В Верховный суд РТ передано дело членов банды «Братва», два года орудовавшей в Лениногорске. На их совести убийства, неоднократные покушения на жизнь людей, организация незаконных азартных игр, вымогательства у предпринимателей и рэкет. Как выяснил «БИЗНЕС Online», к расследованию лично приложил руку новый «шериф» Набережных Челнов, попутно проведя чистки в своем ведомстве.
Надир Закиров — новый начальник УМВД Набережных Челнов, ранее занимал должность начальника ОВД Лениногорского района
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ: КАК НОВЫЙ «ШЕРИФ» ЧЕЛНОВ НАДИР ЗАКИРОВ ВЫЧИСТИЛ АВГИЕВЫ КОНЮШНИ В ЛЕНИНОГОРСКЕ
Уголовное дело банды «Братва», которое расследовал следственный комитет РФ по РТ, было передано в четверг в Верховный суд прокуратурой РТ. На скамье подсудимых 15 человек: 33-летний Максим Ионов, 28-летний Константин Карнаухов, 27-летние Игорь Гончаренко и Николай Кулигин, 26-летние Александр Арзамасов, Владимир и Николай Савельчевы, 25-летний Виктор Алексеев, 23-летние Ильсур Ялаков и Айнур Гарифуллин, а также 22-летние Исмагил Валеев, Андрей Елистратов, Максим Краюшкин и Ирек Садриев. Они обвиняются в организации преступного сообщества и участии в нем, убийствах, покушениях на убийство более двух лиц, вымогательстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, хулиганстве и многих других. В общей сложности обвинение в отношении группировщиков строится на 10 статьях УК РФ. Каждому члену преступного сообщества грозят многолетние сроки наказания. На этапе следствия обвиняемые свою вину не признали. Все они, кроме Кулигина, Гончаренко, Краюшкина и Валеева, заключены под стражу.
Именно раскрытие и уничтожение группировки, как выяснилось, вменяется в заслугу новому шефу челнинской полиции Надиру Закирову. Будучи в то время на посту начальника Лениногорского УВД, он сумел пресечь вседозволенность бандитов, вычистив заодно и полицейские ряды. Как явствует из материалов дела, оказавшегося в распоряжении «БИЗНЕС Online», не последнюю роль в нарастании мощи «Братвы» сыграло наличие «крота» среди полицейских. За попытки убийств, избиения и рэкет никто из входивших в банду не привлекался к ответственности, сотрудники МВД оставляли жалобы предпринимателей без внимания, несмотря на очевидные факты. Зато члены других ОПГ, которые оказывали сопротивление «Братве», постоянно вызывались в Лениногорский отдел МВД, хоть и оказывались чаще всего потерпевшей стороной.
Секрет безнаказанности уличных бандитов крылся в своем человеке, который оказался в рядах сотрудников полиции. Активные участники «Братвы» братья Савельчевы поддерживали теплые взаимоотношения с другой дружественной им группировкой под руководством некоего Фларида Ганиева, который был осужден за убийство. Именно у него были связи в правоохранительных органах, в частности, в Лениногорском ОМВД в виде Евгения Баранова, помощника и информатора бандитов. Расследование, которое взял под личный контроль Закиров, стало его «лебединой песней» на посту начальника полиции в Лениногорском районе. Попутно он вычислил засланного «казачка» в своем ведомстве. Не исключено, что именно за победу над «Братвой» теперь уже челнинский «шериф» получил приглашение в Казань на пост начальника управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти РТ.
«Этих ненормальных отморозков знала вся молодежь города, они такое творили! Когда я узнал об этом, сразу подключил к этому делу Надира Дамировича, мы вместе эффективно сработали, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ глава Лениногорского района Рягат Хусаинов. — Так он и с группировщиками разобрался, и в своих рядах чистку провел».
