Ни открытых репетиций, ни собственного сайта, ни, собственно, конкурсного отбора участников — такие претензии организаторам прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» вынесли критики на круглом столе, прошедшем накануне в Казанской консерватории. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в отсутствие генерального продюсера фестиваля Рауфаля Мухаметзянова услышала, как, признавая необходимость данного мероприятия, деятели татарской культуры выступили за перемены в нем самом.
«Үзгәреш җиле» был призван дать новый импульс татарской эстраде — такое поручение было от президента РТ. Продюсер фестиваля Рауфаль Мухаметзянов (слева) на встречу не пришел, заранее предполагая критический настрой профессионалов
«КТО НЕ ОДОБРЯЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ? МЫ ВСЕ ОДОБРЯЕМ! НО НУЖНО ЧТО-ТО ДРУГОЕ...»
Состояние и пути дальнейшего развития татарской эстрады обсуждали накануне в Казанской консерватории на круглом столе. Так или иначе все свелось к анализу прошедшего в минувшие выходные в оперном театре фестиваля «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Ведь именно этот фестиваль, прошедший с большой помпой, призван радикально обновить и дать импульс к позитивным изменениям татарской эстрады — такое поручение дал лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Сам генеральный продюсер фестиваля — директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов — на встречу не пришел, но, заранее предполагая критический настрой профессионалов, направил им послание, в котором заочно призвал отделять зерна от плевел, то есть эстраду от фольклора. Не явилась и половина заявленных на круглом столе спикеров.
«Почему Альфия Заппарова не пришла? Она одобряет этот проект. А кто не одобряет? Мы все одобряем!» — начали обсуждать фестиваль еще до начала круглого стола его участники. «Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов — вот эталон эстрады... В этом году даже некому дать звание лауреата...» — философские беседы о состоянии татарского песенного жанра и обсуждение заявленной темы начались еще до работы самого круглого стола. Забегая вперед, отметим — с тем, что сам фестиваль и его продолжение, несомненно, нужны, согласны все, но не все согласны с его нынешним содержанием. Именно здесь мнения и разошлись.
Когда стало ясно, что апологеты проекта в его нынешнем виде уже не придут, модератор встречи — кандидат филологических наук, доцент консерватории, основатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова — начала обсуждение. «Круглые столы проходят у нас на постоянной основе, именно с формата круглого стола ровно три года назад в этом же зале начало свою работу творческое объединение „Калеб“, — напомнила она. — Данный круглый стол — это результат нашей работы, а не повод для критики фестиваля „Үзгәреш җиле“... Как бы ни прошел этот фестиваль, он никого не оставил равнодушным. А это значит, что он добился своей цели. Но есть ли у него будущее? И все же в каком направлении должна развивать татарская эстрада? По какому пути идти? Эти вопросы на сегодняшний день так и остались открытыми. Принесет ли перемены фестиваль „Ветер перемен“?» — задала она тон дискуссии.
Главное, чего не хватило критикам, — национального компонента. «Посмотрела концерт с удовольствием. Чему радовалась? Тому, что у нас много молодых исполнителей с сильными голосами. Но джаз в Европе и так слушают и знают, мы должны показать нечто другое», — заметила народная артистка Татарстана Римма Ибрагимова.
Профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Сагит Хабибуллин продолжил: «Не обращая внимания на мелкие сплетни — кто какой гонорар получил, кто спел, кто не спел, мы должны шире смотреть на эту проблему. По-моему, татарская эстрада больна, ей нужна помощь. Этот фестиваль был необходим. Организаторы пытаются подвести татарскую эстраду под европейские рамки и показать ее всему миру. Достигли ли они этой цели? Современная обработка народных песен, так называемый арт-фольклор — это не новшество. Фестиваль такой нужен, но национальный компонент практически потерялся, исчез, его не осталось».
«Мы снесли дом, новый не построили, а уже празднуем новоселье, — также сокрушаясь о дефиците татарского компонента на фестивале, добавил народный артист Татарстана Фердинант Салахов. — Мы разрушили свое богатейшее наследие — закопали розы лебедой. В фестивале приняли участие 25 человек, но вышел ли из их среды Таркан, который пропагандирует турецкую культуру, или Юлдуз Усманова, пропагандирующая узбекскую культуру, или Муслим Магомаев, которых все знали? Мы не в том направлении работаем. Мы должны вырастить 2 - 3 кадра, которые станут известными на весь мир, а организовать концерт из 25 человек ничего не стоит».
Сагит Хабибуллин: «Фестиваль такой нужен, но национальный компонент практически потерялся, исчез, его не осталось»
«ПОСЛЕ ПРОСМОТРА КОНЦЕРТА Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗАУВАЖАЛ ИЛЬХАМА ШАКИРОВА»
«Фестиваль будет иметь свое продолжение, потому что у него есть поддержка. Но нужно посмотреть, есть ли будущее у исполнителей — участников фестиваля? Где новые песни? Старые песни спели по-новому. Мы их обработали и преподнесли вам в красивом свете. А ведь проблема осталась, она не решена!» — включился в дискуссию единственный участник проекта, пришедший на круглый стол, Артур Исламов — солист казанской оперы, основатель и солист татарской рок-группы Alqanat, которая после 10 лет своей деятельности объявила о прекращении деятельности.
О необходимости внедрения и развития новых жанров в татарской эстраде говорили и другие участники круглого стола: «Раньше у татар не было ни вальса, ни симфонии, ни оперы... У эстрады тоже много жанров, и мы не должны говорить, что нам не нужен рэп, нам не нужен рок и т. д.», — отметил профессор Хабибуллин.
