Татарстанских бычков увозят в Удмуртию, а обработанное мясо возвращается к нам, но дороже. 500 тонн молока-сырья ежедневно уходит из РТ, а торговые сети вынуждены закупать его за пределами региона. Фермер сдает продукцию по 8 рублей, а в магазине оно стоит 25... Эти и другие темы подняли на прошедшей в автограде конференции «Сотрудничество с фермерами Татарстана», а заодно призвали объединяться в кооперации.
НИ МОЛОКА, НИ КАРТОШКИ
Компания «Челны-хлеб» намерена резко увеличить долю фермерской продукции на своих прилавках и объединить крестьян в кооперативы. Но пока процесс реализуется не самым лучшим образом, и проблем во взаимоотношениях сторон немало. Чтобы оживить ситуацию и сгладить острые углы, холдинг решил собрать всех реальных и потенциальных поставщиков на одной площадке. Ей стала конференция «Сотрудничество с фермерами», прошедшая накануне в Набережных Челнах. Мероприятие посетил первый замминистра сельского хозяйства Николай Титов и председатель республиканской ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров. Участников собралось несколько десятков, свободных мест в зале не было.
Гендиректор АО «Челны-хлеб» Рафаэль Юнусов рассказал, что главная тема обсуждения — импортозамещение: зачем закупать что-то за рубежом, если оно замечательно растет у нас? «Партнерские взаимоотношения компании „Челны-хлеб“ с фермерскими хозяйствами республики — дело не новое, — начал бизнесмен свою речь. — В частности, по зерновой составляющей они существуют уже лет 15. Когда мы строили свою первую мельницу, элеватор, договорились о создании фермерского клуба сельских товаропроизводителей, и эта система достаточно эффективно работает. Эта наша встреча предполагает широкий формат: речь идет уже о поставке всех групп продукции — молочной, мясной, картофеля, овощей, фруктов, которые успешно выращиваются в наших климатических условиях. И наш форум стал действительностью, он состоялся, и такие встречи будут регулярными. Данная встреча, я бы сказал, обречена на успех». Юнусов также сообщил журналистам, что и ныне фермерские поставки по ряду направлений уже вышли на серьезные объемы. По картофелю это около 2,5 тыс. т (потребность — 3,3 тыс.), по капусте — более 1,5 тыс. т (надо 2,2 тыс.), 1,3 тыс. т — лук (необходимо 1,7 тыс.), есть рост по мясу и молочке. Но ситуация все равно не устраивает руководство «Челны-хлеба» — оно надеется, что эти цифры вырастут в разы.
«Задача — обеспечение потребителей качественными товарами через нашу торговую сеть, — продолжает Юнусов. — Это же не дело, что, когда картофель у нас растет, а мы возим его из Египта, морковь из Израиля, Средней Азии и других регионов, лук, репу — из ближнего зарубежья. Речь о том, что Татарстан имеет свои возможности производить для себя все эти группы товаров. Это вопрос национальной безопасности, вопрос независимости республики от каких-то внешних факторов, и сегодняшний форум имеет целью оживить эту работу, поднять ее на более высокий уровень. Непростая задача, потому что каждая сторона имеет свои взгляды, свою позицию. Но мы будем вместе работать, чтобы наши контакты стали ясными, четкими, прозрачными, предсказуемыми».
Желание работать с местными поставщиками зреет у бизнесменов Юнусовых давно. Еще полтора года назад на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» первый заместитель АО «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов рассказывал, что в компании изучают зарубежный опыт развития ретейла, в основе которого стоит кооперативное движение, и пытаются перенять лучшее. Юнусов тогда привел в пример немецкую компанию-лидера — кооперативную платформу Edeka, которая объединяет более 4 тыс. предпринимателей. Кооперация позволяет торговцам объединять закупки, строить склады, работать под единым брендом, проводить совместные акции, заниматься улучшением бизнес-процессов. Такие кооперации имеют не просто общие магазины, но и общие собственные производства, банки, объекты социально-культурного назначения. Видимо, таким общим для всех фермеров магазином «Челны-хлеб» и задумал стать.