ТРЕНЕР ПО БОКСУ, «ХОРОШИЙ ПСИХОЛОГ», КОТОРЫЙ «УМЕЕТ УБЕЖДАТЬ»
История лениногорской группировки «Братва» уходит своими корнями в 2001 год, когда в городе появилась банда «Спортсмены». Большинство участников молодежной банды, насчитывавшей 70 человек, были подростки 15 - 18 лет, которые занимались боксом в спортивных клубах города. Одним из самых активных бойцов ОПГ был Ионов, тренер по боксу, который в 2005 году захотел власти и вышел из «отчей» группировки.
Ионов быстро сколотил новую бригаду из боксеров-подростков, покоренных преступной романтикой и речами тренера, которого многие свидетели по делу характеризуют как «хорошего психолога», который «умеет убеждать».
Лидер «Братвы» родился 17 ноября 1982 года в Лениногорске. По окончании техникума начал работать в ОАО «СургутНефтеГаз» инженером по бурению. Женат, двое детей. Несмотря на отсутствие судимости и опытных старших товарищей, он создавал свою группировку по образу и подобию банд 90-х. В состав его группы входили исключительно спортивные молодые парни, не склонные к употреблению алкоголя, наркотиков и даже курению. Ионов держал подчиненных в ежовых рукавицах, заставляя их регулярно тренироваться и поддерживать себя в форме.
Тернистый путь к криминальному олимпу Лениногорска участники группировки под контролем Ионова, а также Владимира и Николая Савельчевых (Ионов предпочитал держаться в тени братьев, которые прославились в криминальной среде Лениногорска, поэтому банду нередко называли «Совские») начали с вымогательства у студентов, мелких предпринимателей и таксистов. Они не гнушались крышевать иногородних учащихся Лениногорского политехнического колледжа и Лениногорского нефтяного техникума — приходили к ним в общежития и попросту предлагали защиту от конфликтов с членами группировок «Спортсмены» и «Колобковские» за деньги.
К 2010 году «Братва» окрепла и превратилась в организованную группу, в которую Ионов принял 14 человек от 18 до 23 лет — Карнаухова, Гончаренко, Кулигина, Арзамасова, братьев Савельчевых, Алексеева, Ялакова, Гарифуллина, Валеева, Елистратова, Краюшкина и Садриева. По некоторым оценкам, всего в группировку входили боле 40 человек.
РЭКЕТ, ИГОРНЫЙ БИЗНЕС И СПОНСОР-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Экономика группы строилась на вымогательстве и полулегальных заработках. Участники группировки навязывали свое криминальное покровительство предпринимателям, а тех, кто отказывался, запугивали угрозами убийства и насилием, а нередко и действительно пускали в ход кулаки и даже арматурные прутья.
Организовал группу Ионов «по-взрослому», со своим общаком и «понятиями» — постоянные тренировки, отсутствие вредных привычек, даром что в тюрьме ни разу не был. С целью «тимбилдинга» своей банды и физического развития бойцов Ионов с марта 2010 года договорился с администрацией спортивного зала «Атлант» (ул. Лыжная, 25) и организовал там секцию бокса. Членов банды он тренировал лично. Летние тренировки проводились на стадионе «Юность». Помимо спаррингов, тренировки использовались для регулярных сборов, на которых обсуждались совместные преступные планы.
Главным «кошельком» банды свидетели по делу называют некоего Радика Кашапова, известного по прозвищу Бампер. В свое время он спонсировал ОПГ «Спортсмены» в обмен на решение вопросов с конкурентами, а затем продолжил давать деньги уже Ионову, когда он создал «Братву». По данным справочного сервиса «Контур-Фокус», Кашапов фигурирует в двух предприятиях — в роли соучредителя ООО «Мирас» и совладельца ликвидированного в 2015 году ООО «МТ», которое специализировалось на обработке металлических отходов и лома. В 2012 году фирма показала приличную выручку — 98,1 млн. рублей и чистую прибыль в 300 тыс. рублей.
