ПОД ЭГИДОЙ ОНФ

В Верховный суд РТ поступила апелляционная жалоба на отказ Пестречинского районного суда РТ рассматривать коллективный иск 88 жителей села Шигалеево из-за истечения срока исковой давности. Селяне требовали признать недействительным целый ряд сделок и документов, в результате которых они фактически потеряли право на владение принадлежащими им земельными паями. С учетом того, что каждый пай соответствует земельному участку площадью 5 га, общая площадь участка, которого лишились жители Шигалеево, составляет порядка 440 гектаров. Эти земли, как считают истцы, в результате махинаций с документами в итоге перешли во владение главы КФХ Рамиля Губайдуллина.

Районный суд отказал в иске на основании того, что документы на передачу земельных участков были оформлены еще в 2009 году, что доказывают росписи в ведомости на получение 7 тыс. рублей, выписанной Губайдуллиным. Однако адвокаты истцов заявляют, что данный документ является подделкой, а сами селяне до последнего момента были уверены, что принадлежащие им паи находятся в аренде, и, таким образом, срок исковой давности по этому делу не исчерпан. Они заручились поддержкой юристов «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), которые помогли подготовить апелляционную жалобу и готовы сопровождать процесс в дальнейшем.

«Мы взялись за это дело, потому что в адрес «Общероссийского народного фронта» нам поступило письменное обращение от жителей Шигалеева. 88 человек лишились своих паев и остались наедине с проблемой. Наши юристы взяли эту тему на контроль, помогли составить апелляционную жалобу на решение Пестречинского районного суда. Как дальше будет развиваться ситуация — время покажет», — прокомментировал координатор проектов ОНФ по РТ Ленар Хайруллин.

Ринат Губайдуллин Рината Губайдуллина (отец Рамиля Губайдуллина) атакуют кредиторы — 778 млн. рублей должен он в общей сложности

ЗЕМЛИ ГУБАЙДУЛЛИНА РВУТ КРЕДИТОРЫ

Казалось бы, местечковый конфликт интересен тем, что вскрывает механизм увода земельных участков селян, а также задевает интересы весьма влиятельных персон — главы группы ТФБ Роберта Мусина и его бывшего соратника Рината Губайдуллина (отца Рамиля Губайдуллина). Напомним, что конфликт между сооснователями Татфондбанка произошел в 2010 году, то есть уже после оформления земельных участков. О противостоянии, закончившимся поражением и разорением бывшего партнера Мусина, на несколько лет все забыли, однако недавно эхо тех дней напомнило о себе — стартовал процесс о личном банкротстве Рината Губайдуллина. Претензии кредиторов к нему достигли 778 млн. рублей — 215 млн. рублей с экс-депутата требует птицеводческий комплекс «Ак Барс» Ивана Егорова, к которому отошел губайдуллинский «Золотой колос», 481 млн. рублей взыскивает Россельхозбанк, еще 82 млн. рублей требует банк «Зенит».

Иван Егоров Ивану Егорову отошел губайдуллинский «Золотой колос»

Под удар также попал и сын Рината Губайдуллина Рамиль, который владел частью активов «Золотого колоса». В июле 2015 года Арбитражный суд РТ по заявлению федеральной налоговой службы признал главу КФХ Рамиля Губайдуллина банкротом, в отношении его было назначено конкурсное производство. Кроме ФНС основными кредиторами Губайдуллина-младшего являются Татфондбанк и ОАО «Россельхозбанк» с общей суммой требований в размере 46,5 млн. рублей.

И, надо отметить, в этом случае кредиторам есть чем поживиться. Согласно инвентаризационной описи, составленной конкурсным управляющим Александром Леоновым, по состоянию на 25 марта 2016 года в собственности главы КФХ Губайдуллина находилось около 3,2 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения, рыночная стоимость которой, по разным оценкам, составляет от 160 до 220 млн. рублей. В залоге у Россельхозбанка по ипотечному кредиту находится 1 145 га (входят в СХПК «Ковали»), у Татфондбанка — 458 га в залоге тоже по ипотечному кредиту. Вся эта земля, согласно документам, была приобретена в 2009 году и находится в границах Ковалинского сельского поселения Пестречинского района. По оценкам конкурсного управляющего, на 31 декабря 2013 года активы должника составляли 193,9 млн. рублей. При этом имелась дебиторская задолженность со стороны ООО «СХП «Золотой колос Пестрецы» в размере 159,8 млн. рублей. Таким образом, у кредиторов есть неплохие шансы вернуть долги.

