СКОРО У КАЗАНЦЕВ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДНА ПЛАСТИКОВАЯ КАРТОЧКА - ТРАНСПОРТНАЯ

На состоявшейся сегодня пресс-конференции городские власти анонсировали два важных новшества, которые вводятся с 10 декабря в Казани. Речь идет о массовом внедрении электронных транспортных карт и о новой системе тарифов на проезд в общественном транспорте.  В том, что переход на безналичную систему оплаты выгоден всем, убеждены не только чиновник, но и сами перевозчики. Но решит ли такая модернизация системы оплаты застарелую казанскую проблему, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

ПЕРЕВОЗЧИКИ В КОЛЬЦЕ ПРОБЛЕМ

Как известно, у перевозчиков стали сдавать нервы еще в прошлом году. Тогда, пожалуй, впервые открыто заговорили о том, чтобы больше так работать невозможно: цены растут на все, кроме проезда в общественном транспорте, компенсации за льготников неадекватные, да и те не выплачиваются по полгода. Власти тогда перевозчиков одернули: работаешь в социальной сфере – имей совесть и социальную ответственность. Тем более 75% пассажирских перевозок осуществляют муниципальные предприятия. Как говорится, молчи, скрывайся и вози. Перевозчики сжали зубы. Пять компаний обанкротились.  Перевозчики написали открытое письмо премьер-министру республики, которое подписало семь частных предпринимателей (муниципалы были мысленно с ними).

- На многих предприятиях ситуация критическая, - говорится в письме. - В прошлом году пять предприятий обанкротилось и прекратили свою работу на маршрутах города. Почти все предприятия имеют долги перед бюджетом.

В письме сообщалось также, что из-за тяжелой ситуации с деньгами водителям и кондукторам нет возможности повысить зарплату. А это вызывает недовольство и, как следствие, автобусы не выходят на маршруты вовремя. В целях сохранения автобусных перевозок в Казани транспортники  предлагали повысить цену проезда до 25 рублей.

С другой стороны баррикады были пассажиры, шокированные такими требованиями. В посткризисную годину, когда и так всем несладко, в ситуации, когда проезд в автобусе далеко не всегда можно назвать суперкомфортным, с этими злыми кондукторами – повышать цену?

Власти оказались в цуцванге: что не сделай – все плохо. Казалось, элегантного выхода из этой ситуации нет. Надо или внять экономическим доводам, или продолжать выжимать из перевозчиков последние соки, пока они еще есть – а там будь что будет. Зато народ спокоен.

Годовая пауза, которую выдержали городские власти, навевала мысли о втором варианте развития событий. Однако, как выяснилось, чиновники уже давно совершенно осознанно готовились к тому, чтобы перехватить инициативу.

ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

На сегодняшней пресс-конференции первый заместитель руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин  рассказал об этом так:

- Как вы, безусловно, знаете, на протяжении последних трех лет в Казани реализуется комплексная программа модернизации общественного транспорта. Переход на новую, безналичную систему оплаты – одно из ключевых звеньев в этой цепи, одно из основных направлений модернизации общественного транспорта. Мы готовились к этому несколько последних лет. Проделана огромная подготовительная работа. Определен финансовый партнер проекта, отработаны технологии, созданы соответствующая инфраструктура и нормативная база.
Первым этапом внедрения проекта стал  автоматизированный учет поездок граждан льготных категорий. С прошлого года в тестовом режиме заработала система электронных транспортных карт для всех жителей Казани.

И вот сейчас мы можем ответственно заявить, что Казань готова к массовому внедрению безналичной системы оплаты на общественном транспорте. Переход Казани с наличной оплаты к электронному проездному билету начнется 10 декабря.

Нигматуллин рассказал, что инвестором проекта «Автоматизированная системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте» является Ак Барс Банк, исполнителем – принадлежащая банку компания «Транспортная карта», которая непосредственно контактирует с перевозчиками. Роль Мэрии Казани – общий контроль и отстаивание интересов горожан. За три года в проект было инвестировано порядка 150 млн рублей. Бюджетные деньги в реализации проекта не задействованы.

«Новая тарифная политика – плод компромисса», подчеркнул Рустам Нигматуллин. Тарифы не менялись три года - до тех пор, пока у горожан не появилась реальная возможность сэкономить, защитить себя путем перехода на новую систему оплаты, - сказал он. Именно поэтому при совершенствовании системы оплаты были предусмотрены самые разные тарифы.

