Митрополит Феофан в пасхальную ночь впервые стоял у врат Троицкого собора в Раифе Митрополит Феофан в пасхальную ночь впервые стоял у врат Троицкого собора в Раифе. Он одарил верующих пасхальными крашеными яйцами

ВПЕРВЫЕ С 1613 ГОДА

«Очень важно, чтобы вы сегодня не распылялись, не разговаривали. Не ходили мысленно по базарам, по делам, по заботам. Сосредоточьте мысль свою! Здесь должна состояться ваша встреча с Богом...» — так митрополит Феофан, поднявшись в пасхальную ночь на амвон Троицкого собора Раифского монастыря, призвал верующих к тишине и молитве.

Более 3,5 тыс. человек побывали в эту ночь в Раифе — такую оценку корреспонденту «БИЗНЕС Online» привели сотрудники полиции, по обыкновению дежурившие в монастыре. Незадолго до начала службы дождь окропил землю, и по-майски теплая ночь благоприятствовала крестному ходу.

Ночь эта для монастыря стала особенной — впервые митрополит Казанский и Татарстанский совершил торжественное богослужение Светлого Христова Воскресения в стенах древней обители. Как заявил митрополит Феофан, подобная служба совершалась здесь впервые за 400 лет — ранее, по его словам, предстоятели Казанской кафедры на Пасху здесь не служили. Раифский монастырь, напомним, основан иеромонахом Филаретом в 1613 году. «Когда-то кто-то должен начинать? Я считаю, что мне выпала великая честь как митрополиту Казанскому и Татарстанскому впервые совершить пасхальное богослужение в этой святой обители, — заявил владыка журналистам, стоя вместе с наместником монастыря архимандритом Всеволодом у входа в самый большой Троицкий собор монастыря. — В жизни случайностей не бывает: Бог положил на сердце, чтобы в эту пасхальную ночь служба была здесь».

Напомним, что впервые владыка служил в Раифе на Крещение. Хотя Феофана ждали еще на престольный праздник обители 4 сентября, в день чествования главной святыни монастыря — иконы Грузинской Божией Матери. Владыка Феофан не приехал — его призвали дела в первопрестольной, и отсутствие архипастыря тоже стало первым за долгие годы с момента возрождения монастыря. Верующие на службе в тот день тревожно перешептывались — владыка-то не приехал (впервые за многие годы!), не было и других епископов митрополии... Так что эта «двойная компенсация» — прибытие на Крещение и Пасху — стала радостью для всех прихожан.

Почему, собственно, владыка сделал в эту ночь Троицкий собор Раифы главным торжественным храмом Татарстана? Этот вопрос, по всей видимости, интересовал журналистов, попросивших оценить «атмосферу этого места». «Я думаю, еще немножко, и вы бы сказали — энергетика, — отшутился митрополит. — Мы смотрим по-другому совершенно. Представьте себе — 400 лет здесь совершалась молитва...»

Строго говоря, был в этих столетиях и перерыв — в годы богоборчества советских времен, когда в Троицком соборе действовал станочный цех, а в приспособленном под клуб Грузинском храме крутили кино, молитв тут не звучало. А тогдашние насельники обители были расстреляны (и теперь они новомученики Раифские), но митрополит тут же об этом напомнил — после революции обитель оказалась разоренной, добавил он. «Это место с большой скорбью, — продолжил он. — Смуты послереволюционные, революционные... Было разрушено, поругано это место, многие насельники мученически окончили свою жизнь! Но Богу содействующая обитель вновь обрела свое былое величие — и вы видите, что она приобретает самое главное. Это духовное предстояние за всю землю татарстанскую, край Казанский и за всю Россию».

«МИР И ЛЮБОВЬ МЫ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬ КАК НА ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ, ТАК И НА ЗЕМЛЕ ТАТАРСТАНСКОЙ»

Входя в храм, митрополит приостановился — на ступенях, не обращая внимания на толпу народа, сидела кошка (а в Раифе их немало). Удивившись — надо же, сидит тут! — владыка прошел дальше, потрепал по голове детей, благословил взрослых, а затем принял белые розы из рук воспитанников. «Ваши?» — спросил он у архимандрита Всеволода. Наместник кивнул — да, мальчишки монастырского приюта — и владыка прошел к царским вратам собора.

«Прошли мы крестный ход, не раз-бе-гай-тесь! Как некогда ученики, оставившие Христа... Если вы эту ночь проведете в храме, может быть, вам немножко покажется вначале тяжело... Последующий ваш год будет благословенным. Запомните: Бог в долгу никогда не бывает. Стоим — и молимся!» — напутствовал владыка.

