Вразрез с российской тенденцией в Татарстане за первые 3 месяца 2016 года подрос авторынок Вразрез с российской тенденцией в Татарстане за первые 3 месяца 2016 года подрос авторынок

НЕУЖЕЛИ ДНО?

То, чего автодилеры и производители ждали с декабря 2014-го, наконец-то произошло. Согласно данным агентства «Автостат», количество регистраций новых автомобилей в Татарстане в январе-марте 2016 года выросло на 4,4% по сравнению с первым кварталом прошлого года, с 11308 единиц до 11806 единиц. Уточним, что речь идет именно о поставленных на учет легковушках, которые могли быть куплены и в других регионах. Эти данные обычно несколько отличаются от фактических продаж в автосалонах, ведь владельцы регистрируют машины с определенным временным лагом после покупки. При этом российский рынок, по данным того же «Автостата», продолжил сужаться: за первый квартал прошло 268,2 тыс. регистраций новых авто против 275,2 тыс. годом ранее — пусть падение и незначительное, всего на 2,6%.

Неужели после прошлогоднего обвала продаж в Татарстане на 44% автодилерам пора выдохнуть и сказать, что худшее позади? Вряд ли, скорее, рынок в данный конкретный момент напоминает батискаф, замерший на глубине в состоянии, близком к нулевой плавучести. Балластом служит сокращение реальных доходов (квартал к кварталу на 3,9%) и сбережений граждан. Кроме того, если в первом квартале прошлого года машины продавались, как правило, еще по «старым» или близким к этому ценам, то сейчас ситуация совсем иная. И только за первый квартал средний курс доллара вырос на 18,5%, а евро — на 16,4%.

Всплывает батискаф, как известно, за счет выталкивающей жидкости легче воды — например, бензина. Увы, для авторынка в ее роли сейчас могут выступить разве что привыкание граждан к новым реалиям и оживившееся автокредитование (во многом благодаря запущенной в апреле 2015 года госпрограмме субсидирования ставок по автокредитам на две трети от ключевой ставки ЦБ РФ). За три месяца 2016 года количество выданных в Татарстане займов на покупку машины увеличилось на 72,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Регион в этом плане заметно опережает Россию, где число оформленных кредитов выросло на 66%. Да и сами ставки кредитования за год ощутимо снизились.

«Первый и основной фактор, который повлиял на продажи новых автомобилей в первом квартале 2016 года, — то, что каждый россиянин старше 5 лет хочет иметь новую машину. Это определяющий фактор. Дальше, если желание совпадает с возможностями, он свою мечту реализовывает. Ну и три госпрограммы, которые действуют в России, конечно, повлияли, особенно программа льготного автокредитования», — говорит Владимир Моженков, президент ассоциации «Российские автодилеры».

Впрочем, «балласт» пока не дает надежд на быстрое всплытие. К слову, по данным ассоциации европейского бизнеса, учитывающей продажи не только новых легковых, но и легких коммерческих автомобилей в РФ, рынок в январе-марте сократился на 16,9% до 319 тыс. авто. Это само по себе говорит о слабости и неустойчивости тренда к росту, и речь идет о стабилизации около многолетних минимумов. Даже до уровня продаж января-марта 2011 года (20,5 тыс. авто) рынку нужно прибавить еще три четверти, а уж до рекордного первого квартала 2013 года (26 тыс. авто) необходимо подрасти в 2,2 раза. Неудивительно, что некоторые эксперты отводят на восстановление российского авторынка уже 10 лет.

«Разве продажи новых автомобилей в первом квартале выросли? Они как падали, так и падают, замедление темпов «сжимания» рынка чисто статистическое — такие процессы обычно и идут «по экспоненте», — исполнен скепсиса независимый эксперт Алексей Захаров.

LADA ПРОДОЛЖАЕТ ПОЛЕТ В «ШТОПОРЕ»

Но даже слабое утешение оказалось «товаром» не для всех. Ведущий отечественный бренд LADA лишился в Татарстане еще 289 голосов, или 8,1%, до 3266 авто. Это самая большая абсолютная потеря среди всех брендов. Казанцы по давней местной традиции оказались еще критичнее к продукции АвтоВАЗа: в столице РТ регистрации LADA сократились на четверть до 671 авто. Заметим, что популярность тольяттинских машин в республике падает пятый год подряд, начиная с первого квартала 2012 года, а нынешний кризис лишь усугубил их положение.

