Ринат Абдуллин (на переднем плане) и Денис Щерба (второй справа; фото: chelny-biz.ru)
Ринат Абдуллин (на переднем плане) и Денис Щерба (второй справа; фото: chelny-biz.ru)

ДИРЕКТОР И ПРЕДСТАВИТЕЛЬ В МЭРИИ НЕ ПОЯВЛЯЛИСЬ, А ЗАЯВЛЕНИЕ ОТ НИХ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИ

В Набережночелнинском городском суде накануне продолжилось рассмотрение иска прокуратуры к исполкому. Причина спора — формулировка, с которой был уволен замруководителя исполкома по строительству Денис Щерба. Напомним, официально он ушел с занимаемой должности по собственному желанию. Надзорный же орган настаивает, чтобы в трудовой книжке у него была запись «в связи с утратой доверия». Поводом для разбирательства стал скандал, связанный с выдачей исполкомом разрешения на строительство завода ООО «Азия Ломаж Компани». На прошлом заседании судья Муршида Хасанова приняла решение объявить в процессе перерыв, чтобы вызвать свидетелей. В частности, речь шла о директоре компании, из-за которой сыр-бор, Садриддине Аширматове и бывшем деловом партнере Щербы по компании «Энергострой-Н» Александре Евдокимове — экс-гендиректоре, а ныне председателе совета директоров «КамГЭСэнергостроя». Оба на заседание явились.

Но сначала представитель прокуратуры Ленара Галимарданова подтвердила исковые требования: изменить формулировку в связи с тем, что Щерба нарушил сроки выдачи ООО «Азия Ломаж Компани» разрешения на строительство. По мнению надзорного органа, заявление об этом инвестор из Узбекистана подал еще 14 августа 2015 года, а на руки получил документ только 11 сентября. Причем, как считают в прокуратуре, чиновник умышленно затягивал процесс, преследуя свою личную или косвенную заинтересованность. Последняя заключалась в том, что чиновник якобы выдал документ только взамен обещания Аширматова «поработать с его подрядчиками». Выгоду от этого могли получить упомянутый Евдокимов, в фирме которого Щерба был соучредителем до перехода на муниципальную службу, и школьный товарищ чиновника Ильнар Шакирзянов, занимающий руководящие должности в компаниях «Стройснаб» и ООО «ПКФ Энергострой», «дочке» «Энергостроя-Н». Кстати, последнюю фирму ныне возглавляет Руслан Багманов, родственник Щербы. «Таким образом, были нарушены условия оказания муниципальной услуги, — сделала вывод Галимарданова. — В свою очередь, это могло сказаться на деловой репутации органов местного самоуправления».

На вопрос юриста исполкома о том, каким образом была установлена дата подачи заявления 14 августа, ответил другой представитель прокуратуры Михаил Медведев. По его словам, к такому выводу надзорный орган пришел, суммировав все данные: показания свидетелей, а также то, что, согласно журналу выдачи пропусков в мэрию, представитель ООО «Азия Ломаж Компани» Денис Моськин не появлялся в исполкоме с 14 августа по 10 сентября прошлого года, соответственно, документы он предоставил до этого периода, а Аширматов и вовсе находился за пределами РФ.

Сторона ответчика иск по-прежнему не признает в полном объеме. Юрист исполкома ссылается на журнал входящей корреспонденции управления архитектуры и градостроительства, где есть запись, согласно которой заявление было подано только 28 августа. Полный же перечень документов «донесли» лишь 1 сентября, а разрешение на строительство было подписано руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным 7 сентября. То есть все установленные сроки соблюдены. Кроме того, юрист считает, что факт навязывания услуг генподрядчика сотрудником исполкома для «Азия Ломаж Компани» не доказан, и добавляет, что по результатам проверки, проведенной следственным комитетом по данному факту, принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. «Мы настаиваем, что формулировка увольнения «в связи с утратой доверия» применяется на усмотрение работодателя, — резюмирует юрист. — Она подразумевает систематичность нарушений, их количество, последствия и так далее. В данный момент эти факты не установлены, в связи с чем мы считаем требования прокуратуры необоснованными».

