Дом отдых «Олимпиец» — один из крупнейших домов отдыха в Подмосковье, построенный, как нетрудно догадаться, еще к Олимпиаде-80
«Олимпиец» — один из крупнейших домов отдыха в Подмосковье, построенный, как нетрудно догадаться, еще к Олимпиаде-80 (фото: olympiets.ru)

«НЕХОРОШИЙ» ДОМ В ХИМКИНСКОМ ЛЕСУ

Крайне необычный спор рассматривается в Арбитражном суде Татарстана. Кипрский офшор Brass Holdings Limited предъявил Татфондбанку претензии на $116 млн. и 439 млн. рублей. Позднее истец в два раза умерил аппетит и сократил свои требования до $61 млн. и 255 млн. рублей, но итоговая сумма в пересчете на российскую валюту все равно составляет астрономические 4,4 млрд. рублей.

Ноги у этого дела растут из печально знаменитого подмосковного Химкинского леса, в котором помимо участка платного шоссе Москва — Санкт-Петербург, строительство которого в свое время вызвало громкий скандал, оказывается, есть еще кое-что интересное. В частности, там расположен дом отдыха «Олимпиец», для расширения территории которого компания из подмосковных Химок «ЮВК-2000» (ныне ликвидирована, учредители — некто Николай Маркаров, Виктория Маркарова и Тамара Елиадзе) еще в 2006 году взяла крупный кредит в Татфондбанке.

«Олимпиец» — один из крупнейших домов отдыха в Подмосковье, построенный, как нетрудно догадаться, еще к Олимпиаде-80. Комплекс состоит из трех восьмиэтажных корпусов, соединенных большим холлом, одновременно пансионат может принять до 500 человек. Разместился он в живописном месте на территории в 42 га, рядом с рекой Клязьмой и каналом им. Москвы.

Сейчас дом отдыха работает в средней ценовой категории: в марте номера обходились от 2 до 6,9 тыс. рублей в сутки. Согласно отзывам постояльцев на booking.com, трехзвездочный отель является носителем советского прошлого, причем как хороших, так и плохих черт. В плюсах — относительная близость к Москве, окружающая природа и довольно низкие цены. При этом клиенты, привыкшие к качественному сервису, жалуются на «унылое и грустное» обслуживание и персонал, который отрешен от происходящего. «По всей видимости, отель существует только за счет авиакомпаний, которые размещают пассажиров при проблемах с вылетом. Рано утром заказали такси и за 300 рублей быстро доехали в Шереметьево», — написали отдыхающие.

По словам нашего источника, знакомого с ситуацией, для расширения и модернизации «Олимпийца» необходимо было приобрести землю, однако дальше что-то пошло не так. В настоящее время земля под «Олимпийцем» официально принадлежит ООО «Олимп», основным учредителем которого является кипрский офшор «Олимпинг Лимитед», а также «Авилон Холдингз Лимитед» (с долей менее 1%). Интересно, что в 2010 году другая структура этого офшора — ООО «Европейская Риэлторская Компания» — судилась за «Олимпийца» с ООО «Регион-Инвест» в Химкинском суде. Фабула была такова: некий Петр Ермилов по подложным документам перерегистрировал комплекс на себя, а затем перепродал его «Регион-Инвесту». После того как продавца признали виновным по уголовному делу о мошенничестве, сделка была признана ничтожной. Однако к тому времени «Регион-Инвест» хотел заложить комплекс по кредиту — правда, не в Татфондбанке, а в «АК БАРСе». Других подробностей этой мутной истории в открытых источниках найти не удалось.

Для расширения и модернизации «Олимпийца» необходимо было приобрести землю, однако дальше что-то пошло не так
Для расширения и модернизации «Олимпийца» необходимо было приобрести землю, однако дальше что-то пошло не так (фото: olympiets.ru)

ПОДПИСИ НЕТ, А ДОКУМЕНТЫ УНИЧТОЖЕНЫ

Так или иначе, провал проекта аукнулся в Казани. Татфондбанк считает, что вышеупомянутая компания Brass Holdings Limited выступала по кредиту, взятому на расширение «Олимпийца», поручителем. После того как ЮВК-2000 не смогла оплатить долг, татарстанский банк списал со счетов офшора $36 млн. и почти 150 млн. рублей. Возврата именно этой суммы плюс процентов и решила теперь добиваться компания Brass Holdings Limited.

Татфондбанк в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» сообщил, что офшор был уведомлен об изменениях его банковского счета в 2008, 2010 и 2011 годах, соответственно, тогда и произошли списания. На суде юристы банка упирали на то, что все мыслимые сроки давности давно прошли, а истец почему-то ждал несколько лет, прежде чем предъявить свои претензии.

