Максим Соколов и Рустам Минниханов Максим Соколов (слева от Рустама Минниханова) заявил, что идею региональных «Платонов» поддерживает Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ЭТО ПРАВИЛЬНО»

«Платон» толкают в регионы — законопроект о распространении системы контроля передвижения грузовиков по федеральным трассам на региональные дороги внесен в Госдуму РФ депутатами Краснодарского края в июле этого года. Более того, министр транспорта Максим Соколов накануне заявил, что идею региональных «Платонов» поддерживает, пишет сегодня «Коммерсантъ». «По большому счету это правильно», — сказал он, комментируя соответствующее предложение.

Связано это в том числе с тем, что сбылись опасения региональных властей. Стремясь избежать «Платонова ока», фуры сворачивают с федеральных магистралей на дороги регионального и местного значения. Об этом, в частности, на заседании общественного совета минтранса РФ вчера заявил гендиректор ассоциации территориальных органов управления автодорогами РАДОР Игорь Старыгин. «Например, дороги Краснодарского края раньше были одними из лучших. Сегодня зерновозы из Ставрополья, Ростовской области идут к черноморским портам по региональной сети. В результате там уже колея 5 - 15 сантиметров», — сказал он. Примерно в том же духе высказывался ранее и президент РТ Рустам Минниханов. На ежегодной встрече с журналистами в конце 2015 года президент РТ заметил, что муниципальные дороги не приспособлены к нагрузке в 12 т и выше. «Как только большегрузы на региональные дороги зайдут, никаких дорог у нас не будет, никаких, — сказал тогда Минниханов. — К сожалению, качество наших дорог далеко от идеальных, а на наших дорогах большие фуры ездят, да? Это целый вагон едет! Он же разрушает дорогу. Я же не против, но за все это кто-то должен платить. А кто должен платить? Потребитель должен платить». Позже он высказался в этом же ключе и в ходе XIII сессии Госсовета РТ: «Эта тема на слуху — от нас же ничего не зависит. Решение принято. Другое дело, мы должны подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь этот поток уйдет на региональные, а мы знаем, как большегрузы разрушают дороги».

Сегодня минтранс попытался сгладить эффект от высказывания Соколова: «Вопрос является на сегодняшний день открытым. Никаких решительных действий минтрансом России на данную тему не принимается. В том числе министерство не разрабатывает законопроекты, направленные на возможность введения системы взимания платы на региональных автомобильных дорогах», — цитирует ТАСС сообщение ведомства. Идея регионального аналога «Платона» чисто региональная и преследует целью ускорение темпов ремонта региональных дорог, подчеркивает минтранс. Но вместе с тем в министерстве не открещиваются от этих планов в перспективе. Сначала надо посмотреть, как «Платон» зарекомендует себя на федеральных трассах, и только после этого можно делать выводы о дальнейшем распространении системы в регионах.

К слову, думский законопроект уже получил отрицательный отзыв со стороны Счетной палаты РФ, там считают, что клонирование «Платона» регионами может вызвать «рост социальной напряженности». Напомним, введение «Платона» сопровождалось массовыми протестными акциями по всей стране: на МКАД в районе Ленинградского шоссе фуры двигались по внешней стороне автодороги с минимальной скоростью, оставляя только одну-две полосы для движения легковых машин. В феврале 2016 года временно прекратили работу дальнобойщики из 45 регионов РФ, но Татарстан остался в стороне. Намерения провести акции протеста были — силовики сначала «отговорили», но затем акции все же прошли в Казани, Нижнекамске и Альметьевске.

ПРОГНОЗ ПЕРЕВОЗЧИКОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ «ПЛАТОН» ПОДНИМЕТ ЦЕНУ ПЕРЕВОЗОК ЕЩЕ НА 20%

Власти не скрывают, что главная цель внедрения системы даже не в сборе дополнительный средств, а в том, чтобы снизить спрос на перевозки автотранспортом, подорвать спрос на услуги дальнобойщиков. В своем программном интервью «Комсомольской правде» бывший глава кремлевской администрации, а теперь спецпредставитель президента Сергей Иванов заявил, что полностью бесплатных дорог в России не будет. «До недавнего времени за пользование автомобильной дорогой у нас потребитель вообще ничего не платил. В результате сложилась такая ситуация, что наши промышленники на короткие расстояния — в 500 километров — уголь и металл стали возить фурами, а не железной дорогой, — заявил Иванов. — Потому что за железную дорогу надо платить, а за автомобильную не надо. И каким будет состояние автомобильных дорог, если по ним ездят 60-тонные фуры?» При этом Иванов напомнил, что система платы за грузоперевозки есть во многих странах.

