Один из тендеров предусматривает аренду Mercedes для обслуживания депутата Госдумы от РТ Александра Сидякина стоимостью 1,2 млн. рублей на год (около 100 тыс. рублей в месяц)
Один из тендеров госзакупки предусматривает аренду Mercedes для обслуживания депутата Госдумы от РТ Александра Сидякина стоимостью 1,2 млн. рублей на год (около 100 тыс. рублей в месяц)

«ЗАКУПКУ, ПОНЯТНОЕ ДЕЛО, ПОТРЕБУЕМ ОТМЕНИТЬ»

Известный оппозиционер Алексей Навальный заинтересовался госзакупками минюста Татарстана. Там он обнаружил нецелевое использование средств и материал для возбуждения уголовного дела. Один из тендеров предусматривает аренду Mercedes для обслуживания депутата Госдумы от РТ Александра Сидякина стоимостью 1,2 млн. рублей на год (около 100 тыс. рублей в месяц).

«Может, и мелочь, а прямо кипит все внутри. Уж больно депутат это специфический. Вот прям хочу, чтоб все этот пост почитали и распространили», — пишет Навальный на своем сайте. Далее он рассказывает, чем, по его мнению, знаменит Сидякин, и упоминает поездку в Антарктиду, которая обошлась в десятки тысяч долларов, «но он смог себе это позволить» (Сидякин, напомним, задекларировал годовой доход в 5,8 млн. рублей). Кроме того, оппозиционер напоминает о том, что депутат стал «инициатором и главным лоббистом одного из самых отвратительных законов, принятых нынешней Думой, — закона об уголовном наказании за нарушения на пикетах и митингах. Вышел три раза человек с плакатиком — полиция посчитала это нарушением, и его в тюрьму. Настоящую тюрьму, а не административный арест».

Далее основатель фонда борьбы с коррупцией переходит к сути. «Впридачу к зарплате 500 тысяч в месяц, командировочным, бесплатным билетам, жилью и спецбуфету мы должны именно эту «крутую тачку» Сидякину оплатить. Иначе он не может. Понимаете теперь, зачем ему надо сажать всех, кто имеет независимое мнение? Вот для того, чтоб про Mercedes его никто не заикался», — смакует Навальный.

На сайте госзакупок действительно опубликован тендер от 9 марта с формулировкой «Аренда автотранспортного средства, связанного с обеспечением выездных мероприятий депутата Государственный Думы шестого созыва Федерального Собрания РФ Сидякина А. Г.». В госконтракте указаны не только марка и тип транспортного средства, но даже регистрационный знак. Контракт действует до декабря 2016 года, хотя срок депутатских полномочий в Госдуме этого созыва у Сидякина истекает в сентябре этого года. Победитель тендера — ООО «Лайфтур».

В контракте с фирмой указано, что указанная сумма в 1,2 млн. рублей является лимитом финансирования. А оплата по контракту производится по выставленным счетам ежемесячно.

.
Алексей Навальный обнаружил нецелевое использование средств

«В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАВАЛЬНОГО ДЕПУТАТ, НАВЕРНОЕ, ДОЛЖЕН В ЛАПТЯХ ХОДИТЬ И СПАЛЬНОМ МЕШКЕ СПАТЬ, НО...»

Сидякин объяснил «БИЗНЕС Online», что фактически оплачивается далеко не вся сумма, упомянутая в госзакупке: «Схема следующая. Минюст в рамках обеспечения деятельности любого депутата от республики выделяет ежемесячно такую сумму — исходя из 792 рублей в час. В принципе, можно арендовать любой автомобиль, но часовая аренда того же такси может стоить дороже. Эта сумма никогда не расходуется целиком. Например, за январь за пределами праздничных дней транспортные расходы по республике составили 12 тысяч рублей. В феврале сумма будет больше, я в республике проводил больше времени. В марте тоже больше, в апреле, может быть, и меньше. И оплата идет по факту, в договоре прописывается максимальная сумма. Но ты же не все время находишься в Казани!»

