Известный клубный казанский деятель Альберт Валиев, взяв в управление кафе Avalon, погрузил его в долги
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАКРЫТО НА КАНИКУЛЫ

Прокуратура Вахитовского района Казани сообщила вчера об итогах проверки исполнения трудового законодательства в ООО «Без сна» — юрлицо кафе-бара Avalon на улице Пушкина. Поводом для прокурорского вмешательства стало обращение учредителей заведения — они пожаловались на управляющего, который не выплачивал заработную плату работникам кафе-бара. Долг перед 50 работниками предприятия превысил 700 тыс. рублей — заработная плата им не выплачивалась с ноября 2015 года по январь 2016 года. По сообщению прокуратуры района, собранные материалы она направила в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании руководителя предприятия. По требованию надзорного ведомства возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ («Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности»). Ход расследования уголовного дела, а также погашение задолженности по заработной плате прокуратура района взяла на контроль.

Если не брать в расчет расположение на центральной улице, само заведение не представляет особенного интереса на карте заведений Казани — таких в городе сотни. Кафе площадью 200 кв. м на 80 посадочных мест открылось в ноябре 2013 года, изначально позиционировалось как кофейня-бар, однако через некоторое время акцент с кофе было решено убрать. В сервисе «2ГИС» указано, что средний чек заведения — 400 рублей. Днем оно работало как кафе, а ночью как бар-клуб. Часы работы соответствующие: с понедельника по среду с 12 часов дня до двух ночи, в четверг и воскресенье с полудня до пяти утра, и в пятницу-субботу — до 8 утра. С начала июня кафе закрыто, а в группе «ВКонтакте» висит следующее объявление: «Друзья, мы ушли на летние каникулы, чтобы начать работу с новыми силами! Приносим свои извинения за неудобства. Обязательно сообщим, как только возобновим свою работу!»

Владельцы кафе — бизнесмены Раиль Хабибуллин и Рузаль Шамсутдинов, каждый из которых имеет другой основной бизнес. Так, согласно базе данных «Контур-Фокус», Хабибуллин выступает учредителем двух строительных компаний (ООО «СК «Ремстройальфа» и ООО «РемСтройАльфа»), а Шамсутдинов занимается оптовой торговлей бытовыми электротоварами (ООО «Тат-Эко Поток»). Так как ресторанный бизнес для них непрофильный, в конце 2014 года они привлекли к управлению кафе-баром Avalon довольно известного в Казани в свое время клубного деятеля Альберта Валиева. Имя Валиева было на устах в клубной жизни города в 2010-х годах. Он сотрудничал с холдингом OFS (был директором в ночных клубах «Штат 51» и «Ферзь»), позднее управлял ночным клубом Bioport. Впрочем, источники газеты говорят, что в Bioport Валиев не имел никаких полномочий и лишь называл себя соучредителем клуба. Как известно, «Штат 51» закрылся летом прошлого года (из-за кризиса и падения покупательской способности), а Bioport — в конце ноября прошлого года (из-за кризиса, «незрелости казанской публики», а также пристального внимания к заведению со стороны ФСКН).

Валиев отказался прокомментировать нашей газете возникшую ситуацию с долгами. Источники, знакомые с ним, говорят, что в Avalon работала управляющая компания, которой руководил Валиев, и якобы на протяжении долгого времени учредители забирали деньги у управляющей компании, поэтому их и не хватало на зарплату.

Альберт Валиев управлял ночным клубом Bioport закрылся в конце ноября прошлого года Альберт Валиев управлял ночным клубом Bioport, который закрылся в конце ноября прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОБЩАЯ СУММА ПОЛУЧИЛАСЬ ДОВОЛЬНО ВЕСЕЛАЯ»

С просьбой объяснить ситуацию «БИЗНЕС Online» обратился к владельцам Avalon. Один из учредителей Хабибуллин рассказал, что по договору, который заведение заключило с Валиевым, именно последний получил все полномочия на управление кафе-баром, в том числе управление финансами. «Вся власть была в его руках. Прибыль поступала ему, и он должен был разделять ее, доходы минус расходы, оставлять нашу часть — собственников, — говорит собеседник, а на вопрос, почему не выплачивалась зарплата, ответил. — А почему он и контрагентам не платил? Почему он вообще никому не платил? Просто он всех кинул».