Активно на общак работал Игорь Гончаренко, организовавший проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. С июня 2013 года по январь 2014 года он организовал и контролировал деятельность игорного салона «Версаль», а с декабря 2013 года по январь 2014 года организовал и контролировал деятельность еще одного игорного салона. Выручка банды от игорной деятельности ежедневно составляла около 20 тыс. рублей.
Главным источником пополнения общака был рэкет. Бандиты вымогали деньги у торговцев арбузами на рынке Лениногорска, таксистов, предпринимателей. Схема чаще всего была также классической: одно крыло «Братвы» искусственно создавало проблемы предпринимателям, а другое успешно их решало в обмен на часть прибыли.
Молодые члены группировки работали, к примеру, охранниками в клубах и подконтрольных группе игровых салонах. Половину заработка, а иногда и больше отдавали в казну группировки, а порой и вовсе работали бесплатно.
«Братву» Ионов разделил на две бригады. Первую возглавили братья Савельчевы. Они отвечали за вымогательство, криминальное покровительство предпринимателей и незаконную организацию азартных игр. Лидером второй бригады стал Карнаухов. Он стал главой «бойцов» группы, выполняя задачи по совершению нападений и убийств участников других группировок Лениногорска, прежде всего «Спортсменов».
На первое дело с целью закрепить авторитет группы Ионов с Карнауховым пошли 25 марта 2010 года. Жертвой они выбрали Сарсенова с расчетом на убийство мужчины. Бандиты напали на него сзади и начали наносить ему многочисленные удары металлическими прутами по голове. Когда жертва упала на землю, нападавшие еще несколько раз ударили его арматурой по голове и, убедившись, что он не подает признаков жизни, скрылись с места происшествия. В «награду» выжившему «Братва» оставила «линейный перелом правой затылочной кости» и «оскольчатый перелом правой лобной кости со смещением осколка». Однако сотрудникам полиции Сарсенов не признался, что стал жертвой нападения, несмотря на то, что впоследствии даже узнал нападавших — опасался за свою жизнь.
НАЧАЛО И КОНЕЦ ВОЙНЫ СО «СПОРТСМЕНАМИ»
Как и любая группировка 90-х, «Братва» быстро нашла себе врагов из числа бывших и настоящих участников ОПГ «Спортсмены». К марту 2012 года на почве передела сфер влияния противостояние «Братвы» и «Спортсменов» усилилось. Ионов дал приказ всем своим подчиненным нападать на конкурентов, избивать и убивать их. На противников «Братва» шла, вооруженная ножами, арматурой и обрезками труб, огнестрельного оружия у них не водилось.
6 марта 2012 вооруженные ножом и обрезками металлических труб Савельчевы вместе с Кулигиным, Гончаренко, Мишиным, Карнауховым и Алексеевым напали на «спортсменов» Каримова, Тухватуллина, Горбунова и Вавилова. Столкновение закончилось для последних различными травмами и колото-резаными ранами. 11 апреля нападение повторилось, на этот раз жертвой стал Ялунин, которого бандиты едва не забили до смерти. Ровно через сутки обрезками металлических труб и бейсбольными битами разбили автомобиль «ВАЗ-2115», принадлежащий Вавилову, который дал против них показания. Правда, дело по непонятным причинам так и не возбудили, как и в эпизоде с Сарсеновым. Причины недосягаемости бандитов выяснились позже.
В уголовном деле фигурирует также эпизод, связанный с давлением на предпринимателей. В декабре 2012 года Ионов с Карнауховым избили Игоря Орленко, который пытался продать комплекс административных и производственных помещений (автобазу — прим. ред.) на ул. Белинского, 53. По показаниям некоторых свидетелей, это нападение было совершено как раз по указу спонсора банды Кашапова, которому бизнесмен перешел дорогу. Еще один эпизод касается вымогательства у предпринимателя Василия Матвеева, которого нападавшие также избили.
