. Компания «Татспиртпром» приняла участие в крупнейшей региональной продовольственной выставке в Китае

КИТАЙ ПЬЕТ «ХАНСКУЮ», А КОРЕЯ — «ГРАФ ЛЕДОФФ»

Вслед за лозунгами импортозамещения в Татарстане зазвучали призывы продвигать отечественную продукцию за рубежом. Вопрос вовсю обсуждается на правительственном уровне — к поддержке экспорта подключились федеральные госструктуры, а на последнем заседании экономического совета в кабмине президент РТ Рустам Минниханов призвал промышленников активнее осваивать заграничные рынки. «БИЗНЕС Online» выяснил, как на зарубежных прилавках представлен один из знаковых республиканских товаров — татарстанская водка.

Традиционно «Татспиртпром» (ТСП) экспортировал алкоголь (в первую очередь водку, остальное — вино, шампанское и сладкие коктейли — за границей практически не продается) в страны СНГ. Теперь же, как рассказал нам директор департамента по внешнеторговой деятельности алкохолдинга Александр Слесаренко, ТСП нацелился на всевозможные мировые рынки. В последнее время экспорт предприятия растет кратно: так, в первом квартале 2016 года он утроился по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Поставки осуществлялись в Германию, Австрию, Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Корею, Латвию, Таджикистан, Абхазию и Донбасс.

Сейчас ТСП ведет методичную обработку Топ-10 мировых рынков водки, в которые входят страны Европы, Америки, Азии (Китай, Индия) и, конечно, страны СНГ. «Мы лезем везде, где это возможно! — так ранее сформулировал экспортную стратегию глава «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов. — Мы усилили свои позиции в Казахстане, присутствуем в Азербайджане, Грузии, Армении, Латвии, Абхазии, Донбассе. Зашли и на рынок стран дальнего зарубежья — Германии, Австрии, Китая. В Китае у нас неплохой потенциал, мы надеемся удвоить и даже утроить там продажи». «Активная работа идет по Великобритании, причем рассматриваем не только дистрибьюцию, но и возможности взаимного сотрудничества — по дистрибьюции в России. Один-два крупных мировых бренда шотландского виски, возможно, в портфеле у нас появится», — добавляет Слесаренко.

Китай, к примеру, интересен тем, что здесь высока доля продаж высокомаржинальных водочных брендов. «Они заказывают очень много „Ханской“, „Акдов“. Работать с ними интересно, поскольку у них счет на отгрузку примерно в 3,5 раза выше среднего. Нюанс какой: в Китае высокие ввозные пошлины и маржа дистрибьютора, плюс водка является зачастую экзотикой, вследствие чего стоит по премиальной цене», — объясняет Слесаренко. (Бутылка «Ханской» в китайском магазине стоит около 100 юаней — около 1 тыс. рублей). Правда, водку знают и любят на севере Поднебесной, а на юге этот продукт для населения непонятный — здесь ее воспринимают не как напиток, а скорее как средство для дезинфекции либо раскрученный продукт для потребления в барах и ресторанах.

Недавно были осуществлены очередные отгрузки «Татспиртпрома» в Корею — исключительно по «Граф Ледофф», крупному дистрибьютору, делающему упор на эту марку. «В Абхазии сейчас высокий сезон, — перечисляет рынки «Татспиртпрома» Слесаренко. — Южные люди пьют не только вино».

Ирек Миннахметов: «Мы лезем везде, где это возможно!»

ПРОДАЖИ В АМЕРИКУ И ЕВРОПЕЙСКИЙ «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР»

В США ведутся переговоры с несколькими компаниями — интерес есть как к стандартной продукции, так и к сувенирной: бутылкам в виде оружия, машин, короны. Правда, ТСП сторонится популярного русского района Брайтон-Бич. «Нас будут ассоциировать с местечковым русским брендом, а за пределами Брайтон-Бич мы никому не будем интересны», — объясняет Слесаренко. Активный потребитель русской водки сидит в американских барах: «Америка — это Мекка для дорогих водочных брендов. Здесь очень большое количество водки идет в бары, прежде всего для коктейлей, и рынок к дорогим брендам относится хорошо».

Зато в Германии русскоговорящая диаспора — один из важных клиентов «Татспиртпрома». Сеть местных магазинчиков, принадлежащих выходцам из России, насчитывает 5–7,5 тыс. точек, и ТСП с удовольствием с ними работает. «Это некий „параллельный мир“ — индивидуальные магазины, которые держат русскоговорящие, где продают гречку, селедку и водку», — рассказывает директор департамента по внешнеторговой деятельности «Татспиртпрома». Однако основной фокус — продажи татарстанской водки через крупнейшие немецкие продуктовые сети Kaufland, «Глобус», V-Markt, престижные Galeria Kaufhof, Gallerie Lafayette, несмотря на жесткие условия по ценам и маркетингу.

О старте продаж в Донбасс ТСП сообщал еще в прошлом году, и, несмотря на опасения, что населению не на что покупать ввозной продукт, этот рынок оказался одним из самых «голодных». «После войны там было выжженное поле, и компании, которые решились там работать, смогли довольно серьезно поднять свои продажи. В Донецке и Луганске работает наш персонал, который эффективно развивает дистрибьюцию. Регион является одним из фокусных, — рассказал Слесаренко. — В прошлом году мы отправили в Луганск небольшую партию коктейлей и вина, но товар не пошел. Поэтому делаем фокус только на водке».

