Томас Бах 10 руководителей антидопинговых агентств, в первых рядах которых находятся США и Канада, призвали президента МОК Томаса Баха не пустить российскую сборную в Рио-де-Жанейро Фото: kremlin.ru

РОССИЮ ПУСТЯТ ПО СТОПАМ АФРИКИ?

Сегодня в 16:00 по московскому времени на пресс-конференции в Торонто (Канада) глава независимой комиссии всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен расскажет о том, как его команда расследовала обвинения в адрес России в махинациях допинг-проб во время зимней Олимпиады-2014 в Сочи. По итогам этого доклада международный олимпийский комитет (МОК) примет решение, открыть или закрыть дорогу российским олимпийцам на Игры в Рио. Ранее такое случалось со сборной ЮАР, которую с 1964 года отстранили от Олимпиады, а с 1970 года отправили «в игнор» из-за проводимой в стране политики апартеида. Вернули южноафриканцев в мировую спортивную «семью» лишь с 1990 года. Также есть прецеденты отстранения национальных сборных за вмешательство правительства в дела местных олимпийских комитетов (Индия в 2014 году и Кувейт в 2010 году, правда, на юношеских Играх). В обоих случаях МОК предлагал спортсменам выступать в качестве независимых участников. Теперь по этому же пути, по всей видимости, хотят пустить Россию.

Напомним хронологию кампании. В декабре 2014 года был показан первый фильм из трилогии немецкого журналиста Хайо Зеппельта «Секретный допинг: как Россия добивается побед». Вслед за этим разгорелся скандал с массовым применением допинга российскими легкоатлетами. Его иницаторы били по двум направлениям: спортсменов дисквалифицировали и за допинг-пробы, и за новое слово в спортивной медицине — абнормальность паспортов, иными словами, изменения, произошедшие в организмах спортсменов на генном уровне. 9 ноября 2015 года был опубликован отчет комиссии WADA и список более чем из 4 тыс. российских легкоатлетов прошлого и настоящего, временно отстраненных от участия в международных соревнованиях.

Осенью 2015 года медицинский препарат «Милдронат», запатентованный СССР еще в 1976 году, решением WADA был переведен в разряд допинг-средств. Наконец, 12 мая 2016 года в американской газете The New York Times вышла статья, где со слов бывшего руководителя РУСАДА (российское антидопинговое агентство прим. ред.) Григория Родченкова утверждалось, что в России существует государственная допинговая программа, а сам экс-руководитель российского антидопингового агентства участвовал в подмене допинг-проб российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи. 17 июня 2016 года совет международной федерации легкой атлетики, основываясь на рекомендациях WADA, оставил в силе решение об отстранении наших легкоатлетов от международных соревнований. А 16 июля 10 руководителей антидопинговых агентств, в первых рядах которых находятся США и Канада, приготовили письмо в МОК с настоятельной просьбой отстранить российских спортсменов от старта в Рио. Интересно, что первым подписантом документа значится Трэвис Тайгарт, руководитель американского антидопингового агентства USADA. Именно с его подачи поддерживающий и нормализующий лекарственный препарат «Милдронат» был переведен в разряд допинговых.

«ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ВСЕ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ХОРОШО СПЛАНИРОВАННОЙ И ПРЕДВЗЯТОЙ КАМПАНИИ»

Как бы ни хорохорилась двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, заявляя в интервью нашей газете, что она уже сдала четыре международные допинг-пробы, а сейчас «пойду и еще написаю», вспоминается русская народная поговорка о глазах и божьей росе. Осознание нереальности происходящего приходит даже к тем российским спортсменам, которые изначально поддерживали усилия WADA по якобы очищению нашего спорта от допинга. Яркий пример — монолог чемпиона мира по легкой атлетике Сергея Шубенкова, который ваш корреспондент записал на чемпионате России по легкой атлетике.