Нападения на участников противоборствующих группировок усилились в январе 2014 года. 1 января Савельчев, вооружившись бутылкой, избил «спортсмена» Тагирова, а 13 января «Братва» в последний раз пошла на дело. Ионов с сообщниками напали на «спортсменов» Шмелькова, Егорова и Яруллина. Из числа потерпевших живым из этой схватки вышел только последний. Шмельков погиб на месте, Егоров через несколько дней скончался в реанимации, а добить Яруллина помешали соседи, пообещавшие вызвать полицию.
После этих убийств Ионов пробыл на свободе всего два дня, 15 января его и других участников банды задержали.
«УРЕЗАНИЕ КАДРОВ МВД ОКАЖЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что пока преждевременно ждать угрозы возрождения 90-х, хотя некоторые основания для ее приближения в связи с сокращениями в правоохранительном ведомстве имеются.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Преступность существует не обязательно в связи с ухудшением экономической обстановки, хотя ухудшение экономического положения граждан и является катализатором увеличения количества преступлений. Так что тут надо говорить о двух моментах. С одной стороны, о том, что наши правоохранительные органы все-таки работают, раз они выявляют такие преступления и пресекают их. С другой стороны, говорить о том, что надо ожидать потока таких преступлений, не совсем правильно. Такие группы начинают создаваться с маленьких, потом разрастаются и приступают к крупным преступлениям, более тяжкие. Но это не говорит о том, что по всей республике начинается возрождение таких группировок. Это говорит лишь о том, что всплески преступности идут подобно всплескам острых респираторных заболеваний. И пока существует общество в любой его формации, всегда будет преступность.
Однако урезание кадров МВД, безусловно, окажет большое влияние на количество преступлений. Приведу такой маленький пример по количеству ДТП: с тех пор как уменьшилось количество патрульных на улице, камеры фиксации не могут заменить живого человека, который ведет контроль и надзор за обеспечением безопасности на дорогах. И это также связано с другими правоохранительными службами. При уменьшении количества сотрудников снижается их внимание и влияние, которое они должны оказывать даже своим появлением на улице. У них же публичная работа, они же работают с внешней средой, с гражданами. Поэтому, я думаю, прямая связь с уменьшением патрульных на улицах и увеличением количества преступлений, к сожалению, может быть.
Борис Рыбак — адвокат:
— Почему речь сразу идет о возрождении банд 90-х? Почему именно 90-х, а не 40-х, не 50-х? Ведь и в эти годы таких банд было много. Существует определенный штамп, что преступность у нас появилась только после распада Советского Союза. Это вранье, это неправда! В истории периодически появляются такие банды, и это никак не связано ни с какими-то событиями, ни с обстановкой в стране. Они всегда были. В 80-е годы в Казани была банда Владимира Пустовита, сына обеспеченных родителей. Они воровали людей, увозили в лес, убивали, закапывали... И это были не 90-е годы! Все это не говорит о какой-то связи наличия или количества преступлений с экономической ситуацией в стране. Такие явления были в любых социально-экономических формациях.
Александр Аввакумов — бывший заместитель начальника управления угрозыска МВД по РТ:
— Я думаю, о возврате 90-х говорить не стоит. Это уже перевернутая страница нашей истории. И я не думаю, что нынешнее руководство республики и нашего МВД позволит возродиться подобным явлениям. С чем было связано появление банд в 90-е? Кризис, то, се, другое, третье... Какие-то параллели можно провести между теми и нашими годами. Но тогда было немножко другое время, тогда не хватало политического решения для ликвидации подобных явлений. Сейчас такое политическое решение руководства как республики, так и России, есть. Сейчас не дадут поднять голову таким группировкам. А сокращения в МВД никак не скажутся на борьбе с преступностью, потому что сокращают не оперативные службы, сокращают вспомогательные подразделения. Наше МВД в состоянии бороться с подобными явлениями, что и показывает ликвидация этой группировки из Лениногорска.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.