Людмила Андреева Людмила Андреева Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПЕРЕИМЕНОВЫВАЕМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА К НАМ ОБРАЩАЮТСЯ ЖИТЕЛИ»

Накануне на заседании комитета по госстроительству и местному самоуправлению Госсовета РТ секретарь Казанской городской Думы Людмила Андреева выступила с информацией о работе в части наименования улиц Казани. Выяснилось, что из 2,2 тыс. казанских улиц только 400 (то есть 18%) носят названия на татарском, остальные — русские.

«Сейчас наш принцип — паритетное наименование улиц русскими и татарскими названиями», — сказала Андреева. С 2006 года в городе нарекли 195 новых улиц, переименовали — 15. 90 улиц получили имена собственные, 120 — нарицательные (54 на татарском языке, 66 — на русском). Надо сказать, что 1,9 тыс. улиц города получили имя до 2006 года. «То есть в советский период, и этот факт не мог не отразиться на названиях, — сказала Андреева. — Мы хотим постепенно ликвидировать эту историческую несправедливость».

Глава профильного комитета Альберт Хабибуллин сообщил, что в парламент поступают обращения в связи с большим количеством одинаковых названий улиц. «Существуют и обращения граждан, которые не согласны по тем или иным наименованиям», — продолжал Хабибуллин. О возмущениях по поводу переименования улицы Эсперанто он упоминать не стал — видимо, из деликатности. Очень уж восторженно этот факт отмечают в Казахстане, подчеркивая, что в Казани есть улица Назарбаева.

Секретарь Казгордумы сообщила, что — да, в самом деле, в городе 289 одноименных улиц и 84 повторяющихся наименования. Больше всего в городе Центральных, Садовых и Лесных улиц — по 11, по 9 Молодежных, Школьных, Заречных, 8 улиц с названием Зеленая, 7 — Дорожная.

«Большая часть повторяющихся названий появилась после присоединения к городу других территорий из республики, поселков, — объяснила Андреева. — Этот вопрос мы серьезно рассматривали на комиссии по топонимике, был сделан план поэтапного переименования улиц».

С 2009 года процесс переименования начался, но тут же посыпались жалобы от населения, скорой, МЧС, такси. «Поэтому пока мы этот процесс не торопим, — сказала секретарь. — Переименовываем только тогда, когда к нам обращаются сами жители».

Хафиз Миргалимов (справа) оказался недоволен размерами табличек на домах, которые не видно из автомобиля Хафиз Миргалимов (справа) оказался недоволен размерами табличек на домах, которые не видно из автомобиля Фото: gossov.tatarstan.ru

«МЫ НЕ МОЖЕМ КАЖДЫЕ ДВЕ-ТРИ НЕДЕЛИ СОБИРАТЬ КАЗГОРДУМУ»

Кстати, до 2015 года наименование и переименование улиц одобряла Казгордума. А после 2015 года этим стал напрямую заниматься исполнительный комитет.

«Изменить этот порядок пришлось в связи с выходом постановления правительства РФ о наименовании еще на этапе планировки территории, — сказала секретарь КГД. — Раньше мы это делали только после формирования улиц, застройки. Порой дома уже были заселены».

Временной график постановления также стал причиной изменений: через три дня после планировки улицы должны получить названия. «Мы не можем каждые две-три недели собирать Казанскую городскую Думу, — сказала Андреева, уточнив, что с комиссией по топонимике Казгордумы исполкому при принятии решений все же приходится считаться. — Комиссия придерживается принципа непереименования территорий. Мы стараемся этого не делать. Названия обязательно обсуждаем с населением, жильцами будущих территорий, застройщиками».

Ежедневно в комиссию поступает большое количество обращений по увековечиванию памяти известных личностей. «В один раз удовлетворить все просьбы невозможно, — развела руками Андреева. — Мы создали банк данных имен, которые затем рекомендуем к увековечиванию. Человек ушел из жизни, а буквально на другой день к нам приходит обращение с просьбой увековечить. Историки возражают, потому что нужно выждать какое-то время. В законе РТ была норма о присвоении названия не ранее чем через 10 лет, но сейчас ее нет».

Под конец Андреева сообщила, что практически каждый день пользуется книгой «Казанских улиц имена» бывшего прокурора РТ Кафиля Амирова. «Сразу заглядываем в эту книгу — проще, чем лезть в какие-то документы, — пояснила докладчица. — Указано все, со ссылками на документы».

Николай Рыбушкин (в центре) предложил Людмиле Андреевой половину проспекта Победы и улицы Восстания переименовать ... в улицы Красных фонарей Николай Рыбушкин (в центре) предложил Людмиле Андреевой половину проспекта Победы и улицы Восстания переименовать ... в улицы Красных фонарей Фото: gossov.tatarstan.ru

«НАСЧЕТ КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ ПОДУМАЙТЕ!»

Депутаты не удержались и засыпали докладчицу массой вопросов. Глава фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов оказался недоволен размерами табличек на домах, которые не видно из автомобиля. «Я с вами вполне согласна, черные таблички с подсветкой в центре города нечитаемы, — согласилась представитель Казгордумы. — Думаю, к вопросу нужно вернуться и укрупнить, ведь синие все-таки читаются». Депутат Камиль Садриев рассказал, что молодежь не знает, кто такой Лесгафт и Бауман и попросил подумать над стендами, рассказывающими о людях, в честь которых названа улица. «Бауман в Казани и не бывал», — проявила осведомленность зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова.