На конференции Юнусов-младший заявил, что кооперативная площадка позволит лучше понять, где продавец теряет деньги, где переплачивает за логистику. Продуманная работа всей цепи уменьшит затраты как минимум. Одним из инструментов объединения как самого кооперативного движения, так и отдельно взятых хозяйств торговый дом «Челны-хлеб» видит собственные торговые марки. К примеру, у ЧХ есть собственный бренд «Дядюшкина ферма». И, по признанию Юнусова, получая патент на этот бренд, в сети рассчитывали, что под ним и будет собираться экопродукция категории фреш — натуральная и полезная. «У „Челны-хлеба“ есть свои стандарты, но мы готовы под них применять ваш тренд, если он есть. Если нет, то мы готовы финансировать упаковочные материалы, может, что-то еще», — пояснил Юнусов. Причем компания «Челны-хлеб» решила брать фермеров «еще тепленькими», заранее раздав всем приглашенным вместе с буклетами о компании бланки договоров поставки. Как рассказала директор ТД «Челны-хлеб» Алсу Хайруллина, торговый дом может предложить гибкие договорные условия и готов заключать договоры прямо на месте. «Мы пригласили юристов, взяли с собой печати. Готовы все условия сегодня же обсудить. При этом договоры предполагают заключать на несколько лет вперед. Мы готовы за свой счет предлагать даже массовую рекламу, помимо того, что у нас есть много разных буклетов», — сообщила Хайруллина.
Курс на увеличение фермерской доли продукции объяснили частично тем, что компания планирует дальнейшее расширение ассортимента. К примеру, намерена в 2017 году плотно «работать по индейке и по кроликам». И уже даже имеется договоренность с поставщиком кроликов, но объем в 10 штук в неделю — это не то, что нужно. В целом же начать планируется с основного продукта из так называемой борщевой группы — картофеля, так как его качество хромает. «Мы под него будем предлагать более широкое полочное пространство, под свеклу, под морковь, — объяснил Юнусов. — И хотим определиться с сортами картофеля, которые должны быть приоритетными. Я бы отдал бюджетные инвестиции тем фермерам, которые могли бы предложить для нас картошку, которая и для варки, и для жарки подходит, чтобы мы могли раскрыть покупателя. Это биржевой товар. Мы уже говорили про монополистов и их ресурсы, но тут не только вы, фермеры, но и ТД уходит в минус. У нас есть продукты, которые мы продаем с наценкой, не позволяющей перекрыть наши издержки. Но если фермер будет давать нам качественную картошку сорта „Гала“, „Гала плюс“ например. Вы зарабатываете деньги, а мы имеем покупателя, который приходит именно за той картошкой. А через картошку хотим выйти на весь ассортимент — капусту, зелень. Новых предложений по этим товарам нет пока».
Что касается других неборщевых овощей, с единственным крупным местным поставщиком — комбинатом «Майский» — тоже отношения напряженные. «У них есть обременения. Это очень сложный партнер. Мы с ними месяц заключали договор — это раз. А во вторых, он крупный игрок и говорит нам: ты берешь фургон огурцов, но ты еще и полфургона помидоров возьми, а иначе мы тебе огурцы не дадим. То есть давление идет постоянное. И группа посредников на сбыте дает цену дешевле, чем сам „Майский“. А фермерского движения у нас в Татарстане нет. В Башкирии хорошо работают, в Самаре — короткие молодые огурцы продаются. Наверное, нам стоит изучить их опыт», — подвел итог овощной тематике Юнусов.
Помимо качественной картошки, нет в Татарстане и молока. Последние три месяца «Челны-хлеб» сотрудничает с фермером Ниной Агаповой из Алексеевского района, молочным поставщиком. Для привлечения покупателей в магазинах даже вывешивают плакат с ее фотографией. Однако, признал Юнусов, козы и коровы Агаповой потребностей Челнов в молоке не закрывают. «Молочный рынок достаточно проблемный: цены летят наверх, молока не хватает, перекупщиков много. У нас еще в Тукаевском районе есть фермер Касакина. Молоко стабильного качества, есть покупатели. Но все равно нужного импортозамещения не произошло. Сегодня есть и „Юнимилк“, и „Данон“, есть и местный производитель „Просто молоко“, и мы основной объем молока завозим с Удмуртии. Там мы дешевле покупаем, поэтому мы были бы рады видеть продукцию по молоку, сырам, творогу», — призвал зал Юнусов.
