По мере развития событий укрепляется ощущение того, что на выборах назревает НЕЧТО По мере развития событий укрепляется ощущение того, что на выборах назревает НЕЧТО Фото: kremlin.ru

ПОКЕМОНЫ, МАЛЬЦЕВ, МАЙДАН...

Чем меньше времени остаётся до выборов в Думу, тем больше нарастает беспокойство и усиливаются подозрения, что спокойно и буднично они не пройдут. Множатся признаки того, что под выборы устроят как минимум «движуху» для «раскачивания лодки» и частичной смены рулевых. И большинство этих признаков исходит как раз от Кремля.

Власть целенаправленно провоцирует возмущение так называемой «либеральной общественности», для чего внезапно выводятся на экран одиозные персонажи вроде Мальцева, усиливается давление на соответствующие структуры вроде Левады-центра, разжигаются скандалы, как с покемонами и 57-й школой. В дополнение ко всему перечисленному, для совсем уже наивных делается вброс Сергея Маркова про подготовку майдана в Москве. Одним словом, идёт явный «разогрев» публики.

На этом фоне стимулируется также недовольство социально-экономической ситуацией у населения в целом. Возмутительные для граждан заявления об урезании бюджетных мест в ВУЗах, сокращении ставок научных работников, отказе от бесплатной медицины для безработных потоком льются с экранов и предметно обсуждаются в сети во всех подробностях.

По мере развития событий укрепляется ощущение того, что на выборах назревает НЕЧТО. Контуры этого нечто пока трудно представить по той причине, что мы пока только можем предполагать, зачем и кому оно может понадобиться. А понадобиться может многим. Попробуем обозначить основные, на наш взгляд, сценарии с той оговоркой, что речь не идёт о гарантированном развитии событий, а о некоторых приготовлениях, которые могут вылиться в кризис, но могут так и остаться приготовлениями, если у заинтересованных сторон отпадёт необходимость в повышении градуса.

Любая ситуация «народных волнений» проходит три стадии развития: движуха — изменения в верхах — закручивание гаек. Неважно как это называется в итоге, революция, переворот, выступления, мятеж, бунт и как-то по-другому, итог всё равно один — закручивание гаек либо теми, кто удержался, либо теми, кто всплыл на этой волне. Соответственно, если кто-то целенаправленно затевает нечто подобное (а это всегда затевается кем-то целенаправленно, в самоорганизацию низов верить в наше время уже «дураков нет»), значит этому кому-то понадобилось либо для изменений в верхах, либо для закручивания гаек. Либо для того и другого одновременно...

Кому именно? Будем отталкиваться от наличия двух основных игроков — путинского режима и его противников, или «олигархов» и «силовиков», так называемой силовой фронды Путину.

СЦЕНАРИЙ ПЕРВЫЙ: «ПУТИН ХОЧЕТ ЗАКРУТИТЬ ГАЙКИ»

На первый взгляд, нелогично. Чего-чего, а закручивания гаек у нас и без майданов хватает. Но если уж возникла такая необходимость, значит, нужно провернуть что-то, чего в обычных условиях не сделаешь. При нынешнем уровне концентрации власти в руках режима кризис и дестабилизация, даже фейковая, могут понадобиться либо для перехода к чему-то запредельному вроде военной диктатуры, либо же для прикрытия каких-то очень унизительных уступок внешним партнёрам.

Налицо все признаки того, что на период после выборов готовится обещанное («Куда деваться?») заседание нормандской четвёрки с подписанием Минска-3. Вполне возможно, что внутренний кризис станет хорошей медийной ширмой для сдачи Донбасса, которая в таком контексте уже перестанет казаться сочувствующим массам критической уступкой.

Для реализации данного сценария достаточно демонстративных нарушений в ходе выборов, которые бы дали повод для выступлений, но без конкретных требований. Как вариант, возможно нечто вопиющее, но особо не влияющее на результаты выборов.