Ответ представителя Brass Holdings Limited на это был поистине удивительным. Он заявил, что компания узнала о списании столь крупных сумм только в прошлом году. Столь долгий срок истцы объясняют тем, что аудиторам их компании в течение нескольких лет не давали знакомиться с данными по счетам в Татфондбанке. Также одна из причин обращения в суд — смена владельцев Brass Holdings Limited. По словам юристов, новые собственники, проведя проверку, установили эти факты.

Ранее офшор был акционером «АК БАРС» Банка, который раскрыл информацию о прежних бенефициарах: на 2010 год ими являлись Рашит Губайдуллин (99,5%) и его сын Альберт (0,5%). Впрочем, на вопрос юристов ТФБ о том, кто был учредителем офшора (с явным намеком на Губайдуллина), представитель Brass Holdings Limited ответил просто: «Не владею данной информацией». Не назвал он и новых конечных собственников, т. к. сейчас они скрыты за другим офшором — Kwami Holdings Limited.

Известно, что Роберт Мусин и Ринат Губайдуллин, младший брат собственника офшора, в ту пору еще были равными партнерами и совладельцами группы Татфондбанка. Сам Рашит Губайдуллин до 2010 года был первым зампредом банка «Зенит». Более того, до 2005 года Губайдуллин-старший входил в состав наблюдательного совета «АК БАРСа» во главе с Мусиным, а тот, в свою очередь, возглавлял совет директоров «Зенита». После того как планы о слиянии двух банков пошли прахом, это перекрестное представительство было упразднено, но понятно, что тесные связи сохранились.

«Татфондбанк» сообщил, что офшор был уведомлен об изменениях его банковского счета в 2008, 2010 и 2011 годах, соответственно, тогда и произошли списания
Татфондбанк сообщил, что офшор был уведомлен об изменениях его банковского счета в 2008, 2010 и 2011 годах, соответственно, тогда и произошли списания (фото: tfb.ru)

По словам представителей Brass Holdings Limited, история спорного поручительства выглядит довольно увлекательной. Якобы именно Мусин попросил Рашита Губайдуллина «поучаствовать в сделке по залоговому обеспечению клиентов Татфондбанка», в том числе и по ЮВК-2000. «Задача Губайдуллина была найти юрлицо, которое могло бы быть поручителем по данной сделке. По ЮВК-2000 нет залогового обеспечения, никаких активов не было. По сути, Губайдуллин на тот момент был больше представителем Татфондбанка, имел и их доверенность», — заявил юрист офшора. По его словам, срочный поиск поручителя был необходим в связи с требованиями ЦБ — из-за выдачи огромного необеспеченного кредита Татфондбанк якобы оказался на грани отзыва лицензии.

Для выполнения поручения ТФБ Губайдуллин срочно вылетел на Кипр, однако «миссия была провалена» — должностные лица офшора отказалось подписать документы ввиду «больших рисков». Отказ мог быть связан с тем, что документы требовалось подписать задним числом. В итоге Губайдуллин подписал договоры сам, причем, по словам представителей Brass Holdings Limited, значительно позднее даты, которая там стоит и только для того, чтобы показать их регулятору.

В суде Brass Holdings Limited попытался было вовсе дистанцироваться от Губайдуллина, заявив, что требует аннулировать 6 договоров поручительства, заключенных им от имени офшора с Татфондбанком. Якобы сделка была совершена «в ущерб представляемого». «От господина Губайдуллина объяснения поступили только в феврале, мы понимаем, что он действовал с превышением своих полномочий в ущерб интересам организации», — заявил юрист офшора. На это Татфондбанк заявил, что у Губайдуллина была генеральная доверенность, подтверждающая право на совершение любых без исключения сделок от имени компании, и ее правомочность установлена уже в нескольких решениях судов по параллельным спорам.

Тогда истец выдвинул другой аргумент: якобы в реальности подписано было лишь два из шести договоров, причем две трети средств было списано именно на основании не скрепленных рукой Губайдуллина документов. Судья Алсу Хуснутдинова продемонстрировала присутствующим, в том числе и корреспонденту «БИЗНЕС Online», последнюю страницу договора, где вместо положенных подписей двух сторон фигурирует лишь одна подпись — со стороны Татфондбанка. В ответ на это юристы Татфондбанка заявили: «Считаем, что сделки были заключены». На это представитель Brass Holdings Limited со смехом произнес, что получил ответ на свой вопрос.

Однако на следующем заседании банк уточнил свои доводы и заявил, что... документация была уничтожена в связи с истечением сроков хранения, которые составляют пять лет. А списание денег, как мы помним, произошло еще в 2008 году. Таким образом, подтвердить наличие подписи Губайдуллина сейчас нечем, но и хранить бумаги столько времени банк действительно не был обязан.

Роберт Мусин
Кипрский офшор Brass Holdings Limited предъявил Татфондбанку Роберта Мусина требования на 4,4 млрд. рублей

КАК МУСИН РАЗОРЯЛ ОФШОР ГУБАЙДУЛЛИНА

Ранее Brass Holdings Limited довольно часто фигурировал в серии судебных споров, разгоревшихся после того, как между партнерами Мусиным и Губайдуллиным разгорелся острый конфликт.

