Пекку Тахколу объяснял местным чиновникам, что образцы велопарковок, которые они хотели показать главе, требуют серьезных доработок Пекка Тахкола объяснял местным чиновникам, что образцы велопарковок, которые они хотели показать главе, требуют серьезных доработок

ВЕЛОСИПЕДИЗАЦИЯ АЛЬМЕТЬЕВСКА НА МАРШЕ

«В мире насчитывается порядка 1 миллиарда велосипедов и 400 миллионов автомобилей. Ежегодно продается около 20 миллионов автомобилей и мотоциклов и порядка 50 миллионов велосипедов. Глобальный мир меняется, и изменения, которые сейчас происходят в мире, рано или поздно придут и к нам», — с этих слов Айрат Хайруллин, глава Альметьевска, начал вчера проектный семинар под названием «По городу на велосипеде: будущее велосипедной инфраструктуры в Альметьевске». Семинар состоялся накануне вечером в центре детско-юношеского творчества нефтяной столицы Татарстана.

Велосипедизация — одна из ключевых фишек, которые продвигает в городе новый градоначальник нефтяной столицы, а потому к мероприятию было приковано повышенное внимание.

Выступить перед весьма разношерстной публикой — от чиновников в строгих костюмах до тинейджеров в бейсболках — пригласили велосипедного гуру из Финляндии Пекку Тахколу и президента союза велосипедистов Татарстана Ильдуса Янышева. Тахколу отрекомендовали как консультанта администрации финского города Оулу по вопросам развития велоинфраструктуры. Этот пятый по величине финский город, в нем живут 200 тыс. человек, а находится он, между прочим, за полярным кругом. Тем не менее около 80% жителей всем другим видам транспорта предпочитают именно велосипед.

Это не первый десант мировых велопроповедников в Альметьевске: в сентябре прошлого года приезжал журналист, фотограф и блогер Микаэль Колвилл-Андерсен, которого называют «велосипедным послом мира». В Копенгагене Колвилл-Андерсен возглавляет компанию Copenhagenize Design Co, которая занимается в том числе разработкой велоинфраструктуры в городах. Во время его пребывания в нефтеграде Хайруллин впервые и объявил о планах всеобщей велосипедизации Альметьевска.

Велосипедизация — одна из ключевых фишек, которые продвигает в городе новый градоначальник нефтяной столицы

«Мы хотим, чтобы велодвижение было не только средством отдыха. Мы хотим, чтобы велосипед стал безопасным и удобным транспортным средством для горожан, — обозначил Хайруллин задачу. — Нам интересно мнение горожан, которые сейчас не ездят на велосипеде, но могли бы на него пересесть. И мы хотим понять, что нам для этого нужно сделать, тем более 75 процентов горожан, согласно социологическим исследованиям, не исключают для себя такой возможности».

ЧУДЕСА ЭКВИЛИБРИСТИКИ ОТ ИЛЬДУСА ЯНЫШЕВА

Вопреки ожиданиям, Тахкола, весьма колоритный и обаятельный финн, пришел на мероприятие пешком, без велосипеда. Прямо на улице он стал объяснять местным чиновникам, что образцы велопарковок, которые они готовились показать главе, требуют серьезных доработок. Учитывая, что в его родном городе на велосипедах жители катаются и зимой, он рекомендовал, к примеру, увеличить высоту конструкций, в противном случае их просто заметет снегом. Лучшей же велопарковой он назвал... перила на крыльце центра детского творчества. «Из всех имеющихся здесь парковок я бы предпочел припарковать свой велосипед именно здесь», — указал финн на перила, забраковав тем самым, все представленные образцы.

В свою очередь, Янышев со своими коллегами подготовил небольшую выставку велосипедов. Когда Хайруллин зашел в холл, Янышев первым делом показал ему точную копию деревянного самоката, который и стал впоследствии прообразом современного велосипеда. Придумал «машину для ходьбы», как рассказал Янышев, почти 200 лет назад в 1817 году немецкий изобретатель Карл фон Дрез. Изобретение Дреза впоследствии назвали в его честь дрезиной.

Точная копия деревянного самоката, который и стал впоследствии прообразом современного велосипеда Точная копия деревянного самоката, который и стал впоследствии прообразом современного велосипеда

«Эта «машина для ходьбы», как назвал Дрез свое изобретение, была абсолютно неповоротной. Рулевого управления у нее не было, на нее можно было только сесть и отталкиваться от земли ногами», — рассказал Янышев, добавив, что древесине, из которой умельцами старательно изготовлен экспонат, уже сотня лет. На следующем экспонате, который был показан главе — велопауке, велосипеде с огромным передним колесом, который пришел на смену дрезине, Янышеву пришлось даже прокатиться. Слова председателя союза велосипедистов РТ о том, что англичанин по фамилии Скотт когда-то совершил на таком велочуде кругосветное путешествие, поразили всех.

— Кругосветное путешествие на этом? — воскликнул, не поверив, Хайруллин.

— Я и сам удивился, когда впервые узнал, — подтвердил сказанное главный велосипедист Татарстана.