В непризнанных республиках продается сразу с десяток водочных брендов ТСП. И это несмотря на то, что в Луганске есть свой ликеро-водочный завод «Луга-Нова», и еще два — «Алкоголь Менеджмент Групп» и «Катя Плюс» — в Донецке, которые держат весьма низкую цену, от 70 рублей, рассказывает Слесаренко. «Там довольно необычная ситуация — популярна и продукция Жигулевского водочного завода из Самарской области. Она стоит огромными фейсингами буквально везде. Высока доля и белорусского алкоголя, который возили еще под бомбежками», — говорит он.

. Выставка в Ченду (провинция Сычуань) проходит ежегодно с 1955 года, ее посещают свыше миллиона человек

МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ ЗА НОВЫЙ РЫНОК СБЫТА

Между тем выход на экспортные рынки для предприятия — вопрос не только престижа и новой клиентуры, но и огромных денежных вложений. Например, чтобы выйти на американский рынок алкоголя, нужно в первый год потратить от миллиона долларов, говорит Слесаренко. «Потратив эту сумму, можно надеяться на ежегодные продажи в сети магазинов 10–12 контейнеров по 1000 дал премиум-класса. Это инвестиции в локальный персонал в 1–3 человека, в свободный товар, публикация в журналах и каталогах, компенсации торговых акций», — объясняет он.

Экспорт выгоден в среднесрочной перспективе, а особенно сейчас, когда продажам помогает слабый курс рубля. «Мы можем предложить конкурентные цены. Правда, есть Украина и Беларусь, которые тоже предлагают низкие цены, а их тоже ассоциируют с русской водкой, поэтому приходится с ними бороться», — констатирует Слесаренко.

«Мы все-таки фокусируем внимание на трех брендах — «Русская валюта», «Тундра» и «Граф Ледофф» — и планируем позиционировать эти бренды как международного класса», — говорит он. Кстати, о продвижении татарского бренда пока речи не идет: водка воспринимается как исключительно русский продукт, а Татарстан за рубежом и вовсе путают с Казахстаном. «Какие-то церковные купола и все то, что карикатурно связано с Россией, мы не хотели бы использовать», — категоричны в ТСП.

Кстати, помимо спиртного предприятие попутно отгружает за рубеж и продукцию переработки — добавки для животноводческих кормов. Они популярны как в России, так и на европейских рынках — в этом году, к примеру, за границу ушло 240 т сухих кормовых дрожжей.

. На выставке «Татспиртпром» представил экспозицию фирменных алкогольных напитков, включающую широкий ассортимент премиальной продукции

«КОГДА СТУЧИШЬСЯ В 100 ДВЕРЕЙ, 10 ИЗ НИХ ОТКРОЮТСЯ»

О перспективах «Татспиртпрома» порассуждали опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты.

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— Никаких особых успехов у российских экспортеров водки отмечать я бы не стал. За исключением, пожалуй, компании «Русский стандарт» — это единственная экспорториентированная компания в России, у которой процентов 60 произведенной водки уходит в зарубежье. У всех остальных хоть и объем производства вроде бы приличный, но серьезного бизнеса на водочном экспорте еще никто не построил. В частности, после разлада с Украиной — туда приличные объемы уходили.

На зарубежных рынках работать безумно сложно — это дорого и требует очень длительного времени. Это сотни миллионов долларов, которые «Русский стандарт» уже потратил. Хотя рынок водки за рубежом растет, особенно в сегменте премиальной водки, там своих брендов тысячи и тысячи, пускать русскую водку никто не собирается.

Но политика «Татспиртпрома» по экспансии очень правильная: на своей территории он охватывает 75 процентов рынка, татары больше пить не могут. Плюс к этому процентов на 25–30 упали продажи «Татспиртпрома» на своей территории в 2012–2015 годах. Поэтому два года назад стартовала абсолютно грамотная стратегия — поставлять водку в другие российские регионы и на экспорт.

Проще экспортировать в страны СНГ, где все-таки знают, что такое Татария, — это и Армения, и Грузия (в Беларусь не пройдут), Казахстан, может быть, отчасти Азербайджан. Плюс Азия, Ближний Восток. В Прибалтику очень сложно — прежде всего у нас экспорт водки воспринимается политически, Россия все-таки негативно воспринимается на Западе, водку в основном пьет российская диаспора.

Но работать надо обязательно — когда стучишься в 100 дверей, 10 из них откроются.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— Я приветствую активный выход с качественным продуктом, ведь за рубежом была в основном «Столичная водка», русская водка, и этот продукт идет хорошо. В скандинавских странах она более-менее популярна, в южных странах — все-таки вино. Но у меня здесь специфическая точка зрения: считать, что Татарстан прославится своей водкой, не совсем правильно. Надо прославляться другими вещами — самолетами, вертолетами, сельскохозяйственной продукцией. Не совсем правильно Татарстан «пристегивать» к водке — негативных вопросов тут больше.