Андреева сообщила, что районам и застройщикам раздали рекомендации по установке информационных стендов. «Застройщики стремятся сэкономить даже на аншлагах и указателях, но тем не менее практика такая есть, — сказала секретарь КГД. — В историческом центре такие доски устанавливать не нужно, мне кажется, потому что экскурсоводы начинают экскурсии с личности, в честь которой названа улица».

Удивило участников обсуждения только выступление депутата от «Единой России» Николая Рыбушкина. Ничтоже сумняшееся он предложил Андреевой половину проспекта Победы и улицы Восстания переименовать ... в улицы Красных фонарей. «Приедет иностранец, будет искать представителей древнейшей профессии», — отпустил шутку Рыбушкин.

Андреева заявила, что к топонимике это отношения никакого не имеет. «Николай Николаевич, вы эту тему уже 25 лет будируете в Казани», — поддела Рыбушкина секретарь Казгордумы. Депутат, однако, ответил, что продолжит в том же духе: «Людмила Николаевна, насчет Красных фонарей подумайте!» — не отступал он.

Напомним, ранее Рыбушкин предложил вернуть игорный бизнес в правовое поле в рамках игорных зон, как это было ранее, выйдя с соответствующей инициативой к президенту РФ Владимиру Путину. Зампредседателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев призвал коллег не поддерживать предложения по наполнению бюджетов за счет налогов от игорного бизнеса.

«ВОТ УЛИЦА НАЗАРБАЕВА К ЧЕМУ ПРИВЯЗАНА? К ТАТАРСКОМУ ИЛИ РУССКОМУ ВОПРОСУ?»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали озвученную Андреевой информацию о том, что в городе намерены ликвидировать историческую несправедливость с разным количеством русских и татарских названий улиц Казани.

Сергей Саначин — историк-краевед:

— Переименование улиц не должно быть прерогативой исполкома. Общественные слушания — это было вообще хорошо! Но в действующей системе это прерогатива комиссии по переименованию. Другое дело, что она уронила свой авторитет после некоторых событий. И насколько я понял, переизбирать комиссию никто не собирается. Самый лучший вариант — это создание новой топонимической комиссии, которая бы нормально работала, рассматривала бы все, при нужде проводила публичные слушания. А просто так по каждому случаю делать публичные слушания — это перебор. Сейчас публичные слушания проводятся, но это не значит, что все там сказанное будет принято. Это просто некий демократичный акт, к которому не обязаны прислушиваться.

Диспропорцию русских и татарских названий нельзя называть исторической несправедливостью. Я сторонник очень многих моментов в жизни города в пользу татарской части населения, сторонник того, что нужен памятник защитникам Казани. Но в данном случае я противник этого. Почему? Паритет нужен в том случае, когда и те, и другие обладают одинаковым уровнем знания. Русские не обладают знаниями татарского языка, так уж получилось. Они многие слова не понимают. Русский знает, дай бог, слов 30 на татарском, еще меньшее число русских знает 100 слов. Все знать невозможно. Мы привыкаем, конечно, к таким словам как «Чишмяле», «Яшьлек» и т. д. Если бы русские знали татарский язык хорошо, то можно было бы говорить о балансе. А сейчас, мне кажется, говорить об этом неправильно. Это не тот случай, когда математика должна решать. Это должны решать мудрые, экспертные люди, которые бы заседали в комиссии.

Леонид Толчинский — директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:

— Соотношение татарских и русских названий улиц — это какая-то некорректная математика. Есть же улицы, названия которых не привязаны к народу, национальному вопросу. Вообще, можно ли взять улицу и привязать к национальному вопросу? Они связаны с историей, с эмоциями человеческими, с глобальными событиями в мире и т. д. Вот улица Назарбаева к чему привязана? К татарскому или к русскому вопросу? Общественность требует переименовать обратно в Эсперанто — это татарский или русский вопрос? Речь же идет о мировом интернациональном языке. Это на русском и татарском звучит одинаково. Попытка привязать наименование улиц, населенных пунктов в крупных интернациональных городах к пропорции национальной — это неправильно. Завтра у нас вот чуваши проснутся и скажут: «Мы тоже составляем часть этого города...» Евреи тоже скажут: «Мы немало сделали для Казани... А где наша улица?»

Что касается проведения публичных слушаний, то когда речь идет о названии новых улиц, то это было бы весьма неплохо. Другое дело, что публичные слушания часто очень формальны, организуются, чтобы закрепить то, что уже решено. Вообще, конечно, хотелось бы, чтобы хорошо организованные слушания были. Но если мы туда пойдем опять со статистикой национальной, то всех перессорим просто. Слушания должны подкрепляться некой социологией жителей этих улиц, чтобы им было приятно.

Владимир Беляев — политолог:

— Исторической несправедливостью называть разницу числа русских и татарских названий улиц нельзя. Улицы имеют историческое обоснование, они уже привычны людям. Да и доля татарских названий соответствует доле татар в Казани, если реально подходить. Кроме того, для переименования нужны публичные слушания, иначе начинается коллизия, претензия людей друг к другу. Все упирается в то, что улицы имеют устоявшиеся названия. Проблемы с улицами у нас возникали не раз. В начале 90-х годов было, когда хотели переименовать очень много улиц в центре города. И недавно был скандал с Эсперанто. Поэтому не стоит переименовывать. Если кому-то кажется мало, то пусть он названия дает для новых улиц. У нас город расширяется. Говорят, что будет 1 миллион 400 тысяч с лишним жителей. Вот эти улицы пусть и называют.