— А вы умеете на нем ездить? — задал провокационный вопрос Хайруллин Янышеву.

— Конечно! Могу показать.

— Давайте — поддержал почин Хайруллин.

— Главное — научиться на него правильно вскарабкаться, а потом еще и правильно соскочить, — заметил Янышев, начиная показательный заезд.

Затем Янышев показал Хайруллину и современные велосипеды, которые каждый может выбрать по своему желанию, здесь были классические городские и горные велосипеды, и круизеры, и раскладные, и зимние...

— А сколько стоит, к примеру, этот городской велосипед? — придирчиво спросил Хайруллин, указав на один из них. Услышав в ответ, что цена превышает 30 тыс. рублей, заявил: «А что так дорого-то?! Велосипед должен стоить 100 долларов, не больше». А затем уже сам с особой гордостью стал показывать Янышеву свой «неубиваемый велосипед», который тоже был выставлен в холле и на котором глава, по его собственному признанию, периодически совершает поездки по городу. Как оказалось, «неубиваемый велосипед» Хайруллина — это раритетная модель Condor MO5 Swiss Military, аж 1958 года выпуска.

— До 1991 года он состоял на вооружении швейцарской армии, — продемонстрировал Хайруллин агрегат. — К нему прилагается топорик. В нем все удобно. Положил сапоги резиновые, лопату, метелочку и поехал по городу наводить порядок, — шутил глава.

— Хорошо сохранился, у меня такой тоже есть, но постарше будет, — отметил Янышев и похвастался, что у него есть еще и боекомплект к велосипеду.

— Оружие не стал уж сюда приносить, у этого велосипеда тоже есть боекомплект соответствующий, — поддержал пикировку Хайруллин. — Велосипеду 58 лет, и ничего с ним не случилось, — наглаживая седло, восхищался вслух швейцарской техникой глава.

Для Айрата Хайруллина Ильдус Янышев со своими коллегами подготовил небольшую выставку велосипедов Для Айрата Хайруллина Ильдус Янышев со своими коллегами подготовил небольшую выставку велосипедов

«РОССИЯ — СТРАНА ЗАБОРОВ»

Всласть насмотревшись на велосипедные чудеса, участники перешли к разговорам. Тахкола рассказал, что в его родном Оулу люди катаются на велосипедах даже в 30-градусные морозы. В периоды, когда температура воздуха колеблется между 20 и 30 градусами мороза, количество велосипедистов в Оулу снижается всего лишь на 15%. Более 77% жителей Оулу, как рассказал финн, используют велосипед для передвижения по городу время от времени, а около половины горожан продолжают на нем ездить и зимой. Всего же в городе имеется целых 845 км велодорожек. Они, по словам велоконсультанта, есть даже там, где не очень-то и нужны. Но важно, что 98% созданной велоинфраструктуры обслуживается, и абсолютно все велодорожки имеют освещение.

Россию Тахкола назвал «страной заборов». «У нас тоже все было огорожено в 50-е годы прошлого века. Но с начала 60-х годов мы начали развивать велоинфраструктуру, и сейчас у нас заборов уже нет, зато создана благоприятная среда для велосипедистов. Везде, где я бываю, мне говорят, что в городе нет места для создания велосипедной инфраструктуры. Но посмотрите на тот же Новосибирск, который я консультировал, — сказал финн и показал фото проспекта с 14-полосным движением в обе стороны. — Вы говорите, что нет места?» Потом финн показал фото проспекта в столице Казахстана Астане шириной 75 метров. Эта дорога, по его словам, вдвое шире, чем взлетная полоса в аэропорту Хельсинки. После чего он сделал очевидный вывод: «Какие бы улицы вы ни построили для автомобилей, все равно они будут заполнены машинами. Поэтому нужно менять подходы и создавать инфраструктуру для велосипедов». Чем-то все это напоминало лекцию Энрике Пеньялоса в Казани: «Когда мы говорим о городах без автомобилей — это не просто хиппи обкурился», — заявил известный урбанист на одной из встреч.

По словам Тахкола, когда в Финляндии в начале 60-х годов занялись созданием велоинфраструктуры, сделали очень большую ошибку, предпочтя не строить велодорожки в центре городов. Дескать, боялись, что это убьет весь находящийся в центре бизнес, потому что люди не смогут подъехать туда на автомобиле. Однако время показало, что в пешеходно-велосипедных зонах бизнес, напротив, чувствует себя гораздо лучше. И в конце концов пришли к тому, что центры городов стали исключительно пешеходными и велосипедными. «Теперь все хотят туда попасть, а пешеходные зоны увеличились как минимум в 5 раз», — рассказал гость, а после этого предостерег альметьевцев от соблазна делать дорожки, по которым бы одновременно могли и ходить пешеходы, и ездить велосипедисты. Пешие и велосипедные потоки, по мнению велогуру, обязательно должны быть разделены.

Затем он уделил некоторое внимание техническим вопросам. В частности, рассказав, что велодорожки в обязательном порядке должны сопровождаться ливневой канализацией или хотя бы дренажем, чтобы они не превращались в ледовые катки в минусовые температуры. «И ни в коем случае нельзя посыпать велодорожки солью», — категорично заявил эксперт.