По мнению президента НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леонида Штейнберга, если обложить «Платоном» еще и региональные дороги (даже по временно действующему льготному тарифу 1,53 рубля за километр), стоимость транспортных услуг вновь придется поднимать. «Вырастет на 20 процентов фрахт, вырастет цена на продукты в магазинах, — с горечью говорит Штейнберг. — Я считаю, что введение «Платона» еще и на региональных дорогах приведет просто к уничтожению отрасли! Это трагедия! Это, по-русски говоря, будет ... всему! Перевозчики будут не в состоянии платить такие деньги. Им просто нужно будет свои машины продавать, сдавать в аренду или избавляться от бизнеса. Если Соколов, выступая с подобными предложениями от имени перевозчиков, и думает, что все хлопают ему в ладоши, то заверяю, это не так. Вместо того, чтобы находить внутренние резервы для развития дорожного строительства, Соколов своим одобрением введения «Платона» на региональных дорогах автотранспортную отрасль просто уничтожает».

С ним солидарен московский эксперт Валерий Алексеев, вице-президент российского автотранспортного союза: «Введение „Платона“ на региональных дорогах будет существенно больше увеличивать себестоимость перевозки груза, чем это происходит на федеральных трассах. Если плата за проезд по федеральной трассе раскладывается на 20 тонн груза, который везет машина, то на региональных дорогах цена проезда будет раскладываться уже на 10 тонн и даже менее. Даже автомобили грузоподъемностью 5 тонн попадут под действие этой системы. И, естественно, плата разложится на единицу веса, и она возрастет практически в два раза. Это приведет к тому, что вся произведенная продукция будет дорожать автоматически».

Впрочем, эксперт сомневается в технической реализуемости идеи: «На федеральных трассах рамки „Платона“ установлены через 100 километров пути. Вы только представьте, через сколько метров нужно будет ставить аналогичные рамки на региональных дорогах? И во сколько в итоге это обойдется региональным бюджетам? Регионы, предлагая внедрение подобной системы, полагают, что это так просто — ввести эту систему. Но ее обслуживание будет стоить гораздо дороже, чем обслуживание „Платона“ на федеральной дороге». В качестве альтернативы он предлагает регионам усилить весовой контроль: «Ущерб дорожной инфраструктуре страны от перегруженных машин составляет 2,6 триллиона рублей в год. Поэтому контроль в первую очередь нужно наладить здесь. Властям следует задуматься прежде всего над тем, как сохранять дороги. А у нас получается так, что деньги сначала собираются в региональные бюджеты, а потом они тратятся на ремонт разбитых дорог. Поэтому с дорожников никто и не может спросить за качество дороги в гарантийный период. Потому что они отвечают, что перегруженные грузовики дороги разбивают», — заключает Алексеев.

ТАТАРСТАН ЖДЕТ ОТ «ПЛАТОНА» ДЕНЕГ НА МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ

Развитием системы «Платон» занимается компания «РТ-Инвест транспортные системы». Компания на паритетных началах принадлежит «РТ-Инвест» (аффилирована с группой «Ростех») и Игорю Ротенбергу. За свои услуги организаторы получат 10,6 млрд. рублей за год. Действие законодательства распространяется на 50 тыс. км федеральных автодорог России. Планировалось, что платежи будут приносить в федеральный дорожный фонд около 40 млрд. рублей в год, но пока что за 8 месяцев текущего года «Платон» собрал лишь порядка 10 млрд. рублей.

В декабре все того же 2015 года руководитель федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт сообщил, что Татарстан одним из первых получит средства, собранные системой «Платон». И хотя в мае 2016 года Татарстан не вошел в список регионов-получателей денег, вырученных от системы, но проектов под них в республике громадье. Так, в перспективе строительство моста через Каму и подъездных путей к нему стоимостью примерно 70 млрд. рублей в районе села Соколки Мамадышского района РТ. Об этом заявил министр транспорта Татарстана Ленар Сафин. Трасса должна пойти в обход Нижнекамска и Набережных Челнов с выходом на М7. Эта дорога в Камской агломерации должна быть построена до 2030 года, и деньги «Платона» — часть финансирования ее строительства.