Если же ориентироваться на данные АЕБ, в целом по РФ продажи LADA в квартальном разрезе упали на 17%, а в сравнении март с мартом — на 19%, то есть к концу первого квартала текущего года ситуация только ухудшилась.

==table1084==

Очередной претендент на звание «народного автомобиля» Vesta (цена от 515 тыс. рублей), продажи которой АвтоВАЗ запустил в ноябре прошлого года, за первые 3 месяца нашла отклик в сердцах 492 татарстанцев. «Что касается LADA — новые модели запустили, но их большой дефицит. Я думаю, когда этот дефицит уйдет, LADA будет продаваться в большем количестве. Это первое. Второе связано с тем, то идет обнищание бедных и среднего класса», — такими перспективы вазовских машин видятся Моженкову.

У АвтоВАЗа есть определенная модельная гамма, и если вычленить из нее только новые машины — Vesta и X-Ray, то нельзя сказать, что их продажи падают или совсем плохи, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Новые машины, если соизмерять ситуацию на рынке, чувствуют себя неплохо, к ним есть интерес. Но если брать весь модельный ряд — спрос падает на другие машины, и это нормально. В кризис растет или по крайней мере не падает сегмент супердорогих автомобилей. А ситуация с недорогими автомобилями диаметрально противоположна. Люди «прижимаются», боятся, соответственно, или уходят в сегмент бэушных автомобилей, или ездят на своей старой машине, откладывая по разным причинам покупку новой на более поздний период», — говорит он.

==table1083==

За татарстанских дилеров Vesta, на первый взгляд, можно порадоваться: они продали более дорогие модели. Однако есть веские основания сомневаться, что на новые вазовские модели действовала рыночная, а не демпинговая наценка.

Приверженцы слогана «Покупай российское!» вскоре могут изрядно разочароваться. Ведь если февральское подорожание миновало новинки, то майское способно поднять их ценники на 4 - 5%. Впрочем, такая актуализация прайсов спустя несколько месяцев после запуска новой модели — обычное дело для АвтоВАЗа: достаточно вспомнить, как менялась стоимость той же Granta. Да и подорожание всего модельного ряда при неудовлетворительном спросе на новинки мы наблюдали не раз, как в случае, например, с запуском Priora. Теперь же надо еще окупать детали для новых моделей, заказанные за границей бывшим руководителем предприятия Бу Андерсоном.

«Как это ни странно, все модели АвтоВАЗа, а новые в значительной степени, на 50 процентов и больше состоят из импортных комплектующих. И, к сожалению, «благодаря» этому автомобили тоже не дешевеют, а скорее постепенно дорожают. АвтоВАЗу еще предстоит доказать, что его движение в сегмент более дорогих автомобилей соответствует стоимости бренда в глазах покупателей. Это очень серьезная работа. Я не уверен, что сейчас, при нынешних тенденциях новому главе АвтоВАЗа Николя Мору вот так просто удастся этот путь пройти», — подытоживает Кадаков.

Очередной претендент на звание «народного автомобиля» Vesta (цена от 515 тыс. рублей) Очередной претендент на звание «народного автомобиля» — Vesta (цена от 515 тыс. рублей)

LIFAN СРАЖАЕТСЯ ЗА ВСЕХ «КИТАЙЦЕВ»

Какие бренды также попали в перечень неудачников? Номер 2 по абсолютным потерям — Opel, а на 4-й позиции — Chevrolet, они отминусовали, соответственно, 119 и 88 регистраций авто. Причина понятна — официальный уход тандема Opel-Chevrolet с российского рынка прошлой весной. В итоге демократичный американский бренд удержался в Топ-10 популярных благодаря единственной модели — Niva, название которой наши сограждане еще со времен СССР вспоминают добрым словом. В целом по России продажи Chevrolet сократились на 3174 авто до 6574 авто, а Opel вовсе «обнулился» (в первом квартале 2015 года на его счету было 3574 авто). Те крохи татарстанских регистраций, которые мы наблюдаем в минувшем первом квартале, лишь следствие декабрьских продаж. Остается добавить, что местные автолюбители наверняка с сожалением распрощались с некогда весьма популярными в своих сегментах Opel Astra и Chevrolet Cruze.

