Ильдар Курманов в суде появился с черной спортивной сумкой, туго набитой собранными вещами

ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО ПОСЛУ ФРАНЦИИ

В коридоре Вахитовского суда Ильдар Курманов — сын экс-министра юстиции РТ Мидхата Курманова — накануне появился с черной спортивной сумкой, туго набитой собранными вещами. Давать прогнозы по поводу приговора Курманов-младший не рискнул. Вместо этого он раздал журналистам экземпляры письма послу Франции в РФ Жан-Морису Риперу, которое успел отправить утром. В письме он заявил о необходимости принять меры по защите гражданина Франции Венсана Пьера Мари Жанти от преступлений и привлечении «Леруа Мерлен» к уголовной ответственности.

«Прошу вас, господин Жан-Морис Рипер, довести до его сведения [Жанти], что его представители совершают преступления, представляя интересы компаний группы «Леруа Мерлен», и при этом совершают действия, направленные на создание и использование устойчивых коррупционных связей, нарушающих Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при отсутствии международных коммерческих сделок», — сказано в письме.

От вступления автор письма переходит к конкретике и просит Рипера принять меры по защите законности в РФ и рекомендовать Жанти обратиться с заявлением о преступлении, предусмотренном ст. 201 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), в отношении работников ООО «Леруа Мерлен Восток» Киселенко В. А., Крепышева Н. Ю., Степановой Е. В., Мазурова И. А., Давида Глассона. В заключение обращения к послу подсудимый пишет, что рассчитывает, что настоящее обращение будет направлено в прокуратуру Франции для привлечения компании «Леруа Мерлен» к уголовной ответственности по ст. 435-3 УК Франции («Активная коррупция»).

Курманов-старший выглядел увереннее сына. От комментариев он не отказывался и настаивал на оправдании сына, надеясь на «справедливое решение суда». Впрочем, Курманов-старший не скрывал опасений, что решение может быть вынесено не в пользу сына. «Будем бороться», — резюмировал он.

Курманов-младший раздал журналистам экземпляры письма послу Франции в РФ Жан-Морису Риперу, которое успел отправить утром

7 СТАТЕЙ С ПЛЕЧ

Впервые в зале суда появилась мать Курманова — Луиза Курманова, она же учредитель ООО «СЭМ». Журналистов на заключительном заседании процесса значительно больше обычного. Звучат робкие предположения: «Быть может, условно?»

Однако хрупкие надежды стороны подсудимого рушатся, как только судья Марат Сайфуллин действия Курманова в отношении ООО «Интеллект и Право» и «Леруа Мерлен» называет обманом, а проделанную работу — «созданием видимости договорных обязательств». То, что приговор будет обвинительным, становится ясно даже пользователям Periscope, следившим за прямой трансляцией «БИЗНЕС Online». Однако из 7 заявленных обвинением статей суд признал Курманова виновным лишь по одному составу преступления — ст. 159. ч. 4 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). Любопытно, что из обвинения исключен такой признак, как использование служебного положения. Для Курмановых и его адвокатов Надежды Муратовой (появилась только на 45-й минуте приговора) и Максима Хайруллина это маленькая, но все-таки победа.

«В ООО «СЭМ» не имел служебных полномочий, включающих организационно-распределительные или хозяйственные обязанности, поэтому в этой коммерческой организации он не может быть признан лицом, использующим свое служебное положение», — заявил судья. Не нашли своего подтверждения при рассмотрении судом уголовного дела и обвинения, предъявленные по ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ст. 195, ч. 1 («Неправомерные действия при банкротстве»), ст. 201, ч. 2 («Злоупотребление полномочиями»), ст. 174.1, ч. 3, п. «б», ст. 174.1, ч. 4, п. «б», ст. 174.1, ч. 4, п. «б» («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ст. 160, ч. 4 («Присвоение или растрата») УК РФ.

Гособвинитель Айрат Атнагулов ставит карандашом минусы напротив перечисленных статей, а представителя «Интеллект и Право» Андрея Сидоренко, кажется, смущает слово «оправдан». Он хмурится.

