За 10 минут до начала парада Победы на площади в сопровождении спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, мэра Казани Ильсура Метшина и ветеранов появился президент РТ Рустам Минниханов

«МИР НА ПЛАНЕТЕ НЕ УТВЕРЖДАЕТСЯ САМ ПО СЕБЕ»

С 9 утра на площадь Свободы шли потоки выглаженных участников парада Победы — военнослужащих Казанского гарнизона, сотрудников силовых ведомств, суворовцев, студентов — и просто жителей Казани и гостей города. На больших автобусах к трибуне напротив театра оперы и балета подвозили ветеранов — они заняли первые ряды. За 10 минут до начала на площади в сопровождении спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, мэра Казани Ильсура Метшина появился президент РТ Рустам Минниханов, который немного пообщался с ветеранами и занял рядом с ними свое место на трибуне.

Началось действо со стихов Мусы Джалиля, 110 лет со дня рождения которого мы отметим в этом году. Каждый номер театрализованного представления провожали аплодисментами. Кульминацией стал взлет десятков голубей, которые еще долго кружили над площадью.

Подключившись к Красной площади, послушали речь президента России Владимира Путина. В его словах явно присутствовал актуальный геополитический акцент — фактически он поставил фашизм и терроризм в один ряд: «Сейчас трудно даже осознать, какими запредельными усилиями было вывезено и восстановлено более 1,5 тысяч заводов. Уже через несколько месяцев они начали поставлять на фронт танки, самолеты, боеприпасы. Эта беспримерная трудовая победа позволила армии обратить врага вспять, сокрушить агрессора, который поставил себе на службу экономический потенциал почти всей Европы... Наши отцы и деды одолели врага, перед которым спасовали многие страны. Именно советский народ принес свободу другим народам... Уважаемые товарищи, уроки истории говорят о том, что мир на планете не утверждается сам по себе, что нужно быть бдительными, что недопустимы двойные стандарты, близорукое потакание тем, кто вынашивает новые преступные замыслы. Сегодня цивилизация вновь столкнулась с жестокостью и насилием, терроризм стал глобальной угрозой. Мы обязаны победить это зло, и Россия открыта для объединения усилий с другими государствами».

В это время московский корреспондент «БИЗНЕС Online» пыталась пробиться поближе к месту действа, но быстро поняла, что стать зрителями парада обычные москвичи могут лишь с превеликим трудом. Тот, кто хотел увидеть его хоть краешком глаза, ехал в центр города. Но вот незадача — Тверская и подходы к ней были перекрыты спецтехникой, иногда в два ряда, а также хмурыми сотрудниками правопорядка. И это отличало нынешний вовсе не юбилейный год от прошлого, когда народ приветствовал технику вдоль всего пути ее следования. Вживую удалось увидеть только авиацию, которая прогрохотала в небе над столицей. Приятно было помахать рукой родным казанским ракетоносцам Ту-22М3 и Ту-160.

В Москве улица Тверская и подходы к ней были перекрыты спецтехникой

В начале Большой Дмитровки, уже у Госдумы, стояли все те же заграждения. Нельзя было пройти и на Театральную площадь — традиционное место сбора ветеранов Великой Отечественной войны — во время парада она пустовала. «Когда снимут оцепление?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online», у особо разговорчивого и полицейского. «Часа в 2 - 3, когда пройдет «Бессмертный полк», — ответил он.

Никаких гуляний, песен плясок в это время в окрестностях не наблюдалось. Было даже слишком тихо. Активнее всех вели себя продавцы флагов и пилоток.

«На парад идем в пилотках! В пилотках идем на парад!» — встречал прохожих предприимчивый молодой человек. За маленький флаг просили 50 рублей, за большой — 300.

Активнее всех вели себя продавцы флагов и пилоток

— Сколько стоят пилотки?

— Сейчас полиция отойдет, скажу... 300, — почти шепотом сказал он.