==table1085==

Третье место в отряде неудачников неожиданно заняла Mazda, потерявшая сразу 111 голосов. На всей импортной тройке сказалось отсутствие российской локализации. Если в премиальном сегменте покупатели готовы платить за востребованные инновации, передовые технологии, качество сборки и порой просто за удачный новый экстерьер, то в массовом сегменте прибавка 10 - 15% к цене способна определить выбор. Минимальный ценник «японца» приблизился к отметке 1,1 млн. рублей, вплотную к Mazda 6 и другим моделям классом выше. Тем временем сама «шестерка» подорожала в минимуме до 1,2 млн. рублей и вошла в клинч с ведущими представителями бизнес-класса, о которых мы поговорим ниже. Добавим, что все больше водителей сегодня желают обзавестись кроссовером, а не «пузотеркой», и уже не будем удивляться тому, что общероссийские продажи Mazda упали на 37% до 4542 авто.

Все дальше отступают и многие китайские компании, которые хоть медленно, но уверенно наращивали свою долю в РФ и Татарстане в 2011 - 2013 годах. И если Chery в январе-марте потерял чуть менее половины продаж до 35 авто, то Great Wall лишился 92%, показав символические 3 регистрации. Похожая картина наблюдается у Faw, Jac и Changan, которые, скорее, только обозначают свое присутствие на рынке.

==table1086==

Несколько лучше держится Geely, а в целом по России бренд и вовсе завершил первый квартал без потерь. Напомним, что для белорусско-китайского СП «Белджи» сделали исключение и позволили перемещать произведенные машины в рамках Таможенного союза (хотя уровень локализации не дотягивал до установленных 30%). Также сравнительно неплохими показателями отличились Brilliance (+40%) и Dong Feng (-23%), но тут дело в низкой базе — компании лишь недавно запустили продажи.

Памятником самому себе на фоне слабеющего спроса на «китайцев» выглядит Lifan, нарастивший спрос на 103 голоса или в 1,9 раза до 221 единицы. Основная причина — хороший стартовый спрос на компактный кроссовер X50, российские продажи которого были запущены в июне прошлого года с минимальным ценником от 500 тыс. рублей.

==table1087==

При взгляде на его характеристики на ум сразу приходит хэтчбек с повышенным клиренсом в исполнении АвтоВАЗа — XRay, которых со старта продаж 14 февраля татарстанцы приобрели в количестве 172 штук. Его ценник здесь начинается с отметки 590 тыс. рублей, и текущая диспозиция говорит, что вазовской новинке будет отнюдь не просто занять место под солнцем в сегменте компактных кроссоверов и хэтчбеков с повышенным клиренсом, востребованность которого ранее «раскусили» ведущие производители. Вслед за ним теперь устремляются и многочисленные представители из Поднебесной.

«Что касается спроса на LifanX50, это действительно удачная модель для российского рынка. Хэтчбек с повышенным клиренсом на базе модели Celliya, с российской сборкой и доступной ценой вполне может составить конкуренцию LADA XRay. Насколько серьезную — будет зависеть от качества сборки указанных моделей и вкусовых предпочтений. Но хочу уточнить, что сейчас покупатели гораздо тщательнее подходят к выбору автомобиля, считают каждый потраченный рубль и в основном не готовы переплачивать за имидж», — говорит бизнес-консультант Владислав Куранов.

Тренд перехода автовладельцев с седанов на хэтчбеки с повышенным клиренсом и кроссоверы разных калибров усиливается Тренд перехода автовладельцев с седанов на хэтчбеки с повышенным клиренсом и кроссоверы разных калибров усиливается

«ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА НОРМАЛЬНУЮ МАШИНУ И ФАНТАЗИИ, ТЫ ПОКУПАЕШЬ FORD FOCUS»

Главными же конкурентами Тольятти в битве за звание «народного седана» являются вовсе не китайцы: продажи южнокорейских KIA и Hyundai за квартал выросли на 350 и 53 единицы до 1725 и 1046 авто соответственно. При этом у обоих «родственников» львиную долю спроса, более трех четвертей, обеспечила единственная в роду «супермодель». У KIA это Rio (от 515 тыс. рублей), спрос на который подрос на 224 единицы до 1189 авто, а у Hyundai — Solaris (от 570 тыс. рублей), его продажи увеличились на 54 единицы до 726 машин. Уточним, что в целом по стране KIA потерял только 9% продаж против 26% у напарника по концерну. Правда, стоит принять во внимание, что эта статистика от АЕБ учитывает и легкие коммерческие авто марки Hyundai.

