Зинэтула Билялетдинов рассказал журналистам о проблемах своей команды, постоянно оговариваясь, что за деньги и хозяйство в клубе он не отвечает
Зинэтула Билялетдинов рассказал журналистам о проблемах своей команды, постоянно оговариваясь, что за деньги и хозяйство в клубе он не отвечает (фото: ak-bars.ru)

Довольно своеобразный способ подведения итогов сезона второй год подряд выбирает казанский «Ак Барс» . Отдуваться за всю команду отправляют главного тренера Зинэтулу Билялетдинова. Вот и на этот раз на протяжении нескольких часов он рассказывал избранным самим клубом журналистам о проблемах своей команды, постоянно оговариваясь, что за деньги и хозяйство в клубе он не отвечает. Тренер как умелый оратор сумел оставить многие сложные вопросы без ответа или просто ловко уходил от сложных тем. Представителей «БИЗНЕС Online» в числе приглашенных на встречу представителей СМИ не оказалось, однако мы выделили и проанализировали основные заявления наставника, которые можно назвать программными.

ЗАЯВЛЕНИЕ 1. ДАЙТЕ МНЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА!

«Вообще, такими вопросами (селекции — прим. ред) должен заниматься генеральный менеджер. У нас его пока нет. Он должен прослеживать все передвижения, перспективы игроков. Поэтому, очевидно, мы и ошибаемся. Без ошибок нигде не бывает, но при хорошей профессиональной работе их совершается намного меньше».

Билялетдинов очень осторожно и лишь косвенно затрагивал тему организации хоккейного хозяйства по ходу всей беседы. Специалист дает понять, что ему интересна только работа с командой мастеров и ничем другим он в Казани заниматься не намерен. «Моя работа — тренерская» — заявляет Билл, дистанцируясь еще и от любых финансовых вопросов. Ответом на вопрос о работе на селекционном рынке Билялетдинов убивает двух зайцев. Во-первых, он четко дает понять, что просчеты в подборе хоккеистов кроются в клубной системе, снимая с себя ответственность, а во-вторых, тренер фактически требует, чтобы в клубе наконец-таки появился официальный генеральный менеджер, который бы и занимался подбором игроков.

При этом нельзя сказать, что этой работой в «Ак Барсе» никто не занимается, нельзя. Функции главного селекционера выполнял в этом сезоне Рашид Хабибуллин, бывший генменеджер почившего в бозе пражского «Льва». Однако в казанской команде так его и не легализовали, оставив в статусе серого кардинала и помощника директора клуба. Причины непонятны. Сам Хабибуллин в интервью нашей газете заявлял, что не прочь получить в казанской команде официальную должность. Впрочем, после как раз-таки селекционных провалов в этом сезоне перспективы специалиста в Казани туманны, а директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов функции генменеджера исполнять не в состоянии — все-таки он хозяйственник, а не хоккейный профи. Источники нашей газеты говорят, что ближе всех к креслу генменеджера в «Ак Барсе» Виктор Левицкий, с которым Билялетдинов уже работал в 2004 году, когда только приехал в Казань. Но окончательного решения нет. Вообще, ситуация в российском хоккее такова, что хорошего тренера найти проще, чем достойного генерального менеджера. Жаль, что вопрос о том, кто, по мнению Билялетдинова, мог бы занять этот пост так и не был задан тренеру. Но хорошо уже то, что он сам говорит об этой проблеме вслух.

Шамил Хуснутдинов
Шамил Хуснутдинов (фото: ak-bars.ru)

ЗАЯВЛЕНИЕ 2. НЕ ПРИСТАВАЙТЕ К ЧИБИСОВУ И ИВАНОВУ

Билялетдинов много говорил персонально про игроков своей команды. Тренеру был задан вопрос о ценности двух хоккеистов, которые пришли в «Ак Барс» по ходу сезона из «Югры» — Андрея Чибисова (23 года) и Андрея Иванова (35 лет). Очевидно, что для Билла это больная тема, и он достаточно резко ответил:

«Ну что вы берете Чибисова... Взяли мальчика из молодежной лиги. Год поиграл в «Югре», потом в МХЛ. У нас были травмы. Вы посмотрите, в какой момент мы брали этих игроков. У нас появилась возможность взять Чибисова. Не надо же объяснять, что такое возможность? Вот у тебя нет ничего, а потом что-то появляется, и ты хватаешься за это. Вообще вопрос: где игроков брать? К Иванову пристали. А кого мы могли бы взять? Не будь того же Иванова, играть бы некому было!»