Суть в чем? С 10 декабря стоимость проезда будет дифференцированной в зависимости от способа оплаты. Для тех пассажиров, которые перейдут на оплату проезда с помощью электронной транспортной карты, стоимость поездки останется на прежнем уровне или увеличится на 1 рубль. Для тех, кто по каким-либо причинам пожелает по-прежнему оплачивать проезд наличными, цена поездки возрастет на 2-3 рубля в зависимости от вида транспорта.

- Насильно никого загонять в безналичную систему оплаты мы не будем – люди должны сами сделать вывод о том, что им удобнее, заявили городские чиновники на пресс-конференции.

Что это даст Казани? Во-первых, удобство для пассажиров, уход от ситуации: «Мелочью сдачу с тысячи не возьму!» Во-вторых, переход на безналичную систему оплаты проезда позволит обеспечить прозрачность оборота денежных средств в транспортных предприятиях, сократит до минимума злоупотребления с наличными средствами, избавит от подделок билетов.

В-третьих, возникает экономический эффект в виде уменьшения накладных расходов на обслуживание наличных денежных средств, повышения производительности труда кондукторов и собираемости платежей за проезд.

В-четвертых, резко возрастает достоверность информации о количестве поездок в транспорте, о рентабельности маршрутов и так далее.

- Чего там скрывать, у любого кондуктора может быть соблазн присвоить деньги. А вот электронные деньги присвоить невозможно - любой директор предприятия знает, сколько человек перевез автобус. Возникает система нормального контроля. Но все-таки мы считаем, что все работающие у нас кондукторы и водители – положительные, а транспортная карта просто поможет нам повысить прозрачность процесса, - прокомментировал ситуацию Нигматуллин. - Хочу подчеркнуть, что проезд по карте дешевле не потому, что нам так захотелось, а потому, что это выгодно и самим перевозчикам. Именно экономия за счет повышения прозрачности и эффективности работы транспорта дает возможность сдерживать тарифы.

«НАЛОГИ ПЛАТИТЬ ГОТОВ, УСТАЛ УЖЕ ТРЯСТИТЬ ПРИ КАЖДОЙ ПРОВЕРКЕ»

А что же сами перевозчики? На пресс-конференции было очевидно, что они в двойственных чувствах.

Так, отвечая на вопрос журналистов, руководитель ООО «КПАТП-9» Алексей Варин посетовал, что перевозчики нововведением «не совсем удовлетворены»: «Потому что себестоимость проезда, в зависимости от предприятия, составляет 21-25 рублей. То есть мы работаем ниже себестоимости, а проезд, в принципе, поднимается только на рубль… Но я однозначно за безналичную форму оплаты проезда. Это даст финансовую прозрачность, ускоренную работу кондуктора, более вежливые отношения»…

Как выяснилось позже из приватных бесед с перевозчиками, многие из них не боятся даже того, что при прозрачной схеме и налоги придется платить соответствующие.

- Я готов! Устал уже трястить при каждой проверке Даже зарплату водителям «в белую» готов платить – сколько заработал: сорок, пятьдесят тысяч – твои. Но пусть будет порядок. Пусть у меня будут рычаги, а то пока деньги у водителя с кондуктором, воздействовать на них очень сложно, - признался нам один из собеседников.- Лишь бы люди захотели ездить по карте, для нас это будет уже большой шаг вперед.

- А водителям-то понравится ли такая система?

- Знаете, тут, конечно, не все однозначно. Но им ведь тоже хочется цивилизованных отношений. Кто-то хочет ипотеку взять, кто-то уже о пенсии начинает думать…

ПРОЩАНИЕ С МЕЛОЧЬЮ: СРОКИ РАЗМЫТЫ

Что касается перспектив безналичной системы оплаты проезда, то тут Нигматуллин ушел от прямых оценок.

- Конечных сроков отказа от наличной системы оплаты не установлено, чтобы переход произошел максимально плавно и безболезненно для горожан. Однако в перспективе, после того, как картами обзаведется подавляющее большинство горожан,  этот шаг возможен. Я убежден, что уже в ближайшем будущем транспортные карты для абсолютного большинства казанцев станут таким же необходимым и привычным предметом, как, например, банковские карточки или сотовые телефоны. Это та инновация, которая каждому понятна и для каждого предназначена.

Тимур Латыпов,
Светлана Николаева

Тарифы на перевозки