На вопрос, почему такое положение не вскрылось сразу, а только спустя несколько месяцев, Хабибуллин говорит, что сначала собственники не были в курсе всего, поскольку не принимали участия в управлении. «Все вопросы решает управляющий, поэтому мы не вмешивались. А потом, когда я уже начал проверять отчет, нашлись разногласия. Я ему начал вопросы задавать, а он просто не смог ответить. Дальше — больше. Случайно выяснилось, что мы должны зарплату, хотя по отчетам Валиева все было в порядке. Те же самые поставщики, арендная плата — якобы все оплачивалось вовремя», — рассказал собственник. Он не уверен, что заведение снова откроется осенью, только если «решатся все вопросы».

Валиев, по словам Хабибуллина, на контакт не идет и говорит, что никому ничего не должен. «А общая сумма получилась довольно веселая через аудиторскую проверку. И он не шел на контакт, на телефонные звонки не отвечал, а потом, когда его уже начали вызывать в УБЭП, в прокуратуру, он начал строить козни, выкладывать какие-то странные посты в своем «Инстаграме», — говорит собеседник и называет общую сумму долгов, накопленных Валиевым, — 5,5 млн. рублей.

К слову, в своем профиле «Инстаграм» Валиев позиционирует себя как успешный сетевой бизнесмен — он сотрудничает с компанией NL, продающей небезызвестную и вызывающую жаркие дискуссии продукцию Energy Diet. В выкладываемых постах он призывает своих подписчиков не работать на дядю, скидывать с себя оковы наемного труда, вести успешный бизнес в структуре NL и прочее.

Теперь владельцы надеются, что через расследование уголовного дела получится вернуть деньги. «Когда Валиева вызвали в УБЭП, он сразу прибежал, захотел общаться. Мол, зачем вы так делаете, вы же меня посадите. И он сказал, что его не устраивает сумма, а то, что он взял деньги, он не отрицал. Сказал, что договорится со всеми поставщиками и нам будут все отгружать, что всех уволит и наймет новый персонал. Я сказал ему, что это не решение проблемы. А решение — закрыть долги по аренде, поставщикам и зарплате. И все, больше мне ничего не надо. Тогда он сказал, что будем судиться, ругаться, спорить и что он просто так не сдастся, — рассказывает Хабибуллин. — Я ему сказал: «Хочешь судиться — хорошо. Но учти, что 5,5 миллионов — это пока та сумма, с которой я согласен. Я могу претендовать и на всю выручку, которая была, а это еще в три-четыре раза больше».

По словам владельца, больше всего ему неудобно перед персоналом, которому не выплачена заработная плата. «Поначалу Валиев был амбициозный молодой человек, многообещающий. Даже пытался выкупить долю у кафе Avalon, но...» — разводит руками он.

«НЕ СПРАВЛЯЛСЯ С ОБЯЗАННОСТЯМИ КАК ДИРЕКТОР»

Как говорит управляющий чайхоны P.Love Нурислам Шарифулин, на рынке общепита ситуации, когда сотрудникам должны зарплату, возникают очень часто. «Такое случается сплошь и рядом, — считает он. — Вообще, в зависимости от формата заведения расходы на заработную плату сотрудникам достигают от 10 до 50 процентов от выручки. Часто, если неправильно организован бизнес-процесс и не выстроена система мотивации персонала, возникают долги».