В полутемном храме начинается полунощница — плащаницу с изображением лежащего в гробе Христа заносят в алтарь, символизируя библейский сюжет погребения в пещере. Затем гаснут все люстры и светильники — с полной темноты в храме, когда горели лишь свечи, лампы в алтаре и у входа, начинается крестный ход. Со свечами в руках процессия выходит как бы навстречу Спасителю. И идет вокруг храма, останавливаясь перед закрытыми дверями, символизирующими вход в пещеру Гроба Господня. Наконец владыка возглашает: «Христос воскресе из мертвых...» Раз, другой, третий — ворота открываются, звучит «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!», и тихая, печальная церемония сменяется торжественно-радостной службой.

Владыка, стоя на возвышении в центре храма, разбрасывает крашеные яйца, что также впервые за десятилетия можно наблюдать в Раифе. Народ ловит, уворачиваясь от летящих даров, и это действо вызывает радостный смех — в первую очередь у детей, коих на пасхальном богослужении обычно немало. И вот так, броуновским движением священнослужителей от центра храма к царским вратам и идет пасхальная утреня, которая продолжается затем божественной литургией и причастием.

«Что пожелать всем верующим? Самое главное — храните те заповеди, которые Христос дал нам! — сказал владыка журналистам. — Нарушение заповедей тогда, еще в раю, привело к трагедии — изгнание человека из рая, испорчена природа... А затем Христос Своей крестной смертью установил, что заповеди, оставленные Богом, надо исполнять. И что Он сказал? «Мир даю вам!» И что еще? «Да любите друг друга, да будете едины, как Я с Отцом». Так и вы будьте в любви едины. Вот этот мир, эту любовь мы должны хранить как на земле российской, так и на земле татарстанской, потому что без любви друг к другу, без единства, без умения сносить тяготы друг друга мира не может быть. Во многом все зависит от нас, а Бог благословляет сердце мирное. И пусть Господь пошлет в эту пасхальную ночь мир, радость, благословение на каждого. И в сердца, и в семьи, и в домы наши, и в Отечество наше. А земля Казанская, край Казанский — это удел Пресвятой Богородицы, уж она также в эту ночь вместе с нами будет молить сына — воскресшего Христа — и о нас, грешных».

Что ж, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Остается разве что сказать, как недавно мэр Казани Ильсур Метшин на прошедшем на днях заседании Казгордумы: «Аминь»! Хотя, нет — Пасха же — а значит, Христос Воскресе.

«ЛИЧНО ВАМ Я ПОЖЕЛАЮ МНОГО ЧЕГО ХОРОШЕГО...»

Казалось бы, православная часть Казани устремится в этот день в храмы, но ранним вечером они еще были практически пустыми. На выходе из Богоявленского собора корреспондент «БИЗНЕС Online» нагнал двух спешащих куда-то девушек с уже освященными куличом и яйцами. Вид у девушек самый домашний, но они оказываются туристами из Подмосковья. Жительницы Зеленограда говорят, что не собирались в Казань именно в Пасху, но не жалеют, что в этот праздник оказались в городе обретения иконы Казанской Божией Матери. «Пасха — очень светлый для нас праздник. Мы и постимся, и соблюдаем другие ограничения, чтобы стать к нему еще ближе, и мы рады, что встретим его у вас. Мы желаем казанцам мира, но хотели бы, чтобы такие церковные праздники проходили, как у нас в Москве — более торжественно, что ли», — говорят Тамара и Галина.

В храме становится понятно, что имели в виду жительницы Подмосковья. В церкви, бывшей когда-то спортивным залом КГУ, наведен образцовый порядок. Красиво горят свечи, на полу, когда-то размеченном для волейбола, ни пылинки. Но из посетителей — ваш корреспондент, да только что подошедшая женщина. А где же остальные православные? Наверное, неподалеку — на Баумана. Гуляют с детьми, слушают уличных музыкантов, а вот посещение храма оставляют на поздний вечер, если не на более долгий срок...

Пасхальные куличи и яйца (фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости») Пасхальные куличи и яйца (фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»)

Бормоча слова молитвы, молоденький рыжеволосый батюшка освящает куличи, щедро брызгая во все стороны святой водой. А вот просьбу рассказать об этом празднике читателям или хотя бы передать им свои пожелания вдруг отвергает начисто. «Лично вам я пожелаю много чего хорошего... Дело в том, что я не люблю виртуальных пользователей... Я такой человек, который хочет видеться с прихожанами воочию», — объясняет он. Разговор сворачивается сам по себе, что даже не удается спросить имя батюшки. Да и он, судя по всему, вовсе не жаждет знакомиться.

К сожалению, в Петропавловском соборе история повторяется. Местный батюшка тоже поясняет, что не благословлен общаться с прессой или даже передавать пожелания пастве через журналистов, и предлагает дождаться отца-настоятеля...

