Старт российскому аналогу «Дакара» - ралли «Шелковой путь» дали 8 июля в Москве на Красной площади Старт российскому аналогу «Дакара» — ралли «Шелковой путь» — дали 8 июля в Москве на Красной площади Фото: president.tatarstan.ru

РЕИНКАРНАТОР ЧАГИН

Несмотря на широкую географию, главной фишкой обновленного ралли, безусловно, стал казанский этап многодневки. В столицу Татарстана гонщики прибыли накануне и сразу же разместились на парковке стадиона «Казань Арена», где организовали сервис-стоянку, а также дали возможность казанцам посидеть за рулем мощных и очень дорогих автомобилей.

А дали старт российскому аналогу «Дакара» — ралли «Шелковой путь» — 8 июля в Москве на Красной площади. Церемония открытия прошла с помпой. От количества высокопоставленных гостей рябило в глазах. Там побывал и президент Татарстана Рустам Минниханов, известный своей любовью к автоспорту, а удачи гонщикам пожелал сам Владимир Путин.

Широкий размах церемонии открытия можно объяснить в том числе и непростой судьбой многодневки. Два года назад казалось, что «Шелковый путь», впервые прошедший в 2009 году, приказал долго жить: ралли отменяли сначала в 2014 году, затем в 2015-м. Реинкарнация все же состоялась, но для этого потребовалось сменить руководство.

На посту генерального директора одного прославленного члена команды «КАМАЗ-Мастер» Семена Якубова сменил другой — Владимир Чагин. Энергичный Чагин довольно быстро нашел крупных спонсоров и уже через полгода смог запустить свое новое детище, словно свой родной «КАМАЗ» посреди африканских пустынь. При этом маршрут ралли станет по-настоящему боевым — 10,5 тысяч километров от Москвы до Пекина через Казахстан.

«УЧАСТОК ДЕЛАЛИ НАШИ ПАРТНЕРЫ, ТАМ ЖЕ НИЧЕГО СЛОЖНОГО»

На подходе к главному спортивному объекту Татарстана гостей встречало огромное количество рекламных баннеров «Шелкового пути». В центре всего — логотип ралли. Организаторы выбрали в качестве него изображение белого тигра. Как оказалось, разработкой логотипа — как, собственно, и всего стилевого оформления ралли — занимался известный российский дизайнер Денис Симачев. 42-летний дизайнер также приехал в Казань и, несмотря на всю свою импозантность, расхаживал по фойе «Казань Арены» в обычном красном поло с надписью Staff, сливаясь с десятками сотрудников.

«Это чисто моя воля и желание, огромный мой интерес в том, чтобы это все состоялось. Очень сильная команда, которая организовала все эти действия. И большие перспективы, которые я вижу, такая глобальность, масштаб. Мало какая гонка может с этим сравниться. Плюс я сам по себе гонял в свое время, это мое пристрастие. Что касается разработки фирменного стиля, то мы этим занимались год — где-то с сентября. Проведен полный ребрендинг старого логотипа, нашита новая форма, придумана система активностей, построения биваков на протяжении всей гонки. И плюс открытие и закрытие — что было на Красной площади и будет в Пекине», — рассказал Симачев о своем участии в проекте в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

О цене вопроса Симачев предпочел умолчать. Финансовый вопрос вообще стал настоящей притчей во языцех для организаторов. На специально созванной пресс-конференции, на которую, к слову, не смогла приехать главная надежда татарстанских любителей автоспорта — челнинец Айрат Мардеев (официально он якобы попал в пробку и опаздывал), гендиректор ралли Чагин на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о размере бюджета «Шелкового пути» и призовых победителям ответил односложно: главное не победа, а участие, сам факт того, что гонщик добрался до Пекина — уже награда. Вопрос о бюджете ралли он и вовсе проигнорировал.

На уточняющий вопрос — о стоимости возведения 2-километровой трассы на пляже в Казани — принялся отвечать первый заместитель министра по делам молодежи и спорту РТ Халил Шайхутдинов. «Участок делали наши спонсоры, партнеры. Там же ничего не строили, песок поровняли, вырыли. Там ничего сложного…» — начал было отвечать Шайхутдинов, но был довольно резко прерван пресс-секретарем ралли Эриком Хайруллиным.

Впрочем, определенный намек на то, что «Шелковый путь» действительно обошелся недешево, сделал все тот Чагин, который львиную долю времени общения с журналистами посвятил благодарностям. В частности, лично Алексею Миллеру, главе корпорации «Газпром» и генеральному спонсору ралли. «Спустя два года мы получили возможность благодаря спонсорам гонку осуществить. Безусловно, мы очень благодарны Алексею Борисовичу Миллеру», — добавил Чагин.

ЛЕБ, «КАМАЗ-МАСТЕР» И VIP-ТРИБУНА

Основное событие казанского этапа ралли (если честнее, то в столице Татарстана гонщики, можно сказать, побывали лишь на экскурсии; сегодня они отправятся из Казани в Набережные Челны, заедут и в Пестречинский район) — это его пролог как раз на той самой песчанке. Так организаторы назвали трассу на пляже Казанки.

Как и писал «БИЗНЕС Online», трасса (большая ее часть) была проложена вдоль улицы Сибгата Хакима. В субботу, в день пролога, эту улицу перекрыли, а зрители — их собралось несколько тысяч человек — встали за заборчиками с рекламными баннерами. Откровенно говоря, наблюдать за гонкой оттуда было не совсем удобно. Все же трассу пришлось в буквальном смысле выкапывать, и ее часть осталась незримой для собравшихся. Куда лучше «места» оказались у жителей соседнего жилищного комплекса «Берег», которые стихийно повылезали на балконы и террасы.

Ну а самая удобная точка обзора досталась гостям класса VIP. За полчаса до старта на просторную террасу находящегося рядом с пляжем «Синема Кафе» вышли, к примеру, министр здравоохранения РТ Адель Вафин и глава минсельхозпрода Татарстана Марат Ахметов. За их спинами была установлена пара шатров. Поговаривали, что туда должен был приехать и президент Татарстана.

Впрочем, за час до старта пролога было ощущение, что шоу (по-настоящему спортивным мероприятием назвать это было сложно, гонщики явно экономили силы и берегли двигатели) на грани срыва. С неба как из ведра полил дождь. Часть многотысячной толпы, развернувшийся по всему периметру вдоль улицы, была к непогоде не готова. Но погода все же смилостивилась над зрителями, и к заездам дождь полностью прекратился.

Первыми на трассу вышли представители наиболее массового класса — внедорожников. Их собралось целых 110 экипажей из 30 стран мира. В числе спортсменов были и настоящие звезды. Например, «король Дакара» француз Стефан Петрансель или самый титулованный гонщик в истории раллийного спорта француз Себастьян Леб. Но наибольший интерес и восторг у зрителей появился именно тогда, когда по улице проехались всем узнаваемые синие грузовики «КАМАЗ-Мастер».

В зависимости от показанного времени гонщики и будут сегодня стартовать от села Шали в направлении Набережных Челнов. Те, кто вчера показал лучшее время, сегодня начнут гонку первыми. Даст ли это какое-то реальное преимущество — узнаем 24 июля, когда спортсмены финишируют в Пекине.