Однако для конкурсного управляющего стало сюрпризом, что на 440 га земли из конкурсной массы возникли новые претенденты — 88 бывших работников СХПК «Шигалеевский». И это только часть тех, кто может заявить аналогичные претензии, общий объем которых может превысить 1,9 тыс. гектаров. Судя по данным Avito.ru, в районе Шигалеево и Ковалей рыночная цена земельных участков сельхозназначения составляет 60–70 рублей за 1 кв. метр. Таким образом, 440 га земли, на которые претендуют селяне, можно оценить примерно в 26–30 млн. рублей. Однако многие покупатели рассчитывают в будущем перевести категорию земли в ИЖС, тогда их стоимость возрастет почти на порядок — сейчас в этом районе дают 40 тыс. рублей за сотку.

КАК ТАТФОНДБАНК «ГАЗАНУЛ» В ШИГАЛЕЕВО

История началась в далеком 1996 году, когда во исполнение указа президента РТ №УП-244 от 10.05.1993 «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других предприятий и организаций» глава администрации Пестречинского района подписал постановление №160, согласно которому земельные наделы СХПК «Шигалеевский» были распределены примерно между 400 работниками кооператива. Каждому достался пай размером 5 га земли сельхозназначения. Однако на руки жители села свидетельства о праве собственности на земельные доли так и не получили и не смогли осуществить процедуру выдела земельного участка в натуре.

В 2004 году глава администрации Пестречинского района своим постановлением выделил для бывших работников СХПК «Шигалеевский» 1 945 га, находящихся в пользовании у СХПК «Ковали» Пестречинского района РТ. Отметим, что эти участки находились в 40 км от места проживания пайщиков и на столько же дальше от Казани, что значительно снижало их рыночную стоимость. Легитимность оформления этого решения вызывает большие вопросы. Хотя имеются протоколы собраний пайщиков, в которых они выразили согласие с таким решением районных властей, впоследствии сами селяне категорически заявляли, что ничего о переносе не знали и своего одобрения не давали.

Лакомые куски земли, которые располагаются всего в 15 км от Казани, тем временем прибрало к рукам ООО «Газовик» (владеет 9,9% долей ООО «Новая нефтехимия»; ОАО «АИКБ „Татфондбанк“ является единственным участником ООО „Газовик“прим. ред.). Именно эта компания, входящая в империю Мусина, в феврале 2009 году взяла эти участки в аренду у администрации Пестречинского района сроком на 51 год (до 30 ноября 2061 года). В 2013 году ООО «Газовик» выкупил эти земельные участки в собственность.

ПРЕЦЕДЕНТ СИНГАТУЛЛИНОЙ: СХЕМА ДАЛА СБОЙ

Не подозревая о том, что теперь их наделы находятся в Ковалинском сельском поселении, некоторые бывшие работники СХПК «Шигалеевский» в 2010–2013 годах обращались в районный суд с требованием выделить положенные им по закону участки на тех землях, которые арендует «Газовик». И, что самое интересное, суды иски удовлетворяли. Последующие попытки «Газовика» опротестовать эти решения, ссылаясь на то, что земли приобретены в собственность, суды не впечатлили. «Представленный ООО „Газовик“ документ, подтверждающий согласование ими в кабинете министров РТ выкупа земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и оспариваемого земельного участка, не может служить достаточным основанием для отказа в иске. Требования истицы основаны на законе и доказательствах, а выкуп данных земель ООО „Газовик“ согласован с соблюдением требований, установленных законодательством, что подразумевает под собой в числе прочих и требование о недопущении нарушений прав и законных интересов других лиц», — говорится в принятом в июле 2014 года апелляционном определении Верховного суда РТ, которое подтвердило решение Пестречинского районного суда в пользу жительницы М. Сингатуллиной.

Земельные наделы СХПК «Шигалеевский» были распределены между примерно 400 работниками кооператива. Каждому достался пай размером 5 га земли сельхозназначенияЧтобы открыть, нажмите

Тогда-то, в 2014 году, по проторенной ранее дорожке в Пестречинский районный суд обратились сразу 88 человек с исковыми заявлениями о признании их прав на земельные доли и обязании осуществить выдел земельных долей без согласия владельцев или арендаторов. Поняв, что дело идет к изъятию огромного земельного участка, руководство «Газовика» пошло в контрнаступление.

На судебном заседании представители собственника подняли доселе не фигурирующее в деле решение главы администрации Пестречинского района и заявили, что селяне не могут претендовать на эти участки земли, так как им выделены наделы в окрестностях Ковалей и что истцы якобы подписали согласие с этим решением.

ПОДПИСИ МЕРТВЫХ ДУШ

История вышла на новую ступень сюрреализма после того, как адвокаты истцов начали выяснять, о каких земельных участках идет речь. Оказалось, что и тех участков уже нет — некая Альбина Марданова на основании доверенностей, удостоверенных главой совета Шигалеевского сельского поселения Р. Ф. Шакировым и главой Ковалинского сельского поселения И. Н. Аскаровым, еще весной 2008 года зарегистрировала права собственности земельных долей в Регпалате и в августе того же года продала все участки Рамилю Губайдуллину, чье КФХ как раз базировалось в Ковалинском сельском поселении.

