История 74-летней Казанской банковской школы, открытой в годы войны, подходит к концу История 74-летней Казанской банковской школы, открытой в годы войны, подходит к концу Фото: Сергей Елагин

ВЫПУСКНИКИ ПТУ НЕ В ПОЧЕТЕ

Судьба Казанского банковского колледжа, как стало известно «БИЗНЕС Online», окончательно решилась в середине прошлой недели на закрытом собрании в Центробанке России под началом предправления ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Оно было посвящено больной проблеме снятия с балансов подведомственных ЦБ банковских колледжей и передаче их в руки новых хозяев. Дело в том, что с 2016 года Центробанк ради оптимизации расходов решил отказаться от финансирования российских колледжей, которые готовят банковских служащих среднего звена. Они расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Орле, Казани и Хабаровске; одно подразделение московского колледжа также работает в Севастополе.

Как минимум некоторые из них, в том числе Казанский банковский колледж (более привычное местное название — Казанская банковская школа), передадут знаменитой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ под руководством Владимира Мау. У этой кузницы управленческих кадров 61 филиал по стране, но до сих пор не было представительства в Татарстане, хотя с самой академией республиканские власти давно и плотно сотрудничают. Сейчас старый и новый хозяева утрясают детали сделки.

ЦБ объясняет свое решение в том духе, что «ПТУ для банкиров» уже, по сути, оксюморон: работодателям неинтересно набирать выпускников колледжей, поскольку в приоритете — специалисты с высшим образованием. «Принимая во внимание незначительную востребованность специалистов со средним профессиональным образованием в учреждениях Банка России, с 2016 года в банковские колледжи Банка России прекращен прием на обучение за счет средств Банка России и формируются предложения по трансформации сети указанных образовательных учреждений, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе регулятора. — В настоящее время ведутся переговоры с несколькими вузами о включении банковских колледжей в их системы. Это даст возможность колледжам не только сохранить, но и укрепить свои позиции на рынке профессионального образования». При этом банк подчеркивает, что нынешние студенты колледжей гарантированно доучатся и получат дипломы.

То, что для Набиуллиной оказалось обузой, на самом деле весьма привлекательный актив. Банковская школа Казани — это целый учебный городок площадью 0,5 га на улице Ершова: четырехэтажное учебное здание, хозяйственные постройки, спортивная площадка, медпункт, столовая, студенческое общежитие на 88 человек, небольшой парк. Однако, судя по последнему опубликованному балансу школы, она действительно довольно серьезно зависела от финансирования учредителя. Так, в 2014-м колледж получил около 160 млн. рублей денежных поступлений, из которых 66,2 млн. — от продажи продукции, товаров, работ и услуг, остальное — «прочие поступления». 92,5 млн. школа получила в качестве целевых взносов — видимо, это как раз матпомощь ЦБ.

«ЕСЛИ ВСЕ РАБОТАЮТ, СПРАВЛЯЮТСЯ, НУ И СЛАВА БОГУ»

В беседе с нашим изданием проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркнул, что окончательный план мероприятий еще в разработке, но уже очерчено общее направление действий, согласованное с президентом РТ Рустамом Миннихановым.

Окончательный план мероприятий еще в разработке, но уже очерчено общее направление действий, согласованное с президентом РТ Рустамом Миннихановым Окончательный план мероприятий еще в разработке, но уже очерчено общее направление действий, согласованное с президентом РТ Рустамом Миннихановым Фото: Сергей Елагин

Во-первых, Буташин подтвердил заявление Центробанка о том, что все студенты школы обязательно доучатся и получат дипломы. «У нас сложный момент по Казани — нашего филиала там нет, и мы должны его зарегистрировать, — рассказал он. — Мы будем заходить, конечно же, открывая программу высшего образования. Предоставим возможность по завершении колледжа поступить на программу бакалавриата, не перемещаясь в другое учебное заведение, оставаясь учиться в одном из лучших вузов страны». Правда, у выпускников школы 2016 - 2017 учебного года такой возможности еще не будет — к моменту их выпуска вуз не успеет запустить учебные программы. Скорее всего, это произойдет годом позже.

