«Если бы Джамала участвовала в другое время, с другой песней, возможно в финале был бы другой участник» «Если бы Джамала участвовала в другое время, с другой песней, возможно, в финале был бы другой участник» Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«СЛАВЯНОВИДЕНИЕ», «ТЮРКОВИДЕНИЕ» И «УГРОВИДЕНИЕ»

Фарид Салман —директор центра исследования Священного Корана и Пречистой сунны:

— России нужно свое «видение». Страна богата национальностями, их свыше 100 с лишним. А у некоторых народов до сих пор нет такого культурного мероприятия ежегодного формата. Поэтому в России можно сделать «Славяновидение» для славянских народов, «Тюрковидение»: татары, башкиры, кумыки, чуваши, ногайцы. Можно сделать «Угровидение» для финно-угорских народов: марийцев, удмуртов, мордвы, карелов и других. Альтернатива «Евровидению» в России есть.

Сам конкурс не смотрел, так как это не в интересах нашего «видения». Насчет Джамалы, я думаю, что здесь татары другой плоскости, «Евровидение» — это мероприятие культурного масштаба, а не исторического или политического, все-таки нужно исходить из культурологического. Мы знаем, что по условиям конкурса песня должна была быть на английском языке, и все песни практически одинаковы. Песня Джамалы выбивается из этого ряда, поэтому можно назвать это и спецоперацией, можно и грамотным ходом. На «Евровидение» я бы никого не отправил, потому что не обладаю подобными полномочиями.

Фарит Уразаев — исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям:

— Евроцентризм в России и мире никто еще не отменял. Музыкальное мышление российского пространства еще с советских времен нацелено на евроцентризм. Даже татары были вынуждены перейти на диатонику, то есть семинотную систему или полутона. На сегодня она из тех идеологических платформ, которая культивируется в России, хотя Европа нам объявила санкции,поэтому вот эти катаклизмы и алогизм в нашем сознании присутствуют. Молодежь ориентирована на ритм, на волны «Евровидения», а страна ориентирована на внутренний лад. Внутреннего лада у «Евровидения» пока нет. Я такие вещи не смотрю, потому что это пустая трата времени. Победа Джамалы — это спецоперация против Джамалы, она жертва этой игры, и не больше. Если бы был жив Муслим Магомаев, то он занял бы достойное первое место.

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Это дикарское, шаманское обсуждение. Честно говоря, в РФ к итогам конкурса «Евровидение» относятся религиозно, с трепетом. Европа этот конкурс всерьез не воспринимает. Золотой век «Евровидения» уже давно ушел. Когда-то в 1974-м там АВВА выступила с хитом Waterloo, и началось восхождение. Когда-то это было так. Но уже «Евровидение» 1988 года было никакое, я помню критические статьи о нем. В РФ почему-то считается, что это победа мирового значения. Вообще говоря, нашей стране надо добиваться успехов, но в другом: научно-промышленном, техническом развитии, как это делал Советский Союз, запуская первый в мире спутник, первую атомную электростанцию. Поскольку РФ ничем подобным похвастать не может, она зациклилась на «Евровидении». Я считаю, что это отвлечение внимания от того, что страна пока ничего толком сделать не может. Я, если честно, от всего этого брезгливо отстраняюсь, у нас есть более серьезные темы для обсуждения, чем кто победил из пластмассовых однотипных певцов. Я знаю, что «Евровидение», как конкурсы красоты, давно выродилось в политическое действо. Вот Украину захотели поддержать. Великолепно. Кстати, мне не совсем понятно, почему к Джамале привязались. Джамала же поет в русской концепции истории крымских татар 40-х годов, которая исповедуется Кремлем.

Я бы предпочел, чтобы наша страна выступила родиной первого самоуправляемого футурополиса или первой трассы скоростного транспорта, которая не копирует проект полета на электромагнитной подушке в вакуумной трубе. Я бы предпочел увидеть какой-нибудь аэростакадный экспресс. Если бы первую трассу такого рода запустили в России, вот это было бы событие и победа мирового значения. А так одно «Евровидение», Кончита Вурст — это такая фигня на самом деле. То, что государственные СМИ забивают свой эфир, свои печатные площади сущей чепухой, это, к сожалению, тревожный признак.