По словам Пехколы, в Финляндии в пешеходно-велосипедных зонах бизнес чувствует себя гораздо лучше По словам Тахкола, в Финляндии в пешеходно-велосипедных зонах бизнес чувствует себя гораздо лучше

КОНТУРЫ ВЕЛОСИПЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

О том, на какие жертвы готово пойти руководство города, чтобы изменить менталитет горожан, рассказал Альберт Халяпов — замдиректора по экономике, озеленению и благоустройству МУП «ГУАД». По его словам, развитие велосипедной инфраструктуры города может просто полностью изменить внешний вид улиц и заметно повлиять на будущее в целом. Альметьевск, по его словам, уже пробовал реализовывать проекты велосипедной инфраструктуры, но все решения грешили тем же, что и многие другие в России — полумерами.

«Мы не хотим демонизировать автомобиль. У автомобилей есть будущее, но скорее в контексте междугородних путешествий, поездок в отдаленные регионы и в сельской местности. Но центр города должен принадлежать другим транспортным средствам», — сделал вполне прозрачный намек замдиректора ГУАД. По его словам, к полному пониманию этого европейцы пришли лишь в 70 - 80 годах прошлого столетия и за прошедшее с той поры время сумели сделать немало. Основным же успехом транспортных реформ стало то, что европейцы в массовом порядке пересели на велосипеды.

«На велосипедах ездят полицейские, почтальоны, разносчики пиццы, участковые врачи и просто граждане различного возраста, которые машине предпочитают велосипед, чтобы поехать на работу, в гости, в магазин и просто ради развлечения. А чтобы этого добиться, европейцам пришлось перепланировать всю городскую среду, чтобы велосипед как транспортное средство стал удобен и безопасен, а потому и востребован», — заявил он.

Альберт Халяпов считает, что развитие велосипедной инфраструктуры города может просто полностью изменить внешний вид улиц и заметно повлиять на будущее в целом

Далее Халяпов обозначил цель по развитию велосипедной инфраструктуры в Альметьевске — чтобы из любого, даже самого отдаленного, района города до центра можно было добраться на велосипеде всего за 15 - 20 минут. «Мы вернем в город воздух, так как на площади, которую занимает один автомобиль, можно припарковать 20 велосипедов!» — рисовал весьма радужные перспективы докладчик, упомянув «паровозом» и вопросы экологии. «Если мы сократим в городе количество поездок на автомобилях всего лишь на 5 процентов, то снизим выбросы углекислого газа на 14 тысяч тонн в год. Это эквивалентно посадке леса на площади в 600 гектаров», — восторгался Халяпов. Кроме этого, как заявил докладчик, развитие велоинфраструктуры выгодно для района и с экономической точки зрения. «Велосипедисты склонны к спонтанным остановкам, они более мобильны в отличие от автомобилистов, они чаще заходят в магазины, останавливаются, чтобы посмотреть, что происходит вокруг. Это все приводит в росту оборота малого и среднего бизнеса», — рассказал он, добавив, что если хотя бы 10% автолюбителей Альметьевска пересядут на велосипед, то только на топливе они смогли бы экономить 350 млн. рублей в год.

Сегодня, по словам Халяпова, построенные в городе 4 км велодорожек есть только в рекреационных зонах города. Да и они проектировались разрозненно и не являются частью общей сети. Заканчиваются дорожки так же резко, как и начинаются. Тем не менее в городе насчитываются 22 тыс. велосипедистов и есть все условия для реализации проекта по строительству велодорожек. В некоторых случаях для этого придется идти на сужение проезжей части для автомобилей или введение одностороннего движения.

В качестве консультанта проекта, как рассказал Халяпов, была выбрана вышеупомянутая датская компания Copenhagenize. С ее помощью уже в этом году в городе планируется создать 50 км велодорожек, которые связали бы жилые районы и основные точки притяжения горожан — места работы, торговые центры и объекты образования. Кроме этого должны появиться велопарковки и специальные закрытые велобоксы. Плюс ко всему более 100 светофоров будут оборудованы дополнительными сигналами для велосипедистов и установлены 115 дорожных знаков. А в дополнение к этому обрадуют и почтальонов, закупив для них 100 специальных грузовых велосипедов. Финансовые параметры программы и источники финансирования, впрочем, остались секретом.

Самая большая на сегодняшний день проблема, по словам Халяпова, это скептицизм горожан, который предстоит преодолеть. «Каким мы видим Альметьевск через год? — завершая свое выступление, спросил докладчик и сам же ответил. — 10 процентов всех поездок в городе совершается на велосипеде. 20 процентов детей приезжают в школу на велосипедах, а количество ДТП с участием пешеходов и велосипедистов снижается».

Старт акции будет дан 29 мая в рамках общероссийского дня велопарадов. В этот день проведут велопарад и приступят с строительству дорожек, а в завершение праздника состоятся всероссийские соревнования по циклокроссу и велотриалу.