Садриддин Аширматов (фото из публичного аккаунта в соцсети Facebook)
Садриддин Аширматов (фото из публичного аккаунта в соцсети Facebook)

«ПУТИН ИНВЕСТИЦИИ ПРИВЛЕКАЕТ, А ЧИНОВНИКИ НИЧЕГО ОБЪЯСНИТЬ НЕ МОГУТ»

Далее был допрошен основной свидетель по данному делу Аширматов. Он рассказал, что изначально «Азия Ломаж Компани» собиралась строить завод в ОЭЗ «Алабуга», с администрацией которой переговоры велись 4 месяца в конце 2014 года и начале 2015-го. Фирма была зарегистрирована 15 февраля 2015 года с уставным капиталом в 12 млн. рублей. «Мы хотели построить предприятие по переработке эфирных фракций, — пояснил бизнесмен. — Мы знаем, что в Татарстане есть гидролизный завод, у которого есть отходы. Эти отходы мы хотели глубоко перерабатывать для получения технического спирта. С его использованием хотели производить незамерзающую жидкость, растворители, другую бытовую химию».

Но когда уже, казалось бы, все вопросы были решены, в ОЭЗ неожиданно заявили, что не могут разместить предприятие узбекского инвестора, так как продукция — технический спирт — является подакцизной. «Как так — мы же четыре месяца переговоры вели, у нас конечная продукция не спирт, а бытовая химия, — возмутился в суде Аширматов. — У нас инвестиции в 330 миллионов рублей. Мы думали, что Путин инвестиции привлекает, а они (чиновникиприм. ред.) не знают, как правильно объяснить. В итоге нам сказали, что нельзя в ОЭЗ размещаться».

Тогда разочарованные Елабугой инвесторы решили присмотреться к Набережным Челнам. В автограде Аширматов встретился с владельцем индустриального парка «Челны» Алексеем Мироновым. Тот пообещал, что, если «Азия Ломаж Компани» разместится на его площадях, у них будут преференции и освобождение от налогов. Компания заключила договор с ООО «ЭГК-Проект» (входит в разорившуюся группу «Энергогазкомплект» Игоря Ахмадеева) на разработку проекта завода. За услуги партнерам, как уточнил Аширматов, было уплачено 6 млн. рублей. В начале августа инвестор и руководитель проектной организации Моськин сходили в мэрию и узнали, какие документы нужно приложить к заявлению на получение разрешения на строительство. После чего Аширматов спокойно уехал в Узбекистан, оформив на партнера доверенность представителя своей компании. «Нам в исполкоме сказали, что в течение 10 дней оформят разрешение, — рассказывает бизнесмен. — Я через 10 дней звоню, Денис [Моськин] говорит, что еще не выдали, сказали еще через несколько дней прийти. Еще через 10 дней звоню. Он говорит, что опять не выдали разрешение, в чем проблема — не знает. Сам, говорит, приезжай, разбирайся».

Инвестор прилетел в Челны и вместе с Моськиным опять наведался в мэрию 10 сентября 2015 года. Им в управлении сказали, что надо зайти к Щербе. «Мы с ним познакомились, он сказал, что пакет наших документов ему еще не заносили, — рассказал суду Аширматов. — А потом спросил, есть ли у нас генподрядчик. Я ответил, что мы в поиске, но вот есть «ЭГК-Проект», может, с ними и поработаем. Денис Валерьевич [Щерба] сказал, что это дорогая компания. Написал на бумажке что-то и передал мне. Я для себя переписал: номер телефона и имя Ильнар Шакирзянов, — тут бизнесмен продемонстрировал копию «рекомендации» Щербы и позже передал судье. — Позвоните, говорит, ему, а сегодня вечером или завтра утром разрешение будет».

Алексей Миронов (справа; фото: chelny-biz.ru)
Алексей Миронов (справа; фото: chelny-biz.ru)

А НУЖНО ЛИ БЫЛО РАЗРЕШЕНИЕ?