Нельзя окончательно сбрасывать со счетов и активность Volkswagen: татарстанские регистрации легковушек немецкого концерна за январь-март выросли на 17% до 560 авто. И основную прибавку, плюс 93 единицы до 318 авто, согласно последним веяниям, обеспечил бюджетный Polo (ценник от 580 тыс. рублей, в средней комплектации — 680 тыс. рублей).

==table1090==

На этой же ниве трудятся партнеры АвтоВАЗа по концерну, периодически перебегая друг другу дорогу. В частности, Renault предложил новое поколение Logan (средняя комплектация — 580 тыс. рублей). Несмотря на то, что в зачет идут оба поколения Logan, ощутимого прорыва здесь не наблюдается: плюс 17 до 308 авто. «Я уже не раз говорил, что, в частности, нынешние рыночные проблемы LADA — стратегические. В группе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» слишком велика внутренняя конкуренция: модели LADA, «французско-румынские» автомобили семейства Logan и реанимированный бренд Datsun находятся в одной ценовой нише и мешают друг другу. Исправить эту ошибку будет непросто», — подчеркивает Алексей Захаров.

Вернуть себе лавры производителя доступного народного авто решил и Ford. Хороший спрос на бюджетную модель Fiesta помог резиденту Татарстана добрать 74 голоса или 46,5% до итогового показателя в 233 авто. Обновленная модель со стартовым ценником от 520 тыс. рублей — как у Rio и Vesta — нашла 68 покупателей. Заметим, что в рекламных буклетах была указана цена «от 424 тысяч рублей», но в салонах вариантов дешевле 520 тыс. рублей нам обнаружить не удалось.

Впрочем, монолайнером предприятие Генри Форда вовсе не выглядит. Вторым локомотивом продаж Ford стал среднеразмерный кроссовер Kuga (от 1 млн. рублей, в средней комплектации 1,3 млн. рублей). При этом бывший бестселлер Focus с минимальным ценником 650 тыс. рублей (в средней комплектации — 870 тыс. рублей) растерял четверть покупателей до 52 регистраций.

«Полагаю, что за ростом продаж автомобилей Ford в основном стоит низкая база прошлого года — тогда у компании было падение продаж на 40%. Плюс «стекание» покупателей к нижним ценовым сегментам — не зря ведь максимальный рост продаж показала модель Kuga. Этим же в значительной мере объясняется рост продаж «паркетников» бренда — их берут люди, которые раньше покупали более дорогие машины этого класса», — полагает Захаров.

==table1088==

Ford очень долго падал, а теперь начал подниматься, и нельзя сказать, что сейчас компания сделала что-то невероятное — можно лишь порадоваться, что Ford, видимо, оттолкнулся от дна и начал подниматься, считает Кадаков. Причем само падение можно было спрогнозировать: потому что не слишком удачные были и машины, и сочетание цены и качества, а может быть, сам бренд немного обесценился в глазах покупателей. «В Европе Ford Focus — это приличный автомобиль, который конкурирует с такими машинами, как Opel Astra и Volkswagen Golf. А у нас, к сожалению, благодаря местному производству, немножко обесценился сам бренд, сама модель. То есть если у тебя не хватает денег на нормальную машину, если нет фантазии, ты идешь и покупаешь Ford Focus. То же самое с Mondeo. Сейчас появился новый Mondeo — интересный, удачный автомобиль, я думаю, благодаря этому будет какое-то движение вперед. Локализация тоже важна: Ford запустил моторное производство в Елабуге, на мой взгляд, очень достойное. То, что Ford идет по пути локализации, — это хорошо и позволит ему держать приемлемые цены на свои машины», — говорит главный редактор журнала «За рулем».

С учетом всех факторов битва Vesta с Rio, Solaris и Polo, а теперь еще и Fiesta за кошельки автолюбителей обещает быть интересной.