На этом тренер закрыл тему. При этом вопрос целесообразности приглашения этих хоккеистов в казанскую команду остался открытым. Чибисов перешел в «Ак Барс» 1 октября. За все время в казанской команде он так и не смог забросить ни одной шайбы, а за 43 игры отдал всего лишь 7 результативных передач. Билялетдинов говорит о прогрессе нападающего так, будто речь идет о 17-летнем вундеркинде, но это отнюдь не так. Его ровесник, уроженец Казани и воспитанник «Ак Барса» Данил Файзуллин был отправлен для набора опыта в «Амур», где за 36 игр набрал 10 очков (6+4). Или же в молодежном «Барсе» продолжал неплохо играть Николай Владимиров, который даже по комплекции похож на Чибисова. Однако Билялетдинов утверждает, что приглашение никому не известного и в общем среднего хоккеиста в Казани было более оправданным. Ну а появление в «Ак Барсе» Иванова, который набрал одно очко за 18 матчей, еще пару лет назад вообще было бы невозможно. Хоккеист давно едет с ярмарки — в 35 лет он просто занимал в команде место молодых игроков, которые могли бы набивать шишки во взрослом хоккее.

Примечательно, что оба сомнительных трансфера были провернуты с одним и тем же клубом — «Югрой», но этот факт никого не смутил, и тренеру дополнительные вопросов по теме задано не было. Интересно же, сколько «Ак Барс» заплатил за этих хоккеистов, которых в хоккее принято называть «пассажирами».

ЗАЯВЛЕНИЕ 3. КТО ВИНОВАТ В ТРАВМАХ?

«Меллер сделал серьезную операцию и не смог выйти на свой привычный уровень. Он после нее даже играть начал по-другому, катание изменилось. Мы его три раза проверяли — все нормально. Видимо, у него в голове что-то произошло.

А Варнаков, оказывается, весь сезон почти без плеча играл! У него была прошлогодняя травма: то приходила, то уходила. Но в конце она уже мешала ему играть. Но он терпел, выкладывался. Молодец! Сейчас ему сделали операцию — он выбыл на 4 месяца».

Перелом пальца Владимира Ткачева, полученный после удара клюшкой по рукам, можно назвать случайностью. Травму Марека Дялоги, которого ударили в колено, можно назвать несчастным случаем. Но когда в разгаре сезона в лазарете лежат по 5 - 6 игроков основного состава, это глобальная проблема. Как правило, «ломаться» перед плей-офф начинают команды, в которых были допущены серьезные ошибки при подготовке к сезону. Билялетдинов не говорит, в чем причина такой проблемы «Ак Барса», с которой сталкивается уже второй год подряд. Но, как ни крути, получается, что тренерский штаб явно не смог подготовить команду к 60-матчевому ритму сезона, а затем правильно восстановить вернувшихся в строй хоккеистов. Вопрос кто виноват в таком количестве травм и как их избежать в будущем остается открытым, его тренеру никто не задал.

ЗАЯВЛЕНИЕ 4. У НАС НЕТ «СВОИХ»!

«Мне не нравится, когда кто-то пытается нас вот так разделить, нам навредить, «потому что «свои». У нас все свои! Есть воспитанники нашей школы, а в команде все свои! Наши воспитанники, наша школа, наша команда — вот эти понятия должны быть. Не надо разрывать команду на «своих» и «чужих», иначе команды не будет».