Две недели депутат проводит в своем регионе, еще две — в Москве, в стенах парламента, объяснил он. Вот на время работы в регионе и закрепляется автомобиль. В 792 рубля почасовой оплаты входит аренда машины, топливо и расходники, зарплата водителя, страховки и т. д. Машина, которой пользуется Сидякин, 2007 года выпуска. Почему джип? Ездить приходится в районы, поэтому машина должна иметь достаточную проходимость, не застревать в распутицу. «Условно говоря, свежий Ford или Skoda Octavia будут еще и дороже, такси тоже обойдется дороже», — отмечает депутат. Причем транспортное обслуживание осуществляется в рамках закона независимо от партийной принадлежности для всех депутатов. Так что оправдываться не за что — закон нигде не нарушен, считает наш собеседник.

Чтобы увеличить, нажмите


«В представлениях Навального депутат, наверное, должен в лаптях ходить и спальном мешке спать. Можно же и на электричке ездить. Но вопрос ведь не в этом, а в соблюдении закона. В 1993 году принят закон о статусе депутата, не я это придумал, он действует для всех 450 депутатов. Я не знаю, как это устроено в других регионах, а в Татарстане все депутаты, которые представляют республику, независимо от партийной принадлежности, этими гарантиями вправе пользоваться», — уверен думец.

То, что своей мишенью Навальный выбрал именно Сидякина, депутат объясняет особо пристальным вниманием со стороны оппозиционера к своей персоне. «В своем блоге он же написал: автор закона о митингах и так далее, — напомнил наш собеседник. — И потом, у него патологическое внимание ко мне. Все эти годы он тщательно исследует мою биографию, проверяет диссертацию, пытается что-то найти. Мы с ним оппонируем друг другу и в политической повестке, и в Twitter пикируемся!»

.
Своей мишенью Навальный выбрал Сидякина, потому что он «автор многих резонансных инициатив, которые бьют по оппозиции»

МАШИНЫ ДЛЯ ТИМУРА АКУЛОВА, ИЛЬДАРА ГИЛЬМУТДИНОВА, РИШАТА АБУБАКИРОВА И ДРУГИХ ДЕПУТАТОВ

792 рубля в час для машины с водителем — много это или мало? Для сравнения приведем, к примеру, рынок аренды автомобилей (каршеринг). Взять напрокат машину класса Volkswagen Tiguan в Казани можно примерно за 60 тыс. рублей в месяц, правда, без водителя, бензина и техобслуживания, суточная аренда стоит 4 тыс. рублей. Какая-нибудь LADA Kalina обойдется в 4 раза дешевле.

Но Сидякин — не единственный депутат Госдумы от РТ, пользующийся машиной за госсчет. Покопавшись на сайте госзакупок, корреспондент «БИЗНЕС Online» с легкостью обнаружил и другие тендеры. В частности, контракт на обеспечение Сидякина автомобилем выиграло ООО «Лайфтур» с казанской пропиской. Помимо Сидякина потребности в комфортном автомобиле фирма удовлетворяет для Марата Бариева на ту же сумму — 1,2 млн. рублей за BMW X5.

Казанское ООО «Роял Хаус» гораздо удачливее в получении гостендеров на перевозки народных избранников. На счету фирмы 8 госконтрактов, и все заключены с минюстом РТ на аренду легковых автомобилей на общую сумму 15,2 млн. рублей. Примечательно, что в 2015 году передвижение депутатов Госдумы по Татарстану на съемных автомобилях обходилось бюджету гораздо дороже — 1,8 и 1,9 млн. рублей. Уже упомянутый парламентарий Бариев в 2014 году передвигался на элитном автомобиле за 1,9 млн. рублей, в 2013-м — за 1,8 миллиона. Сидякин в 2012 году пользовался услугами ООО «Роял Хаус» за 1,8 млн. рублей, в 2013-м году за ту же сумму, в 2014-м — за 1,9 млн. рублей. Директор ООО «Роял Хаус» Люция Галямова в разговоре с «БИЗНЕС Online» не смогла уточнить, на какую сумму Сидякин «наездил» в 2014 году, сославшись на коммерческую тайну.

Не брезгуют арендой автомобилей и представители других партий. В частности, коммунист Виктор Пешков в 2014 году пользовался услугами ООО «ТСК «Дизель» на сумму 1,9 млн. рублей. В том же году фирма выиграла контракт на обслуживание для коммуниста Василия Лихачева на 1,9 млн. рублей. А Альфия Когогина в 2015 году прибегла к услугам не чужого ей предприятия ПАО «КАМАЗ», которое за 1,9 млн. рублей обеспечило ей аренду 272-сильного автомобиля Mercedes-Benz S 350 4Matic.