Узнав об этом, селяне подали новый иск с требованием признать недействительными выданные Мардановой доверенности и результаты межевания земельных участков, снять их с кадастрового учета и признать ничтожными сделки о продаже земли Губайдуллину. «Истцы никогда не давали поручения Альбине Мардановой продать принадлежащие им земельные участки на праве собственности (земельные доли) Губайдуллину Рамилю Ринатовичу, никогда от него либо от Мардановой не получали денежных средств за якобы проданные земельные доли», — говорится в исковом заявлении, имеющемся в распоряжении «БИЗНЕС Online».

Адвокаты Губайдуллина попытались доказать, что истцы знали о продаже земельных участков в Ковалях и даже получали за это деньги. В качестве доказательства они привели 23 расходных кассовых ордера, датированных 29 июня 2009 года, которые подтверждают, по их мнению, факт получения селянами по 7 тыс. рублей за продажу своих 5 га земли (то есть по 14 копеек за квадратный метр). Ордера на остальных истцов, по словам представителей Губайдуллина, были уничтожены в 2013 году в связи с истечением срока хранения документов.

Однако бюро криминалистической экспертизы «Автограф» в заключении №135-1/15 от 21 июля 2015 года сделало вывод о том, что все ордера были заполнены одним и тем же человеком, более того, с уверенностью в 100% было выявлено три случая подделки подписи — Анастасии Федотовой, а также Валерия и Андрея Камашевых. Еще в 7 случаях нельзя сказать определенно, была подделка или нет. Но самое интересное, что в списках тех, кто якобы расписался за полученные деньги, оказались пять человек, умерших задолго до даты заполнения документа. В итоге экспертиза признала настоящими лишь 8 подписей.

«Сельские жители очень доверчивые, что им скажут, то и делают. Подсунули пустые листы бумаги, попросили поставить подпись. Вот и все, — пояснила их появление „БИЗНЕС Online“ Миляуша Сахапова, одна из юристов, представляющих интересы истцов в суде. — Сейчас некоторые вспоминают, что еще в 2007 году им давали пустые листы бумаги на подпись якобы для получения денег за аренду их участков земли. Они думали, что 7 тысяч рублей — это была плата за аренду их земельных участков».

«ОСТАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД — ПЕРЕВЕСТИ ДЕЛО В УГОЛОВНУЮ ПЛОСКОСТЬ»

По мнению юристов, которые защищают интересы 88 жителей Шигалеева, поданная в Верховный суд РТ апелляция имеет неплохие шансы на положительное решение. Однако в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» они не скрывают, что даже в случае признания недействительными документов и сделок, в результате которых земельные участки оказались в собственности КФХ Губайдуллина, вывести их из конкурсной массы будет довольно сложно. Судиться придется с Россельхозбанком, который получил от КФХ Губайдуллина в залог по ипотечному кредиту 1 145 га земли, входящих в СХПК «Ковали». Напомним, что земли именно этого сельхозкооператива были выделены жителям поселка Шигалеево для распределения их паев. «В рамках суда общей юрисдикции дело может затянуться на годы. Из конкурсной массы вырвать земельные участки будет очень трудно», — говорит Сахапова.

По ее мнению, остается единственный выход — перевести дело в уголовную плоскость и доказать, что земельные участки достались Губайдуллину преступным путем, а значит, не могут входить в конкурсную массу банкрота. Правда, пока представители истцов о перспективах возбуждения уголовного дела говорят уклончиво, надеясь на положительное решение Верховного суда РТ.

Но даже на этом злоключения селян не закончатся — даже победив Губайдуллина, им придется вступить в схватку с Мусиным. «После того как истцы восстановят свое право на земельные участки в Ковалях, можно будет затевать не менее хлопотное дело об опротестовании решения главы администрации Пестречинского района о переносе земельных наделов из Шигалеевского в Ковалинское сельское поселение», — поделилась планами Сахапова, а там уже многострадальным селянам придется вступить в борьбу за землю с могущественным Мусиным, которому теперь принадлежат земли в Шигалеево.

Дело усугубляется еще одним обстоятельством — некоторые из истцов уже пытались продать свои паи и, по некоторым сведениям, даже получили задатки, которые благополучно потратили. Когда же покупатели попытались узаконить сделку, вскрылось, что земли уже нет. В результате селяне оказались в подвешенном состоянии — сами не зная того, они продали воздух. Правда, как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», покупатели пока не требуют возвращать задатки, видимо, понимая, что это будет трудно сделать. Более того, они полностью поддерживают намерение жителей Шигалеево через суд вернуть принадлежащие им паи...