«ЕСЛИ ОСТАНУТСЯ 7 НАПРАВЛЕНИЙ, ТО ОЛИГАРХИ, КРУПНЫЕ ХОЛДИНГИ ВСЕ ДЕНЬГИ ЗАБЕРУТ, А КРЕСТЬЯНЕ ХРЕН ЧТО ПОЛУЧАТ»
Титов напомнил, что крестьянско-фермерские хозяйства — это молодое направление в РТ, ему всего 25 лет. За этот срок фермеры в определенной степени научились производить сельскохозяйственную продукцию. Но сегодня этого мало, считает замминистра, надо еще уметь продавать. При этом, как заметил чиновник, речь идет не только о том, что наши производители сегодня конкурируют с коллегами из других стран. Соперников на рынке немало и внутри России. С первыми отчасти помогают конкурировать санкции, которые сыграли все же на руку сельхозпроизводителям. «Все мы немного обрадовались санкциям, они и сегодня не сняты, — признал выступающий. — Агропромышленный комплекс имеет от этого только плюсы. Может, не такие большие, как мы ожидали, но они есть. Пусть санкции продлятся подольше, а мы за это время окончательно встанем на ноги. Но ввести их надо было еще лет за 5 до этого, и сегодня ситуация на рынке была бы лучше. Потому что 7 - 10 лет назад к нам пришли крупные федеральные сети, например, „Магнит“. У него же сейчас магазины не только в крупных городах, но и в райцентрах, а где-то даже в поселках. А „Магнит“ — это настоящая махина. У них есть все: железные дороги, автотранспорт, порты и так далее. А на кого эта махина работает? На фермеров Краснодарского края, Ставропольского, на Турцию. То есть мы, покупатели, субсидируем производителей из других регионов и стран. Если бы санкции ввели раньше, такого бы, может, не случилось. Но что случилось, то случилось. И сейчас надо не спать, а думать, что делать и максимально взаимодействовать на местном уровне».
Алсу Хайруллина
А главным орудием взаимодействия Титов назвал кооперацию. При этом упомянул всероссийское семинар-совещание в Липецкой области, которое прошло в сентябре и было посвящено развитию села. Как раз там в числе прочего говорилось и о необходимости фермерам объединяться. «Любое КФХ, до какой бы степени ни развилось, не сможет выполнять какие-то функции. А если говорить о меньших хозяйствах, то не каждое сможет купить, например, картофельный комбайн за 20 с лишним миллионов рублей, не каждое сможет приобрести технологии какого-то производства, что-то другое. Кооперация может помочь решить эту проблему. Но кооперация не должна быть так, как раньше в колхозы загоняли силком. Надо внутри созреть, надо изменить мышление. Пока мы еще не дозрели. Но это будет. И чем быстрее, тем лучше для всех нас. Система кооперации — это наше будущее».
Заметим, что это не первая попытка объединить фермеров. В какой-то степени данную цель преследует и другой проект «Челны-хлеба» — агропромпарк «Закамский регион», про который «БИЗНЕС Online» в интервью рассказывал Юнусов. «Этот проект имел целью не только создание логистического центра. Имелось в виду, что там будет прием товара — от индивидуального предпринимателя до крупных холдингов — хранение, переработка, глубокая переработка, фасовка, упаковка, то есть доведение до такой кондиции, чтобы товар уже был готов, чтобы его выставили на прилавок. Но пока проект заморожен. Потому что по стоимости он нам непосилен — превышает 3 миллиарда рублей. Но тут и кризис, и другие факторы. Но вопрос с повестки дня не снят. Если будет политическая воля руководства республики, то не исключено, что проект будет реализован. В любом случае он имеет право на жизнь», — прокомментировал гендиректор АО.
Но кооперация — это не только объединение фермеров, считает Титов. Это еще и тесное взаимодействие с переработчиками и продавцами. А тут еще проблем непаханное поле. Для подтверждения этого очевидного факта замминистра обратился к фермеру Владимиру Аппакову: «Вы же занимаетесь взаимодействием с сетями. Как там? Есть понимание?» Тот ответил в том плане, что тяжело все идет. «Один пример приведу, — сказал участник конференции, — мы, например, продукцию отдаем „Челны-хлебу“ по 7 рублей, а она у них потом выложена в магазине за 25. Почему такое неравномерное распределение прибыли? Но работаем».
