытие еще техническое. Впрочем, цены озвучила — приличное строгое платье можно купить за 5 тыс. рублей.
Последним пунктом осмотра стал фуд-корт на втором этаже. Фуд-корт, как сообщили нашей газете в отделе маркетинга, «представляет собой абсолютную премьеру». Здесь представлены Burgerstation (с крафт-бургерами), Mixcafe (итальянская и восточная кухни), блинная «Колобок», кафе домашней еды «Село». Кроме фастфуда в ТЦ будет и полноценный ресторан «Барбарис» (восточная и европейская кухни), и кофейня с пончиками, приготовленными на месте. Генеральный директор оператора-арендатора, «Сити фуд», объяснил, что это новая компания и опыт в торговом центре первый, но будет несколько точек фастфуда и ресторан (последний еще не работает). На вопрос, будут ли на фуд-корте известные международные бренды вроде KFC и прочих, ответил отрицательно. «А зачем они? Мы тут своим накормим, вкусным! Разная кухня, блинчики, бургеры», — сообщил собеседник. В это время подошла женщина, очевидно, знакомая гендиректора, и сообщила, что «блинчики просто феноменальные». Медовый торт, съеденный корреспондентом, тоже был хорош. На взгляд дотошного покупателя, работа в новом объекте уже выстраивается и остается только ждать появления магазинов ко дню открытия.
На первом этаже можно обнаружить ряд мебельных магазинов
МИНИМАЛЬНАЯ ВАКАНСИЯ В ТЦ ЗА 1,5 МЛРД. РУБЛЕЙ
Объем инвестиций в ТЦ «ГоркиПарк» не раскрывается. Однако наши эксперты оценивают квадратный метр в 45 - 50 тыс. рублей. Соответственно, сумма должна составлять от 1,5 млрд. рублей. «В Казани показатель качественных площадей торговых объектов невысокий. Лидирует Краснодар с обеспеченностью больше в три раза, так что Казань с радостью примет еще ряд объектов», — объясняла ранее замдиректора по развитию департамента торговых центров UD Group Талия Гарифуллина причины строительства очередного ТЦ. В компании ожидают, что в будни ТЦ будут посещать 8 - 10 тыс. человек, а в выходные — 10 - 12 тыс., а в день официального открытия 3 декабря ждут 40 - 50 тыс. человек.
Казань сможет «переварить» еще несколько ТЦ, соглашается замдиректора направления «Оценка и финансовый консалтинг» ГК SRG Ольга Фетищева. Столица республики с 22 торговыми центрами на 700 тыс. кв. м занимает лишь 6-е место в рейтинге обеспеченности населения торговыми площадями среди городов-миллионников (без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Неудивительно, что в течение пяти ближайших лет запланировано строительство шести ТЦ, говорит Фетищева. Вакантность (то есть свободные площади под аренду) в среднем составляет 25%, однако в Топ-5 казанских торговых центров она порядка 1 - 3%. И это при том, что арендные ставки для «якорей» составляют 2 - 9 тыс. рублей за «квадрат» в год, для торговой галереи доходит до 50 тыс. рублей. К слову, если раньше окупаемость новых объектов составляла 7 - 10 лет, то сегодня она выросла до 15 лет, добавила Фетищева.
Alpari Beauty специализируется на косметике и парфюмерии
Однако последние два года доходы в целом по стране стремятся вниз, напомнил о рисках Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик (Macro, IT&Cons) ГК «Финам». В 2014 году реальные располагаемые доходы в целом по РФ сократились на 1% год к году, в 2015-м спад составил уже 4% год к году, а за 9 месяцев 2016 года спад составил 5,3% год к году. «Учитывая подобную динамику, в торговых центрах устаревших концепций или с неудачным расположением, некачественным якорным арендатором и планировкой уже два года подряд наблюдается устойчивый спад трафика и снижается средний чек», — предупреждает он. Однако расположение ТЦ неплохое, а такой якорный арендатор, как «Лента», имеет неплохие шансы и перспективы. Нигматуллин оценивает средний чек в гипермаркете в 650 - 850 рублей, для ТЦ оценка может быть в 1,5 раза выше.
Отметим, что осенью министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов рассказал, что по итогам 2015 года оборот розничной торговли в республике упал на 13% до 776 млрд. рублей. И в этом году падение продолжается: за 8 месяцев 2016 года оборот достиг 512 млрд. рублей (98% к аналогичному периоду прошлого года). При этом категория «Продовольствие» занимает 47% в структуре оборота розничной торговли в Татарстане.
