Встречу впервые доверили вести назначенному накануне директору Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леониду Толчинскому Встречу впервые доверили вести назначенному накануне директору Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леониду Толчинскому

«ЭТО ТО, ЧТО В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТ «ВЗБЕСИВШИЙСЯ ПРИНТЕР»

Сегодня в здании татарстанского ТРО «Единой России» в Казани прошло заседание партийной лиги, темой которого стала открытость власти. Встречу впервые доверили вести назначенному накануне директору Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леониду Толчинскому. Но микрофон как-то неожиданно перехватила вице-спикер РТ Римма Ратникова (явившаяся вместо спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, который, по слухам, приболел). Она поспешила лично представить публике нового модератора, отметив, что он буквально вчера покинул кресло гендиректора ИА «Татар-информ». Ратникова же объявила тему встречи, заметив, что, несмотря на «колоссальные усилия» власти, до населения «не очень сильно доходит», чем конкретно заняты правители в своих кабинетах и как принимаются законы. «У этого мостика, видимо, несколько ступенек не срослось», — образно заметила вице-спикер РТ.

Толчинский, до которого, наконец, дошел микрофон, тут же привел срез общественного мнения от «Левада-Центра» за 2013, 2014 и 2016 годы. Согласно опросу, лишь около 12% респондентов считают, что Дума «активно работает над законопроектами». Порядка 23% уверены, что «парламентарии обслуживают интересы политического курса Владимира Путина». «Это то, что в народе называют «взбесившийся принтер», — жег глаголом ведущий. И порядка 38% полагают, что «депутаты заняты больше решением своих личных проблем». Еще один вариант ответа: «Ничего не знаю о работе Думы».

Модератор предложил гостям выбрать понравившееся утверждение. Депутаты в шутку предложили Ратниковой выбрать последний вариант ответа. Оценив сарказм, она посетовала на то, что политически активных людей в стране действительно очень мало — не более 20%. Но позже добавила, что все знают, кто стоит за «Левада-Центром», из чего можно было бы сделать вывод, что не стоит доверять подобного рода исследованиям. Но журналисты не растерялись и переспросили: а, действительно, кто? Но прямого ответа так и не получили, тему вице-спикер Госсовета предпочла тактично замять.

Депутат Евгений Гришин предложил журналистам идти на сайт Думы и полюбопытствовать сначала, сколько законопроектов внес тот или иной парламентарий Депутат Евгений Гришин предложил журналистам идти на сайт Думы и полюбопытствовать сначала, сколько законопроектов внес тот или иной парламентарий

«В КОММЕНТАРИЯХ НАМ НАВЕШИВАЮТ: БЕЗДЕЛЬНИКИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ»

Депутаты результатам опроса также не очень поверили и критику в свой адрес не восприняли. Они принялись наперебой ругать и народ, и средства массовой информации. Депутат Марат Бариев отметил: это журналисты так преподносят информацию, что почти у половины населения создается впечатление, что депутаты занимаются своими личными вопросами. Депутат Евгений Гришин в унисон ему поругал электронные СМИ: «В комментариях приходится видеть ярлыки, которые нам навешивают: бездельники и тому подобное». Он предложил журналистам идти на сайт Думы и полюбопытствовать сначала, сколько законопроектов внес тот или иной парламентарий.

Действительно, сколько? Сам Гришин (в числе товарищей) внес только 51 законопроект, а вот его коллеги были куда результативнее: Ришат Абубакиров — 70, Бариев — 159, Ирек Богуславский — 234, Ильдар Гильмутдинов — 247, Радик Ильясов — 160, Айрат Хайруллин — 275, Ринат Хайров — 248. Дальше Гришин бросил камешек уже в «остепененных участников праймериз», которые, как выяснил он в ходе дебатов, не всегда в курсе, как происходит работа с законами. В общем, не виноватые мы.

Депутат Ильясов и вовсе усомнился в репрезентативности опроса «Левада-Центра» и заявил, что 1,6 тыс. человек на всю страну — это все же маловато. Кроме того, он не видит ничего зазорного в обслуживании «политики Путина». «Откровенно говоря, Дума и должна обслуживать политику высшего руководства страны», — заметил он, видимо, забыв, что депутат в первую очередь должен представлять интересы голосовавшего за него народа.

Чтобы увеличить, нажмите

Александр Сидякин также присоединился к общему гулу обвинений, пожаловавшись на то, что, какие бы сложные и важные законы ни принимала Госдума, журналисты все равно возьмут жареные факты, но, к его чести, признал вину и за иными депутатами, которые за народные деньги занимаются по сути популизмом. И тут же прямо с телефона он привел подборку нелепых законопроектов. К примеру, ЛДПР, по его словам, предлагала принять законопроекты об охране граждан от последствия употребления чеснока, о запрете детского крика и запрете английских слов в СМИ. Справедливороссы предлагали запретить кеды и высокие каблуки для женщин, ввести штрафы за аборты. КПРФ предлагала сажать за каминг-аут (процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинствуприм. ред.).

