В этом году на казанском фестивале мусульманского кино ощущалась серьезная нехватка местных картин. При этом соседи из Башкортостана регулярно завоевывают здесь призовые места. Один из них — режиссер, выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Айнур Аскаров — в материале для «БИЗНЕС Online» главной причиной отсутствия татарского кинематографа называет отсутствие своей киностудии.
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА — НЕЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ТАТАРСТАНОМ И БАШКОРТОСТАНОМ
Дело в том, что у нас есть Башкирская киностудия, которая поддерживает наши проекты. И у меня не болит голова, где бы найти аппаратуру. У всех молодых режиссеров проблема одна: где бы снять, где бы взять аппаратуру. Они находят какой-то минимальный бюджет от 500 тыс. до 1 млн. рублей, и он весь уходит на аренду оборудования. У меня этой проблемы нет, и это здорово! Я думаю о том, как бы мне придумать и рассказать такую историю, которая будет интересна всем. Башкирская киностудия поддерживает все наши начинания. И это тоже здорово! Дай Бог и Татарстану иметь свою студию, иметь свою технику. Мне кажется странным, что здесь этого нет. Просто закупило бы Татаркино новейшее оборудование — и все, снимайте кино сколько хотите!
На прошлогоднем казанском кинофестивале известный режиссер Владимир Меньшов, который выступал здесь в роли председателя жюри, предложил Татарстану и Башкортостану объединиться и создать единую киностудию. Идея очень хорошая, но... У нас с вами на сегодняшний день существуют определенные проблемы — это нездоровая конкуренция между Татарстаном и Башкортостаном, внутренняя агрессия. Я сравниваю эту ситуацию с тем, что человек с красивым лицом стоит перед зеркалом, закрывает половину лица и говорит: эта сторона лучше, а эта старее. Идет какое-то непонятное сравнение одного целого, единого и красивого. Татарстан и Башкортостан — это одно и то же. Пока мы не преодолеем это сравнение и нездоровую конкуренцию, мне кажется, движения вперед не будет. Только в том случае, когда мы поймем, что мы одинаковые и нам нечего делить, но пока это существует, у нас не получится.
У себя в Башкортостане мы начали активно поднимать наш башкирский кинопрокат: уже второй раз катаем наши фильмы по республике и везде полные залы. За неделю вперед невозможно купить билеты, потому что их нет! Мы показываем наше кино параллельно в двух, трех залах, и зритель идет! Это говорит о том, что зритель скучает или устал от голливудских фильмов, хочет посмотреть кино о себе, увидеть местного производителя, поощрить его. Билеты недешевые, я сам за такую сумму в кино не хожу. Приятно, что люди платят деньги и два, три раза могут сходить посмотреть кино. Это здорово.
В УФЕ Я ЛОББИРУЮ СВОЮ ПОЛИТИКУ: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НА СВОЕМ ДОМАШНЕМ ФЕСТИВАЛЕ СВОИМ ФИЛЬМАМ НИЧЕГО НЕ ДАВАТЬ!
Мы хотели бы и в Татарстане организовать дни башкирского кино, к примеру. Сейчас ведем переговоры с местными прокатчиками. Хотим запустить альманах, состоящий из 7 короткометражек по Татарстану и попробовать показать здесь. Посмотрим, пойдет зритель или не пойдет. Прокат — это загадка, это такая вещь, которую нельзя прогнозировать. Но надеемся, что и здесь наше кино найдет своего зрителя.
Что касается казанского кинофестиваля, то это самый гостеприимный, мой самый любимый фестиваль. Я бываю на разных мероприятиях, но этот всегда принимает меня очень по-доброму. Надеюсь, не только потому, что я сосед. Мы приезжаем сюда и чувствуем себя реально звездами: красная дорожка, нас возят, показывают, хорошо кормят. Я приезжаю сюда отдыхать. Это очень приятно. Мы устраиваем себе такой семейный праздник, отдых — и все это в рамках кино, где, помимо отдыха, можно еще посмотреть и хорошее кино.