Ожидаются ли какие-либо сокращения или, наоборот, донабор педагогов, пока неясно. «Если все работают, справляются, ну и слава богу», — осторожно говорит проректор РАНХиГС. Что касается расценок, то для ныне учащихся никаких изменений гарантированно не произойдет, да и для новых наборов на среднее специальное образование стоимость обучения поднимать не планируется. «Насколько мы смотрели, цена находится в пределах среднерыночной», — отметил Буташин.

В самом колледже стараются не комментировать больную тему, ожидая информации «сверху». Преподавательский состав пока в целом сохранился, однако из-за отсутствия набора студентов в этом году пострадали некоторые преподаватели общеобразовательных дисциплин — их сократили, рассказал нам источник в школе.

ЛЮДМИЛА КИТАЙЦЕВА: «ЛИЧНО МНЕ МОЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДАЛА БАНКОВСКАЯ ШКОЛА»

Однако, каким бы плавным ни был переход в новое качество, ясно, что история Казанской банковской школы подошла к концу — у РАНХиГС другие учебные программы, другой профиль, другие задачи, другой статус.

Между тем школа — одно из старейших средних профессиональных учебных заведений города. Она была создана еще в 1942 году по приказу правления Госбанка СССР и переименована в колледж лишь в конце 2015-го. В последние годы колледж выпускал чуть более 400 специалистов среднего звена по специальности «банковское дело», здесь же банкиры проходили профессиональную переподготовку. Банк России оплачивал обучение порядка 50 - 60 человек, остальные учились на коммерческой основе. Срок учебы в зависимости от изначальной подготовки и формы обучения варьируется от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. Надо отметить относительно невысокую для Казани стоимость коммерческого обучения: очная форма на 2015 - 2016 учебный год стоила 49,6 тыс., заочная — 26,7 тыс. рублей.

Школа особо славится практической частью обучения — занятия ведут приглашенные сотрудники банков, которые зачастую и присматривают себе на будущее специалистов. Сюда приезжают учиться ребята из других поволжских регионов — Марий Эл, Удмуртии. Выпускники школы получают право поступать в вузы на особых условиях — сразу на 2 - 3-й курсы. Как уверяют опрошенные «БИЗНЕС Online» ветераны банковской отрасли, а также действующие банкиры, школа готовит квалифицированные кадры, из нее вышли известные в республике профессионалы. Так, например, в 1988 году банковскую школу в качестве дополнительного образования (основное — физфак КГУ) окончил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Выпускница школы — председатель совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева, в последние годы она состояла в выпускной комиссии колледжа. «Лично мне мою специальность дала банковская школа, — подчеркнула она в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — А институт — это более обширный круг развития, знакомство с мировой и российской экономикой, законами и так далее». Это самые известные фамилии, а большинство выпускников школы работают в составе среднего менеджмента кредитных организаций РТ, а также в государственных структурах.

Выпускница школы — председатель совета Банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева в последние годы состояла в выпускной комиссии колледжа Выпускница школы — председатель совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева — в последние годы состояла в выпускной комиссии колледжа Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИВЕДЕТ ЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ К УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ, ЭТО ПОКА ВОПРОС»

Неудивительно, что известие о закрытии учебного заведения с такими традициями и большим количеством выпускников вызвало переполох. На сайте Change.org еще в апреле появилась петиция в адрес Набиуллиной против ликвидации колледжа. На сегодня обращение набрало свыше тысячи подписей. «Даже в годы Великой Отечественной войны у Госбанка СССР нашлись средства и возможности для сохранения нашего учебного заведения, — написала инициатор петиции Светлана Плотникова. — А сейчас Банк России вдруг решил прекратить финансирование банковских колледжей, тем более в условиях необходимости повышения финансовой грамотности населения, что не поддается логическому объяснению. Рушится созданная десятилетиями традиционная система подготовки и повышения квалификации специалистов банковского дела, основанная на взаимодействии Центрального банка и банковских колледжей».

