Инициатива муфтия Татарстана Камиля Самигуллина о необходимости вести пятничные проповеди только на татарском языке и принятие участниками пленума ДУМ РТ единогласного решения — поистине историческое событие Инициатива муфтия Татарстана Камиля Самигуллина о необходимости вести пятничные проповеди только на татарском языке и принятие участниками пленума ДУМ РТ единогласного решения — поистине историческое событие Фото: dumrt.ru

«У НАС ПО ВСЕЙ РОССИИ МЕЧЕТИ БЫЛИ ТАТАРСКИЕ»

Инициатива муфтия Татарстана Камиля Самигуллина о необходимости вести пятничные проповеди только на татарском языке и принятие участниками пленума ДУМ РТ единогласного решения — поистине историческое событие. Мы в своей мечети принципиально наставления на джума-намаз совершаем только по-татарски. Хотя были предложения — в основном от молодежи, не владеющей родной речью, а также гастарбайтеров из бывших республик СССР — дублировать вагазы на русский язык. Мол, мы не понимаем. Почему мы этого не делали? Прежде всего именно из-за наследия татарских богословов, которое нужно сохранить. Как говорили на пленуме, у нас по всей России мечети были татарские. Из-за того что имамы стали свои наущения переводить на русский язык, приходы постепенно стали уходить из рук татарских мулл. Так и произошло. Еще Валиулла хазрат (Валиулла Якупов (1963-2012) — религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов, погибший от рук убийцы,прим. ред.) говорил, что если мы потеряем татарский язык в мечетях регионов и они перейдут на русский язык, ссылаясь на то, что люди не понимают татарского, то наших татарских имамов просто-напросто подвинут.

Руководствуясь решениями августовского пленума, мы в сентябре месяце в здании Казанского исламского колледжа планируем открыть вечерние курсы для желающих изучать татарский язык Руководствуясь решениями августовского пленума, мы в сентябре в здании Казанского исламского колледжа планируем открыть вечерние курсы для желающих изучать татарский язык

Вот говорят, что люди не понимают смысла проповеди. Пусть учат язык. Когда я поехал в Бухару учиться, меня никто не спрашивал, знаю я узбекский язык или нет. Мне с первого дня преподавали на узбекском. То, что ты не знаешь, никого не волновало. На следующий день спрашивают урок, тебе ставят жирную двойку. У нас язык похожий, одна тюркская языковая группа. Это было единственное на Советский Союз учебное заведение. Никого не волновало, чеченец ты, китаеязычный дунган или таджик. И я вас заверяю, что и чеченцы, язык которых вообще не похож на узбекский, изучали сарф-грамматику арабского языка на узбекском. Ничего, через год все говорили по-узбекски, даже проповедь в мечетях проводили в качестве практики.

В доперестроечные годы в Казани была одна мечеть — Аль-Марджани. Потом стали появляться все новые. Так получилось, что они сами по себе разделились. Если Аль-Марджани всегда была бабаевской — сюда ходили в основном старики, здесь был только татарский язык, то в Бурнаевскую мечеть стала ходить молодежь, которая татарского языка не знала. В Сенную мечеть начали ходить студенты. В Султановскую — те, кто работает на рынке, в основном выходцы из Средней Азии и с Кавказа. В Апанаевской собирались в основном девочки — она неформально стала женской. Так поделилось и продолжалось. В наших слободах — Караваево, Мирном — все было чисто татарским. К сожалению, сейчас мы татарский язык утрачиваем. Если потеряем его в мечетях, это будет не есть хорошо. Поэтому у нас в Аль-Марджани, медресе имени Марджани (неофициальное название Казанского исламского колледжаприм. ред.) при мечети все предметы идут только на татарском языке. Я это очень хорошо понимаю. Сейчас у нас в школах любят говорить: давайте физику, химию изучать по-русски, мол, ЕГЭ впереди, трудно будет осваивать. Это неправильно. Ведь так постепенно наш родной язык будет изгнан из школ, он потеряется. Постепенно все со временем перейдет на русский. Этого допустить нельзя.

Наша особенность — студентам преподают действующие имамы мечетей Наша особенность — студентам преподают действующие имамы мечетей

Мы в медресе берем в основном татар из Сибири, Челябинска, Башкортостана. Недавно звонил муфтий Забайкальского региона, просил принять студента. Муфтии Поволжья, Центрального региона страны и Дальнего Востока просят отдать своих детей сюда. Наше учебное заведение зарекомендовало себя как традиционно татарское. Есть своя форма, тюбетейки. Преподаем татарский язык, литературу, все это отдельно изучается в медресе. Наши студенты осваивают татарский как предмет. В колледже большое внимание уделяется риторике, ораторскому искусству. Татарский богослов должен уметь ввести дискуссионный диалог с представителями других конфессий.

