МЕЖДУ «СЕВЕРСТАЛЬЮ» И «ВИТЯЗЕМ»

Обсуждение вышедшего в конце прошлой недели рейтинга эмблем клубов Континентальной хоккейной лиги не утихает по сей день. Составлен рейтинг был североамериканским сайтом, сфокусированном на тематике спортивного дизайна, Sportlogos.net. Cвои оценки на этом портале выставляют не обыватели, а дизайнеры, часть из которых работает в мире большого спорта.

Логотип «Ак Барса» в рейтинге оказался на предпоследнем месте среди клубов КХЛ: оценка по 10-балльной шкале — 4,4, ниже только у «Северстали», строчкой выше — чеховский «Витязь». Барс на фоне голубого экрана, кривой и устаревший шрифт — эмблемы нет даже на форме клуба, где красуется герб Татарстана. Эта эмблема разработана еще в 1995 году и с того момента не изменялась. Для клуба, который давно считается одним из лучших в России, ситуация поразительная.

Эмблема никогда не размещалась на фронтальной части игрового свитера, где она и должна быть. В сезоне-2002/03 на груди у игроков был неровно нарисованный барс, в остальные же годы там находился привычный герб Татарстана, который многие уже давно принимают за настоящую эмблему «барсов». Просто представьте, что на его месте была бы настоящая эмблема клуба — форма стала бы реально ужасной.

«Ак Барс» в сезоне 2002/03 «Ак Барс» в сезоне- 2002/03 Фото: ak-bars.ru

Занимательно, что ретрологотип СК им. Урицкого оценивается пользователями сайта выше — 5,6. «Ак Барс» применял эту эмблему в сезоне-2011/12 и почему-то забыл про нее, хотя в год 60-летия клуба вполне мог вспомнить былое. На основной логотип она, конечно, тоже не тянет, но все равно выглядит лучше нынешней.

ХУЖЕ «САЛАВАТА»

Извечный соперник казанского клуба «Салават Юлаев» недавно модернизировал логотип, но обновленная эмблема пока имеет не так много оценок. Впрочем, первые показатели очень оптимистичны: пока средняя оценка — 8,0. Прежняя же эмблема оценивается на Sportslogos.net чуть выше, чем у «Ак Барса», — 23-е место в лиге. Уфимцы не стали сильно менять свой логотип, но для «барсов» такое «легкое» обновление не станет мудрым решением — нужно менять эмблему кардинально.

Выше котируется и логотип «Нефтехимика», который использует спонсорский логотип «Нижнекамскнефтехима», совмещенный с буквами Н и Х. Выглядит не очень, но нижнекамцы вряд ли могут изобразить что-то иное. Более того, логотип «Ак Барса» оценивается ниже, чем логотипы клубов из его системы — «Барса» (ВХЛ) и «Ирбиса» (МХЛ). У «Барса» действительно довольно неплохая эмблема — в Высшей лиге казанцы точно не входят в число худших по этому компоненту.

Лучшим же в КХЛ признан логотип «Амура», который был разработан пару лет назад и произвел фурор — такого красочного и яркого логотипа в лиге еще не было. Четко и изящно прорисованный амурский тигр выглядит очень эффектно, к преимуществам можно отнести и отсутствие лишних надписей (изначально внизу была надпись «Амур»). Подобное решение может подойти и «Ак Барсу» — нужно всего лишь грамотно прорисовать животное, с которым ассоциируется команда. Бояться сходства с «Барысом» не стоит — логотип клуба из Астаны тоже не выдерживает никакой критики.

«ТО, ЧТО МНОГО ЛЕТ СЛУЖИЛО, ТАК ПРОСТО НИКТО НЕ МЕНЯЕТ»

Подобная ситуация — «публичная медийная порка» и предпоследнее место рейтинга — наверняка не останется без внимания амбициозного руководства «Ак Барса». Правда, публично о ребрендинге в команде Наиля Маганова, гендиректора «Татнефти», в мае 2016 года занявшего пост президента «Ак Барса», пока никто не заявлял. Разговоры, впрочем, ходили и ранее, еще до прихода в главный хоккейный клуб республики самого Маганова. В октябре 2014 года на заседании общественного совета «Ак Барса» дошло даже до представления вариантов нового логотипа.

