. Татьяна Прокофьева: «У нас есть желание сохранить эти строения как архитектурные объекты, но не как жилые дома»

«УНИСТРОЙ» В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛОВУШКЕ

С неожиданной проблемой столкнулись вечером в пятницу жители трех старых домов в Октябрьском городке. На публичных слушаниях, где должен был быть согласован проект планировки возводимого «Унистроем» на месте городка жилого комплекса Аrt Citу, выяснилось, что новое жилье им пока не светит.

К началу слушаний в зале не осталось свободных мест, пришли около 40 жителей домов 1/12, 1/13, 1/15 по улице Ершова, были представители девелопера и минкультуры — такая популярность заседания указывала на то, что формальным знакомством с проектом планировки дело не ограничится. Вела слушания главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.

Напомним, в конце 2014 года компания «Унистрой» взялась за реализацию крупного проекта по строительству на месте Октябрьского городка нового жилого микрорайона Аrt Citу, предусматривающего расселение аварийного жилья. Проект планировки (разработан «Татинвестгражданпроектом», ТИГП) подразумевает строительство на месте Октябрьского домов экономкласса в 10 и 19 этажей общей жилой площадью 250 тыс. кв. метров. В жилом комплексе, рассчитанном на 8,3 тыс. человек, возведут школу на 1,5 тыс. мест, детский сад на 340 мест. В большой парковой зоне появится бульвар с велодорожками, детскими площадками. В южной части комплекса построят торговый комплекс.

. В конце 2014 года компания «Унистрой» взялась за реализацию проекта по строительству на месте Октябрьского городка жилого микрорайона Аrt Citу, предусматривающего расселение аварийного жилья

Но не тут-то было. В январе 2015 года республиканское отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) во главе с Фаридой Забировой обратилось с петицией к президенту РТ Рустаму Минниханову — по ходу строительства сносятся исторически ценные здания из ансамбля бывшего артиллерийского училища. Хотя строения не являются объектами культурного наследия и не состоят на государственной охране (поэтому «Унистрой» и не нарушил законодательства), но, с точки зрения градозащитников, они формируют историческую среду. ВООПИиК поддержала и помощник президента РТ Олеся Балтусова. В итоге стороны пришли к компромиссу — компания обещала сохранить фасадные части двух корпусов по первой линии в проекте развития территории.

Тогда речь шла только о зданиях детского сада и магазина. Они будут сохранены, что подтвердилось и на слушаниях. При строительстве торгового центра фасады этих зданий будут включены в структуру самого ТЦ. «Такой прием позволит нам сохранить историческую застройку», — рассказала представитель ТИГП.

. Трещины в стенах домов — шириною с палец

«ЕСЛИ ВЫ ИХ СОХРАНЯЕТЕ, НАС НИКТО РАССЕЛЯТЬ НЕ БУДЕТ!»

Однако оказалось, что не все так просто. Зимой прошлого года встал вопрос о трех построенных еще до революции домах — 1/2, 1/13 и 1/15. Министерство обороны РФ отказалось от них, а исполком на свой баланс изначально не принял. Сами жильцы это объясняли «БИЗНЕС Online» тем, что их трущобы пригодны только под снос, что, видимо, и планировалось. По предварительному договору между «Унистроем» и жителями предполагалось строительство на их месте многофункционального центра. Жильцов застройщик пообещал расселить своими силами, чему они несказанно радовались. До тех пор, пока судьба этих домов не привлекла внимание минкультуры. Выяснилось, что и они являются градоформирующими, а значит, сносу не подлежат.

«У нас есть желание сохранить эти строения как архитектурные объекты, но не как жилые дома», — ответила Прокофьева на вопрос жителей о дальнейшей судьбе зданий. Их такой ответ предсказуемо не устроил.

«Если вы их сохраняете, нас никто расселять не будет!» — стали наперебой выкрикивать жильцы.

Это подтвердил и сидящий в зале представитель «Унистроя» Айрат Забиров. «Когда мы полтора года назад открыли вопрос по расселению, у нас было условие — согласие на него 100 процентов жителей, к чему мы в принципе сейчас и пришли. Однако сегодня возникла ситуация, которую мы тогда не могли предусмотреть», — сообщил он. По словам Забирова, на тот момент ни земля, ни расположенные на ней объекты не являлись объектами культурного наследия. Сейчас же выяснилось, что на утверждении минкультуры РФ находится проект зоны охраны Казани, куда данная территория вошла как зона регулирования застройки, в том числе сами здания — как ценные объекты.