Уже в 10:17 утра в гипермаркете «Лента» несколько десятков человек заполняли анкету для получения карты покупателя
Консультантом по сдаче в аренду ТЦ «ГоркиПарк» стала московская компания CBRE, которая в этом году уже поработала на рынке Татарстана, запустив ТЦ Sunrise City в Набережных Челнах вместе с турецким девелопером. «Последние реально качественные проекты в Казани открывались более пяти лет назад. Большое количество федеральных операторов уже давно и успешно работает в лучших проектах Казани и сейчас готово рассматривать потенциальные новые открытия. Главное — чтобы их привлекали в современные, интересные проекты, создаваемые на перспективу как минимум ближайших 10 - 15 лет, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор отдела региональных торговых помещений CBRE в России Михаил Рогожин. — „Унистрой“ — компания в Татарстане хорошо известная, обладающая огромным опытом реализации жилых объектов. Придя в ретейл-девелопмент, они очень быстро учатся, хотят создавать новые торгово-развлекательные объекты, где в полной мере смогут быть реализованы все последние тренды и тенденции, как уже доказавшие свою актуальность и востребованность за рубежом, так и вновь формирующиеся, что не может не вызывать уважения. Они не пытаются строить просто еще один торговый центр, их цель — сделать сверхсовременный ретейл-продукт и подарить его родному городу».
По словам Рогожина, «ГоркиПарк» открывается с заполнением порядка 96% арендных площадей. «Сегодня редко какой проект может этим похвастаться», — отметил эксперт. К слову, в СТЦ «Мега», который казанские эксперты называют, пожалуй, самым успешным объектом, доля вакансии — 1,9% , а у ТЦ «Южный» — 5% (по состоянию на середину 2016 года).
В глаза пока еще бросается приличное количество пустых площадей
ГИПЕР ОТ БАРЫШЕВА И МАХЕЕВА
Это не единственное крупное открытие торгового объекта в Казани к концу года. По информации газеты «БИЗНЕС Online», первый гипермаркет сети «Эссен» известных бизнесменов Леонида Барышева и Вадима Махеева откроется в столице Татарстана в ближайшие две-три недели. В компанию входят гипермаркеты, магазины «Эссен экспресс», магазины у дома «Камилла», супермаркеты «Эссен грин», сеть магазинов «Табыш», но в Казани до настоящего времени работали только магазины «Эссен».
Гипер открывается на пересечении улиц Кул-Гали и Фучика, его площадь — 6 тыс. кв. метров. Когда Махеев впервые озвучивал идею строительства объекта в Казани в 2013 году, заявлялось, что компания планирует вложить порядка 300 млн. рублей. При этом «брать Казань» пришлось три года. О начале строительства Барышев объявил только в мае 2016 года. «У нас в стадии открытия сейчас находится порядка 50 объектов, я не могу точно сказать, какой и когда будет открыт. В Казани мы сейчас сосредоточены, чтобы достроить гипермаркет, логистика будет привязана к нему, мы не можем отдельно возить в маленькие магазины. Будет гипермаркет, мы сможем взять еще 10 - 20 объектов по дороге», — рассказывал Барышев на традиционной пресс-конференции своей компании в мае. Отметим, что в начале этого года «Эссен Продакшн» начал развивать новую продуктовую сеть в формате супердискаунтера «Табыш» — первые магазины открылись в Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске и Лениногорске. Они занимают площади от 300 до 1000 кв. м в небольших торговых комплексах.
Первый гипермаркет сети «Эссен» откроется в столице Татарстана в ближайшие две-три недели
Согласно сервису «2ГИС», в районе нового гипермаркета недостатка в продуктовых магазинах у жителей не наблюдается — рядом есть магазины «Пестречинка», «Магнит», «Эдельвейс», «Августина» и небольшие «Южанка», «Ежик», «Звениговские колбасы», магазин третьего казанского хлебозавода.
На запрос «БИЗНЕС Online» по деталям открытия гипермаркета директор по маркетингу компании «Эссен» Валерия Зевалева лишь ответила, что «на данный момент точной даты открытия нет».
Гипер открывается на пересечении улиц Кул-Гали и Фучика, его площадь — 6 тыс. кв. метров
ИНТЕРЕС К ХОЛОДИЛЬНИКАМ И УТЮГАМ
Наконец, еще один крупный объект, который открылся в конце октября на ул. Чистопольской, — трехэтажный гипермаркет сети магазинов цифровой и бытовой техники DNS. На сайте ретейлера обозначено, что это первый и единственный гипермаркет в Казани. Кроме него в городе работает 18 магазинов. Запрос, отправленный нашей газетой PR-менеджеру DNS, остался без ответа, а оператор по общему номеру кол-центра оказалась не в курсе деталей.