— Вам, что ли, запрещают их продавать?

— Ага.

— Так таких, как вы, много везде.

— Так они «крышу» проплатили. Коррупция, девушка!

Рустам Минниханов: «Беспощадная война ушла в прошлое, унеся за собой миллионы жизней, она оставила незаживающий след в наших семьях и в наших сердцах. Мы склоняем головы перед памятниками тем, кто отстоял свободу Родины ценой своей жизни»

«МЫ, КАК И ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ...»

На площади Свободы к татарстанцам обратился Минниханов: «Долгих четыре года наши деды и прадеды шаг за шагом приближали этот день. Ценой невероятных усилий советский солдат освободил нашу землю от фашизма и водрузил над Рейхстагом Знамя Победы — символ мужества и стойкости нашего народа и его несокрушимой армии. Навсегда в наших сердцах будет жить память о тех трудных и героических днях. Беспощадная война ушла в прошлое, унеся за собой миллионы жизней, она оставила незаживающий след в наших семьях и в наших сердцах. Мы склоняем головы перед памятниками тем, кто отстоял свободу Родины ценой своей жизни. Вечная слава героям!»

Минниханов отметил, что война стала суровым испытанием для всего военного поколения, но она не сломила народный дух: «Каждый верил, что наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами. Это вера живет в нас и поныне, давая силы противостоять непростым вызовам современности. Мы так же, как поколение победителей, всегда будем защищать интересы своей Родины, будем трудиться и созидать во имя мира и спокойствия на нашей земле. Дорогие ветераны, приняв на себя страшный удар врага, вы прошли войну в едином строю. Вы выстояли, несмотря ни на что и вопреки всему. Низкий вам поклон за ваш подвиг и героизм, за настоящий пример мужества и патриотизма». Это прозвучало в унисон словам Путина: «Наши солдаты и командиры доказали, что они достойные преемники героев Великой Отечественной и с честью защищают интересы Родины. Уверен, что сегодня ветераны гордятся своими внуками и правнуками».

«Слава народу-победителю и его доблестной армии. Ура!» — завершил речь Минниханов, и по площади Свободы и улице Карла Маркса прокатилось троекратное ура участников парада и зрителей. Как потом сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» сотрудники полиции, всего на площади было свыше 10 тыс. человек, в том числе 2 тыс. военнослужащих.

Парадом командовал начальник Казанского гарнизона генерал-майор Владимир Майстренко. А голосом праздника на этот раз стал заслуженный артист РТ, актер театра им. Камала Рамиль Вазиев. После объезда генералом колонн по площади зашагали «коробки». Первыми шли воспитанники Казанского суворовского военного училища, далее — курсанты Казанского юридического института, студенты военных кафедр, студентки Медицинского университета, бойцы 26-го отряда спецназначения Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России, сотрудники УФСИН по РТ, МЧС России по РТ, ветераны афганской войны. Замыкал шествие, играя «День Победы», сводный военный оркестр Казанского гарнизона.

Следом по площади прошла колонна боевой колесной техники: пять бронетранспортеров БТР-80, четыре БТР-70М, легкобронированный автомобиль «Выстрел» («КАМАЗ-43269»). Впервые широкой публике показали универсальный бронеавтомобиль «Тайфуненок» («КАМАЗ-63968») — младшего брата бронеавтомобилей семейства «Тайфун», стоящих на вооружении подразделений специального назначения. Его активнее всего фотографировали зрители.

Парад ретроавтомобилей

А потом, словно в контраст, замедляя скорость у трибуны, поехали ретроавтомобили. Возглавил колонну первый советский бронеавтомобиль БА-27, далее — легендарная полуторка «ГАЗ-ММ», легковые военные машины «ГАЗ-67» и джипы Willys, легенда советского автомобилестроения «ГАЗ-М1», выпускавшийся с 1936 года и прозванный в народе «Эмкой». Нашлось в колонне и место автомобилю «Победа». Следом шли авто послевоенного периода — «ГАЗ-12», две «Чайки», «ГАЗ-21». Два фанатичных автолюбителя — Минниханов и Мухаметшин — оживленно беседовали, показывая руками на ретромашины.