По словам Китайцевой, ее ассоциация весной, когда еще было неизвестно о «спасителе» учреждения, пыталась повлиять на ситуацию: «Мы уже писали в Центробанк на высшем уровне, отстаивали интересы школы, но почему-то нас не услышали». «Мы все немножко возмущены, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Такого уровня специалистов, я считаю, готовят именно здесь. В институте, знаете, круг знаний обширный, а специалистам среднего звена нужно именно специальность дать — как клиента обслужить, как правильно записи сделать, какие операции провести». О грядущей реорганизации Китайцева слышала, но пока, как и у большинства казанцев, у нее больше тревог и сомнений.

О судьбе колледжа переживает и патриарх татарстанской банковской системы, экс-глава Нацбанка РТ Евгений Богачев О судьбе колледжа переживает и патриарх татарстанской банковской системы, бывший глава Нацбанка РТ Евгений Богачев Фото: «БИЗНЕС Online»

За судьбу колледжа переживает и патриарх татарстанской банковской системы, бывший глава Нацбанка РТ Евгений Богачев. «У школы и база прекрасная, и преподавательский состав, многие люди, которые работают в нашей банковской системе, своих детей туда вели, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Они выходили оттуда готовыми специалистами! После института, знаете, материал еще сыроватый, надо готовить дальше... И условия у них — общежитие хорошее, обустроенное, очень приличное, и питание, и медицина — все сделано». Решение ЦБ о прекращении финансирования он тоже решительно осуждает: «Есть два пути: или бюджет наращивать, или расходы сокращать. Но почему-то у нас идут по второму. А потом будем думать, как у нас на заводах: сначала по 40 тысяч человек работали, а сейчас — по 3 - 4 тысячи, и не знают теперь, где специалистов найти. Банк не так потеряет (сэкономитприм. авт.) на этой школе, потому что там много и коммерческих мест. Потеря незначительная, а в целом для народного хозяйства разве мешает выпуск дополнительных финансистов?!»

Впрочем, некоторые банкиры поддерживают в данном вопросе Центробанк — выпускники средних специальных заведений в банках действительно не востребованы. Но непонятно, кому мешал колледж в качестве специализированного довузовского учреждения? Так, заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан» Рушан Сахбиев рассказал «БИЗНЕС Online», что и в его управленческой команде есть выпускники колледжа, но в современных условиях банк предпочитает принимать на работу специалистов с высшим образованием: «Мы напрямую из этой школы почти не берем — ее выпускники предпочитают получать дальнейшее, высшее образование, а на каждое место работы в банке высокая конкуренция. Могу сказать, что качество образования там достаточно высокое, но совсем ничего не менять, наверное, неправильно, ведь и в банковском бизнесе происходят гигантские изменения, в основном в плане технологий. Но приведет ли реорганизация школы к улучшению образования, это пока вопрос».

Рушан Сахбиев рассказал, что и в его управленческой команде есть выпускники колледжа, но в современных условиях банк предпочитает принимать на работу специалистов с высшим образованием Рушан Сахбиев рассказал, что и в его управленческой команде есть выпускники колледжа, но в современных условиях банк предпочитает принимать на работу специалистов с высшим образованием Фото: «БИЗНЕС Online»

Как выяснилось, благодаря инициативе Богачева у школы были шансы повысить статус и превратиться из колледжа в институт еще несколько лет назад, причем без смены профиля. «Мы хотели школу преобразовывать — было соглашение о том, чтобы превратить ее в высшее учебное учреждение, и Москва нас поддерживала, — вспоминает он. — Но потом пошли кризисы, борьба с инфляцией, которая приводит к сокращению доходов... В этой ситуации вопрос отпал».

Что ж, теперь вопрос сохранения традиций, накопленных за 74 года существования банковской школы, всецело в руках Мау и РАНХиГС.