«Ощущения как во сне, когда происходит что-то нереальное, — негодует Шубенков. — Как так?! Коллективная ответственность. XXI век, я вообще думал, что такое больше невозможно. Глобальная несправедливость, и не знаешь, как с этим бороться. Такой фон создается негативный. Факты в целом за нами. Но как только какое-то «не то заявление» прозвучит, так из Британии несется вал информации: «Нет! Россия с Путиным сверху донизу прогнила! Их нельзя пускать!» Что это такое? Как так жить-то можно?»

Виталий Мутко и Александр Жуков Александр Жуков (на фото с Виталием Мутко): «Создается впечатление, что все это является частью хорошо спланированной и предвзятой кампании» Фото: kremlin.ru

Возможностями эпистолярного жанра воспользовался и президент олимпийского комитета России Александр Жуков. В письме к главе МОК Томасу Баху он заявил, что вмешательство главы комиссии спортсменов WADA Бекки Скотт, которая призывает МОК запретить сборной России участвовать в Олимпиаде 2016 года, противоречит принципам Олимпийской хартии и подрывает доверие к докладу еще до его публикации. «Создается впечатление, что все это является частью хорошо спланированной и предвзятой кампании, направленной на отстранение российских спортсменов от участия в Олимпийских играх, независимо от наличия каких-либо доказательств, необходимых для принятия такого беспрецедентного решения, — цитирует Жукова ТАСС. — Как и все мы, госпожа Бекки Скотт должна защищать права «чистых» спортсменов. Но все же она, по-видимому, заинтересована лишь в том, чтобы наказать сотни «чистых» российских спортсменов».

Между тем у доклада WADA могут быть и кадровые последствия в высших эталонах спортивной власти России. Так, министр спорта РФ Виталий Мутко заявил в эфире «Матч ТВ» о своей готовности готовность покинуть свой пост, если вся сборная России действительно будет отстранена.

Марат Бариев Марат Бариев: «Самоустраняться было бы большой несправедливостью по отношению к львиной доле наших спортсменов, которые честно готовились к главным стартам четырехлетия» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

МАРАТ БАРИЕВ: «ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О БОЙКОТИРОВАНИИ ОЛИМПИАДЫ С НАШЕЙ СТОРОНЫ»

Экс-глава минспорта РТ Марат Бариев как исполнительный директор олимпийского комитета России имеет непосредственное отношение к зимней Олимпиаде в Сочи. Ситуация с легкоатлетической сборной страны прекрасно знакома ему по деятельности вице-президента всероссийской федерации легкой атлетики.

«Надеюсь на положительное решение МОК по поводу участия наших олимпийцев на стартах в Рио, — начал Бариев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Прежде всего потому, что не видел в прошлом никаких фактов того, что наши государственные органы были бы замешаны в некоей допинговой программе, о которой говорит тот же Родченков. Вся риторика наших «друзей» замешана на домыслах, каких-то намеках, но до сих пор не был приведен ни один аргумент, ни один факт, ссылаясь на который можно было бы начать задумываться об отстранении страны от Олимпиады».

По мнению Бариева, история олимпийского движения подсказывает, что решение об отстранении страны по допингу было бы беспрецедентным, потому что все предыдущие отстранения ЮАР и Индии принимались на основе политических фактов.

«Нынешняя ситуация с нашими олимпийцами позволяет оказать давление на Россию, ущемить, унизить, пнуть ее! — уверен собеседник издания. — Обсуждался даже вопрос о бойкотировании Олимпиады с нашей стороны. Но я считаю, что мы тем самым только пойдем на поводу у людей, которые заинтересованы в неучастии нашей сборной. Даже в нынешней ситуации мы остаемся в числе лидеров мирового спорта. Самоустраняться, идя на поводу тех же авторов письма в МОК, было бы большой ошибкой и большой несправедливостью по отношению к львиной доле наших спортсменов, которые честно готовились к главным стартам четырехлетия. Чем, к примеру, провинился тот же Василий Мосин, который ради спорта отказался от профессии врача, на которую учился много лет? Чем виноваты многочисленные российские олимпийцы, которые чисты и честны? Более того, даже та же IAAF (международная ассоциация легкоатлетических федераций прим. ред.), которая ополчилась на российскую легкую атлетику, не ставит вопроса о категорическом неучастии наших спортсменов на Играх. В том числе и потому, что сам президент IAAF Себастьян Коэ, в бытность спортсменом, приехал в олимпийскую Москву 1980 года и победил там, несмотря на то что его Великобритания бойкотировала те Игры».