«Когда такие законопроекты возникают, в СМИ появляются заголовки, что Госдума их рассматривает, у людей создается впечатление, что все депутаты в это вовлечены», — посетовал Сидякин. В данную копилку перлов Хайров добавил предложение ЛДПР перекрасить Кремль и заметил, что все эти несуразности предлагают депутаты «определенного уровня ума».

«МЕЖДУ ДЕПУТАТАМИ И ИЗБИРАТЕЛЯМИ ПОРВАЛАСЬ СВЯЗЬ. ЗА ЭТО СЕЙЧАС МЫ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ»

Пожалуй, единственным, кто набрался смелости и признался, что верит в результаты этого среза общественного мнения, оказался Хайруллин. Падение доверия к депутатам он связал с тем, что в прошлом созыве были отменены выборы в ГД по одномандатным округам. «После того как отменили одномандатные округа, между депутатами и избирателями порвалась связь. За это сейчас мы расплачиваемся», — признал Хайруллин и добавил, что сейчас, когда эту практику вновь вернули, он намеренно пойдет на выборы именно по одномандатному округу, чтобы заслужить доверие избирателей.

Далее право задавать вопросы было делегировано сидящим в зале журналистам. Они, в частности, поинтересовались, почему законы пишут таким заковыристым языком. Первым нашелся с ответом Сидякин. Он пытался разъяснить это сложностью правоотношений, которые прописываются в законах, но тут же нарвался на колкое замечание Толчинского: не намеренно ли пишутся мудреные формулировки «для того, чтобы в будущем оставались люфты, в том числе и коррупционные»? Но этот риторический вопрос многозначительно повис в воздухе.

Других журналистов интересовало, почему депутаты так активизировались перед выборами, на что они получили встречный вопрос от депутата Бариева: «А кто из нас когда-то отказывался от встречи? Я такого не припомню». Действительно, к чести депутатов от Татарстана, они в любое время довольно контактны со СМИ, чего не скажешь о центральном сайте ГД, где до сих пор не опубликованы даже телефоны депутатов.

Немало вопросов касалось и практической деятельности избранников народа: а что вы такого ценного совершили, сидя в Думе, и что еще намерены сделать? Гришин себе в актив записал законопроект, касающийся аудиторской деятельности, Бариев припомнил законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за принуждение к употреблению мельдония, и прочее.

Александр Сидякин Александр Сидякин

«КОГДА ЛИДЕРА ПРАВОЙ ПАРТИИ ЗАКИДЫВАЮТ ЯЙЦАМИ И ОН ПЯТЬ ЧАСОВ ПРЯЧЕТСЯ В ШКАФУ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ — ПОНЯТНО ПОЧЕМУ»

Задали вопрос о том, зачем вообще нужна оппозиция, если все нужные и важные законопроекты вносят правительство и «Единая Россия», а правым и левым остается будоражить общественность проектами а-ля перекрасить Кремль и запретить каблуки. Серию скучных ответов вроде «Ну как же, оппозиция какая-никая нужна» неожиданно взорвал Сидякин. Он выдал блистательный спич на тему — читаемо — лидера «Парнаса» Михаила Касьянова, но умудрился ни разу не назвать его по фамилии.

«Несколько избирательных циклов, после того как правая партия исчезла из Думы, не прошла барьер, я все время слышу, что надо, чтобы правая партия была в Думе», — заявил Сидякин и добавил, что подобные мысли закрадываются даже в умы обитателей высоких кабинетов в администрации президента. «Может, она и должна быть, но ее ведь никто туда не затащит. Избиратели не голосуют. Непарламентские партии приходят и говорят: «Дайте нам власть!» Но, послушайте, идите и работайте, доказывайте, что вы чего-то стоите. А когда лидер правой партии приезжает и его закидывают яйцами, так что он пять часов прячется в шкафу от журналистов, — тоже понятно почему! Потому что он говорит: «Крым, пожалуйста, — туда, здесь прогнемся под американцев». На что он рассчитывает? Что его за ухо возьмут: «Михал Михалыч, заходите, пожалуйста, здесь для вас мандатик один припасли!» — иронизировал Сидякин.

«Пусть этот человек приедет в любой регион, неважно, Татарстан это или демократически настроенный Петербург, он везде получит один ответ: «Иди отсюда, Михаил, со своими 2 процентами, мы за тебя голосовать не будем!» — предсказал он горькую политическую судьбу одного из лидеров оппозиции и тут же в красках расписал, почему так происходит. Мол, людям не нравится, что он ходит в американское посольство, берет деньги из иностранных фондов и что основная его идеология заключается в том, чтобы разобрать булыжники на Красной площади и закидать ими власть, а также наложить покрышек и устроить шабаш, как в Киеве, заметил раскрасневшийся от возмущения Сидякин. Толчинский уточнил шутки ради: «Михаил — это такой образ, да?» Парламентарий согласно закивал головой.

