Ремонт дома культуры «Энергетик» в Заинске, вызвавший возмущение у жителей и уроженцев города, начался в начале октябре Ремонт дома культуры «Энергетик» в Заинске, вызвавший возмущение у жителей и уроженцев города, начался в начале октября Фото предоставлено активистами Заинска

«ОРГАНИЗАТОРАМ ВАНДАЛИЗМА ХОЧУ НАПОМНИТЬ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ»

Ремонт дома культуры «Энергетик» в Заинске, вызвавший возмущение у жителей и уроженцев города, начался в начале октября. На 120 млн. рублей планировалось провести, как пишут местные СМИ, «масштабную реконструкцию здания», которое «станет визитной карточкой города». Однако неожиданно для городских властей и администрации местного ДК нашлись активисты, заявившие, что такая визитная карточка Заинску не нужна. Точнее, старое здание с оригинальной мозаикой фактически и так было одной из немногочисленных «визиток» скромного татарстанского городка. Дело в том, что в ходе ремонта здания строители закрыли советскую мозаику на фасаде дома обычной плиткой, для чего к стене прикрепили металлический каркас и закрыли керамогранитом. Оригинальная работа Валерия Табулинского и Рашида Гилазова оказалась погребена под «евроремонтом» и повреждена крепежами.

В воскресенье, 30 октября, активистка Дарья Макарова выложила петицию с требованием прекратить «безумие» и «хладнокровное уничтожение произведения» и получила огромную поддержку. По состоянию на вечер субботы, 5 ноября, ее подписали 660 человек, что для небольшого Заинска более чем значимо. Причем Макарова обратила внимание газеты «БИЗНЕС Online» на то, что на сайте появилась запись, подписанная художником Гилазовым: «Это и мое произведение, организаторам вандализма хочу напомнить об авторском праве!»

В воскресенье, 30 октября, активистка Дарья Макарова выложила петицию с требованием прекратить «безумие» и «хладнокровное уничтожение произведения» и получила огромную поддержку В воскресенье, 30 октября, активистка Дарья Макарова выложила петицию с требованием прекратить «безумие» и «хладнокровное уничтожение произведения» и получила огромную поддержку

Что касается Табулинского, то он имеет 14 мозаик и 21 архитектурную роспись, которые были созданы на территории бывшего Советского Союза. Его работы представлены в коллекциях и галереях Швеции, Бельгии, Германии, Японии, США, Армении и Китая.

Первоначальная реакция властей города на начавшееся возмущение была сродни отмашке на назойливую муху. То ли потому, что посчитали, что скандал скоро потухнет, то ли не отнеслись к мозаике с должным вниманием. Во всяком случае, об этом говорил один из активистов Максим Иванов: «Я связывался с и. о. директора ДК „Энергетик“ Фаритом Харисовичем, интересовался личным мнением собеседника — ответ тоже оптимизма не внушил: „Панно является устаревшим, родом из Советского Союза, в обшитом состоянии будет сохранено для будущих поколений“. Дескать, мы его сейчас спрячем, а потом случайно отыщем, отреставрируем и торжественно передадим потомкам». ДК «Энергетик» (первоначально «Октябрь») в следующем году будет праздновать полувековой юбилей — он был открыт в ноябре 1967 года.

Отправленный газетой «БИЗНЕС Online» запрос в исполком Заинска и попытка связаться с руководством города оказались безуспешны.

«В ТАКОМ СЛУЧАЕ ДАВАЙТЕ ЗАЧЕРКНЕМ И СОХРАНИМ В ПОДПОЛЕ НАШИХ КЛАССИКОВ, СПРЯЧЕМ В ЧУЛАНЧИКЕ»

Чем ценна советская мозаика? Председатель татарстанской региональной организации «Союз реставраторов России» Андрей Винокуров рассказал «БИЗНЕС Online», что из-за трудоемкости процесса таких работ в Татарстане буквально единицы. «Создание произведений, выполненных из мозаики, само по себе трудоемкий и многогранный процесс, начиная с создания эскиза, несущего в своей основе обязательную смысловую нагрузку, и заканчивая его воплощением в материале, будь то смальта, керамическая плитка, цветной камень. Представьте себе, сколько требовалось усилий по приготовлению состава, запеканию, расколке уже полученных кусочков смальты специальным инструментом на фрагменты молоточком вручную, а затем следовал тщательный подбор по цвету, тону, фактуре, форме, размеру так, чтобы все встало на свои места, в соответствии с авторским замыслом. Сколько труда вкладывалось в создание таких произведений, даже трудно себе представить. Поэтому их не так и много, в том числе и в Казани. Можно сосчитать по пальцам», — рассказал он.