Дмитрий Быков — писатель:

— Понятия не имею, нужно ли. Я, пока оно шло, сидел в эфире. Не думаю, не знаю и знать не хочу.

Александр Сидякин — депутат Госдумы от Татарстана:

— Я большой противник «Евровидения», уж не сочтите меня за консерватора. Но, во-первых, я не фанат поп-музыки. А во-вторых, я не фанат всех этих бородатых товарищей в платьях и т. д. Я этот конкурс не смотрю. Я считаю, что истерия по поводу этого конкурса и какого-либо места в нем абсолютно надуманная, то есть это событие не равно тому значению, которое имеет в культуре, жизни нашей страны. Я, конечно, по отзывам смотрю, что это политизированный конкурс, но это не та история, которой вообще стоит уделять внимание. Я считаю, что «Евровидение» надо показывать на ТНТ, это как раз формат этого телеканала, но никак не федеральных. Не знаю, какого артиста надо туда отправить. Давайте сам поеду и спою.

«МНЕ, ЕСЛИ ЧЕСТНО, НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК ТАМ ЛАЗАРЕВ ПО КВАДРАТИКАМ СКАКАЛ, ПО СТЕНКЕ ЛАЗИЛ»

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Сам конкурс я не смотрел, но в курсе разговоров, которые ходили вокруг участницы из Украины и что ей приписывают политический аспект. Как ни крути, «Евровидение» частично политизированный конкурс, не только песенный. Надо понимать, что политика присутствует не только здесь, она везде и всюду. Не зря даже наш великий поэт Габдулла Тукай писал: «Ведь я не только чистый поэт. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель». Без политики жить в мире невозможно, каждая страна, каждое общество сейчас политизированы, ну а конкурсы тем более не могут быть вне ее.

Что касается песни Джамалы, то она хорошая, я ее знаю с давних пор, но в другом варианте. Это очень популярная крымско-татарская песня, была любима у нас в Татарстане, ее исполняли наши певцы. Нынешний вариант, кончено, отличается от той старой версии, от нее остался припев, у нее новая аранжировка, так что ее вполне можно назвать новым творением. И самое главное — это композиция с болью в душе о трагической судьбе родного народа певицы. В Татарстане очень много молодых интересных певцов, но вряд ли их творчество было бы воспринято на уровне «Евровидения». У нас совсем другая песенная традиция, национальная, и наши песни почему-то в таком формате не воспринимаются. Да и в таком формате у нас еще никто не работает.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы:

— «Евровидение» нужно. Но я думаю, что артисты должны быть очень солидными. Отчуждаться от Европы мы не должны. Жили же дружно. Отношение Запада к нашей стране наши СМИ немножко утрируют. На Западе нашего Путина везде уважают. Даже в Австралии большой начальник, который нас принимал, говорил: «О, Путин все бы войны выиграл». А недавно наши делегации были в Чехии, в городе Брно — теплые взаимоотношения с Татарстаном. Потом собрали татар с Европы — прекрасные отношения, никаких проблем нет. А говорят, что в Западной Европе нас травят, что мы изгои, что с нами не хотят работать. Они сейчас и сами не рады, что санкции ввели.

Мне, если честно, не понравилось, как там Лазарев по квадратикам скакал, по стенке лазил. Он явно был там не фаворит. Но ведь и на выборах также: кто проигрывает, всегда ищет причину, кто же виноват. Вкусы у людей разные, но Лазарев не звезда. Против Билана, который тоже принимал участие в конкурсе, он намного ниже. А то, о чем пела Джамала, я не понимаю. Говорят, о депортации. Ну дали и дали. У Шаймиева есть красивое выражение: «В любой ругани только одна сторона виноватой не бывает». Надо на Западе договариваться, чтобы у нас проводили «Евровидение». У нас самый передовой регион, мы умеем мировые форумы проводить.