Так, в 2011 году Татфондбанку удалось выиграть иск по взысканию солидарно с Brass Holdings Limited и Рашита Губайдуллина $17 млн. долга и процентов. Также в пользу банка был взыскан заложенный участок в 165 тыс. кв. м недалеко от поселка Васильево. На что был взят кредит, в документах суда не указывалось. В 2012 году арбитраж взыскал с Brass Holdings Limited в пользу Татфондбанка 135 млн. рублей долга и процентов из-за того, что Губайдуллин взял в банке кредит в размере 147 млн. рублей (офшор выступил поручителем), но долг так и не выплатил.

Пару лет назад между сторонами также разгорелся спор за три самолета Ту-154М. Как следует из материалов суда, компания Brass Holding Limited владела воздушными судами, которые передала в доверительное управление туркомпании «Ваш туроператор». ООО «Ак Барс — Авиа Ал», зарегистрированное на некоего Александра Корчагина, потребовало взыскать самолеты в рамках исполнительного производства и признать сделку с ООО «Ваш оператор» недействительной, однако это не удалось. Отметим, что компания «Ак Барс — Авиа Ал» была создана в 2004 году и закрыта в июле 2015 года.

Судился с Brass Holdings Limited и группа «АК БАРС» Банка. В 2010 году «Ак Барс Лизинг» потребовал у офшора вернуть долг с процентами в размере $10,4 млн., обратив взыскание на залог в виде 0,94% акций «АК БАРС» Банка оценочной стоимостью 391,7 млн. рублей. Всего же в собственности у офшора тогда было 1,68% акций банка на 473,5 млн. рублей.

Ринат Губайдуллин
Ринат Губайдуллин изо всех сил пытался избежать процедуры банкротства

РИНАТУ ГУБАЙДУЛЛИНУ ПРИПОМНИЛИ ДОЛГИ НА 778 МЛН. РУБЛЕЙ

Но почему компания Brass Holdings Limited вновь напомнила о себе именно сейчас? Не исключено, что это как-то связано с возобновившейся атакой кредиторов против Рината Губайдуллина. Напомним, что в январе этого года татарстанский арбитраж признал его несостоятельным как физическое лицо и ввел в его отношении процедуру реструктуризации долгов. Суд также назначил Губайдуллину финансового управляющего — члена СОАУ «Альянс» Евгения Борисова, которому банкрот должен передать опись своего имущества и продумать схему рассрочки выплаты долгов. Инициатором банкротства выступила дочерняя структура холдинга «Ак Барс» — ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс», которая потребовала с должника 215 млн. рублей.

Как следовало из материалов судебного заседания, Ринат Губайдуллин изо всех сил пытался избежать процедуры банкротства. Вначале он инициировал подписание мирового соглашения с кредитором. По словам юристов обеих сторон, такая возможность действительно обсуждалась. Однако буквально в день вынесения решения мировая сорвалась и банкротство стартовало. Не согласившись с судебным решением, Губайдуллин подал на него апелляцию, но суд ее отклонил.

Между тем, как следует из материалов судебной картотеки, претензии кредиторов начали нарастать как снежный ком. Так, в марте вступить в реестр кредиторов Рината Губайдуллина пожелал Россельхозбанк, предъявив к возврату 481 млн. рублей. За ним последовал банк «Зенит», выставивший требования на 82 млн. рублей. Свои пять копеек добавила федеральная налоговая служба, заявившая, что Губайдуллин должен ей смешные 1,8 тыс. рублей. Все три иска пока рассматриваются в судах.

Таким образом, претензии к экс-депутату Госдумы — пока еще не подтвержденные официально — уже выросли до 778 млн. рублей, и это не предел — реестр кредиторов еще только формируется. На этом фоне или сами Губайдуллины, или таинственные новые собственники, которым они передали свою прежнюю кубышку, могли решить, почему бы не попытать счастья?

Пока что, впрочем, не совсем удачно: 1 апреля 2016 года иск Brass Holdings Limited был отклонен, но по формальным обстоятельствам. Заявитель подал ходатайство об изменении предмета и основания иска: вначале он требовал аннулировать договоры поручительства и вернуть незаконно, по его мнению, списанные деньги, потом уменьшил исковые требования в части процентов и одновременно потребовал возврата всей суммы в качестве уже неосновательного обогащения. Суд в удовлетворении ходатайства отказал. Впрочем, в картотеке арбитражей уже появился новый переформулированный иск о возврате неосновательного обогащения в 4,5 млрд. рублей.

Так что война в самом начале, а суд уже поддержал требование истца пригласить в качестве третьей стороны для дачи показаний самого Рашита Губайдуллина, который при желании может рассказать массу интересного.