Бариев сетует на то, что у IAAF и других федераций есть слабости, нажимая на которые организаторы давления на Россию стремятся лишить нас права стартовать в Рио. «Есть предположение, что подобные слабости ищут и у нынешнего президента МОК Томаса Баха», — заключил Бариев.

Заслуженный мастер спорта, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр по водному поло Ирек Зиннуров полагает, что России через недопуск сборной на Олимпиаду устроили показательную порку. «Политика опять вмешивается в спорт, и это очень печально, — говорит Зиннуров. — Очень надеемся на справедливую позицию МОК, однако нетрудно представить, какому давлению со стороны наших «доброжелателей» эта организация сейчас подвергается. Удивительно, что громче всех об антироссийских санкциях в спорте кричат представители тех стран, которые многократно были пойманы на систематичном употреблении запрещенных препаратов. И здесь мы имеем в виду не безобидный мельдоний, а анаболики и стероиды. Но почему-то к ним никакие санкции не применялись. А вот нас они призывают наказывать, причем не просто наказывать, а устроить показательную порку. В этой ситуации МОК важно сохранить лицо, показать приверженность олимпийским принципам, которые были заложены в самой идее создания олимпийского движения. Спорт и политика должны быть, безусловно, разделены!»

По мнению Зиннурова, в этой ситуации проигравшими окажутся зрители — огромная зрительская аудитория всей планеты, которая не получит уникального захватывающего спортивного зрелища, которого ждала целых четыре года.

«КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ ИМЕЮТ СПОРТСМЕНЫ, ВЫСТУПАЮЩИЕ В ЛЕТНИХ ВИДАХ СПОРТА?»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что все решения по давлению на сборную России имеют глубокие политические корни с целью «наказать Россию за Крым».

Сергей Демин — главный тренер сборной Татарстана по стендовой стрельбе:

— Есть определенный центр организации нападок на Россию, происходящий по всем фронтам. Есть желание «наказать» нашу страну за ведение самостоятельной политики, за отстаивание собственных интересов, за тот же Крым, наконец. Вспомнили тот же Сочи, потому что победа на домашней Олимпиаде стала из разряда таких, которыми гордится вся страна.

Вообще, попытка отстранения России от Олимпиады в Рио противоречит здравому смыслу. Если комиссия WADA пытается найти факты применения допинга на Олимпиаде 2014 года, то какое отношение к происходящему могут иметь спортсмены, выступающие в летних видах спорта? Поэтому я считаю, что Россия будет и должна стартовать в Рио.

Есть недоработка наших СМИ в освещении происходящего, есть виды спорта, где допинг почти невозможен в принципе, есть яркие победы, которых наши спортсмены достигают даже в это тяжелое с точки зрения психологического давления время. Пример — татарстанец Василий Мосин, который недавно выиграл чемпионат Европы, вся страна в это время обсуждала неудачу наших футболистов на Евро, а сейчас занята вопросом о допуске или недопуске спортсменов на Олимпиаду.

Сергей Демин: «Есть желание «наказать» нашу страну за ведение самостоятельной политики, за отстаивание собственных интересов, за тот же Крым, наконец»Фото: mdms.tatarstan.ru

Павел Салин — политолог, директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я думаю, что содержание доклада будет весьма критичным, но решение по российской сборной будет положительным, ее допустят к Олимпийским играм. Возможна частичная дисквалификация, не более того. Этот процесс целиком политический, вопрос установления истины по факту не стоит. Запад сейчас не заинтересован в том, чтобы Россию ставить в политическую изоляцию за счет устранения от участия в Олимпиаде. Задача любого давления — побудить объект, на который оказывается давление, к действиям, а если ему не оставляют выбора, то нет и пространства для торга. Если сборная будет дисквалифицирована, пространство для маневра будет минимизировано.