. По словам одной из жительниц, канализационные стоки по трубам уходят в выгребные ямы под домом, так как установленная в советское время система канализации просто сгнила

«Эти объекты не являются объектами культурного наследия, экспертиза их историко-культурного наследия не проводилась, но они входят в историческую застройку и являются градоформирующими. По положению градоформирующие объекты сносу не подлежат», — вновь развела руками представитель управления архитектуры и градостроительства.

«Одним из условий расселения было расположение на месте этих домов многофункционального центра. В случае если мы оставим данные объекты, расселение, к сожалению, будет под вопросом», — не стал скрывать Забиров. Расселение обойдется в сотни миллионов рублей, а позволить себе такие затраты при сохранении домов компания просто не сможет.

Разумеется, это известие вызвало бурю негодования. «Когда их внесли?», «У нас трещина по всему дому! Он может рухнуть, а вы хотите сохранить! Как их сохранять, когда люди живут как в катакомбах?» — продолжили «накалять страсти» жильцы. Их можно было понять — новые квартиры на глазах уплывали из рук. О том, в каком состоянии находятся эти дома, сами жильцы рассказывали «БИЗНЕС Online» чуть ли не со слезами на глазах. Например, по словам одной из жительниц, канализационные стоки по трубам уходят в выгребные ямы под домом, так как установленная в советское время система канализации просто сгнила. Ранее в одном из домов был отрезан газ из-за аварийности систем, люди вынуждены были использовать электрообогреватели. Трещины в стенах домов — шириною с палец.

«Наш дом 1/13 еще 1904 года постройки, ему 112 лет! Капитальный ремонт там не делался ни разу! — негодует житель Николай Волков. — Все дома трехэтажные, по тем временам типовые. У них нет фундаментов как таковых, они построены на песчаных подушках. Их надо сносить просто ради безопасности жителей. Нет смысла цепляться за то, что это градообразующие объекты. Эти градообразующие объекты рухнут завтра вечером!»

. Капитальный ремонт домов не делался ни разу с момента постройки

«ЭТО ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ, ИСТОРИЧЕСКИ НЕОБЫЧНЫЕ»

В итоге все три дома в настоящий момент все-таки приняты на баланс исполкома Казани, хотя и явно без большого желания. По словам жителей дома 1/15, добиваться перехода под мунициальное крыло им пришлось через Верховный суд РТ. Но будут ли их приводить в порядок, пока большой вопрос. Не смогла дать четких ответов и представитель районной администрации, присутствовавшая на слушаниях. Она лишь отметила: по домам, переданным городу, капремонт был проведен, а по зависшим трем домам ситуация осталась неясной. «На данный момент письма жителей услышаны, будем по ним работать. Пока для нас тоже стало огромной новостью, что они являются градообразующими и их нельзя сносить», — призналась девушка. Видимо, все-таки в исполкоме надеялись, что «Унистрой» поможет им решить вопрос со старыми домами.

Пытаясь утихомирить участников слушаний, Прокофьева несколько раз пыталась обратить их внимание на то, что проектом предусмотрено преобразование этих домов в нежилые дома.

«Будем действовать с точки зрения закона, если необходимо будет, будем расселять», — пообещала она жильцам. Впрочем, никакой конкретики по поводу того, кто будет заниматься расселением и за чей счет, нет.

«Если вы считаете, что этот проект не может быть утвержден до решения вопроса, мы можем отложить рассмотрение», — наконец, сдалась она, обратившись к собравшимся.

. В одном из домов был отрезан газ из-за аварийности систем, люди вынуждены были использовать электрообогреватели

«Давайте откладывать!» — решительно донеслось в ответ.

После слушаний главный архитектор Казани в беседе с газетой «БИЗНЕС Online» рассказала, что проблема будет решаться. «Мы понимаем, что жителями этот вопрос немножко с другого ракурса рассматривается. С точки зрения архитектуры это действительно очень интересные объекты, хочется их сохранить», — призналась она.

Жильцы, которым сначала пообещали золотые горы, а теперь оставляют у разбитого корыта, понятно, отзываются на это — самое мягкое — с горькой иронией: «Нас на баланс никто не брал, мы были ничьи, никому не нужными. И вдруг стали градообразующими... Смешно!»