У Путина действительно может появиться необходимость задвинуть «молодого, но зрелого» бывшего местоблюстителя подальше от высоких кабинетов и финансовых потоков У Путина действительно может появиться необходимость задвинуть «молодого, но зрелого» бывшего местоблюстителя подальше от высоких кабинетов и финансовых потоков Фото: ©Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

СЦЕНАРИЙ ВТОРОЙ: «ПУТИН ХОЧЕТ СМЕНИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Если допустить, что конфликт между условными группами «олигархов» и «силовиков» зашёл довольно далеко и Медведев согласился-таки стать потенциальным лидером силовой фронды, то у Путина действительно может появиться необходимость задвинуть «молодого, но зрелого» бывшего местоблюстителя подальше от высоких кабинетов и финансовых потоков, а заодно и разгромить саму силовую фронду, понемногу перетягивающую себе рычаги влияния в силовых структурах страны.

В таком случае «Единая Россия» может получить на выборах низкий процент, позволяющий ставить вопрос о назначении другого премьера. Если же это будет сопровождаться ещё и массовыми выступлениями, то Медведев станет козлом отпущения, на которого будет возложена ответственность за кризис.

Под давлением «возмущённой общественности» в правительство могут ввести на ключевые посты открытых либералов-западников, публично пропагандирующих сливной курс и уступки Западу во всех сферах ради «недопущения изоляции и тоталитаризма». Это позволит выйти из сложившегося тупика и разморозить ситуацию с санкциями. При этом Путин останется номинальным главой государства, что будет преподнесен населению как перемога и залог сохранения патриотической линии в будущем («Путин в Кремле, значит, не всё потеряно»).

СЦЕНАРИЙ ТРЕТИЙ: «СИЛОВАЯ ФРОНДА ХОЧЕТ ВЗЯТЬ ВЛАСТЬ»

Если продолжить вышеизложенную гипотезу, то противники путинской группировки, по логике, должны играть на опережение и выбивать козыри из рук противника заранее. Тем более, что под шумок выборов в США это сделать проще. Кстати, учитывая, что эта группировка, вне сомнения, имеет свои связи в Вашингтоне, неудивительно, что Путин активно торгуется с Обамой за перенос сливных сделок по Сирии и Донбассу на период после выборов. Пока идёт торг и сделка не оформлена, Путин ещё нужен Обаме, и отмашка на переворот не последует.

Проблема в том, что градус дестабилизации ситуации для радикальных перемен на властном Олимпе должен быть на порядок выше, чем для имитации давления на власть в русле первых двух сценариев. Может ли силовая фронда в нынешнем своём состоянии довести процесс до такого градуса без страха потерять контроль и упустить инициативу? И сможет ли она потом закрутить гайки до нужной степени комфорта? Сложно сказать.

СЦЕНАРИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ: «СИЛОВАЯ ФРОНДА ТОРГУЕТСЯ ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ»

Многое в описанных сценариях зависит от текущего масштаба противостояния и потенциальных целей и ресурсов сторон. Ежели масштаб действительно таков, что двум бульдогам под ковром не ужиться, и взаимный антагонизм дошёл до стадии «сейчас или никогда», то стоит ожидать самых невероятных шагов. Однако если конфликт ещё не вышел на этот уровень, то вполне возможен относительно полюбовный договорняк о постепенной передаче власти без особых эксцессов и рискованных кризисов. В таком случае выступления будут носить ограниченный характер, так сказать, демонстрации противниками друг другу своих возможностей, но не более.

По логике, Запад тоже должен подталкивать к этому варианту как более удобному с точки зрения быстрого. Но это если ему нужен именно быстрый слив, а не открытый конфликт с демонстративным разгромом.

***

Это пока только контуры основных сценариев, не учитывающие ряд сопутствующих обстоятельств, игроков и проблем. Возможно, приготовления так и останутся приготовлениями, возможно, столкновения планов разных игроков приведут к невообразимому сейчас результату, а возможно, весь пар уйдёт в свисток, и вместо масштабного кризиса получится не менее масштабный пшик. Но общие предчувствия от явно накаляющейся атмосферы обозначить всё-таки необходимо.

«Политический блокнот», 9.09.2016