Письмо Томасу Баху от антидопингового агентства США — это демонстрация единства России, а не способ давления на олимпийский комитет. Это попытка оказать симметричный ответ. С санкциями сейчас вроде бы все налаживается, формируется уверенность, что в конце года они будут отменены, потому что в Европе зреет недовольство. Запад нам дает понять: не можем демонстрировать единства по поводу санкций — вот вам единство относительно российской сборной.

Весь мировой спорт высоких достижений держится на допинге. Вопрос в том, что чем богаче страна и чем она влиятельнее, тем выше шансы, что она может позволить себе хорошие препараты, которые либо не распознаются, либо на их употребление смотрят сквозь пальцы.

Сергей Акульчев — председатель правления ГК «Акульчев», президент федерации триатлона РТ:

— Спорт уже давно стал частью политики и перестал быть любительским. США и Канада апеллируют к олимпийским принципам. Но там все шло так, что спорт был для простых людей, для здоровья. Олимпиада была раньше для лиц, которые в основное время занимаются какой-то работой (токарь, пекарь), а в свободное время занимаются спортом и чего-то добиваются. Примерно такая задача была у Олимпиады. Это не профессиональный спорт. Сейчас это все ушло. Появились профессионалы и те же допинги. Поэтому олимпийские принципы давно уже исковерканы. Воздействие США на эту историю безусловное. Можно не сомневаться, что это организовали заинтересованные лица. Их комитет что-то ходатайствует, что является формальной причиной для того, чтобы это организовать. Они это умеют. У них в руках вся сила. С их стороны идут санкции по всем фронтам, в том числе и по фронту спорта. Наша сборная показывает хорошие результаты по легкой атлетике. Соответственно, бьют по легкой атлетике. Условно говоря, по какому-нибудь керлингу удара не было. По плаванию и легкой атлетике разыгрывается огромное количество медалей. Поэтому тут нам и стоит ожидать проблематики. По плаванию у них и так все хорошо, и им не нужна «палочка-выручалочка». А если мы начнем показывать зубы и там, то они и за плавание возьмутся.

Да, мы можем отказаться от Олимпиады и стать в позу. Но результат, скорее всего, будет один. Это из разряда «Кто громче хлопнет дверью». Что касается допинга в современном спорте, то тут надо отличать допинг и медицину. Сейчас в разряд запрещенных стали включать вещества, которые спокойно можно приобрести в аптеке. Фармацевтика, безусловно, нацелена на то, чтобы улучшить результаты спортсменов. Поэтому сейчас все условно. Одно вещество — допинг, другое — нет. А эффект, можно сказать, одинаковый. Американцы могут использовать какой-то препарат, который увеличивает работоспособность спортсмена, но он не попадает в список, потому что список у них.

Леонид Штейнберг — президент ФК «КАМАЗ»:

— Нам надо радоваться, потому что США нас боятся. Несмотря на то, сколько Россия сделала для олимпийского движения, они себя так ведут. Зачем нам унижаться? Почему нам должен указывать какой-то перебежчик? Возможно, наши пробы были спутаны? Вообще, при советской власти существовали Игры доброй воли. Надо их вернуть. Наше правительство должно оценить результаты наших спортсменов и выдать такие же призовые, как на Олимпиаде. Нам стоит забыть о существовании наших недругов и показать, что мы можем обойтись без них.

В итоговом решении огромную роль играют деньги.

Что касается употребления допинга, я не думаю, что при такой системе проверок, где тебя могут поднять в три часа ночи и провести анализы, наши спортсмены будут использовать запрещенные вещества. Это же надо быть вообще идиотом!