Рустам Батыр — первый заместитель муфтия Татарстана:

— Безусловно, нужны разные форматы, которые объединяют людей: спорт, искусство и т. д. И этот конкурс создан для того, чтобы осознавать некое единство европейского континента, чтобы выстраивать единое человечество. А когда политики сюда привносят раскол, то смыл этого конкурса сводится на нет, потому что вместо объединения на платформе творчества происходит разъединение. Победа Джамалы отображает определенный настрой. Там же идет определенное нагнетание против России. Я могу только строить догадки. Когда выигрывают в честном голосовании, то это приятно и радостно. Но когда жюри поставило российскому участнику ноль, то такого не может быть. Сама идея конкурса испохаблена нечестным подходом. Мне кажется, и самой Джамале неприятно. Хочется побеждать достойно. Может, она и заслуживает этого места, но побеждать в таких условиях, мне кажется, и исполнителю неприятно. Всю жизнь будешь сомневаться: честно ты победила или благодаря политическому фактору? Если бы какие-то мунаджаты — духовные татарские этнические песни в современном обрамлении выставить на «Евровидение», то это было бы здорово. Это представляло бы культурное многообразие России, европейцы любят такие этнические вещи, это могло бы иметь шанс на успех.

Василий Лихачев — член центральной избирательной комиссии РФ:

— При всем нашем суверенитете, о котором мы говорим, и не только российском, но и о суверенитете других стран, есть силы, некие политические кукловоды, которые любой проект — спортивный, туристический, молодежный, музыкальный, как в случае с «Евровидением» — могут превратить в политизированный. Это не политика, это именно грубое политизированное действие, которое наносит урон нормальным человеческим отношениям. Я уверен в том, что изначально, даже не дожидаясь результатов зрительского голосования по Сергею Лазареву, люди, которые планировали этот конкурс, как раз замышляли такого рода исход. Сослались на политизацию украинской ситуации, на такую обиженную Украину, которой нужно помогать. И что меня особенно задело, поскольку моя вторая половина татарка, она внучатая племянница Хади Такташа, я знаю род Такташей, соприкасаюсь с татарской интеллигенцией, я представляю, как они переживают любой факт, когда спекулируют на татарской теме, будь то казанские татары, сибирские или, как в данном случае, крымские. Поэтому нам надо учиться высокой политической культуре, которую уважает человек любой национальности, которая готова к открытому диалогу и взаимодействию.

Рассуждая сейчас, я вспоминаю Сергея Лазарева, его высказывания. Человек переживал, он высокого уровня профессионал. Я, конечно, не музыкант, не могу оценивать певицу из Украины, крымскую татарку, но она стала заложницей планов вот этой черной теневой силы, которую, во-первых, мы должны вместе найти. Во-вторых, придавить это негативное влияние. В-третьих, сделать таким образом, чтобы талант, профессионализм, равноправие, толерантность правили в этом мире.

«После того, как там выбрали бородатое существо непонятного происхождения, стало понятно, что это не просто политизированное мероприятие, а конкурс стал инструментом в руках определенной организации, которая в мире строит какой-то свой мир для себя» «Когда выбрали бородатое существо, стало понятно, что это не просто политизированное мероприятие, а конкурс стал инструментом в руках организации, которая строит какой-то свой мир для себя» Фото: Владамир Астапкович, РИА «Новости»

«ВСЯ ЕВРОПА ДУМАЕТ, ЧТО ЛОЗА НЕ МОЖЕТ НАПИСАТЬ ПЕСНЮ, У ШВЕДОВ ИДУТ ПОКУПАТЬ. ОНИ РАБОТАЮТ ПРОТИВ МЕНЯ, ОНИ ДУМАЮТ, ЧТО В РОССИИ ВСЕ БЕСТОЛКОВЫЕ»

Юрий Лоза — композитор, певец:

— России нужно «Евровидение» в том виде, в котором оно было организовано. В 1956 году было объявлено, что создается конкурс, чтобы Европа была ближе друг к другу, для того, чтобы люди могли познакомиться с культурой своих соседей по континенту, поэтому были введены некоторые правила. Первое, самое главное — все поют на своем языке, и победитель на своем языке проводит это шоу у себя дома, чтобы стать еще ближе, то есть победитель имеет привилегированное право познакомить людей со своей культурой, кухней и т. д. Основным было не заработать денег, а показать себя и стать чуть ближе ко всем. Поэтому изначально было заявлено, что, не дай бог, никакой политики, чтобы не напрягать никого, не задеть чувств. Это были основные первые правила. Потом все это перевернулось с ног на голову, теперь это политический конкурс, сейчас все поют на английском языке. И это дурацкое профессиональное жюри, которое откуда-то взялось. Раньше в хартии было записано: основной критерий — чтобы нравилось людям, простым людям. Ни о каком жюри разговора не было и нет. Поэтому если они вернутся к изначальным постулатам, то мы готовы туда ездить. В свое время в 70-е годы шведы или норвежцы сказали, что наш язык никто не понимает, поэтому чтобы быть ближе, надо спеть по-английски. Сейчас все эти проблемы с непониманием устранены, потому что лазером можно написать любой текст, чтобы тебя поняли, хоть на китайском. Так делается сейчас в оперных театрах: на заднем плане бегущая строка, все поют итальянскую оперу на итальянском, и никто не пытается спеть итальянскую оперу, скажем, на английском, чтобы быть понятым.

Но мы будем представлять свою страну, а не просто Киркорова или Лазарева, или их продюсеров, или бабло, которое за ними стоит. Соответственно, объявляется конкурс, жюри нашей страны выбирает наиболее симпатичного представителя голосованием. Его туда отправляем. Задача — не победить, а показать, какие мы классные, какая мы культура, какой у нас красивый язык, какие у нас замечательные композиторы, талантливые поэты, исполнители. Вот о чем речь. Тогда мы с удовольствием будем участвовать в «Евровидении». Надо достойно представить нашу страну, чтобы потом наших артистов брали туда на гастроли, зная, что у нас есть своя эстрада. А сейчас все наши Киркоровы и Лазаревы пытаются всех убедить, что мы безрукие, бестолковые, что у нас нет ничего своего. Единственное, что мы можем, — нефть накачать, продать, и это бабло вбухать. Купить песню, сценический имидж, номер, который нам сделают, заплатить композиторам, поэтам и отправить нашего паренька, чтобы он спел по-английски, представляя определенную контору. Они сами объявили себя представителями от России, что надо болеть за них. С какой стати? Я не очень понимаю цели и задачи. Причем здесь мы? Надо сразу точно понимать, что Киркоров и Лазарев — это они, это им надо. А нам не надо в таком виде ездить. Для нашей страны их участие в таком виде очень плохо, это провокация, диверсия против страны, против меня как композитора. Сейчас вся Европа думает, что Лоза не может написать песню, у шведов идут покупать. Они работают против меня, они думают, что в России все бестолковые и могут только «Точь-в-точь» и «Один в один», а мы в России можем и сами кое-что делать. Наш Левша в свое время блоху подковал, поэтому мы тоже можем писать песни, но нам этого не дают показать Киркоровы и Лазаревы.

Эльмир Низамов — композитор:

— Конкурс я, конечно, смотрел, и, знаете, в принципе, согласен с его итогами. Мне как композитору песня Джамалы понравилась, я оцениваю ее высоко. Однако здесь больше вопросов скорее не к самим песням конкурса, а к голосованию, когда объективно сильным композициям какие-то страны не ставили ничего. Здесь становится все довольно понятно, и от политики, к сожалению, никуда не деться.
Джамала спела действительно хорошую песню, одну из немногих, у которой есть национальные черты. Насколько я знаю, Джамала наполовину крымская татарка, наполовину армянка, и в ее песне слышны и армянский дудук, и крымско-татарский язык вперемешку с английским, получился очень интересный микс. Но здесь есть политический подтекст, это очевидно, и на этом сыграли некие силы и страны, которые как-то критически относятся к России, голосуя именно за песню участницы от Украины. Тем не менее, мне кажется, в этом году конкурс был интересным еще и с точки зрения настроения общества, он показал, кто, как и к кому относится. В ходе зрительского голосования первое место было у России, а второе — у Украины, и я воспринял это как то, что жители разных стран в целом настроены положительно по отношению к нам и Украине. Их больше волнует музыка, ведь и у нас, и у Джамалы были достойные номера. А вот если посмотреть на голосование, скажем так, элит, там уже прослеживается политический подтекст.