«То есть пока футбол идет в одни ворота, — высказал свое мнение Титов. — Вот почему нам нужно кооперироваться, потому что должны быть партнерские взаимоотношения и должно быть сбалансировано это все, как на весах, — от затрат произведенной морковки до торговой наценки на полке. И партнеры должны уметь слушать друг друга. А то у торгашей одни хотелки, у крестьянско-фермерских хозяйств — другие, и стороны не слышат друг друга. Надо собраться в бане — без телефонов, без женщин — и все обсудить. Заодно и попариться. Самые правильные решения принимаются в бане. Нельзя загонять друг друга в жесткие договорные отношения, люфт обязательно должен быть. А то заказал „Челны-хлеб“ Минталипу (Минталип Минеханов — председатель ассоциации крестьянских и фермерских подворий Тукаевского района — прим. ред.) тысячу тонн картофеля, купил. А у того урожай, он говорит: забирай больше. Или, наоборот, засуха, он не может закрыть заказ, и пойдут иски в суды, штрафы. Таких моментов очень много, поэтому надо создавать и развивать кооперацию. А то обидно, когда столько продукции попадает к лицам кавказской национальности и другим перекупщикам. Обидно, когда наших бычков увозят в Чувашию, а потом переработанное мясо оказывается на наших же рынках. Обидно, когда ежедневно 500 тонн молока-сырья уходит в Питер, Москву, Самару. Мы что, не можем всю добавленную стоимость оставить в республике? Можем. И к этому надо стремиться».
Николай Титов и Рафаэль Юнусов
В завершении своей речи Титов напомнил, что в РТ действуют 33 президентские программы и 21 из них прямо или косвенно касается села, а также сообщил, что на федеральном уровне существует 39 мер поддержки АПК. Правда, на следующий год их собираются объединить в 7 направлений. Объем финансирования останется почти тем же, уменьшится лишь на 20 млрд. рублей. Тем не менее данное сообщение сразу вызвало реакцию Минеханова: «Если останутся 7 направлений, то понятно, чего можно ожидать. Олигархи, крупные холдинги все эти деньги заберут, а крестьяне хрен что получат». Титов пояснил, что эта система пока слишком расплывчата, чтобы ее комментировать. «Но мы не спим, обращаемся в правительство, в «Народный фронт». Не спим», — уверил замминистра фермеров.
«ТО, О ЧЕМ МЫ ДВА ЧАСА ГОВОРИМ, МИНТАЛИП ЗА ТРИ МИНУТЫ СКАЗАЛ»
От лица всех фермеров сначала высказался председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Байтемиров. Он признал, что кооперация необходима, однако не в том виде, в котором она представляется сейчас. Кооперация должна связывать все три звена — производителей, переработчиков и продавцов продукции. Причем связывать согласно с буквой 193-го закона «О сельскохозяйственной кооперации» — тогда будет толк. «А если мы будем соединять отдельные комплексы производителей, не опираясь на законы и договоры, которые существуют в сельхозкооперации, у нас ничего не выйдет. Для этого есть мировой опыт. В Германии более 50 тыс. предприятий каждый год банкротятся. Но среди них нет ни одного сельскохозяйственного потребительского кооператива. Потому что закон имеет балансиры в виде председателя кооператива, наблюдательного совета, ревизионного союза и не дает возможности подвести предприятие к банкротству. Вот на что мы должны опираться! Вот тогда будет кооперация. С 2006 года было создано более 170 сельскохозяйственных кооперативов, а сколько из них работает? Работают только те, которые созданы нашей ассоциацией. Я не хочу хвалиться, но мы их строили на основе интересов сельхозтоваропроизводителя, переработчика. Но цивилизация у нас пока не выходит. В прошлом году было создано еще 8 потребительских кооперативов, которые перерабатывают сельхозпродукцию. Там тоже есть шероховатости. Мы еще не дошли до той кооперации, которая существует в тех странах, откуда мы завозим продукцию. Почему же мы у них по-прежнему все закупаем? Потому что недорабатываем! Именно в развитии кооперации. Нам по реализации требуется кооперация», — высказал позицию Байтемиров.
Минталип Минеханов
При этом, по мысли главного фермера, основным регулятором и заказчиком в кооперации должно выступить государство, которое обязано регулировать и ценообразование. А фермерское хозяйство, в свою очередь, должно производить качественное сырье.
