.
На встречу с татарстанскими предпринимателями из Москвы приехал бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов. Как всегда, модератором встречи выступил его коллега Тимур Нагуманов

«МАКРОЭКОНОМИКОЙ ПРИДЕТСЯ ПАРТИИ ЗАНИМАТЬСЯ»

Очередное мероприятие в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» прошло сегодня в несколько необычном формате. На сей раз на встречу более чем с сотней татарстанских предпринимателей, собравшихся в конференц-зале ГРК «Корстон», из Москвы приехал уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. Как всегда, модератором встречи выступил его татарстанский коллега Тимур Нагуманов.

Уже во вступительном слове Титов обрушился с критикой финансового блока правительства России. Таким образом федеральный бизнес-омбудсмен, который пару недель назад был избран лидером партии «Правое дело», недвусмысленно заявил о своих политических амбициях. «Чисто экономические проблемы выходят на первый план в связи с ухудшением ситуации в экономке России, падением цен на нефть, нестабильностью курса рубля, снижением спроса на местном рынке. При этом финансовые власти не очень-то и помогают: их политика привела к тому, что кредиты короткие и дорогие и убивают любую надежду на экономический рост», — сказал Титов. По его словам, из-за противодействия минфина в правительстве не могут нащупать новую модель развития экономики, а старая модель уже не работает из-за дешевой нефти. «Макроэкономикой придется партии заниматься», — сказал Титов, объяснив свое намерение баллотироваться в Госдуму, откуда уже на законодательном уровне давить на правительство и лоббировать новый экономический курс.

«ТАТАРСТАН ВО ВСЕХ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТАХ ОХОТНО УЧАСТВУЕТ»

В отличие от регулярных встреч с чиновниками, где обычно обсуждались конкретные и практические вопросы и не поднимались темы, находящиеся в компетенции федеральных властей, сегодня все было наоборот. Титову чаще задавали вопросы, связанные с экономической политикой государства. Например, Фанис Ибрагимов из нижнекамской компании «Маяк-НК» заговорил о нежелании крупных компаний работать с предпринимателями на упрощенной системе налогообложения, так как они не могут получить вычета по НДС. Он напомнил, что Титов в свое время предлагал распространить налоговые вычеты на малые предприятия, работающие по «упрощенке». «Как продвигается ваша инициатива? Там говорилось о том, что два региона будут пилотными, хотелось бы, чтобы одним из них был Татарстан», — спросил Ибрагимов.

«Татарстан во всех пилотных проектах охотно участвует», — отметил с улыбкой Титов. По его словам, проблема не может сдвинуться с мертвой точки уже более 10 лет, хотя она всем очевидна. «В первый раз я о ней говорил президенту РФ Дмитрию Медведеву, в первые недели после его избрания. Но замминистра финансов Сергей Шаталов был категорически против: мы и так много преференций даем малому бизнесу, зачем ему еще и вычеты по НДС давать?» — рассказал бизнес-омбудсмен. По его словам, недавно Шаталов ушел на пенсию, заняв пост советника министра финансов РФ Антона Силуанова. У вице-премьера Игоря Шувалова было совещание, где вопрос вычетов по НДС для малых предприятий вроде бы решили, договорившись провести пилотные проекты в двух регионах: в одном по единому сельхозналогу, в другом — по НДС. «К сожалению, от минфина РФ мы обратно ничего и не получили. Хотя я считаю, что бюджету это ничего не будет стоить, наоборот, дадим компаниям возможность развиваться. К сожалению, несмотря на ясные указания Медведева и Путина, минфин свою позицию так и не поменял, — констатировал Титов. — Надеюсь, что с сентября (имеются в виду выборы в Госдуму, которые состоятся в сентябре 2016 года прим. ред.) у нас появятся другие возможности влиять на правительство, через законодательство», — вновь вывел он разговор на предвыборную тематику.