Практика показывает, что команды не бывает там, где нет костяка. Кто был костяком «Ак Барса» в этом сезоне? Плей-офф объяснил, что именно свои — те, кто дольше других в команде, для кого «Ак Барс» не просто очередной клуб в их профиле на сайте КХЛ. 17 из 21 шайб казанской команды в Кубке Гагарина были заброшены местными — цифра говорящая. Раздражаясь из-за вопроса о «своих», тренер при этом сам рассказывает: «У нас уже три наших воспитанника в защите есть» и признается, что была поставлена задача привлекать «достаточное количество воспитанников нашей школы». Билялетдинов был первым, кто заговорил публично, от лица клуба о задаче, поставленной руководством, поэтому и вопросы о своих вполне логичны, так что с раздражением, скорее, нужно относиться к начальству, которое так «разделяет и пытается навредить». Именно местные воспитанники выстрелили, а все остальные никак себя не показали, и это еще одна причина сделать ставку на казанскую школу, которая при этом еще и выгоднее финансово. К примеру, контракт Варнакова, по некоторым данным, составляет 100 млн. рублей, недешево обходится соглашение и с Игорем Мирновым, который сел на лавку после второго матча плей-офф. Показательно, что тренеру не был задан вопрос об игре самого дорогого игрока команды Александра Свитова: в СМИ сообщали, что его контракт стоит «Татнефти» 110 млн. рублей в год. Соглашение клуба и хоккеиста завершилось, и логично, что «Ак Барс» не должен его продлевать на прежних условиях, потому что Свитов в своем нынешнем состоянии не стоит и половины этой суммы. Судьба взаимоотношений клуба и хоккеиста останется тайной как минимум до 30 апреля, когда и закончится контракт.

(фото: ak-bars.ru)

ЗАЯВЛЕНИЕ 5. ЭТО ЧУШЬ, ЧТО МЫ НЕ ЦЕНИМ СВОИХ

«Они в каком возрасте уезжают? В 16 лет! Как можно говорить, что их не берут в состав? Или они хотят, чтобы их сразу в основную команду взяли? Заиграть в команде, которая играет на чемпионском уровне, выходит в финалы, — в 16 лет это реально? О ком мы говорим? Я считаю, что это провокация. Почему они уезжают?

Проще всего плюнуть в сторону клуба: дескать, внимания не обратили. Какое тебе внимание надо? Тебя кормили, давали лед, тренировали — что еще надо? Разве это не внимание?! Ты тогда покажи себя так, чтобы тебя взяли в основу. Я в свое время Овечкина 16-летним взял. Так там было видно, что это за игрок. Доказывай на льду!»

Никаких своих ведь нет. Или все же есть? Можно запутаться.

За два года Билялетдинов привел в КХЛ четверых защитников, пару матчей провел и нападающий Артем Михеев — без сомнения, солидный результат на будущее. Но при этом Кирилл Петров оказался клубу не нужен, именно не нужен, что бы ни говорил Билялетдинов. Петров уже начал тренировки, но наставник сказал, что он не видит в команде игрока, который рвался в битву за родной клуб. 23-летний защитник Динар Хамидуллин ушел из «Нефтяника», где был лучшим игроком, в череповецкую «Северсталь», шансов в Казани ему даже не дали. Форвард Файзуллин был выменян из «Амура» и сразу уехал в Альметьевск, Динар Хафизуллин в свое время был не против вернуться в Казань, но Билялетдинов от него отказался. Сейчас Хафизуллин играет в СКА, как и Александр Дергачев из Альметьевска, который оказался не нужен Казани. Зият Пайгин уехал в «Сочи» по соглашению, напоминающему аренду, но все же ему дали возможность играть, и он доказал свою состоятельность. Так почему в «Сочи» ему доверяли, а в Казани предпочли пригласить дорогостоящего Николая Белова и непонятного легионера Уилсона? «А кто знал, что он там так заиграет?» — говорил главный тренер «Ак Барса» об успехах защитника в «Сочи». Ну да, никто не знал, хотя год назад Билялетдинов сам говорил о том, насколько Пайгин перспективен и ставил себе в заслугу, что давал ему играть. Интересно звучит фраза «Здесь другие задачи и другие требования». «Сочи», как и «Ак Барс», завершил сезон в первом раунде плей-офф, так что о задачах командных говорить не приходится. В чем же причина? Скорее, Пайгин просто не подходит Билялетдинову? Тренер не может вписать его в свою схему, не может, к примеру, давать молодому защитнику играть все две минуты большинства, как делает это тренер южан Вячеслав Буцаев.