Руководствуясь решениями августовского пленума, мы в сентябре в здании Казанского исламского колледжа (КИК) планируем открыть вечерние курсы для желающих изучать татарский язык. Любой человек сможет сюда прийти. Невозможного нет. Тот же Валиулла хазрат, когда приехал в Казань, почти не знал родного языка. Он рассказывал, что выучил его, громко читая татарские газеты. Впоследствии у него была поставленная татарская речь. Что касается проповедей для непонимающих государственный язык Татарстана, в КИКе мы хотим открыть интересные уроки. Проповеди, которые читались на татарском в пятницу, мы в другие дни хотим дать с переводом на русский. Такие планы есть.

В советский период здане медресе было у государства, там было коммунальное жилье, 13 квартир В советский период здание медресе было у государства, там было коммунальное жилье, 13 квартир

В 1,5 ТЫС. МУСУЛЬМАНСКИХ ПРИХОДОВ В ТАТАРСТАНЕ 800 ИМАМОВ БЕЗ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наше медресе историческое. В 1997 году был проект разработки комплекса в районах улиц Каюма Насыри, Зайни Султана, Комсомольской (сейчас это улица Шигабутдина Марджани прим. ред.) и Фатыха Карима. То здание, в котором преподавал Шигабутдин Марджани, он сам и построил. Раньше здание было деревянное, известный меценат Ибрагим Юнусов его финансировал. Потом этот деревянный дом сгорел, и имам Марджани принимает решение построить из кирпича здание медресе. В советский период оно было у государства, там было коммунальное жилье, 13 квартир, коридорная система. В 2003 году государство возвращает его нам, жильцов расселяют по программе ликвидации ветхого жилья. Пол, потолки были деревянными, мы сделали монолитные перекрытия, отремонтировали здание. Открыли его. В это время у нас были медресе «Мухаммадия» и медресе имени 1000-летия принятия ислама, а также Российский исламский университет, поэтому мы официально решили назвать его колледжем для подготовки священнослужителей, чтобы они в дальнейшем могли обучаться в РИУ. Это колледж по подготовке имам-хатыбов и преподавателей. Четырехгодичное обучение, программа стандартная, заверенная духовным управлением. Программа была почти такой же, как и в медресе «Мухаммадия».

.

Первый год там обучались 100 человек, потом все меньше и меньше. У нас в Татарстане не хватает имамов. На последнем собрании ректоров учебных заведений Рафик Мухаметшин (ректор Российского исламского университетаприм. ред.) озвучивал такую цифру: из 1,5 тыс. приходов без религиозного образования работают 800 человек. Нужны образованные специалисты. После перестройки мы стали интенсивно возводить мечети, а столько специалистов мы не смогли выпустить, поэтому четырехгодичную программу сжали до трех лет. Обучение бесплатное, хорошим студентам мы даже выплачиваем стипендию, возмещаем дорожные расходы до дома. Живут здесь, обязательны спортивные мероприятия, потому что в здоровом теле — здоровый дух. Раз в неделю обязательно баня, чтобы все чистенькие были. Изучаем строго наш мазхаб. По книгам, особенно Марджани. У нас очень богатая библиотека, там есть рукописные труды Шигабутдина Марджани. И на сегодняшний день, что нас радует, мы принимаем людей по направлению духовных управлений РФ. Я с 1992 года находился в совете муфтиев России, и многие просили принять именно в наше медресе Марджани. К нам приезжали учиться из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Астрахани, Волгограда. Коран-хафизов обучили, на сегодняшний день их 23 человека. Полные коран-хафизы, которые Священную Книгу знают наизусть. Если раньше на Рамазан приглашали коран-хафизов из-за границы, Турции, то сейчас свои есть.

«Лидер мусульман Татарстана Камиль Самигуллин также наш выпускник, он у нас и преподавал» «Лидер мусульман Татарстана Камиль Самигуллин также наш выпускник, он у нас преподавал»

Лидер мусульман Татарстана Камиль Самигуллин также наш выпускник, он у нас преподавал, а параллельно был имамом одной из казанских мечетей. Это наша особенность — студентам преподают действующие имамы мечетей. Шакирды уже через месяц проходят практику в качестве муллы. Мы отправляем их для омовения покойников, на совершение обряда имянаречения. Вообще, мы гордимся, что муфтий Республики Татарстан — выпускник нашего колледжа. У нас до революции учились Каюм Насыри, Хусаин Ямашев, Салих Сайдашев и другие видные деятели. Лекции читали покойные Валиулла Якупов, первый казый (шариатский судья) ДУМ РТ Габдулхак Саматов. Колледж финансируется из денег мечети Аль-Марджани. Традиции мы сохраняем. Как и при имаме Шигабутдине Марджани, мечеть содержала медресе, рядом был пристрой, куда приходили малоимущие за помощью. На сегодняшний день вокруг соборной мечети создалась вакуфная система, которая работает на самофинансирование.

Мансур Джалялетдин