Впервые в зале суда появилась мать Курманова — Луиза Курманова, она же учредитель ООО «СЭМ»

«ВЫ НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЛОСЬ ЗДЕСЬ»

При вынесении приговора суд учел не только тяжесть преступления, но и смягчающие обстоятельства — Курманов впервые привлекается к уголовной ответственности, имеет двух малолетних детей. «Признать виновным и назначить наказание в виде 6 лет в исправительной колонии общего режима», — наконец, огласил приговор Сайфуллин. Осужденный не дрогнул, переглянувшись с отцом. Курманов-старший снял очки и промокнул глаза платком. Присутствовавшие в зале родственники производили впечатление людей, подготовленных к такому приговору. За Курмановым остается право на реабилитацию. Кроме того, суд постановил «зачесть срок наказания в виде домашнего ареста и нахождения под стражей — с 4 марта 2014 года до 23 марта 2016 года». Получается, что, по сути, в колонии Курманов-младший задержится максимум на 4 года, а если повезет с УДО, и меньше.

Для решения второго по значимости вопроса — о возмещении 47 млн. рублей — суд направил гражданский иск для дополнительных расчетов в гражданское делопроизводство. Арест, наложенный на земельный участок Курманова и квартиру в Зеленодольском районе, судья оставил без изменений в целях обеспечения заявленного иска.

Судебное заседание закончилось, но никто, кроме Курманова-старшего (похлопал сына по плечу и вышел в коридор), зал не покинул. Мать с сожалением обняла сына. Впрочем, экс-министр юстиции РТ вскоре вернулся и вместе с сыном прокомментировал приговор.

— Восемь же обещали, так что еще мало дали, — бодрится Курманов-младший, поворачиваясь к отцу. Оба смеются.

— Зато по семи оправдали, с одной будет легче работать, — добавляет Курманов-старший, имея в виду предъявленные обвинения. Того же мнения придерживается и адвокат Муратова.

В целом вынесенный приговор Курманов-старший ожидаемо назвал вопиющим безобразием и беззаконием. «Судья признает пункт 4.2 (желающих узнать его сакральный смысл отсылаем к развернутому интервью Курманова нашему изданию), но при этом говорит, что создал видимость. Я не ожидал такого решения, думал, законность восторжествует. А как же агентские договоры за 35 миллионов рублей?» — недоумевает он в разговоре с журналистами. Однако сдаваться Курмановы не собираются, впереди «апелляция, кассация, Москва». «Вы не думайте, что решение принималось здесь, оно было принято в другом месте», — намекает экс-министр.

Сидоренко считает, что приговор объективный, хотя вопрос о банкротстве ООО «СЭМ» не оставляет его в покое. «Кто же все-таки довел до банкротства компанию? Сама себя? Хотя следует, что это дело Курманова. По справедливости он должен отвечать за свои поступки. Нам кажется, что он не может быть исправлен без изоляции от общества. Его действия говорят о том, что он ничего не понял, никаких уроков не извлек», — вынес свой приговор Курманову представитель ООО «Интеллект и Право».

Пока журналисты записывали комментарий Сидоренко, на Курманова-младшего надели наручники и вывели осужденного из зала суда. Ильдар сделал картинно-прощальный жест, произнес «До свидания!» и с сумкой через плечо покинул зал заседания.

Для решения второго по значимости вопроса — о возмещении 47 млн. рублей — суд направил гражданский иск для дополнительных расчетов в гражданское делопроизводство

«КАК НИ КРУТИ ШЕСТЬ ЛЕТ СИДЕТЬ В КОЛОНИИ ТОЖЕ НЕ СЛАДКО»

«БИЗНЕС Online» попросил известных адвокатов оценить вынесенный вердикт и его влияние на восприятие инвестклимата в Татарстане:

Лаврентий Сичинава — адвокат:

— Если исходить из санкций 159 статьи, то максимальное наказание по ней — это 10 лет лишения свободы, дали Курманову средненький срок. В делах, связанных с имущественными преступлениями, в первую очередь смотрят на возмещение ущерба. Был ущерб возмещен или нет. Понятно, что он ранее не судим. С учетом этого не скажу, что приговор жесткий, но не скажу и что мягкий. Как ни крути шесть лет сидеть в колонии тоже не сладко.