«И ЕСЛИ МЫ ДУМАЕМ О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ, ТО МЫ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ И О СВОЕМ ВОСКРЕСЕНИИ, О БУДУЩНОСТИ СВОЕЙ»

После этого захотелось узнать, что думают о празднике, названном «праздником праздников, торжеством из торжеств» представители подрастающего поколения, те, кто даже не дошел в этот день до церкви. Одетая в желтый костюм покемона Пикачу Диана с воодушевлением подпевает уличным музыкантам на улице Баумана. Она говорит, что ее родители отмечают этот праздник, но сама она к нему равнодушна. «Я не верующая», — смеясь, объясняет девушка. Ее спутник Руслан старается высказаться более толерантно. «Я вообще-то мишарин... Праздник как праздник, он для меня ничего особо не значит», — говорит он.

Между тем стрелки на часах приближаются к половине девятого вечера, и на улице Баумана начинает идти дождь. Он едва ли не обязательно идет за несколько часов до пасхальной всенощной службы каждый год. Под шумом его капель уличная суета останавливается. Все словно успокаивается, замирает, ожидая встречи с возродившимся сыном Божьим, вне зависимости от того, верят в него или нет. Куда-то исчезают уличные художники, молчаливые певцы зачехляют усилители полиэтиленом. И даже представители знойных республик, продающих копеечные светящиеся игрушки-вертолетики, расслабленно опустились на уличную скамейку, привалившись плечами к обессиленным владельцам уличных аттракционов. Стих даже шум «Макдональдса». Все замерло, все ждет... До воскресения еще несколько часов.

Николо-Низская церковь (фото: tatarstan-mitorpolia.ru) Николо-Низская церковь (фото: tatarstan-mitorpolia.ru)

Тем временем Николо-Низская церковь, или, как написано на табличке по-татарски «Никола-Нис чиркаве», уже заполнилась верующими. Одна из них — жительница Казани Валентина — привлекла внимание доброй, почти детской улыбкой, с которой она общалась со своими знакомыми. «Пасха для меня — это все приятное, какая-то радость, какое-то обновление. Некая весна в душе, радость, когда все оживляется», — говорит она. И тут же вспоминает: «Мама водила нас в церковь, потом яички помню крашеные, в горнице у нас светло и чисто. И в душе чисто. Радость. С такими чувствами я и сейчас встречаю этот праздник».

Здесь же «БИЗНЕС Online» больше повезло со священниками. Отец Николай Тимофеев без экивоков соглашается поговорить. По его мнению, Пасха — великий, торжественный праздник. «Почему он так торжественен, так важен для нас? Потому что сам факт Воскресения Христова говорит о том, что Христос является богом. Никто из людей не восстал сам по себе. Из всех людей, которые жили на Земле (от Адама и по сегодняшнее время), никто не воскрес. Потому что такой возможности не имеют люди», — говорит наш собеседник.

А когда мы видим, что Христос является богом, а об этом свидетельствуют не просто христиане, но и недруги Христа, получается, что все, о чем написано в Евангелии, является для нас законом, нормой жизни, объясняет Тимофеев. «Христос является сыном Божьим, победившим смерть и доказавшим свою божественную природу, — подчеркивает Тимофеев. — Или мы принимаем Христа как сына Божия и, как следствие, принимаем все его учения, или мы отвергаем их и становимся такими, какими мы были и ничего не получаем от пришествия Христа».

Тем не менее священник согласен, что люди меняются и подход к этому празднику меняется тоже. «Сам факт события остается прежним. Но для людей, которые были далеки от церкви, это становится открытием... И если мы думаем о Воскресении Христовом, то мы должны думать и о своем воскресении, о будущности своей, в чем и состоит смысл жизни», — поясняет он. Сейчас, по его мнению, наступило очень сложное время. «Все друг к другу предъявляют претензии, много несогласия... Но Христос пришел на землю, чтобы всех объединить. Поэтому мы должны хотя бы на основе нравственных принципов быть едиными. Это дает человеку облегчение и свободу в его жизни. Поэтому я желаю, чтобы был мир между людьми, был в Казани, особенно между двумя конфессиями. И не только конфессиями, но между всеми людьми... Мы должны понимать, что у нас одно отечество, одно государство, одна страна. И от этого должно быть единое, братское отношение друг к другу», — считает священник.

Между тем наступает время службы и за аналой встает настоятель этой церкви отец Иоанн. Он начинает службу, которая завершится словами «Христос Воскресе!», еще раз подтверждающими, что впереди нас ждет вечная жизнь... Ему вторит хор на клиросе. Кто-то включает дополнительную подсветку и осветившийся теплым желтым светом храм словно превращается в ковчег Ноя, способный всех вместить, всех спасти...