«Есть много новых стилей, дайте им место! Мы в свое время делали эстрадные вещи. У нас была свобода — мы делали то, что хотели. А сегодняшняя эстрада направлена на получение максимальной прибыли при минимальных расходах», — сокрушался музыкант из Финляндии, основатель группы Super Tatar Rhythm & Etno Band Дениз Бадретдин, начавший играть музыку еще в 60-е, а позже основавший Bashkarma — татарскую группу в Финляндии.
«Ансамбль Лундстрема в 1950 - 1960-х уже делал джазовые аранжировки татарских песен, в 1980-х годах эстрада тоже звучала очень современно. Сегодняшняя эстрада тоже началась с попытки внедрения в нее новых веяний. Куда все это делось?» — включился в дискуссию музыкант и журналист, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов. По его мнению, назрела необходимость поддержки молодых авторов в рамках популярных сегодня творческих лабораторий.
Опоздавший председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, депутат Разиль Валеев сразу же включился в дискуссию: «Главная польза этого фестиваля в том, что растормошили данную проблему, подняли дискуссию. После просмотра концерта я еще больше зауважал Ильхама Шакирова и других наших великих исполнителей». Главное же его предложение в том, что для развития жанра Татарстану необходим отдельный музыкальный драмтеатр. Фестиваль тоже нужен, но несколько иной. «Это был только ветер, без перемен. Но без ветра листья на деревьях не шевелятся», — метафорично заявил Валеев. Он тоже заметил, что национального компонента в костюмах исполнителей не было и доходило все это до некоторого абсурда. «Петь песню „Хуш, авылым“ в еврейской шляпе... При выборе исполнителей не должны отдавать преимущество своим протеже, — начал с ходу перечислять недостатки депутат . — „Ветру перемен“ самому нужны перемены. Если уж было так много критики, нужно к ней прислушаться».
Радиф Кашапов (слева) считает, что назрела необходимость поддержки молодых авторов в рамках популярных сегодня творческих лабораторий
Досталось и телеканалу «ТНВ». В прививании зрителям плохого музыкального вкуса Исламов обвинил радио и ТV: «Какие песни звучат с экранов телевизоров и радио? Идет прививка плохого вкуса зрителю. Песни низкого уровня, исполнители... Слушатель уже не понимает, что из этого хорошая музыка, а что — халтура. Идет зомбирование зрителя». Попеняла на главный татарский телеканал и народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России, педагог Клара Хайретдинова: «Однажды наших оперных певцов — студентов консерватории — пригласили на ТНВ на один из музыкальных проектов. Они пришли со своими студентами, а на студии телеканала нет рояля! На ТНВ — главном татарском канале — нет рояля! Пришлось нашим студентам петь под искусственный звук — синтезатор», — сокрушалась она. Отметим, что именно «японский синтезатор» выступает неким символом-жупелом нынешнего состояния татарской эстрады в проморолике «Үзгәреш җиле», где солистам, напротив, аккомпанирует живой оркестр. С другой стороны, реалии таковы, что отказаться от этого дешевого решения невозможно по чисто экономическим причинам.
«Мы в свое время ездили на гастроли с оркестром, вероятно, это были самые мои счастливые годы в плане творчества. Но тогда нас поддерживало государство. Если сегодняшние артисты начнут везде на свои собственные средства возить с собой оркестр, они не то что прибыль получить не смогут, им нужно будет вложить все, что у них есть, и остаться при этом голодными. Государство должно задуматься и об этом», — подняла проблему в ходе дискуссии Ибрагимова.
Клара Хайретдинова (справа) попеняла главному татарскому телеканалу «ТНВ» за прививание плохого музыкального вкуса зрителю
«ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — ЭТО НЕ НАШ ТЕАТР. НЕ ТАТАРСКИЙ...»
Кандидат филологических наук, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова отметила, что увидела в этом мероприятии «системный сбой»: «Я не против концерта, просто на все смотрю с татарской позиции. Тех, кто понимает татарскую национальную особенность, осталось очень мало. Нужно собрать всех этих людей вместе, и они вместе должны делать данные проекты».
Поддержал ее и Валеев, в очередной раз метафорично заявив: «Яблоня без корней высохнет. А эталоном нам нужно брать не Европу, а Азию и Восток».
Довольно часто в ходе круглого стола звучало слово «варяги», под которым подразумевали приглашенных музыкантов, оркестр, педагогов и аранжировщиков из Москвы, призванных внести новые веяния в татарскую эстраду. Здесь все как один сошлись во мнении о том, что вместо «варягов» необходимо поддерживать своих музыкантов, привлекать к работе существующие в Татарстане оркестры. Они, по крайне мере, не растеряют тот самый татарский «моң».
«Театр оперы и балета — это не наш театр. Не татарский. Поэтому нам необходим свой татарский музыкальный театр, — вновь отметил председатель комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. — Я еще со студенческих времен мечтаю о своем национальном оркестре».
В итоге все участники круглого стола еще раз подтвердили, что перемены нужны, причем не только в татарской эстраде, но и в организации фестиваля, призванного ее перезагрузить (среди прозвучавших предложений — провести гласный конкурсный отбор участников, чтобы организаторы не проталкивали «своих» исполнителей), и как минимум посоветовали проекту открыть свой сайт, где можно было бы найти и видеозаписи самих номеров, и информацию об артистах и песнях, которые они исполняют.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.