Что касается инвестиционного климата Татарстана, с одной стороны, иностранцы испугаются, но, с другой стороны, могут и расценить позитивно — компетентные органы нашли виновного, осудили, человек понес наказание. Я не думаю, что у потерпевших была цель посадить человека, у них цель была получить деньги. Ну отсидит он, а деньги-то не возвращены.

Владимир Гусев — адвокат:

— Приговор очень суровый. 6 лет по части 4 статьи 159 — это наказание выше среднего, особенно учитывая, что нижнего предела наказания эта статья не имеет. Хочется верить, что суд проверил все обстоятельства и не было место судебной ошибке. Но я думаю, что Курманов в любом случае в апелляционном порядке будет обжаловать это решение. А мы, к сожалению, не можем судить о доказанности или недоказанности. Но с позиции его защиты дело должно рассматриваться в рамках гражданско-правового спора.

Эдуард Иванов — адвокат:

— Я всегда считаю, что суд выносит не адекватный приговор, а приговор взвешенный. На инвестиционный климат это никак не повлияет. Любой инвестор, бизнесмен прежде всего думает о собственной выгоде и рассматривает отдельный конкретный проект, в который он собирается вложить деньги. Принесет ему этот проект выгоду или нет? Получит он желаемую прибыль или нет? Об этом он думает. А не том, кто и за что осужден. Хищения совершаются во всех странах без исключения. Кого это останавливает? Что, в США не совершают преступления? Совершаются, в том числе путем мошенничества.

В колонии Курманов-младший задержится максимум на 4 года, а если повезет с УДО, и меньше

КАК «ДЕЛО «ЛЕРУА МЕРЛЕН» ПРЕВРАТИЛОСЬ В «ДЕЛО ИЛЬДАРА КУРМАНОВА»

Напомним, история уголовного дела Ильдара Курманова началась в декабре 2011 года. По версии следствия, Ильдар Курманов использовал свое служебное положение и, злоупотребляя доверием представителей «Леруа Мерлен», заключил договоры по оказанию консультативных услуг и проведению строительных работ, связанных с подключением строящегося торгового центра на проспекте Амирхана к электрическим и тепловым сетям. При этом Курманов получил в качестве аванса более 47 млн. рублей, якобы в связи с оплатой работ по договорам. В обеспечение своих обязательств сын экс-министра юстиции РТ согласился предоставить банковскую гарантию на сумму 27 млн. рублей.

По данным правоохранительных органов, с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года Курманов, не предоставив банковские гарантии и не выполнив договорных обязательств, использовал полученные от ретейлера деньги по своему усмотрению. При этом, создавая видимость исполнения взятых на себя обязательств, он подготовил проектную документацию, затратив около 600 тыс. рублей.

Гособвинение просило для Курманова 8 лет колонии общего режима и 1 млн. рублей штрафа. По мнению старшего помощника прокурора Вахитовского района Атнагулова, среди 8 эпизодов преступления, вменяемых подсудимому, 7 — особо тяжкие, поэтому исправление подсудимого возможно «в условиях изоляции от общества».

За три года, в течение которых «БИЗНЕС Online» следил за развитием событий, акценты сместились, и «дело «Леруа Мерлен» превратилось в «дело Ильдара Курманова» во многом благодаря заявлениям подсудимого в зале суда и полному отрицанию обвинений. Сын экс-министра юстиции РТ так и не признавал вину — свои интересы в суде защищал он не только при помощи адвокатов Муратовой и Максима Хайруллина, но и самостоятельно. Его выступления отличались эксцентричностью и часто переходили в пререкания с судьей, которого он просил отвести.

В последнем слове Курманов-младший ссылался на слова президента РФ Владимира Путина о дубине в виде уголовного преследования. По его мнению, именно так можно охарактеризовать судебный процесс, главным героем которого он стал. Вину свою осужденный так и не признал и просил свободы себя не лишать.