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию бывшего работодателя Валиева — исполнительного директора OFS Константина Иванова. Он рассказал, что Валиев был директором одного из подразделений OFS. «Он больше не работает у нас в связи с тем, что не справлялся со своими обязанностями как директор. Он у нас в компании работал года три», — сказал Иванов, но отказался рассказать подробности о работе Валиева, заявив, что это «внутренняя кухня предприятия».

Днем заведение работало как кафе, а ночью как бар-клуб. Часы работы соответствующие
Фото: «БИЗНЕС Online»

«Финансовые отчеты нашей компании мы контролируем сами, поэтому проблем с невыплатой зарплаты сотрудникам в нашем предприятии быть не могло, — отмечает Иванов. — В заведениях общепита проблемы с зарплатой, скорее всего, возникают, насколько я знаю, потому что люди приходят на собеседования. Это происходит в тех предприятиях, которые хотят закрыться, перепродаться или отдаться кому-то в управление в связи с неэффективной деятельностью. Есть такие в Казани… Хорошие сотрудники, профессиональные, в случае задержки зарплаты увольняются. Я знаю примеры: если задерживают зарплату даже на 10 дней, сразу уходят. А смысл работать там, где по два-три месяца задерживают зарплату? Люди сами недальновидные, не надо оставаться в таких местах».

А совладелец продюсерской компании Ozone Pro Шамиль Ибрагимов, с которым Валиев сотрудничал по клубу Bioport, считает, что последний — «отличный управляющий несмотря на возраст, очень амбициозный». «Сотрудничество было успешным. Он работал в нашей сети, в «Штате», в «Ферзе» директором, очень хорошо себя показал. Они не сошлись во мнениях по управлению с управляющей компанией, поэтому они расстались. Потом в Bioport он тоже работал какое-то время, но потом он стал заниматься собственным бизнесом, так и разошлись. А так, ничего плохого сказать не могу, — говорит он. — У нас тоже были долги, и есть долги по зарплате, хотя мы не работаем (имеется в виду закрытый клуб Bioportприм. ред.). Мы просто договорились с персоналом, что постепенно частями будем выплачивать эту сумму. Возможно, он тоже так договорился. Насколько я знаю ситуацию по Avalon, он там был директором, а все подписи и согласия на выдачу не только зарплаты, но и на расходы дает не только директор, но и учредители. То есть, возможно, они эти деньги не то что не давали, а вкладывали, как мы делали, в закупку новой продукции, рекламу, и тем самым появилась какая-то задолженность. Но так ли это на самом деле, не могу утверждать».

Ибрагимов говорит, что в 80% заведений по всей России возникает такая ситуация. «Это связано с тем, что сейчас не самые лучшие времена для общепита и выручка ресторанов упала на процентов 30 - 50, в некоторых местах до 70 в течение двух последних лет, и она несильно вернулась к докризисному времени. Во-вторых, это не бюджетные организации, у них нет никаких дотаций, и они зависят только от количества гостей и уровня обслуживания. Соответственно, если гостей стало меньше, то доходы упали, а расходы на тот же персонал остались те же. В нашем случае мы общались с персоналом, и я им говорил, что такая ситуация: либо мы сейчас закрываемся из-за того, что нет денег на продукты и часть аренды, либо мы в долг чуть-чуть поработаем и потом будем отдавать долги. Я думаю, что у многих такие ситуации бывают. Я знаю, что есть заведения в Казани, причем очень известные, не буду называть их, у которых больше трех месяцев задержки по зарплате. Хотя они себя позиционируют как заведения премиум-класса, — говорит собеседник газеты. — Я думаю, что это в целом по стране. Просто в Москве, я думаю, большую часть заведений открывают те люди, у которых, так скажем, космические доходы. Для них выложить пару миллионов на зарплату в месяц не составляет проблемы, и они не отслеживают эту тенденцию — в минус у них идет бизнес или не в минус. А в регионах, где считают каждую копейку, я думаю, что во многих сейчас заведениях есть такая ситуация».