Пример Александра Овечкина, которого в «Динамо» поднял именно Билялетдинов, здесь выполняет свою роль отлично, но только Овечкин — это талант, который появляется раз в 20 лет. Сейчас, кстати говоря, в Казани растет новая суперзвезда, которую уже называют новым Овечкиным, — это Андрей Свечников. Его старший брат, Евгений, которого также в Северной Америке считают звездой, уехал в Канаду, потому что понимал, что здесь ему ловить нечего, доказывать свой уровень нужно будет не только в «Ирбисе», но и в самом «Ак Барсе», ведь выпускать его в большинстве никто не станет, а три смены за матч — это так себе игровая практика. Понимали это и герои прошлого молодежного чемпионата мира Радель Фазлеев, и Максим Лазарев, потому и уехали, а клуб теперь за это на них обижен. Ясно осознавал, что шанса в Казани не дадут и Ринат Валиев: он совсем недавно дебютировал в составе «Торонто» у Майкла Бэбкока, который в НХЛ имеет репутацию схожу с билялетдиновской, мол, не доверяет молодым. Михаил Сергачев сейчас самый обсуждаемый российский юниор, все скауты ставят его в топ рейтинга драфта НХЛ, а ведь Сергачев тоже воспитанник «Ак Барса», хотя его история, наверное, подходит под определение Билялетдинова. Сергачев уехал в Северную Америку слишком молодым, чтобы получить шанс в «Ак Барсе», но ведь и этот отъезд неслучаен — потенциальные таланты не верят, что им дадут возможность раскрыться в «Ак Барсе» и предпочитают не терять время.

ЗАЯВЛЕНИЕ 6. МЫ МНОГО ПРОПУСКАЛИ

«Мы изначально решили, что плей-офф начнет Галимов. Все-таки с его приходом вратарская позиция стабилизировалась. Отдельные матчи у него были очень хорошие, были некоторые моменты, где он мог сыграть лучше, но решение было принято: он — номер один. Но в первых матчах, которые мы проиграли, много пропускали. Было принято решение поставить Гарипова, он сыграл хорошо».

Стабилизировалась вратарская линия или нет — вопрос спорный. Да, прекратилась чехарда, но три шайбы забросила в ворота Станислава Галимова «Лада», в матче с «Сочи» его вообще заменили, тут же была серия из пяти поражений.

При этом до последнего Билялетдинов не говорил, кто будет первым номером команды, и непонятно, от кого он скрывал эту информацию — от самих вратарей, журналистов или болельщиков. Главный спорный момент всей истории Галимова в том, был ли он так нужен команде. В принципе, он отыграл плей-офф достаточно ровно, но ничего специфического не показал, он не тащил команду. Да, в отдельных матчах регулярки Галимов казался единственными шансом «Ак Барса» в плей-офф, но он не мог вывезти победу на себе. «Сухарь» в третьем матче серии и шикарный сэйв — это все, что можно вспомнить. А заканчивал сезон вновь свой воспитанник Эмиль Гарипов, которому не доверили играть первый матч серии, но доверили играть седьмой, куда более ответственный. И сейчас непонятно, останется ли Галимов, хотя даже причина его перехода неясна и после ответа тренера.

Райан Уилсон

ЗАЯВЛЕНИЕ 7. С УИЛСОНОМ СЛУЧИЛАСЬ «КАША»

«С Уилсоном мы хотели немного другое, сохранить Денисова помешала ситуация с белорусами, которые стали считаться легионерами»

Билялетдинов признает то, что было очевидно, но многими отрицалось — канадец Райан Уилсон себя никак не оправдал. «Каша», о которой говорит тренер далее, была связана с получением визы. К тому моменту, когда защитник доехал до Казани, уже раскрылся Марек Дялога и очередной новичок был уже не к месту. В итоге канадец, пропустивший год, крайне предсказуемо не смог сходу показать, зачем его взяли, так и оставшись неубедительным игроком второй-третьей пары, занимая в составе чужое место.