Я положительно отношусь к российскому певцу Александру Панайотову, мне кажется, что он один из самых талантливых исполнителей на нашей сцене, причем мирового класса, но, к сожалению, недооцененный здесь. Я был бы рад увидеть среди участников этого конкурса выпускников телепроекта «Голос». Та же Тина Кузнецова, которая мастерски владеет и русским фольклором, и джазом, и эстраду в свое творчество удачно вплетает, она может петь что угодно. Мне кажется, из Татарстана Эльмира Калимуллина могла бы достойно представить Россию. Огромный цирк и фарс, когда большинство песен, представляющих совершенно разные страны, поются на английском языке и написаны одними и теми же авторами из какой-нибудь Швеции или другой европейской страны. Это ведь конкурс песни, и изначально он задумывался таковым. А песня — это три единства: автора слов, автора музыки и исполнителя. Но получается, что под фамилией нашего исполнителя находятся западные авторы. Гораздо честнее и интереснее было бы, если бы страна представляла не только своего исполнителя, но и своих авторов. Это мое мнение как композитора.

Эльмира Калимуллина — певица, заслуженная артистка РТ:

— «Евровидение» — это конкурс песни. И для каждого артиста участие в этом конкурсе — своего рода Олимпиада. С каждым годом уровень «Евровидения» становится интереснее и по исполнителям, и по визуальным эффектам. Этот конкурс дает еще одну возможность показать, что в России живут и творят талантливейшие люди, которые с достоинством представляют нашу страну! Сергей Лазарев — настоящий артист. Я восхищаюсь его трудолюбием, его неудержимой страстью к музыке, и он один из немногих артистов, который всегда поет вживую. Он настоящий профессионал, поэтому считаю, что участие артистов в конкурсе «Евровидение» — интересное событие для любой страны.

В этом году я предпочла подготовиться к марафону и выспаться перед забегом, поэтому не следила за итогами конкурса. Песня Джамалы мне изначально понравилась. Я люблю эту певицу и слежу за ее творчеством. Она музыкант с большой буквы! И песня ее была одной из красивейших для меня. Народные мотивы, переплетение современных музыкальных оборотов с фольклором придали ей свой шарм. В песне есть смысл, и это важно. Я как музыкант рада, что эту песню оценили по достоинству. А из России на «Евровидение» в 2017 году я отправила бы Александра Панайотова.

Ильдар Мубаракшин (Мубай) — певец:

— Джамала — профессиональная певица, но ее вокал — на любителя. Возможно, политическая составляющая все-таки есть. «Евровидение» я не смотрел, раньше хотя бы за результатами следил, в этом году даже этого не было. Но вот вы мне сказали, что она победила, и я обрадовался. Наверное, это зов крови. Насчет того, кого отправить на конкурс в следующем году... Молодых исполнителей я никого не знаю. А старшее поколение — это наверняка не формат.

Айгуль Бариева — заслуженная артистка Татарстана, певица:

— Я уже давно скептически отношусь к этому конкурсу, потому что последние пять лет творится явное безобразие: оценивают не вокальные данные участника, что угодно. В этом году смотрела и я, и дети. Были уверены, что выиграет Лазарев. Мне лично понравился француз, но после выступления крымской татарки, я сразу сказала, что выиграет она. Это политика. В следующем году я бы никого не отправила. России давным-давно пора плюнуть на этот конкурс, и тогда нас еще больше зауважают.