Отметим удивительную стройность и непринужденность парада — все прошло на явном подъеме, без сучка и задоринки.

«КТО БЫ МНЕ ДАЛ ФЛАГ ИМЕННО СОВЕТСКОГО СОЮЗА?»

Тем временем в Москве корреспондент «БИЗНЕС Online», отчаявшись встретить хоть одного настоящего ветерана, успела поучаствовать в историко-политической полемике с младшим военным поколением. Полковник Александр Семенович Тимолин в последний год войны учился в училище. На его груди помимо многочисленных медалей вовсе не георгиевская лента, как это сейчас принято и модно, а красная. Почему?

— Это самая настоящая фальшь! — возмущается Александр Семенович. — Какое это имеет отношение к победе? Совершенно никакого, так же как и власовский флаг! Мой отец погиб в бою с Власовым! — говоря это, он невольно тыкал пальцем на стоящего чуть поодаль другого старика как раз с георгиевской лентой на лацкане.

— Товарищ полковник, третий день как приехал из Крыма, — вмешивается тот в разговор. — Убежденный социалист. 40 лет в Коммунистической партии в советское время. Офицер в отставке. Какой вопрос у вас? Задайте мне! — потом он представился кадровым офицером и политологом Алексеем Алексеевичем.

— Какое отношение вот эта лента, — ткнул Тимолин пальцем на лацкан с георгиевской лентой, — имеет к победе?

— Я скажу. Когда вы говорите «эта победа», так это точно такая же лента, которая имеет отношение к столетию победы над Наполеоном.

— Мой отец погиб в бою с фашистской Германией! Над Рейхстагом по приказу Сталина было водружено красное Знамя Победы 9-го мотострелкового полка! Вот и все!

— Я сейчас здесь ищу, кто бы мне дал флаг именно Советского Союза, — прокомментировал Алексей Алексеевич, озираясь по сторонам.

— Без двух месяцев 40 лет я простоял в строю. За это время никто не смел тронуть Советскую армию. Ее побаивались, а значит, уважали.

— В какой стране вы живете? — поинтересовался Алексей Алексеевич. — Россия — это географически...

— Я живу в Союзе Советских Социалистических Республик.

— Так его не существует 20 лет!

— Минутку! В Организации Объединенных Наций до сих пор СССР значится и написано, что Российская Федерация — правопреемница СССР в ООН. Все! — не на шутку разгорячился полковник.

— Есть простая вещь: вы не знаете, в каком государстве вы живете...

— В криминально-буржуазном! Союз продали! — гнул свою линию Александр Семенович.

Тем временем народу на Страстном бульваре прибывало, особенно тех, кто держал красные флаги.

— Идете на «Бессмертный полк», Алексей Алексеевич? — интересуюсь у старика, который, казалось, еще не все сказал.

— На «Бессмертный полк» я не могу пойти. Там уже все по списку и все занято.

— Разве туда не может идти любой желающий?

— Не может. Там уже определено, сколько человек выйдет, каким строем будет идти, кто в первом ряду, кто — в пятом. Все расписано, иначе будет каша, все друг на друга пойдут.

Тут к нему подбежала женщина, схватила под руку и увела к «своим». Как оказалось, следом за парадом как раз по Страстному бульвару под звуки оркестра марш устроили КПРФ и их сторонники. Например, загадочная Революционная рабочая партия, в которой, как заявил один из участников колонны, насчитывается... 250 человек. Любопытно, но с флагами в основном стояли совсем молодые люди.

— Мне кажется, для революционеров ваши участники слишком молоды... — пытаюсь завязать разговор.

— Революция — дело молодых! Старые, что ли, пойдут ее делать?