В заключительной части конференции Байтемиров попросил высказаться фермеров. Он поднял Ильгиза Загирова и спросил, сотрудничает ли тот с «Челны-хлебом». Тот ответил, что такое было лет 7 - 8 назад. «Цены низкие были у вас, — объяснил он причину представителям компании. — Вот сегодня поговорим». Далее председатель ассоциации задал тот же вопрос Иреку Хамадишину. Оказалось, что и он не является поставщиком «Челны-хлеба», хотя уже два года является переработчиком мяса птицы. Но, в принципе, он не против наладить контакт с компанией, но, по мнению Хамадишина, должен быть какой-то регулятор взаимоотношений между нею и фермерами. В качестве такового он предложил кооператив, который «Челны-хлеб» создал бы у себя. «Тогда у нас получится качественный продукт, который нужен вам по вашим стандартам, и правильный документооборот получится, — высказал свои надежды потенциальный поставщик. — А-то у нас с этим постоянно проблемы. У вас договоры, которые до конца прочитать нельзя. Первый раз прислали 20 листов. Я три дня читал, так и не понял. Потом уже упрощенный вариант прислали, на двух страницах — это я понимаю, конечно. И вот Владимир Ильич говорил про 7 рублей, 25 рублей. Если будет кооператив, такого расхождения уже не будет. Там будет все просчитано, не будет посредников. Если вы создадите такой кооператив, я первым в него вступлю».
«То есть ты в договоре читал только крупные строчки, мелкие не читал, — отреагировал Титов. — Но идея-то правильная. А то столько фермеров, каждому из них договоры заключать — это целый геморрой. Там столько бумаг, что легче продукцию сдать куда-нибудь».
Позже данную идею прокомментировал для «БИЗНЕС Online» Юнусов. «Создание кооператива на нашей площадке — это новое предложение, мы его не отвергаем, — сказал бизнесмен. — Но это похоже на какую-то посредническую структуру. А мы говорили о необходимости того, чтобы посредников не было, поэтому чисто новую посредническую надстройку мы создавать не собираемся. Но нужна какая-то форма, чтобы были ближе производители и мы, будем думать».
Далее Байтемиров попросил Минеханова высказаться по поводу взаимоотношений с «Челны-хлебом». Тот не стал ходить вокруг да около, а сразу перешел к неприятным моментам. «Я постоянно поставляю им и зерно, и картошку, по этим направлениям, конечно, есть нюансы, — сказал фермер. — Вот, говорят, у вас зерно немного влажноватое, не совсем подработанное — не берут. Но ведь не каждый фермер имеет свои сушильные агрегаты, свой зерноток. Здесь просьба, чтобы „Челны-хлеб“ в своем хозяйстве имел бы еще одну линию, еще дополнительные агрегаты по сушке. И чтобы у фермера брали зерно, особенно в период заготовки. Это вполне решаемый вопрос». Затронул Минеханов и ценовую политику компании. По его словам, каждый год, когда минсельхоз оглашает цены на закупку зерновых, «Челны-хлеб» тут же ставит на рубль меньше, что тоже не является стимулом для поставщиков. «Мы как товаропроизводители знаем что зерно имеет, например, 22 процента клейковины, — продолжил фермер. — А оно неделю пролежит на складе и будет 23. А у нас не берут, клейковины, говорят, у вас немного не хватает».
Затронул выступающий и тему отношения сотрудников компании к фермерам. «Вот сам за рулем везу картошку в „Челны-хлеб“, а там фуры с арбузами, и меня отодвигают, — сетует Минеханов. — Мне же надо быстрее сдать товар и обратно в поле! А тут товаровед ходит и говорит, что ей некогда, она арбузы принимает. А бывает, что договариваемся поставить 1000 тонн картошки по 8 рублей, но тут появляется кто-то и предлагает по 7,50, и ты, Минталип, в сторону. Я ваш постоянный поставщик, из-за 50 копеек туда-сюда играют, своего фермера выкинули в сторону. Вот такого чтобы не было».
Эдуард Юнусов и Камияр Байтемиров
Из-за всех этих мелочей, по словам Минеханова, фермеры вынуждены поставлять продукцию в другие города или даже регионы. В частности, годовую потребность «Челны-хлеба» по картофелю — 3,3 тыс. тонн — только одно его хозяйство могло бы полностью закрыть. В целом же фермеры Тукаевского района в год производят продукции на 800 млн. рублей, а вместе с личными подворьями — на 1,6 миллиарда. Иными словами, они по многим позициям могли бы полностью обеспечить местную компанию поставками. Если, конечно, последняя уберет все упомянутые шероховатости.