«ПРЕДСТАВИТЕЛИ МОСКВЫ ИЛИ ПЕТЕРБУРГА НЕ ДОПУСТЯТ НА «ЕВРОВИДЕНИЕ» НАЦИОНАЛЬНЫХ АРТИСТОВ, ТАК КАК СЧИТАЮТ НАС ПРОВИНЦИЕЙ»

Фарит Фарисов — председатель президиума татарской национально-культурной автономии города Москвы:

— Я, конечно же, смотрел «Евровидение». Я следил за конкурсом 30 лет. Но после того, как там выбрали бородатое существо непонятного происхождения, то стало понятно, что это не просто политизированное мероприятие, а конкурс стал инструментом в руках определенной организации, которая в мире строит какой-то свой мир для себя. Почему? Все люди должны знать, что коренные американцы, которые были вокруг Джорджа Вашингтона, Линкольна, у них семьи с традиционными понятиями, они все религиозны, у них много детей, у них жесткое воспитание, а всем остальным они предлагают быть просто американцами, хотя у самих самоидентификация англосаксов. Понимаете? «Евровидение» — это один из их инструментов в Европе. В Америке это уже сделано, она напечатана как американская мечта, что любой человек может стать богатым, деньги делают все. А на самом деле мы видим, что деньги в Америке не работают, у них лишь четко определенные правила для определенной скрытой элиты, которая пытается руководить всем миром.

Что касается «Евровидения», то не участвовать нельзя, мы должны участвовать, но возлагать большие надежды нельзя. Нам не нужны первые места, мы должны для себя выступать хорошо, мы должны нравиться своей стране, а не кому-то. У меня всегда самым главным было воспитание, а в западном мире это выгода. Если у людей разные ценности, то они никогда не договорятся. Но миру как раз и импонирует, что мы благородны и справедливы, что мы противостоим безумию, которое хотят навязать всему миру, и это Европа продемонстрировала на «Евровидении». Именно исполнение Лазарева показало, что народ оценил, дали первое место, а политика грязная.

Что касается татар и депортации, то надо, чтобы в мире как можно больше знали, что в лице руководителя нашей страны была дана оценка: мы осуждаем депортацию. Многие люди пострадали, не только крымские татары, а также ингуши, чеченцы, балкарцы. А если взять в процентном соотношении, то больше всего от репрессий пострадали русские. Мы это осуждаем и делаем все, чтобы это не повторилось. Мы должны быть готовы к новому противостоянию, которое нам навязывают, быть готовыми. Мы должны в некоторых вопросах переигрывать на этом поле, так что до покоя нам пока далеко.

Айгюль Мирзаянова — PR-директор NEFIS GROUP:

— Я тоже смотрела этот конкурс, после Украины пошла спать, потому что для меня стало очевидно, что эта композиция — лучшее, что было на «Евровидении», причем не только в нынешнем году. Это была мантра, буквально магия на сцене. Голос, вибрации, боль, любовь, надежда. И, конечно, политическая конъюнктура, ведь Европа так любит помогать обездоленным мигрантам восточного происхождения. Поразительно, как четко Украине удалось все это просчитать и представить такой продукт на «Евровидении». Это было абсолютно точное попадание в «рынок». Творчество и политика, опасения народа и сострадание и, конечно, нечто, что невозможно передать словами, какая-то связь с высшими силами, если хотите, которую певица представила силой своего фантастического таланта — все это и было оценено. На мой взгляд, Джамала победитель по праву. Хотя до ее выступления я свой голос готова была отдать певцу-модели из Венгрии, просто потому, что он был самым красивым и в меру брутальным. Остальные не запомнились вообще.

Сергей Лазарев молодец, это был серьезный риск для него как певца состоявшегося, однако этот чересчур сладкий карамельный образ был неинтересен, даже несмотря на спецэффекты. Трудно сказать, кого стоит отправлять на «Евровидение», пробовали, кажется все. Одно точно — надо учитывать на этом конкурсе настроение Европы, но нивелировать свою самобытность, уникальность нельзя. Наоборот, это и есть козырь.

Ркаил Зайдулла — поэт, писатель, прозаик, лауреат премии имени Тукая:

— Если Россия считает себя европейской страной, а она со времён Петра I стремится в Европу, хочет жить ее ценностями, то и в конкурсе должна участвовать. У нас по итогам «Евровидения» впали в истерику. Естественно, искусство, литература не могут быть без политики. Но я считаю, что выступление Джамалы было достойным. Насчет объективности могу сказать, что Украина сама дала за Россию 12 голосов, а Россия за Украину — 10 баллов. Это же высокие показатели. Говорить, что все лежало в политической плоскости, неверно. Народ умнее, чем политики. Кого отправить на «Евровидение», не знаю. Говорят, что у татар сейчас 600 - 700 певцов есть. Думаю, найти среди них достойного можно. Но то, что они пройдут на конкурс, очень сомнительно. По сравнению с Европой в России межнациональные отношения сложные. Представители Москвы или Петербурга не допустят на «Евровидение» национальных артистов, так как считают нас провинцией.