10 февраля минюст опубликовал заявку на аренду машины для Ильдара Гильмутдинова. ООО «Капитал» предоставит депутату Госдумы от Татарстана в аренду на год автомобиль Mitsubishi Pajero 3,0 LWB с мощностью двигателя 178 л. с. Стоимость аренды в час — 750 рублей. Депутату Госдумы Марселу Галимарданову по контракту с минюстом РТ ООО «Рент плюс» предоставило Volkswagen Passat со стоимостью почасовой аренды в 561 рубль и общей ценой годового контракта в размере 883 тыс. рублей. Тимура Акулова минюст РТ обрадовал 167-сильным Mitsubishi Outlander за 1 млн. 181 тыс. рублей. За ту же сумму Радик Ильясов обзавелся персональным Mersedes-Benz E200 на время поездок по республике. Ришат Абубакиров весь год вправе кататься на Lexus RX350 с теми же условиями.

Машину за госсчет для поездок по республике используют также Айрат Хайруллин, Ирек Богуславский, Фатих Сибагатуллин, Евгений Гришин и другие депутаты ГД РФ от Татарстана. Всего их, напомним, 16 человек.

«В ТАКОЕ ВРЕМЯ ДЕПУТАТАМ СТОИЛО БЫ ПОУЖАТЬСЯ В РАСХОДАХ»

За комментариями корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам — депутатам и политикам.

Радик Ильясов депутат Государственной Думы от РТ, член фракции «Единая Россия»:

— То, что выложил Навальный, ориентировано на обывателей, которые, увидев большую цифру в расходах депутата Сидякина, сразу сделают из него врага. На самом деле аренда автомобиля лежит на плечах минюста. Это ведомство полностью контролирует путевые листы, расходы на ГСМ, страховку и прочие экспуатационные расходы. Оно не позволяет лишних и неоправданных расходов. Кстати, Mercedes Сидякина далеко не самый дорогой автомобиль, его можно назвать еще скромным. Теоретически депутат действительно может отказаться от услуг аренды автомобиля и пересесть, скажем, на такси. И это было оправдано, если бы нужно было только добраться из пункта А в пункт B. Но депутат, приехавший для работы с населением, ездит по многим городам. Ему машина нужна на постоянной основе.

Валерий Трапезников — депутат Госдумы РФ:

— Кто такой Навальный, меня слабо интересует. Какие-то конфликты с Сидякиным меня не касаются, и я даже не вдавался в подробности. Что касается аренды автомобиля, то я сам вообще езжу на автобусе и на метро. Лишь в особых случаях, например, в аэропорт, я иногда езжу на машине.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— В том, что Навальный выбрал в качестве мишени именно Сидякина, нет ничего удивительного. Он же автор многих резонансных инициатив, которые бьют по оппозиции. Навальный этим своим действием заставляет под другим углом посмотреть на все прошлые инициативы Сидякина и возможные будущие. А вообще, в текущие время, когда у народа упали доходы, депутатам, особенно таким публичным, как Сидякин, стоит поужаться в расходах.

Рушания Бильгильдеева — председатель татарстанского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

— Во-первых, хочу заметить, что работа в регионах у депутатов Государственной Думы очень напряженная. Ездить приходится очень много, причем расходы на бензин, ремонт и амортизацию могут легко перевалить за 100 тысяч рублей в месяц. Во-вторых, стоит заметить, что рабочая машина используется не только самим депутатом, но и его помощниками. Например, когда сам депутат работает в Москве, его помощники ведут активную деятельность в регионе. Это я знаю по своему собственному опыту работы помощником депутата у Хайруллина. Что касается конкретно Сидякина, то несмотря на то, что он принадлежит партии, с которой мы находимся в оппозиции, я вижу его деятельность у нас в Татарстане. Могу сказать точно, что он не сидит на месте. Нам часто на прием приходят люди, которые уже были на приеме у Сидякина. Так что я слежу за его деятельностью. А Навальному стоит просто ознакомиться с профессией депутата, прежде чем поливать кого-то грязью. Сам-то он, похоже, ничего кроме этого не делает.