Утром бизнесмен действительно получил нужную бумагу с напутственными словами Щербы: «Вы обещали позвонить Ильнару». При этом Аширматов обратил внимание, что подпись на документе стоит задним числом — от 7 сентября. Бизнесмен связался с «рекомендованным генподрядчиком» Шакирзяновым, но у того заболел ребенок, и он не мог встретиться с заказчиком, чтобы обсудить дела. Тогда «Азия Ломаж Компани» заключила договор с другой фирмой, начались работы на объекте. А 18-го числа Аширматов нанял главного инженера компании. И тот сразу заявил директору фирмы, что... разрешение ему вообще не требовалось получать. Позже бизнесмену это же подтвердили и в местном отделе Росстройнадзора. Причина в том, что объект, на территории которого планировал строиться новый завод, а точнее индустриальный парк «Челны», уже введен в эксплуатацию. Работы «Азия Ломаж Компани» здесь подпадают уже под категорию «техническое перевооружение», на которое отдельное разрешение получать не требуется. Необходимо только свои действия согласовать с арендодателем. «Почему мне никто ничего не сказал в исполкоме? — сокрушался Аширматов. — Почему оттуда никто на объект не выезжал? Я только время потерял! Меня почему-то повели неправильным путем».

Впрочем, мнения по данному вопросу разделились. И Щерба, и Евдокимов, которых смело можно назвать экспертами в строительной отрасли, сошлись во мнении, что разрешение все же надо было получить. «Это же не стенку из гипсокартона передвинуть, — пояснил Щерба. — При строительстве завода меняются характеристики объекта, нагрузочные показатели меняются и так далее».

«Если бы не затрагивались несущие конструкции, тогда да, можно было бы работать без разрешения, — поддержал экс-партнера Евдокимов, — а так как там строили... Нужно разрешение оформлять. Иначе потом возникнут проблемы по вводу объекта в эксплуатацию».

«Не возникнут, — отреагировал Аширматов, — мы уезжаем отсюда». Кстати, с Евдокимовым узбекский бизнесмен встречался ранее на своем объекте. Перед этим ему позвонил Щерба и уточнил, встречался ли он с Шакирзяновым. Получив отрицательный ответ, сообщил: «Сейчас тебе от меня позвонят». И позвонил не кто иной, как Евдокимов. Встретились с Аширматовым уже на объекте последнего. Евдокимов, по словам бизнесмена, представился: «Я от Дениса Валерьевича [Щербы]». Челнинец предложил инвестору свои услуги генподрядчика на случай, если Аширматов планирует реализовывать в автограде другие проекты. Тогда, кстати, они у «Азия Ломаж Компани» действительно были. Теперь, как сообщил бизнесмен корреспонденту «БИЗНЕС Online», компания сворачивает всю деятельность в Челнах. А после встречи с Евдокимовым Аширматову позвонил Щерба. «Я не хочу здесь весь разговор приводить, — сказал бизнесмен, давая понять, что беседа была жесткой. — Смысл был такой: «Ты еще придешь ко мне». Что я его обманул, не поработал с его подрядчиком».

Александр Евдокимов (фото: nabchelny.ru)
Александр Евдокимов (фото: nabchelny.ru)

Евдокимов, кстати, отрицает, что поехал на встречу с Аширматовым с однозначной целью стать его генподрядчиком. Причину он объяснил так: «Я Щербу рекомендовал исполкому на должность заместителя руководителя и нес за него ответственность. Мы договорились, что, если нужен будет совет или консультация, я всегда помогу. Он попросил съездить на объект, посмотреть, что там да как. С какой целью — не говорил. Но мне и самому было интересно. Мы встретились с Аширматовым, хорошо поговорили, больше ничего. Я по рекомендации никогда не езжу заключать контракты. Я это не приемлю. Услуги на будущее предложил. Ну и так — помощь, если что, я ведь вице-президент союза строителей».

Далее суд перешел к исследованию материалов дела. В частности, был оглашен опрос Шакирзянова. Руководитель «Стройснаба» признает, что является бывшим одноклассником Щербы, что они регулярно встречаются, в том числе и семьями. Но в период февраля-сентября 2015 года никаких деловых переговоров не вели. Да и вообще, ни сам Шакирзянов не просил Щербу в чем-либо ему помогать, ни чиновник не предлагал ему услуг в поиске клиентов. Огласила судья и результаты проверки, проведенной следкомом, где было отказано в возбуждении уголовного дела с формулировкой «за отсутствием состава преступления».

Несмотря на то что сегодняшнее заседание длилось несколько часов, на главный вопрос, когда же было принято заявление Аширматова в управление Щербы, так и не был получен однозначный ответ, равно как и не удалось установить факт навязывания чиновником услуг «своего генподрядчика». В связи с этим судья приняла решение отложить процесс до 8 апреля. На следующее заседание будут вызваны Моськин и подчиненные Щербы, которые непосредственно принимали документы от «Азия Ломаж Компани».