«О том, что мы говорили два часа, Минталип сказал за три минуты, — прокомментировал Титов. — Партнерские взаимоотношения — вот чего не хватает. Если мы их наладим, то что-то получим. А если на уровне клерка будут решаться большие принципиальные вопросы, то тогда мы ничего не достигнем. У фермера «горит» урожай в поле, а здесь его не слышат, и решает это простой завскладом. Казалось бы, ерунда, но нет — это очень важно».
«ВЫ САМИ ДОРОГУ ЗАКРЫВАЕТЕ ДЛЯ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ!»
Другие фермеры, похоже, восприняли конференцию как возможность достучаться до сетей со своими насущными проблемами, но выслушивать за всех пришлось именно «Челны-хлебу». Насим Давлетов пожаловался на то, что у всех местных сетей, с какими бы он ни работал, приемка товара идет по настроению. «Утром женщина приходит недокрашенная, невыспавшаяся, с мужем поругалась. При этом и места есть на разгрузке. Говоришь ей, чтобы быстрее принимала, а она: подожди, не твоя очередь. Это очень обидно. В „Челны-хлебе“ этого нет, правда. Но вот из-за такого отношения фермеры и не хотят туда идти. Заявка приходит — пока мы товар моем, фасуем, вовремя не получается», — под смех в зале поведал Давлетов, потом перейдя к более серьезным проблемам. В частности, фермер предложил собрать «мощнейших фермеров» и продумать логистику. К примеру, в хозяйстве Давлетова не имеется рефрижераторов, хотя они необходимы для поддержания температурного режима. «Вот „газели“ купили — минсельхоз всем поголовно раздал около 40 машин. Я их просил: сделайте мне такую „газель“, чтобы рефрижератор был. Нет, не смогли. Я с 2010 года работаю с „Челны-хлебом“. Да, тяжело. Но по качеству товара не они же диктуют, а покупатель. Поэтому нам надо научиться такую продукцию выращивать. А мы выращиваем самую дешевую продукцию и стараемся продать дороже. Когда везешь глиняную картошку — самому стыдно», — усовестил коллег Давлетов.
Ирек Хамадишин
Аппаков, тоже сотрудничающий с «Челны-хлебом», высказал пожелание в плане расширения ассортимента и в качестве примера привел... репу. «Сказка есть о репе, а никто не покупает. Почему, как вы думаете? Потому что у нас нет культуры питания. Почему бы в супермаркете „Челны-хлебу“ не создать уголок, где бы агитировали за нашу продукцию, которую люди должны есть, в конце концов?» — неожиданно предложил Аппаков. А потом вернулся к моркови за 25 рублей. По его словам, когда фермер моет картошку и морковку для того, чтобы продать ее в сеть, у него получается выход 25 - 30%, остальное он выбрасывает. «Но вообще проблема не в нас и не в вас, — горячо заявил фермер. — Нас вот все время сравнивают с зарубежьем. Мы по производству, может, даже и лучше работаем, но у нас нет логистики, упаковки, обработки. В каждом районе построили дворцы спорта, половина из которых не работает, угрохали большие деньги. А почему бы в Татарстане в трех-пяти местах не построить логистические центры? Не каждая бабушка с яйцами может в торговый дом их сдать, потому что у нее нет фитосанитарного контроля, который я просто ненавижу». Потом фермер пояснил, почему он питает такую вражду к санитарам. По его убеждению, Нижнекамский и Тукаевский район не относится к карантинной зоне, однако справки с продукции за это требуют. «Вы всех мучаете, сами дорогу закрываете для простых людей! — заявил Аппаков, обращаясь к Юнусовым. — И кооператив тоже ничего не сделает. Вы перевозите картошку за 8 рублей с проволочником (личинки жуков-щелкунов — прим. ред.) и хотите у нас за эту же цену. Вот же в чем вопрос!»
Под конец длинной тирады Аппаков, правда, вспомнил о кооперативе и сказал, что бесперебойную поставку продуктов действительно можно организовать только при помощи кооперации. Так как если в каждом из 57 магазинов «Челны-хлеба» продавать в день по 3 кг, то это фермерам невыгодно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.