По версии, изложенной Мидхатом Курмановым в интервью «БИЗНЕС Online», юристы «Леруа Мерлен» вели двойную игру, а гендиректор «Леруа Мерлен Восток» Венсан Жанти до сих пор не в курсе происходящего. По словам Курманова, его сын полностью выполнил обязательства перед «Леруа Мерлен», обеспечив корректировку техусловий, выданных «Леруа Мерлен», на подключение к инженерным сетям. Так, например, первоначально они предусматривали перекладку 370 м труб диаметром 70 см по улице Чистопольской через проезжую часть в проходном канале с затратами в 50 - 80 млн. рублей, а Курманову-младшему путем переговоров удалось этот пункт исключить. После этого представители «Леруа Мерлен» воспользовались согласованным Курмановым-младшим проектом по теплоснабжению здания на проспекте Амирхана и рабочей документацией, заключили договор на строительно-монтажные работы с другой фирмой — «Фортэкс», которая и произвела работы по проекту Ильдара.


Вдобавок, по словам экс-министра, представитель компании «Интеллект и Право» и координатор стройки от «Леруа Мерлен» Евгения Степанова на следующий день после получения согласованного проекта обратилась в полицию с заявлением в адрес Курманова. Женщина обвинила его в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), однако в возбуждении уголовного дела ей было отказано. Вслед за этим разбирательство перетекло в Арбитражный суд Москвы втайне от Курманова-младшего. Воспользовавшись тем, что судебный процесс о взыскании 47 млн. рублей прошел без участия Ильдара (уведомления о заседаниях не доставлялись до адресата — фирма ООО «СЭМ» находится в промзоне на улице Аделя Кутуя, 86прим. ред.), истцы выиграли процесс и настояли на банкротстве фирмы Курманова.

После этого в адрес президента РТ Рустама Минниханова было направлено письмо от имени гендиректора ООО «Леруа Мерлен Восток» Венсана Жанти с просьбой оказать содействие в возврате денег. После этого проверку обстоятельств дела провело антикоррупционное управление Марса Бадрутдинова, а прокурор РТ Илдус Нафиков настоял на возобновлении расследования дела. После встречи с президентом РТ Мидхат Курманов подал заявление об отставке с поста министра юстиции РТ.

Представители потерпевшей стороны компании ООО «Интеллект и право» Артем Пацев и Андрей Сидоренко от общения с журналистами никогда не отказывались. По мнению Пацева, Курмановы сами довели дело до уголовного процесса. «Исключение пункта 4.2», которое так часто упоминали оба Курманова в качестве доказательства выполнения работ по договору, как заявил адвокат, не стоило им ничего, поскольку пункт изначально был незаконно включен в технические условия. «Допрошенный руководитель предприятия, выдающего технические условия, ошибочно включил пункт 4.2. Он признал, что не имел права такие расходы возлагать. Эти условия он как ошибочные и вычеркнул», — разъяснил Пацев «БИЗНЕС Online».

Юридический директор «Леруа Мерлен» Виктор Киселенко также заявлял, что ООО «СЭМ» в течение длительного времени даже не начало закупку ни материалов, ни необходимого оборудования, несмотря на то что авансовые платежи по договорам подряда были оплачены в полном объеме. Вследствие этого и возникло подозрение, что у компании ООО «СЭМ» вообще не было намерения выполнять обязательства по договорам.

Между тем незадолго до вынесения приговора стало известно, что следственный комитет проведет проверку по заявлению Курманова о фальсификации доказательств представителями «Леруа Мерлен». Мещанский райсуд Москвы удовлетворил жалобу сына экс-министра юстиции Курманова на отказ Мещанского межрайонного следственного управления ГСУ СК РФ по Москве провести проверку по заявлению о фальсификации доказательств представителями «Леруа Мерлен».

Таким образом, сериал «дело Ильдара Курманова» продолжится и после приговора.

Читайте также:

Спецпроект: «Дело Курманова»