Заметим, магазин открылся на фоне восстановления российского рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ). Согласно аналитическому отчету исследовательской компании GfK, рынок вырос во втором квартале 2016 года на 14,2% по сравнению со вторым кварталом 2015 года. Все сегменты рынка улучшили свои результаты по сравнению с 2015 годом, за исключением сектора фототехники, оборот которого на 17,9% ниже прошлогоднего. Телекоммуникационная техника, крупная и малая бытовая техника (КБТ и МБТ), а также сектор офисной техники показали рост, выраженный двузначными цифрами, тогда как секторы аудио-, видео- и компьютерной техники выросли лишь на 3,8% и 3,6% соответственно.
«КАЗАНЬ СРАВНЯЕТСЯ С ОМСКОМ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать состояние торговых площадей в Казани и оценить перспективы их роста в России.
Антон Коротаев — руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL:
— По нашим данным, в России на 2016 год заявлен ввод качественных торговых центров арендопригодной площадью около 1,9 миллиона квадратных метров, что сопоставимо с результатом 2015 года. Даже в случае если не все анонсированные объекты будут открыты до конца года, совокупный объем рынка качественных ТЦ в России составит около 21 миллиона квадратных метров. Основной объем нового предложения сегодня появляется в небольших региональных городах. При этом на миллионники по итогам года придется около 17 процентов. Выходящий сегодня объем торговых площадей сформирован преимущественно проектами, строительство которых началось еще в период стабильной экономики и активного роста рынка. Если говорить о Казани, то город на сегодня занимает предпоследнюю строчку в списке городов-миллионников по обеспеченности качественными торговыми площадями. Ввод «ГоркиПарка» повысит обеспеченность Казани ретейлом с текущих 209 квадратных метров на 1 тысячу жителей до 232 квадратных метров, благодаря чему Казань практически сравняется с Омском (233 квадратных метра).
Михаил Рогожин — директор отдела региональных торговых помещений CBRE в России:
— До конца 2016 года прирост торговых площадей в регионах, включая Санкт-Петербург, может составить порядка 805 тысяч квадратных метров, что на 23 процента меньше показателя 2015 года: тогда было введено 1,05 миллиона квадратных метров. Стоит отметить, что открытие части объектов, заявленных к вводу в 2016 году, было перенесено на 2017 год. Среди городов, в которых в этом году открывались торговые центры, Курск, Владивосток, Новосибирск, Набережные Челны (Sunrise City), Барнаул, Ковров, Уфа и так далее. Что касается потребительской активности, то мы отмечаем рост потребительского спроса ввиду ускорения номинального роста зарплат до 9,4 процента. Рост зарплат позитивно сказался на розничном товарообороте, динамика которого в сентябре улучшилась до минус 3,6 процента год к году против минус 5,1 процента в августе. В региональных проектах застройщики, как правило, управляют проектом самостоятельно или, в более редких случаях, нанимают управляющие компании. Достаточно редкое привлечение к управлению ТЦ сторонних компаний, к сожалению, на сегодняшний момент является прямым следствием того, что уровень услуг по управлению, оказываемых подобными компаниями, в большинстве своем невысок. То есть ненамного выше собственного управления, а вот их стоимость оказывается на поверку значительно выше. В случае же с ТЦ «ГоркиПарк» имела место комбинация из обоих вариантов управления: фактическое руководство «запуском» проекта осуществляется компанией UD Group при поддержке специалистов немецкой компании Munitor Gruppe, которые также проводили обучение и техподготовку сотрудников будущей управляющей компании проекта.
Ольга Фетищева — заместитель директора направления «Оценка и финансовый консалтинг» ГК SRG:
— В первом полугодии в России было открыто 16 торговых центров совокупной площадью 528 тысяч квадратных метров. Крупнейшими открытиями полугодия стали первая очередь ТРЦ «МегаГринн» в Курске, «Седанка Сити» во Владивостоке, вторая очередь «ЮграМолл» в Нижневартовске, «Италмас» в Ижевске (площади первого — 230 тыс. кв. м, последнего — 50 тыс. кв. м — прим. авт.). Строительство и открытие торговых объектов в России продолжает оставаться высоким, хотя масштабность новых торговых центров сократилась.
Рынок коммерческой недвижимости продолжает процесс адаптации к текущей экономической ситуации на рынке — покупательская активность и посещаемость торговых центров падает; новых ретейлеров значительно меньше выходит на рынок, при этом количество заявлений действующих ретейлеров о прекращении деятельности сократилось; высокий уровень вакантности площадей; продолжение тенденции снижения ставок аренды, как и в 2015 году. Однако в качественных ТЦ вакантны площади либо в новых объектах, открывшихся в течение года, либо в тех торговых центрах, в которых в управлении, маркетинге или изначальной концепции допущены серьезные ошибки (обычно это торговые центры старше 7 лет).
Положительной тенденцией ближайших лет станет более активное расширение зоны влияния сетевых ретейлеров за счет выхода в регионы, которые в силу своей географической удаленности или политико-экономических аспектов долгое время оставались без внимания профессиональных ретейл-игроков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 224
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.