И я начал замечать, что у меня здесь уже появился свой зритель, который ждет моего кино, хочет смотреть его. Это очень приятно, очень радует, спасибо моему зрителю! И я думаю, что перспектива у этого фестиваля есть, потому что фестиваль красивый, богатый. И, как бы там ни было, если не считать по мелочам, то все награды распределяются справедливо.
Понятное дело, что есть конъюнктура, есть политика, которую надо соблюсти. Но, к примеру, у нас в Уфе проходит фестиваль этнического кино «Серебряный Акбузат», и я там лоббирую свою политику: ни в коем случае на своем домашнем фестивале своим фильмам ничего не давать! Это самый правильный выход. И здесь, мне кажется, нужно сделать то же самое, чтобы татарские фильмы участвовали на домашнем фестивале вне конкурса.
Потому что зритель идет валом, его полным-полно — и это самая главная награда для режиссера. И здесь нужно просто убрать все призы для себя и раздать их другим. Это будет благородно и красиво.
Айнур Аскаров
Айнур Аскаров (1987) — режиссер, выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения (мастерская неигрового кино В. Виноградова). Руководитель молодежного центра союза кинематографистов РБ, член союза кинематографистов РФ. Лауреат Государственной молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области художественного искусства за достижения в кино, лауреат Государственной молодежной премии им. Бабича, лауреат Национальной премии «Страна», призер и дипломант более 200 международных кинофестивалей, из них 37 Гран-при.
Фильмография: «Дама с собачкой» (документальная драма), «Широкая масленица» (документальный фильм), «Енмеш» (игровой фильм, комедия), «Мы не рабы» (игровая драма), «Владимир Светозаров. Профессия художник» (документальный фильм), «Горький мед» (документально-игровая драма), «Ургала» (телевизионный музыкальный фильм), «Пусть ветер унесет мои слова» (игровая мистическая драма), «Пилорама» (игровой фильм, траги-фарс).
Награды: «Горький мед» — Гран-при фестиваля студенческих фильмов «Питеркит», лучший документальный фильм кинофестиваля «Кадр, вперед!», лучший документальный фильм о путешествиях на фестивале «Свидание с Россией», лучший документальный фильм на фестивале короткометражного кино «PROВЗГЛЯД» и др. «Мы не рабы» — приз за лучшую операторскую работу IV казанского международного кинофестиваля любительского и молодежного кино, международного молодежного кинофестиваля «Новый горизонт», IV фестиваля короткометражного кино PROвзгляд, специальное упоминание жюри и специальный показ — ÉCU — The European Independent Film Festival, Франция и др. «Енмеш» (Упрямец) — лучший игровой короткометражный фильм — VII казанского международного фестиваля мусульманского кино, лучшая режиссура Фестиваля студенческих фильмов «Питеркит», лучший фильм IV ежегодного открытого кинофестиваля «Апсны — Страна Души», лучший игровой фильм международного молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации «METERS/МЕТРЫ», Гран-при фестиваля за лучший игровой фильм международного кинофестиваля ArtoDocs, приз за лучшую режиссерскую работу VI Its Me International Youth Film Festival, Армения, Гран-при IV международного кинофестиваля авторского короткометражного кино «Свирский Миф», Гран-при фестиваля Rob Knox Film Festival, Англия, диплом за лучший игровой фильм от Марины Тарковской международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских, Украина, Гран-при фестиваля видеотворчества «Черно-белая радуга», лучший игровой фильм The Indie Fest, США, лучший короткометражный фильм — Olympia International Film Festival, Греция и др. «Пусть ветер унесет мои слова» — лучший сценарий и спецприз «За создание образа матери» на Чебоксарском МКФ этнического кино, лучший короткометражный фильм на международном кинофоруме в Ульяновске.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.