Он добавил: «В данном случае мы имеем прекрасное тематическое произведение, посвященное одному из этапов становления Татарстана, памятник ее труженикам, создавшим своим героическим трудом Заинскую ГРЭС, а также первому этапу зарождения отечественной космонавтики. Неужели такие достижения татарстанского народа, отраженные на панно, заслуживают панциря из керамогранита? В таком случае давайте зачеркнем и сохраним в подполе наших классиков — Тукая, Кутуя, Джалиля, мы их спрячем в чуланчике, пусть себе лежат... до лучших времен, а взамен мы вам дадим других поэтов и прозаиков — американских, португальских, новозеландских. Ведь и так можно поставить вопрос. Зачем нам нужна наша, татарстанская культура? Ведь есть новое, модное, зарубежное... Чем вызвано такое пренебрежение отечественной культурой?»

Из-за трудоемкости процесса таких работ в Татарстане буквально единицы Из-за трудоемкости процесса таких работ в Татарстане буквально единицы Фото предоставлено активистами Заинска

Как заявляет Винокуров, попытки заменить историческое панно под каким-либо предлогом или поводом «нецелесообразны и, более того, абсолютно недопустимы». Поэтому ему непонятна позиция управления архитектуры Заинска, допустившего подобное. «Не говоря уже о представителе ДК, заявившем о том, что панно является устаревшим, родом из Советского Союза, и в обшитом состоянии будет сохранено для будущих поколений. Разрушить такое прекрасное произведение талантливого автора, посвященное успехам нашего родного Татарстана, очень даже легко. И тому мы видим множество примеров вокруг. А вот создать подобное вряд ли когда возможно... — заявил председатель татарстанской региональной организации «Союз реставраторов России», проведя параллели между Болгаром, Свияжском и панно на заинском ДК «Энергетик». — Потому что это все кусочки одной мозаики — мозаики культуры нашего Татарстана!»

Свое отношение к конфликту высказала и помощник президента Татарстана Олеся Балтусова, сообщив, что преобразование значимого для Заинска объекта должно было обсуждаться с горожанами. «Возмущение общественности абсолютно справедливо! На здании казанского вокзала тоже сохранилась композиция из мозаики Виктора Федорова „Моя Татария“, которую бережно сохраняют при каждом ремонте. Это дань времени: тогда, в 70-е, появлялись здания, для которых предусматривались большие композиции, это было новшеством. Композиции становились символом, выражением своего времени, у горожан они ассоциировались с любовью к Родине, становились культурным кодом места», — заявила Балтусова «Татар-информу». В Казани такие масштабные преобразования обязательно рассматриваются и на градсовете у главного архитектора, и на комиссии у президента. «Видимо, не все в порядке с этим у администрации города Заинска. Им следует обратить внимание и на проект ремонта, не прошедший общественные обсуждения, как мы видим, и на реакцию горожан», — резюмировала помощник президента.

Закупорка мозаики в керамогранит приведет к неизбежному ее разрушению, но пока спасти панно «от горе-реконструкторов» еще можно Закупорка мозаики в керамогранит приведет к неизбежному ее разрушению, но пока спасти панно от «горе-реконструкторов» еще можно Фото предоставлено активистами Заинска

КАК СПАСТИСЬ ОТ «ЕВРОРЕМОНТА»

Спустя почти неделю власти города решили увидеться с активистами, однако в итоге встречу в четверг вечером провели в формате общественных слушаний в городской библиотеке. Фактически это стало первой обстоятельной встречей жителей и руководства города. На собрании присутствовали замглавы района Валерий Акатьев и руководитель исполкома Заинска Сергей Максимов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» участник встречи, местный житель Виктор Уразайкин, и власти, и активисты готовы к диалогу. Было решено, во-первых, работы поставить на паузу, пока мозаика до конца не закрыта «евроремонтом», во-вторых, обратиться к казанским экспертам за профессиональным заключением — о ценности панно, дальнейших действиях, объеме восстановительных работ и пр.

Закупорка мозаики в керамогранит приведет к неизбежному ее разрушению, рассказал «БИЗНЕС Online» реставратор Винокуров, но пока спасти панно от «горе-реконструкторов» еще можно. «Необходимо провести консервационные работы, извлечь из проткнутого тела мозаики металлические штыри, осмотреть и оценить ее состояние, произвести вырубку и воссоздание частей разрушенной мозаики, расшивку и заделку швов и трещин, образовавшихся в результате воздействия ударных механизмов (перфораторов), может быть, потребуется инъектирование трещин. Более конкретный способ и методика проведения работ по сохранению панно должны быть разработаны непосредственно на месте, причем только после тщательного осмотра и анализа текущей ситуации. Скоропалительные выводы сродни разрушению», — заявил он.

Отдельный вопрос, на чьи деньги теперь финансировать «спасение» мозаики. Причем чиновники рассказали, что в любом случае работы продолжатся только весной. Теперь, как говорит Уразайкин, активисты боятся, что появившиеся из-за металлических крепежей трещины за зиму расширятся.

Пока же в группе активистов в соцсетях гуляет мотиватор с фотографией советской мозаики, подписанный так: «В России все чаще находят останки более развитой цивилизации».

P. S. Активисты движения в защиту заинской мозаики сообщили «БИЗНЕС Online» о том, что накануне рабочие стали демонтировать плитку, скрывавшую панно, и на данный момент мозаика вновь полностью открыта. Также авторы петиции выражают редакции благодарность за помощь в защите произведения искусства.