Кадим Нуруллин — директор Татарской государственной филармонии им. Тукая:

— Конкурс смотрел урывками, я не ярый поклонник подобных шоу. У меня всегда много вопросов как к участникам, так и к победителям «Евровидения». Итоги иногда шокируют, хотя мощное техническое оснащение этого конкурса меня очень привлекает, так что содержанию тоже не мешало бы соответствовать высоким стандартам.

Украина на слуху, кто-то ее жалеет, кто-то откровенно насмехается над ней. Как бы там ни было, это привлекает внимание. Безусловно, мне приятно, что победила татарка, но думаю, что без политики тут тоже не обошлось. Мнение общества ныне легко организовывается, используя все механизмы. Если бы Джамала участвовала в другое время, с другой песней, возможно, в финале был бы другой участник. И в сегодняшнем политическом контексте неучастие России на «Евровидении» будет не в нашу пользу и непременно настроит мир против нас. На будущий год я бы отправил Альбину Шагимуратову. Мне кажется, что она обязательно бы победила!

«ЖАЛКО КИРКОРОВА, ОН МНОГО ДЕНЕГ НА ЭТО ПОТРАТИЛ»

Гаяз Закиров — председатель духовного управления мусульман Нижегородской области:

— Если говорить с точки зрения ислама, нам этого не надо. Но так как мы живем в просвещенной стране, должны общаться со всем миром. Наш народ должен участвовать во всех мировых мероприятиях. Сам я смотрел конкурс. Не понравился — космполитичный. Все песни одинаковые по звучанию, на английском языке. Хорошо было бы, если песни звучали на родных языках представителей народов Европы. Эта победа — гордость для всех крымских татар. Но здесь присутствует политика, от этого мы никуда не денемся. Победу Джамалы я не воспринимаю, хотя гордость за татарку все же есть. На следующий год можно отправить Ришата Тухватуллина, голос у него красивый, Раиса Фасихова , он тоже необычно поет. Из «стариков» — Габдельфат Сафин неплохой.

Фарит Закиев — председатель всетатарского общественного центра (ТОЦ):

— То, что победила Джамала, мы гордимся. Хоть я сам и не смотрел конкурс, но люди, которые наблюдали, говорят, что выступление было сильное, да и тема песни горячая. Мы сами в день депортации провели митинг в защиту крымских татар, так как не делим татар на крымских или каких-то других, поэтому, я думаю, жюри не осталось равнодушным к теме геноцида братского народа. В 2017 году я из России на Украину отправил бы Филюса Кагирова. По сравнению с теми голосами, которые звучат на «Евровидении», его голос стоит на порядок выше. Главный приз можно ему дать и без участия в конкурсе.

Рамиль Беляев имам исламского общества Финляндии:

— Я как человек выросший в России, сейчас живущий в Европе, как религиозный деятель хочу сказать, что мне не нравится формат «Евровидения». В прошлом году, например, выиграли непонятные люди. В Европе есть свобода слова, права человека. Это не сочетается с форматом России. Конкурс я не смотрел, но то, что выиграла татарка, это приятно. Но хотелось бы, чтобы эта победа не была политизированной. Из российских артистов я бы отправил Салавата.

Шамиль Гумеров — руководитель мусульманского общества Клайпеды (Литва):

— Я хоть сам гражданин Литвы, но считаю, что Россия должна участвовать в конкурсе. Ей нужно интегрироваться в европейское пространство. В победе Джамалы была и политическая составляющая, кроме того, думаю, что просто поговорили с комиссиями, попросили, как нужно проголосовать. Когда я узнал, что за Россию выступает Лазарев, то он мне не понравился. Но после того, как он выступил в финале, мнение изменилось. Жалко Киркорова, он много денег на это потратил.