Собираешься ли для молений на квартире, читаешь ли псалтырь по умершему или намаз в скверике — все это может попасть под действие новых антитеррористических законодательных мер в случае их сегодняшнего принятия Госдумой и оказаться под запретом. Под него могут попасть поминки, ифтары, никахи и прочие обряды, проведенные вне культовых сооружений. О многочисленных вопросах к новому законодательному акту — в материале «БИЗНЕС Online».
«Закон Яровой-Озерова» — пакет антитеррористических законопроектов, которые предлагают внесение поправок в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
«ЗАКОН ЯРОВОЙ-ОЗЕРОВА»
Сегодня Госдума РФ может принять во втором и третьем чтениях так называемый «закон Яровой-Озерова» — пакет антитеррористических законопроектов, которые предлагают внесение поправок в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Пакет поправок предложен главой комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и главой комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сенатором от Хабаровского края Виктором Озеровым.
В документе много положений, вызывающих беспокойство у правозащитников и общественности, в частности, возможность лишения гражданства РФ за террористическую деятельность или доступ следственных органов к персональным данным.
Также больший резонанс вызвали поправки в федеральный закон, регламентирующие миссионерскую деятельность. Есть опасения, что законодательный акт, направленный на борьбу с терроризмом и экстремизмом, может негативно отразиться и больно ударить по деятельности традиционных религиозных конфессий России.
В документе прописано понятие миссионерской деятельности: в чем именно она выражается, кто и на каких условиях имеет право ею заниматься. Так, под миссионерством понимается «распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов». Кроме этого, под миссионерской деятельностью понимается проповедническая деятельность в СМИ и сети интернет, а также сбор пожертвований.
Предлагается ввести два термина — «богослужение» и «миссионерская деятельность». При этом миссионерскую деятельность, в отличие от богослужения, в жилых помещениях осуществлять будет нельзя. Таким образом, просто пригласить домой священника или имама, чтобы, к примеру, освятить квартиру, дать имя новорожденному, провести обряд бракосочетания никах, поминки или праздничный обед гэет, уже будет считаться нарушением.
Закон также запрещает религиозное почитание (паломничество) вне культовых зданий (то есть церквей и мечетей), а также занятия религиозной деятельностью на кладбищах. Под запрет также попадет распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения, публичный сбор пожертвований на религиозные нужды, проведение молитвенных и религиозных собраний и/или выступление на них, ведение проповеднической деятельности.
ИФТАР НА «КАЗАНЬ АРЕНЕ» ВНЕ ЗАКОНА?
Многовековые традиции, когда мулла приглашается домой по поводу и без — поминки, имянаречение новорожденного, освящение новой квартиры и просто ежегодные собрания, окажутся вне правового поля. Сюда же попадают и ифтары вне мечетей, подобные тому, что был проведен на днях на «Казань Арене» в присутствии первых лиц республики, шатры Рамадана, «Изге Болгар жыены» и различные зияраты (посещение могил религиозных деятелей). Под запрет также могут попасть чтение заупокойных молитв на кладбищах и даже, возможно, Сабантуй, так как ни одно из массовых собраний татар-мусульман не обходится без напутственного слова имама.
Также у мусульман, к примеру, в Татарстане, распространена практика бесплатной раздачи религиозной литературы. В частности, в казанской мечети «Ярдэм», которая также является реабилитационным центром для незрячих, каждому прошедшему курс реабилитации выдается комплекс учебной литературы, в том числе и Коран, напечатанный по системе Брайля. К слову сказать, первая партия таких Коранов была издана при финансовой поддержке президента Татарстана. При раздаче такой литературы религиозные организации должны будут указывать свое официальное полное наименование в раздаваемой литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах. Осуществление религиозной деятельности и распространение религиозных материалов — листовки, аудио и видео — без указания официального наименования организации чревато штрафом от 30 до 50 тыс. рублей с конфискацией этих самых материалов.
Известно, что правоверному мусульманину нельзя пропускать одну из пяти обязательных молитв, для которых выделено строго определенное время. И, если это время застанет мусульманина в пути, он выйдет и прочитает намаз даже в открытом поле или торговом центре. Всплывает и еще одна проблема: не все общественные места в нашем городе оборудованы специальными помещениями для отправления своих религиозных нужд.
ШТРАФ В МИЛЛИОН РУБЛЕЙ ЗА КРЕСТНЫЙ ХОД?
Для ведения миссионерской деятельности будет необходим специальный документ — решение собрания религиозной группы «с указанием реквизитов письменного подтверждения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной группы». Закон коснется и иностранных проповедников — им разрешат находиться только в тех регионах России, где им выдано разрешение от имени пригласившей их религиозной организации.
Миссионерская или проповедническая деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести повлечет за собой штраф: для граждан в размере от 5 до 15 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. до 1 млн. рублей. Если такое правонарушение совершил иностранец, то ему выпишут штраф от 30 до 50 тыс. рублей с возможностью выдворения из страны.
Стоит отметить, что поправки в закон взбудоражили и православную общественность. В частности, глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) в интервью РИА «Новости», отметила, что для представителей традиционных религий России законопроект «является неожиданным», так как ни с кем из них не согласовывался. Она пояснила, что законопроект очень широко трактует понятие миссионерской деятельности, поскольку к ней фактически отнесены все виды религиозной деятельности. Например, к ней, согласно законопроекту, могут быть отнесены уличные крестные ходы, распространение религиозной литературы в киосках и магазинах, а также проповеди в интернете и СМИ.