. Сейчас для перевозчиков гораздо более остро стоит вопрос не о гипотетическом введении платы за региональные дороги, а о тарифах за проезд по федеральным трассам
Фото: «БИЗНЕС Online»

ПИСЬМО ШТЕЙНБЕРГА ДВОРКОВИЧУ

Впрочем, сейчас для перевозчиков гораздо более остро стоит вопрос не о гипотетическом введении платы за региональные дороги, а о тарифах за проезд по федеральным трассам. Система «Платон», напомним, действует с 15 ноября 2015 года. На фоне протестов первоначальный тариф для грузовика массой выше 12 т временно снизили с 3,06 рубля за километр до 1,53 рубля. Сроки перехода на полный тариф пока не определены. В конце сентября стало известно, что Соколов выступает за скорейший возврат «к тем параметрам финансовой модели, которые были изначально при запуске проекта», и уже передал соответствующие предложения в правительство РФ. Минэкономразвития же предлагает продлить льготы до 2019 года.

Как заявил «БИЗНЕС Online» Штейнберг, перевозчиков эти планы вдвое поднять тариф серьезно беспокоят. Тем более что, как следует, система так и не заработала: «Я уже неделю назад, когда министр транспорта Соколов высказался в том смысле, что пора уже повышать плату за проезд по федеральным трассам с 1,53 рубля до 3,06 рубля, написал вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором изложил доводы автотранспортников, — сообщил Штейнберг. — По нашим данным, на сегодняшний день, доля законопослушных плательщиков системы „Платон“ не превышает 25 - 30 процентов от общего количества перевозчиков. Они платят, а 70 - 75 процентов перевозчиков не платят „Платону“ за проезд по федеральным дорогам. Так вместо того, чтобы найти возможности для привлечения всех грузоперевозчиков к оплате проезда, они сейчас просто губят отрасль! Как может министр транспорта России говорить о том, что эксперимент по введению „Платона“ доведен до конца и система функционирует без сбоев, если 2/3 перевозчиков не платят в систему? Как такой эксперимент может считаться удачным? Мы считаем, плату, наоборот, следует уменьшить, чтобы все начали платить. И тогда посмотреть, все ли начали платить или нет. Но этим ведь надо заниматься! Сейчас они даже не наладили взаимоотношение еще с налоговыми органами, так как плательщики „Платона“ не могут возмещать транспортный налог. А говорят, что эксперимент удался!..»

В ГОДОВЩИНУ «ПЛАТОНА» ВНОВЬ ГОТОВЯТСЯ ПРОТЕСТЫ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ. НО КАЗАНЬ ОРГАНИЗОВАТЬ НЕ УДАЛОСЬ

Со Штейнбергом согласен председатель объединения перевозчиков России Андрей Бажутин: очень многие просто не платят «Платону», даже если и регистрируются в системе. Рамки «Платона», по его словам, во многих местах стоят без камер, а штрафы прекратили присылать. В целом система, по его мнению, работает очень плохо, хотя она и скопирована с немецкой. Но в Германии есть масса градаций: груженый — порожний, по количеству осей и так далее, и она обкатывалась там пятилетку. Плюс там сначала построили дороги, а потом начали ее внедрять — у нас же все наоборот, и дальнобойщики превратились в инвесторов дорожного строительства. «Из тех, кто пользуются транспондерами, мы слышали, что снимается плата не за тот километраж, который машина прошла, а за больший, хотя и незначительно. Сумма автоматически снимается со счета — и оспорить ее нереально, так как РТИТС (оператор „Платона“) не заключает с перевозчиками никаких договоров. Тем, кто оформляет маршрутные карты, ну это вообще неудобно. Во-первых, никакого документального подтверждения, что ты заплатил, нет. Во-вторых, допустим, я приехал в какой-то населенных пункт рядом с Иркутском — я могу вас заверить, что интернета там нет. И нужно нанимать такси и ехать за 200 километров, чтобы найти терминал оплаты!» — говорит Бажутин.

Почему минтранс говорит региональному «Платону» то да, то нет, понятно: они еще не определились сами, считает Бажутин. По его словам, в годовщину введения «Платона» в стране снова пройдет серия митингов, которые организуют перевозчики. «11 ноября во всех крупных городах пройдут автопробеги, а в Москве и Санкт-Петербурге пройдут митинги. В Казани не планируется, поскольку там пока не удалось дальнобойщиков сорганизовать. Кроме двух столиц акции пройдут также в Рязани, Нижнем Новгороде, Тольятти, Самаре, Ростове, Краснодаре, Кирове, Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Улан-Уде, Иркутске — вся география от северо-запада и юга до Улан-Уде, практически вся страна», — перечисляет он в разговоре с «БИЗНЕС Online». Чтобы не было акций протеста, с людьми надо разговаривать, обсуждать все нововведения. «Мы же не профессиональные протестанты, нам это не надо, у нас дома тоже семьи и дети. Но мы же узнаем об изменениях на посту ГИБДД, когда нам говорят: «Ребята, вот новый закон!» — резюмировал он.