Ринат Хайров Ринат Хайров

«АЙРАТ, КОГДА ИЗБИРАЛСЯ, БЫЛ МОЛОДЫМ ПАРНЕМ, А ЗАКОНЧИЛ УЖЕ ДЕДУШКОЙ»

Прессу интересовало и то, чем займутся депутаты в случае провала на выборах. Бариев скромно заметил, что есть свои мысли, но говорить пока рано. Сидякин заявил, что определенно не станет дауншифтером и вернется в профсоюзы. Хайров заверил, что вернется на прежнее место работы, видимо, имея в виду концерн «Радиоэлектронные технологии». Депутаты пошутили, что на предприятии, наверное, сейчас кто-то очень сильно напряжется. И только Хайруллин, казалось, совершенно не беспокоится за свою судьбу.

«Мне есть чем заняться, поверьте, столько нереализованных проектов в нашей стране. Точно не уеду, буду жить в Казани, люблю этот город. Буду, наверное, к тому времени дедушкой», — неожиданно заявил Хайруллин и добавил, что радостное событие должно состояться через два месяца (старший сын депутата ждет двойню). Сидякин продолжал веселиться: «Айрат, когда избирался, был молодым парнем, а закончил уже дедушкой, вот он — политический старожил!» «Он еще не закончил, прадедушкой закончит (работу Думыприм. ред.)», — поддержала юмор Ратникова.

«Любая должность временная, смена профессии не должна быть трагедией. Когда-то по своему желанию или в результате проигрыша депутат перестает быть депутатом. Главное — это семья, любовь к родному городу, к Родине, к близким и детям», — мудро завершил свой ответ Хайруллин.

Радик Ильясов Радик Ильясов

«И ВООБЩЕ, ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ МАЛЕНЬКУЮ ЗАРПЛАТУ?»

«С дисциплиной не все в порядке, — заметил Толчинский и запустил новую тему для обсуждения. — Может быть, не дерутся за трибуну, потому что и драться-то некому?» Он напомнил про законопроект, который разрешил бы лишать депутатов-прогульщиков данного народом мандата. Ярым защитником такого порядка выступил депутат ГД Ильясов. Он вспомнил времена работы на заводе, где дисциплина — это все, и привел в пример депутатов Илью Пономарева и Алексея Митрофанова, которые вообще уехали за границу, получают немалые деньги и при этом поливают страну грязью. «Никакое предприятие бы таких прогульщиков не потерпело», — привел аналогию с заводом Ильясов, но тут же нашел оппонента в лице Хайрова, который заметил, что зачастую депутат отсутствует на сессии, так как «решает интересы избирателей» в министерствах и ведомствах или находится в командировках, а счетчик-то считает фактическое присутствие в здании на Охотном ряду. Кстати, проверить посещаемость депутатов можно на сайте ГД РФ. Легко проверить, что у депутатов от РТ с ней все просто блестяще: практически все они побывали на 100% заседаний, и лишь некоторые начиная с 2011 года пропустили всего одно или два.

Наконец, завершилось все болезненной для избирателей темой депутатских зарплат. Уж больно несуразным кажется ее размер по сравнению со средней зарплатой по стране. «У меня годовая зарплата — 4 миллиона 700 тысяч, это доход, вычитаем 13 процентов, получается... Сейчас у меня в месяц выходит 310 тысяч. Но нужно учитывать, что в республике средняя зарплата — 30 тысяч, в Москве — 66, там повышенные расходы», — заметил Гришин. Депутат подсчитал, что у его коллег-бизнесменов доход куда выше, так что он не видит свой доход каким-то заоблачным.

«И вообще, почему я должен получать маленькую зарплату, если у меня, когда я учился, стипендия была 100 рублей при средней зарплате 120? Я получал Ленинскую стипендию. И, где бы ни работал, я выполнял свою работу честно. Почему на должности депутата я должен потерять в доходе?» — недоумевал он и добавил, что на приеме депутаты нередко оказывают благотворительную помощь обездоленным. Ильясов заметил, что зарплата парламентариев — это не самая высокооплачиваемая категория представителей власти. Он напомнил, что в прошлом году депутаты добровольно снизили свою зарплату в связи с кризисом. Также Ильясов сказал, что депутат ГД приравнивается к рангу федерального министра, которые получают гораздо больше. Сидякин напомнил о запрете для депутатов владения иностранной собственностью и назвал прозрачность депутатов в ГД беспрецедентной в мире. «Большую часть зарплаты я трачу на исполнение своих полномочий», — признался он.