«ПЛАНИРУЕМЫЙ ЗАПРЕТ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫЙ И ГЛУПЫЙ, ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО МУСУЛЬМАНЕ МОЛЯТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДОМА»
Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках возможных изменений в работе религиозных организаций в связи с принятием «закона Яровой-Озерова».
Гейдар Джемаль — публицист, председатель исламского комитета России:
— Планируемый запрет антиконституционный и глупый, если вспомнить о том, что мусульмане молятся преимущественно дома, за исключением пятничного аль-джум`а намаза в первой половине дня. Утром встают и молятся (намаз ас-субх), затем в полдень (аз-зухр), после конца солнечного периода — аль-аср, вечером аль-магриб и, наконец, заключительный ночной намаз аль-ишаа. То есть пять-семь раз мусульмане молятся дома. Если это семья, значит, они молятся семьей. Если пришли друзья — молятся с друзьями. И такая молитвенная деятельность осуществляется на протяжении 1400 лет. Неужели законопроект Ирины Яровой способен эту традицию отменить? Это бред и идиотизм, и к тому же это противоречит статьям Конституции, в частности, о свободе совести и вероисповедания.
Но от Яровой, за которой сейчас приходится переписывать проект о лишении гражданства, и от этой Думы ничего другого я и не ожидал. Это ведь очень невежественные люди. На Конституцию они плюют — не думаю, что они ее читали. Да и потом, они прекрасно помнят, что Конституция была принята в особых условиях. В считанные недели после расстрела Белого дома был проведен референдум по проекту «главного закона» (12 декабря 1993 года — прим. ред.). Следовательно, в их глазах это что-то несерьезное.
Направлен ли этот законопроект прежде всего против протестантов и сект, ведущих активную миссионерскую деятельность на улицах и в частных жилых помещениях? Может быть, но надо понимать, что всякое постановление, направленное против кого бы то ни было, носит обоюдоострый характер. Желая закрыть то, что тебе не нравится, ты получаешь то, что может снести голову тебе самому. Ведь и любому мусульманину можно предъявить обвинение, что он осуществляет культовую деятельность в жилом помещении. Молится с семьей и друзьями, обсуждает вопросы веры. Или, допустим, соберутся люди на ифтар. Кстати, в некоторых республиках Средней Азии ифтар с друзьями запрещен. К примеру, в Узбекистане. Зачем России идти по стопам обезумевших Исламов Каримовых (который только в насмешку носит имя Ислам) и Рахмонов (Эмомали Рахмон, президент Таджикистана — прим. ред.)? Не надо собирать камни на свою голову.
Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:
— Я читал этот проект. Пока закон не принят, нам нужно подготовить свои предложения. Если такой закон примут, конечно, возникнут сложности — у нас все праздники, никахи и прочее проходят дома. Хорошо, пусть будет только в мечети, но для мусульман мечеть — это вся земля, поэтому мы можем читать намаз в любом месте.
Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:
— Мне трудно говорить в целом о законопроекте, я с ним не очень хорошо знаком. Но не думаю, что нашим братьям-мусульманам стоит прежде времени расстраиваться. Кто запрещает молиться дома? Никакой закон не запретит домашней молитвы. Если речь идет о массовых мероприятиях, то, как мне кажется, подразумевается всем известное обыкновение некоторых религиозных организаций снимать кинотеатры и другие общественные здания для проведения миссионерских собраний и проповедей. Кто этим занимается? Сайентологи, «Свидетели Иеговы» и пр. Не следует также забывать, что законопроект еще не принят и его окончательный вариант еще не выработан, поэтому преждевременно делать выводы.
Ильдар Баязитов — председатель совета национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм», заместитель муфтия Татарстана:
— С одной стороны, как мне кажется, они хотят отрегулировать стихийное распространение разных сект. Но, с другой, что делать, если в данной местности нет мечетей. Где можно людям изучать религию? Это в Казани хорошо: мечети есть, имамы и так далее. А есть города, где и мечетей нет, и компетентных людей мало. У людей должна быть свобода вероисповедания. А так это палка о двух концах. Например, человек хочет принять ислам. Мечети, допустим, нет, книги запрещено продавать. Обратиться к мусульманину тоже хотят запретить. Да, надо регулировать стихийное распространение деструктивных движений, но другим образом. Закон недоработан. Его необходимо доработать, а в таком виде принимать нельзя.
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:
— Сейчас столько сект развелось. Те, кто ходит в мечеть, они не такие сильные фанатики. Настоящие фанатики скрытно проводят работу. В настоящее время у нас существует 117 религиозных направлений. И каждый себя считает правым. Столько шарлатанов, а мы им по-настоящему отпора дать не можем. Пудрят голову людям, распродают имущество, чтобы отдать лидеру секты. У самих культовых сооружений нет. Кто где этим занимается! То, что по новому закону могут и поминки в доме приравнять к незаконной религиозной деятельности, — это все ерунда. Такого запрета нет. И раньше это особо не преследовалось. Мой отец в 1957 году у себя дома в деревне стал проводить пятничные богослужения. Летом собирались на кладбище. Читали в Курбан-байрам, Ураза-байрам. Сейчас в России нет мест, где не было бы мусульманской общины, везде есть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.