«Старый логотип кому-то нравится, а кто-то подвергает его критике, — сказал тогда в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор „Ак Барса“ Шамил Хуснутдинов. — Вообще, мы находимся в республике, где то, что много лет служило, так просто никто не меняет. Могу сказать, что не будем принимать каких-то принципиальных решений без учета общественного мнения. Логотип же неплохой». Выбранный альтернативный логотип в итоге сделать основным не решились, разместив его по бортам клубного автобуса. Но дальше дело не пошло, а воз, как говорится, и ныне там. Кстати, забавная деталь: оценка альтернативного логотипа клуба на сайте Sportlogos.net — 6,0, то есть всего на 1,5 балла выше основного.

Еще один фактор, который может подтолкнуть руководство одного из главных брендов республики к чуть более активным действиям в плане «смены гардероба», — внимание абсолютно незаинтересованной иностранной прессы. В Татарстане хорошо известно трепетное отношение руководства республики к инвестиционной привлекательности региональных брендов. Особенно если это касается спортивных клубов.

«Большая четверка» клубов из столицы Татарстана — футбольный «Рубин», баскетбольный УНИКС, волейбольный «Зенит» и, конечно, «Ак Барс» — работает в том числе и на создание в мире бренда успешной, современной республики. Если говорить непосредственно о хоккее, то его целевая аудитория — страны Восточной Европы и Скандинавии. И, откровенно, показывать европейцам нынешнюю эмблему «Ак Барса» стыдно. В отличие от интересного хоккея, который в этом сезоне показывает команда Зинэтулы Билялетдинова.

«АК БАРСУ» НУЖНО БЫЛО МЕНЯТЬ ЭМБЛЕМУ ГОРАЗДО РАНЬШЕ, ЧЕМ «РУБИНУ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у дизайнеров, как они относятся к барсовскому логотипу.

Максим Шишикин — руководитель группы дизайнеров «Нэфис Косметикс»:

— «Ак Барсу» нужно было менять эмблему гораздо раньше, чем «Рубину», еще много-много лет назад. Само исполнение эмблемы отвратительное, шрифт нечитабельный. Конкретные недостатки? Вся эмблема полностью, начиная с наполнения. Графика как таковая отсутствует — это набросок просто, идея. Есть современные тенденции, на которые следует ориентироваться при создании нового логотипа. Тенденции вообще есть во всех сферах рынка. Хоккей тоже в определенной части рынок. Они, клубы, торгуют интересом к спорту, интересом к себе. Нужно ориентироваться на лучших. На кого именно? Например, «Сибирь» или «Адмирал».

Михаил Антипин — автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала» и «Автомобилиста»:

— Заслуженно ли эмблема «Ак Барса» находится на предпоследнем месте в КХЛ? Конечно. С их логотипом все настолько очевидно, что даже говорить не о чем. Очень жаль, что клуб сделал из этого какой-то многосерийный сериал, ведь еще два года назад были разговоры о ребрендинге.

Сергей Насекин — дизайнер:

Я согласен с этим сайтом, потому что логотип «Ак Барса» вообще ни в какие рамки не лезет. Почему? Во-первых, он как минимум устарел. Во-вторых, он в принципе не выдающийся был. Смена эмблемы «Ак Барса» назрела значительно раньше, чем «Рубина». У «Рубина» не такая плачевная ситуация была, сейчас, вроде бы, остановились, пришли к результату не мытьем, так катанием. А «Ак Барсу» однозначно эмблему надо менять, и эту тему поднимали какое-то время назад, в частности, и «БИЗНЕС Online» поднимал. Другое дело, логотип «Ак Барса» на клубном автобусе... Он достаточно модный, современный, существенно лучше, а самое главное — в стиле хоккейных клубов. У хоккейных клубов есть определенная эстетика. И эмблема «Ак Барса» выглядит архаично, устаревшей и очень замороченно.