«В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМИРОВАНА НОВАЯ КОМАНДА, КОТОРАЯ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ВОПРОСАМИ»

Руководитель ООО «Юридическая компания «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин попросил Титова рассказать об основных направлениях программы «Экономика роста». Как известно, она разработана экспертами Столыпинского клуба при поддержке известного экономиста Сергея Глазьева и недавно была представлена Дмитрию Медведеву. Лидер «Правого дела» рассказал, что в программу включено 10 пунктов, направленных на рост экономики. «Главное место в программе занимает денежно-кредитная политика, мы предлагаем доводить дешевые (4 - 5%) кредиты до предпринимателей по нормальным, надежным каналам в рамках проектного финансирования. Это даст толчок развитию бизнеса, как это происходило в Китае, Японии, Южной Корее, Малайзии или Вьетнаме и так далее, — отметил Титов. — Мы должны уйти от половинчатых подходов: «Да, мы должны расти, но для нас самое главное — стабильность». Если мы рассчитываем на стабильность, то это одна позиция. Если мы ориентируемся на рост, то у нас должна быть совсем другая политика. Нужно инвестировать в будущее».

По его словам, в правительстве РФ, как в любой крупной компании, управление развитием должно быть отделено от решения текущих проблем. «В правительстве должна быть сформирована новая команда, которая будет заниматься перспективными вопросами», — заявил он. По словам Титова, через три-четыре месяца работы специальной правительственной группы, созданной по указанию Медведева, на основе «Экономики роста» будет разработана уже полноценная программа действий.

Говоря о перспективах «Правого дела», Титов согласился, что в ближайшее время эта политическая сила в России будет находиться в меньшинстве — пока не увеличится прослойка среднего класса. «Мы не жаждем крови и готовы стать конструктивной оппозицией. Мы будем использовать любые возможности, чтобы договориться», — отметил он. Позднее, в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online», Титов заявил, что надеется пройти 5-процентный барьер на думских выборах как в Татарстане, так и в целом по России. Впрочем, он не стал раньше времени раскрывать имен тех, кто будет представлять региональное отделение партии.

«МАЙДАН» В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ — НОРМАЛЬНОЕ СЛОВО»

«Слово предоставляется Марии Горшуновой, ООО «Майдан» — представил Нагуманов следующего предпринимателя, пытаясь вернуть встречу в деловой формат.

«Май-дан?» — удивленно спросил Титов, с опаской пробуя это слово на вкус, помятуя, видимо, о майдане Незалежности — символе украинских «оранжевых революций».

«Майдан» в татарском языке — нормальное слово», — успокоил его Нагуманов.

«Мой вопрос при наличии доброй воли законодателей решается быстро», — быстро проговорила Горшунова. Она рассказала, что при подаче заявления на получение или продление алкогольной лицензии часто возникает ситуация, когда налоговая инспекция отправляет справку в Госалкогольинспекцию о наличии задолженности по налогам и сборам. В большинстве случаев из-за какой-то мизерной пени в 10 - 20 рублей по просрочке уплаты основных налогов, которые невозможно оперативно отследить при подаче документов на лицензию, регулирующий орган не просто отказывает в выдаче лицензии, но и оставляет у себя госпошлину от 55 до 195 тысяч рублей. Она предложила ввести в регламенты Госалкогольинспекции возможность повторного запроса у налоговых органов справки о задолженности соискателей лицензии, после того, как станет известна ее сумма и она будет погашена.

Титов ответил, что эта тема вошла в список 234 инициатив, которые в прошлом году были представлены в докладе Путину. «Понятно, что все это технические вещи. У нас довольно много где зависят он налоговой справки — фактически при получении любой лицензии. В целом система неправильная. Но как ее решить? Практически она нерешаемая. В общем, она обсуждается...» — довольно невнятно закончил ответ бизнес-омбудсмен, несколько разочаровав Марию Горшунову.