==table1089==

КТО СДЕЛАЛ КАССУ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ И КРОССОВЕРАХ

Позиции другого отечественного бренда — Uaz, в первом квартале опасений не вызывали. В Татарстане ульяновцы собрали 140 «голосов» — на 63 больше, чем годом ранее. Как и тогда, надежным фундаментом спроса стал внедорожник — модель 3163 Patriot — его поставили на учет 112 водителей. Заметим, что базовая цена «патриота» начинается от 780 тыс. рублей, но с учетом всех скидок (за утилизацию, кредит, год выпуска) — от 640 тыс. рублей.

Отлично себя чувствовал и Renault, армия татарстанских поклонников которого выросла на 306 автовладельцев, или на треть, до 1202 человек. Основной прирост (246 единиц) обеспечил бестселлер марки внедорожник Duster. Ценник на «дусю» стартует от 600 тыс. рублей за переднеприводную версию 1,6 л выпуска 2015 года, за среднюю комплектацию 2016 года выпуска просят уже 850 тыс. рублей. Любопытно, что в целом по России Renault растерял 15% продаж до 23285 авто.

Мода на кроссоверы помогает стабильно делать кассу в Татарстане лидеру мирового рынка — Toyota, укрепившему позиции в РТ на треть до 603 авто (по РФ наблюдается снижение продаж на 7%). Основную прибавку — плюс 114 единиц до 271 авто — обеспечил бестселлер японцев среднеразмерный кроссовер RAV4 (от 1,28 млн. рублей). Пожалуй, свежий рестайлинг, после которого из его облика исчезли чрезмерно выпирающие угловатые задние фонари, явно пошел ему на пользу.

==table1091==

«У Toyota себя неплохо показывает RAV4, который выбился в лидеры и сегмента, и в целом по рынку. Удачная машина, и благодаря только ей Toyota чувствует себя неплохо. На таком шатающемся, непонятно куда движущемся рынке производитель сейчас себя чувствует стабильно, а это уже хорошо. И, кроме того, Camry — один из лидеров на рынке — тоже показывает хорошие результаты», — считает Кадаков.

Действительно, лидерство в бизнес-классе по-прежнему удерживает Camry (от 1,36 млн. рублей), добравшая еще 23 регистрации до 119 поставленных на учет авто. Для сравнения: Hyundai I40 в итоге набрал 88 голосов, Mazda 6 — 34, Volkswagen Passat — 12, Nissan Teana — 9, Skoda SuperB — 5. Заметно выросли продажи — плюс 48 единиц до 72 авто — и Land Cruiser с ценником от 3,7 млн. рублей.

Впрочем, и у Toyota не все так радужно, считает Захаров. «Если говорить о квартальных результатах, то полагаю, что у них хороший результат за счет распродаж прошлогодних стоков. В марте у Toyota уже −15 процентов, что хуже среднерыночного показателя в 10 процентов», — утверждает эксперт.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ МЫ ДО ДНА ДОЙДЕМ, НО ПОКА ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО»

Подводя итоги первого квартала 2016 года, отметим, что тренд перехода автовладельцев с седанов на хэтчбеки с повышенным клиренсом и кроссоверы разных калибров усиливается. В свою очередь, битва со стороны производителей за этот самый быстрорастущий сегмент только обостряется. К тому же, производители уже нащупали уровень рублевых цен, которые могут осилить наши граждане, и предложили соответствующие модели. Теперь, по всей видимости, самая ожесточенная схватка развернется в ценовом диапазоне 550 - 700 тыс. рублей.

Что касается рынка в целом, то президент ассоциации «Российские автодилеры» не верит, что он уже достиг дна. «Рынок падает, и мы дна еще не достигли. Очень надеюсь, что в этом году мы до дна дойдем, но пока этого не произошло», — заявил нам Моженков, с которым солидарны и другие наши эксперты.

В частности, Кадаков тоже ссылается на падение покупательской способности населения. «Как показывает предыдущий кризис, даже если люди имеют возможность, они зачастую откладывают покупку на более поздний период. Именно это влияет больше всего на рынок, а не какие-то инструменты, которыми правительство пытается повысить спрос и какие-то «инъекции“ вводить. Да, они влияют, но перевесить эти глобальные проблемы, по-моему, этими средствами невозможно. Если уровень доходов падает в реальном выражении и их реальная покупательская способность из-за роста цен на все, начиная от бензина, падает, то, соответственно, мы имеем такой результат», — заключает он.

==table1092==
==table1093==
==table1094==
==table1095==