Показатель трудоустройства у выпускников средних учебных заведений значительно выше (90%), чем у тех, кто окончил вуз

«ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИЗМЕНИЛОСЬ»

Приемная кампания в техникумы и колледжи набирает обороты, причем практически на все бюджетные места (а их в РТ 18 тыс.) в колледжи и техникумы конкурс. И такого понятия, как недобор, сейчас нет вообще, отметил недавно на брифинге с журналистами замминистра образования и науки Андрей Поминов. Сегодня в Татарстане 97 учреждений профобразования, общее количество студентов — порядка 67 тысяч. Причем контрольные цифры приема-2016 постоянно растут (окончательный результат будет известен осенью), прогноз минобрнауки — примерно 23,5 тыс. студентов. «Сейчас ребята идут в учреждения средне-специального образования не потому, что не могут или опасаются продолжать учебу в 10 классе, а по осознанному выбору профессии. Не так, как было, лет 5 назад», — отметил замминистра. Особо привлекательна для молодых людей учеба в ресурсных центрах. А в Татарстане, напомним, статус ресурсных центров присвоен 14 профессиональным образовательным организациям (5 — в 2014 году, 9 — в 2015 году). Также в рамках федеральной программы в 2016 году на базе Казанского техникума информационных технологий и связи будет создан межрегиональный центр компетенций подготовки рабочих кадров в сфере информационных технологий по стандартам WorldSkills. На создание ресурсных центров в республике выделено 2,5 млрд. рублей, предполагается, что программа будет продолжена и в 2017 году. Всего же планируется открыть 30 подобных образовательных центров. Еще один момент, характеризующий современные тренды профессионального образования: показатель трудоустройства у выпускников средних учебных заведений значительно выше, чем у тех, кто окончил вуз. По словам Поминова, свыше 90% выпускников учреждений профессионального образования находят работу в первый же год после получения диплома.

«Отношение к профессиональному образованию, безусловно, изменилось, — полагает председатель некоммерческого партнерства «Совет директоров образовательных учреждений СПО РТ», директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Залялова. — Во-первых, за счет развития движения WorldSkills мы приобщили к профессиям школьников раньше, чем это делалось обычно. Второе — сейчас сама система мотивации к определенному труду в тренде. И гораздо раньше дети начинают определять для себя, в какой сфере хотели бы реализоваться и что для этого нужно сделать».

«КОНКУРС ДОСТИГАЕТ 3- 6 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО»

По мнению Заляловой, современные дети сейчас понимают, что если они научатся работать на уровне международных стандартов, у них появится высокий шанс стать востребованным на рынке труда.

«Мы обозначили ребятам престиж рабочей профессии, возможную карьерную траекторию развития личности. И что мы сейчас видим: в учреждения химической отрасли один из самых высоких конкурсов, энергетической отрасли — высоченный, в медицине — конкурс. И это же не случайно, что конкурс достигает 3 - 6 человек на место! Это совершенный миф, что в учреждения среднего образования идут одни троечники — средний проходной балл в такие ссузы — 4,3 - 4,5 балла. Это если говорить о высокотехнологичных отраслях. Так что, как было 5 - 10 лет назад, что абы кто пришел, пусть с одними тройками, — такого сейчас нет», — отмечает председатель НП.

Приемная кампания в техникумы и колледжи набирает обороты, причем практически на все бюджетные места (а их в РТ 18 тыс.) в колледжи и техникумы конкурс

Поддержал тезис коллеги и директор Казанского радиомеханического колледжа Камиль Мухаметов: «В нашем колледже ребята получают наукоемкие специальности. Это элита рабочей профессии. Скрывать не буду: у нас тяжело учиться, надо хорошо знать физику, другие точные науки. У нас на одно место — два заявления от желающих поступить. Ребята приходят способные, но хотелось бы, чтобы средний проходной балл был приближен к пятерке. Это необходимо для развития отрасли в республике». Уровень образования молодых людей в колледже уже оценили партнеры-работодатели — за выпускниками чуть ли не очередь из них выстраивается. Такой спрос на рынке труда понятен: профессия более чем востребована, преподавание сильное, да и ребята поступают талантливые: среди студентов есть даже стипендиаты президента РФ.

В Казанском политехническом колледже, где преподают по двум программам — начальному профессиональному образованию (НПО) и средне-профессиональному образованию (СПО), — обучение идет по 14 специальностям. И среди них есть несомненные лидеры, особенно пользующиеся популярностью у молодых людей: сварщик и автомеханик. «На эти специальности у нас всегда конкурс, — рассказывает директор колледжа Расих Ахмадеев. — Приемная кампания проходит активно, многие ребята приходят, интересуются, а потом подают документы». По словам Ахмадеева, проблем с трудоустройством в будущем у ребят нет. Директор привел пример: из 169 выпускников в этом году 160 сразу же нашли работу по специальности.

ШИРОКИЕ ГОРИЗОНТЫ В КАРЬЕРЕ

А между тем, считает Залялова, сегодня рабочий — это совершенно другая профессия, что была раньше: современное производство требует специалистов высокого уровня. «Вообще в международной практике такого понятия «рабочий» нет. Есть специалист высокой квалификации», — отметила Залялова. И привела пример отношения работодателей к участникам и победителям соревнований WorldSkills International: «Посмотрите, как относятся к победителям, ребятам-участникам! Это же олимпийский уровень! Они получают сертификаты международного уровня, и их готова принять любая брендовая компания. И наши ребята, что победили на региональном уровне, уже получили предложения в очень серьезные компании».

В этом году в пяти учебных заведениях был опробован пилотный проект: студенты защищали свои дипломные работы по стандартам WorldSkills

По словам Заляловой, и работодатель сегодня заинтересован в том, чтобы принимать активное участие в образовательном процессе своих потенциальных работников: «Мы привлекаем работодателя, внедряя дуальное обучение. Например, Елабужский политехнический колледж работает с заводом Ford-Sollers, Нижнекамский нефтехимический колледж — их ребят готовят специально под заказ ТАНЕКО. Если говорить о сфере услуг, то с образовательными учреждениями активно сотрудничают Казанский булочно-кондитерский комбинат, «Бахэтле»... Мы стремимся к тому, чтобы работодатели участвовали в создании учебных программ, в оценке качества подготовки и, конечно же, обеспечили рабочие места».

Кстати, в этом году в пяти учебных заведениях был опробован пилотный проект: студенты защищали свои дипломные работы по международным квалификационным требованиям. То есть, помимо квалификационных экзаменов и диплома по федеральному стандарту, ребята должны были еще подтвердить свои профессиональные компетенции по стандартам WorldSkills. Компетенции подтверждались по пяти направлениям: автомеханика, поварское дело, сварочная технология, сельхозмашины и кирпичная кладка. В дальнейшем планируется тиражировать этот опыт и в других учебных заведениях. Таким образом, полагает председатель НП, у выпускников ссузов откроются куда более широкие горизонты в карьере.