«ИДЕЯ ПРАВИЛЬНАЯ, НО ВРЕМЯ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЫЛО ВЫБРАНО НЕУДАЧНО»

Также Титову задали вопросы о системе взимания платы за перевозку грузов по дорогам федерального значения «Платон» — есть ли шанс, что правительство отменит ее как неудавшийся эксперимент? «Сейчас система собирает в год около 12 миллиардов рублей, что составляет как раз сумму концессионного договора с оператором системы. То есть все собранные деньги идут ему, а не на ремонт дорог. Система работает сама на себя», — посетовал индивидуальный предприниматель Валерий Абрамов из объединения перевозчиков Казани.

«А вы что, хотите, чтобы сборы повысились? Тогда и на дороги денег хватит», — с юмором ответил ему Титов, напомнив, что правительство пошло навстречу перевозчикам и снизило расценки. По его мнению, «Платон» призван обелить рынок грузоперевозок, дескать, он выгоден тем перевозчикам, которые честно платят налоги, проигрывая конкуренцию серым. «Идея правильная, но время для ее реализации было выбрано неудачно, да и сама реализация оказалась плохой», — признал бизнес-омбудсмен, добавив, что точка невозврата уже пройдена. Мол, никто не будет отменять «Платон»: в него вложено много миллиардов рублей.

Также у Титова спросили о его отношении к сносу киосков в Москве — стоит ли ждать продолжения этой практики в других городах? Бизнес-омбудсмен заявил, что он противился этой зачистке, но администрация Москвы действовала излишне жестко. Он предложил предпринимателям в подобных случаях обращаться в суд за получением компенсации за незаконный снос строений и выразил надежду, что на другие города эта практика распространяться не будет. «Надеюсь, что руководители на местах будут умнее», — добавил он.

«ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МЫ УМРЕМ!»

Наконец, разбор полетов вышел на международный уровень. Ирина Купряхина из ООО «Швейная мастерская «Ирэн» пожаловалась на то, что российские швейники находятся в неравных условиях с белорусскими и киргизскими коллегами, которые у себя дома оплачивают недорогие патенты и могут устанавливать более низкие цены на свою продукцию, захватывая российский рынок. Для наших же швейников, как правило, организованных в виде ООО, патентная система налогообложения не предусмотрена.

«В швейной промышлености конкуренция совершенно нездоровая, — подтвердил Нагуманов. — Ну это же конкуренция, это рынок! А как иначе? Знаете, сколько предприятий разорилось из-за того, что они не могли конкурировать с китайскими товарами?» Он было предложил увеличить налоговые пошлины, но потом вспомнил, что в рамках Таможенного союза это сделать теперь нельзя. «Мы всегда говорили, что Таможенный союз — это проблема. У наших соседей налоги меньше, и они получают от этого конкурентные преимущества, — развел руками омбудсмен. — Вы же понимаете, что если мы установим налоговые льготы для вас, то следом подтянутся мебельщики и так далее. Надо будет всей стране менять налоговое законодательство».

«Но если ничего не предпринимать, то через несколько лет мы умрем!» — воскликнула Купряхина.

«Я понимаю», — посочувствовал бизнес-омбудсмен и предложил обратиться к программам господдержки, которые есть в минпромторге. Оказалось, что Купряхина уже получает поддержку от татарстанского министерства, однако предприятие это не спасет.

Затем последовали вопросы о внеплановых проверках на основе анонимок — модном средстве давления на конкурентов, сезонном закрытии дорог, судебном преследовании предпринимателей и т. д. Лидер «Правого дела» внимательно слушал выступающих, особо не споря и ставя резолюции типа «надо разобраться» или «будем заниматься». Подводя итоги беседы, которая все больше походила на встречу ходоков с Лениным, Титов еще раз отметил, что экономическую систему надо менять. «Сейчас, когда доходы от нефти снизились, правительству придется искать другие источники доходов. Вы вскоре почувствуете, как поменяется подход к предпринимательству», — пообещал он. Не ясным, правда, осталось, в какую сторону — или расширять налоговую базу, или драть в три шкуры с той, что есть...