Аргументация расставания с Владимиром Денисовым все же получается довольно странная. О том, что белорусских хоккеистов могут признать легионерами, было известно еще летом, окончательное решение о смене статуса спортсменов было закреплено 28 августа. 8 сентября КХЛ кое-как разрулила ситуацию, разрешив иметь в заявке на сезон хоть 10 иностранцев, лишь бы в матче было не более пяти. Первые новости о том, что Уилсон может перейти в «Ак Барс», появились 19 октября, а сам трансфер состоялся 6 ноября. Непонятно, в какой момент казанский клуб начал вести переговоры с канадцем, сам он говорил, что пытался пробиться в состав «Калгари» и ждал разрешения ситуации. Так или иначе «Ак Барс» обменял легионера на легионера. Чем Уилсон был лучше Денисова, мало кто понял, а вопроса о том, оправдала ли себя замена, на встрече не было. Итог в том, что казанский клуб выплатил компенсацию Денисову, который потом стал капитаном «Трактора» и одновременно платил деньги Уилсону, который вряд ли бы поехал в Казань на малый контракт даже при старом курсе доллара.

ЗАЯВЛЕНИЕ 8. А ЧТО С «БАРСОМ»?

Вы довольны тем уровнем подготовки молодежи, который есть в Татарстане?

— Подготовка неидеальна. При тех условиях, которые здесь созданы, хотелось бы, чтобы выход был более качественным.

Билялетдинов таким образом ущипнул клубную систему. В первый раз он это сделал, когда говорил о селекции. Тренера не устраивает уровень молодежи, которая приходит в команду, значит, что он недоволен всей вертикалью подготовки игроков, выстроенной в клубе. При этом речь, опять по неизвестным причинам, не зашла о ситуации в «Барсе». Именно по инициативе тренера команда была переведена из молодежной хоккейной лиги в ВХЛ, где играют взрослые хоккеисты с четкой задачей — прокормить свои семьи. Уровень конкуренции и борьбы в вышке значительно выше, на это и был расчет, что молодые игроки смогут быстрее прогрессировать, играя против мужиков. На деле «Барс» пока что только отнимает ресурсы — около 100 млн. рублей в год — и дал команде всего двух игроков — Дмитрия Архипова и Михеева. Возможно, что проект еще просто не реализовал себя в полном объеме и делать выводы пока что рано. Мнение тренера на этот счет узнать не удалось...

(фото: ak-bars.ru)


ЗАЯВЛЕНИЕ 9. ЗАДАЧА — ВЫИГРАТЬ КУБОК, НО РЕЗУЛЬТАТА ПОКА НЕ ЖДИТЕ

«Ак Барс» всегда ставит большие цели, и сегодня вы об этом уже тоже упомянули. Но, быть может, есть смысл открыто заявить, что сейчас клуб пытается построить команду из собственных воспитанников и пока результата не ждать не стоит?

Я соглашусь с тем, что об этом нужно говорить, но задача всегда должна стоять самая высокая. Да, где-то можно сделать шаг назад, но идти нужно к главной цели, а это — Кубок Гагарина.

Так какая же все-таки цель у «Ак Барса» на будущий сезон? Продолжить строительство новой команды или все же бороться за Кубок Гагарина? Тренер так и не дал однозначного ответа. Да, нужно говорить, что идет строительство коллектива и в таких стадиях бывают провалы, за которыми следует успех, но как долго будет идти эта стройка? Еще год или, может быть, два? Ведь уже и этим летом предстоит солидная перестройка — как минимум 8 игроков покинут команду. И все повторится вновь, а через год также в узком кругу можно будет сказать, что летом в состав влились новички и им нужно время на адаптацию. Круг можно повторять вновь и вновь...

***

P. S. «БИЗНЕС Online» предлагает главному тренеру «Ак Барса» Зинэтуле Билялетдинову и генеральному директору клуба Шамилу Хуснутдинову подвести итоги сезона не только в кругу избранных журналистов, но и ответив на вопросы своих болельщиков в формате интернет-конференции с читателями нашего издания.

Фото: ak-bars.ru, архив «БИЗНЕС Online»